В газете "Водник Карелии" от 7 августа 1973 года был опубликован снимок. На снимке запечатлен старший механик парохода "ИВАН БЕРИНГ" Михаил Петрович УСЕНКО. Под рубрикой "Правофланговые соцсоревнования" приодетый в парадный костюм Петрович что-то не совсем правдоподобно налаживал в лебедке.
Надпись под снимком вполне информативно рассказывала: "Особенный год выдался ныне у Михаила Петровича УСЕНКО, механика парохода "ИВАН БЕРИНГ"- Онежского технического участка. В семьдесят третьем он встретил двадцатую свою навигацию на участке, в должности механика. В этом же ударном году в честь сорокалетия со дня ввода в эксплуатацию Беломорско-Балтийского канала он удостоен Почетной грамоты Министерства речного флота РСФСР. Сегодня не один товарищ по работе поздравил Михаила Петровича с этой наградой.
Многие начинали здесь работу с рядовой должности и по ступенькам поднимались до командных постов. Свой путь от матроса до механика прошел и Михаил Петрович УСЕНКО. Двадцать семь лет трудится он на Онежском техническом участке и столько же у него различных благодарностей и поощрений.
Добавим, что Михаил Петрович УСЕНКО в том же 1973 году был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Об этом пишет в книге "Голубые дороги Карелии" Г.А.Титаренко. (издательство "Карелия", 1974 год, Петрозаводск).
Про Михаила Петровича есть что вспомнить. Кстати, в парадной одежде стармеха можно было увидеть только когда спешил он домой после рейса. На пароходе одеждой Михаила Петровича была простая рабочая роба. И неизменная ветошь в руках. Отказов машины и других поднадзорных Петровичу механизмов не случалось.. Но до сих пор помнится его малороссийский мягкий юмор, зачастую направленный против самого капитана. Но об этом - позже.
Cуйсаари-( Суйсарь) - типичная карельская деревня напротив одноименного острова. На пирсе- вехи, якоря, буи. Приняли на борт всю эту обстановочную надобность и присели отдохнуть за избой. Качество снимка - среднее. На снимке- старпом Александр Михайлович, матросы Василий и Геннадий, однокашники из Устюга Володя и Сергей. Володя - машинист. Сергей- рулевой. За избу спрятались от ледяного северного ветра. Ибо май месяц и дует сиверко. А избы в Суйсаари - старинные, и возможно, именно здесь снимали такой воистину святой фильм: "Холодное лето 1953 года". Мы в 1969-м слышали от старших о тех временах как о чем-то далеком и нас не касающемся...
Из "Местных правил плавания по Онежскому озеру и Беломорско-Балтийскому каналу..." Петрозаводск 1968 год. стр. 6. ..."Заходы, проливы, подходы, губы и т. д., где при постановке знаков обстановки речной системы ограждения не представляется возможным соблюсти условия, указанные выше, должны обставляться знаками кардинальной системы ограждения.." ( выше перечислены участки с речной системой ограждения). Это и была по весне работа экипажа парохода "ИВАН БЕРИНГ". Расставить знаки ограждения. Речные и морские в одном и том же озере...Расставить правильно.
"ИВАН БЕРИНГ" установил в северных заливах: Кондопожском, Большое и Малое Онего только основные, удаленные на значительное расстояние от берегов знаки. Малые фарватеры в прибрежных участках обставляли небольшие суденышки типа МРБ.
А пароход "ИВАН БЕРИНГ", взяв в Петрозаводске баллоны с ацетиленом и другое снабжение, побежал по онежским маякам. Во время работ на маяке Бесов Нос на восточном берегу Онего в фотоаппарате у Виталиса оказалась пленка..На снимке- маяк Бесов Нос, вид с озера.
В лоции Онежского озера от 1938 года сказано: Мыс Бесов Нос выдается к западу от материка на 1,5 мили, имея три мыса в виде рогов, из них главный (средний), на котором находится маяк, лежит узким гранитным массивом на запад; северный из такого же гранита - на северо-запад и южный мыс, более широкий - на юго восток.
Мыс и гора Бесова, как высокие и покрытые крупным хвойным лесом, имеют большую дальность видимости и потому являются отличным приметным местом, особенно, резко выделяющаяся на фоне леса, белая башня маяка Бесов Нос.
Ограждение: Риф среднего мыса ограждается восточной вехой.
Маяк Бесов Нос ( шир.61 гр. 40 мин. 25 сек. с.ш. долг. 5 гр. 42 мин. 15 мин. в.д. ) - деревянная, четырехгранная, белая башня, установленная на возвышенности среднего выступа мыса Бесов Нос.
Высота его 11,9 м от основания и 27,1 м от уровня озера.
Огонь белый, проблесковый. Дальность видимости 10,0 миль.
В 1969 году, кажется, все было как и 1938-м. Вряд ли и ныне что-то изменилось.
"ИВАН БЕРИНГ" встал на якорь на значительном расстоянии от мыса, а мы съехали на берег в шлюпке, загрузив в нее снабжениe для маяка, в том числе и баллоны с ацетиленом.
Cовременная фотография, сделанная на мысе Бесов Нос практически повторяет ту, что сделал Виталис сорок лет назад. И это хорошая примета. Прекрасная, неповторимая природа самого чистого в Европе озера и ныне сохранилась почти нетронутой цивилизацией. А ведь мыс Бесов Нос известен во всем мире древними наскальными изображениями-петроглифами. Ученые насчитали на мысе 114 рисунков. Но запомнился самый большой "Бес". Впрочем, многим, кто хоть немного интересуется Карелией, это наскальное изображение знакомо.
Таким образом экипаж парохода "Иван Беринг" доставлял баллоны с ацетиленом на маяки. На снимке: доставка баллона на маяк Бесов Нос.
Сегодня скончался КОНСТАНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ ПРОККУЕВ, заслуженный капитан Поморья,один из первых капитанов-испытателей , новаторов и наставников флота "река-море" Беломорско-Онежского пароходства , человек-легенда о котором будут помнить все кто его знал и принимал как пример преданности профессии моряка, любви к морю, которую он выражал в песнях собранных в книгу.
Группа ветеранов пароходства.
Больно, уходят лучшие, уходят те ,с которых брали пример, которые служили беззаветно флоту и его труженикам , были уважаемые , как специалисты и верные товарищи . Земля пухом помору и капитану Проккуеву Константину Григорьевичу, очень близкому мне человеку.
С.П. БУЛГАКОВ.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 19 окт 2018, 22:01, всего редактировалось 5 раз.
Район мыса Бесов Нос на навигационной карте Онежского озера.
Доставив баллоны и все остальное, что везли мы на маяк, сели парни отдохнуть у домика смотрителя маяка..Матрос Борис СИЛУТИН, рулевой Сергей МЯКШИН, машинист Владимир ПУГАЧЕВ. Неудачно выбран кадр. Не поместился весь Бес, изображенный на стене.
А капитан парохода Николай Федорович РУБЦОВ уже прокладывал обратный курс в Петрозаводск.
Впрочем, пора представить для ознакомления судовую роль парохода "ИВАН БЕРИНГ".
В списочном составе - четыре матроса второго класса. По факту их было двое. На смену уволившимся Борису СИЛУТИНУ, Альберту БАТУНИНУ и Василию Дмитриевичу ЛУТЬЕВУ в июне месяце приехали из Великого Устюга практиканты Миша МОТЫГИН и Николай ШИЛОВ.
1. Капитан парохода "ИВАН БЕРИНГ" Николай Федорович РУБЦОВ.
2. Старший помощник капитана - Александр Михайлович ЧУБУКОВ.
3. Второй помощник капитана - Виктор Александрович ПОЛУБЕЛОВ.
4. Старший механик Михаил Петрович УСЕНКО.
5. Второй механик Иван Макарович СУРВО.
6. Третий механик Юрий ВАСИЛЕНКО.
7. Радист -электрик Александр Яковлевич МАСАЛОВ.
8. Рулевой Сергей МЯКШИН.
9. Рулевой Виталис МЕРТА.
10. Матрос 2 класса Борис СИЛУТИН , Альберт БАТУНИН, Николай ШИЛОВ.
11. Матрос 2 класса Василий ЛУТЬЕВ, Михаил МОТЫГИН.
12. Машинист Николай АВДУШИН.
13. Машинист Владимир ПУГАЧЕВ.
14. Машинист Валерий ГОРЮНОВ.
15. Кочегар Валентин БЕРЕЗИН.
16. Кочегар Владимир МАКАРОВ.
17. Кочегар Геннадий ШЛЯМИН.
18. Кок Мария АВДУШИНА.
"Водник Карелии" за 1957 год рассказал о работе парохода "ИВАН БЕРИНГ".
Запись в старой тетради: "Мыс Бесов Нос. Девчушки-ели на покрытых ковром мхов скалах нежно прекрасны. Здесь особенно чувствуешь мощь и простор синего летнего Онего. Тихую музыку маленьких хрустальных волн можно слушать бесконечно. Бредем по скалам. Щелкаем фотоаппаратом. Парни молчат. Все очарованы простором и тишиной.
...У смотрителя маяка дом окрашен суриком. На стене- копия наскального Беса. Впечатляет."
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 06 окт 2018, 22:01, всего редактировалось 1 раз.