Пегрема находится на Западном берегу Уницкой губы в Большом Онего. Пароход "ИВАН БЕРИНГ" несколько раз стоял в этом уникальном уголке Карелии. Как и мыс Бесов Нос, Пегрема- в списке ценных исторических мест Карелии. Неподалеку- старейшее в Европе меднорудное месторождение -начало металлообработки здесь датируется концом 4-го тысячелетия до н.э. Здесь сохранились еще уникальные образцы деревянного зодчества Карелии. Но и сорок лет назад, и сейчас ( заглянул на сайты, рассказывающие про Пегрему) - умирающие дома, покинутые людьми..
Тишина. Редкие порывы ветра шуршат в верхушках золотых сосен. Могучие избы громоздятся позабыто. Улица уходит прямо в сосны. Несколько рыбаков и путейцев- все население Пегремы. Золотой песок улицы. Здесь никогда не бывает грязи. Выгружаем вехи и камни-якоря. Таскаем аккумуляторы с бака. Обстановкой шхерного района займутся местные путейцы. А мы пойдем дальше. Утром. А сегодня пароход уютно дремлет у причала. И самые громкие звуки - шипение пара и гудение динамомашины в его утробе.Пегрема в музыке тишины. Завтра-на юг.Догоним ледовые поля. Останется слева остров Василисин. А в благодарной памяти навсегда сохранится тишина Пегремы.
. Пегрема не одинока в своем запустении. . Мы бывали во многих деревнях по берегам Онежского озера. Поражали огромные добротные избы, брошенные и гибнущие. А ведь когда-то, много веков назад, люди охотно селились здесь, в суровом, но таком благодатном и прекрасном Заонежье.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 14 окт 2018, 00:37, всего редактировалось 1 раз.
После Пегремы пароход неделю ходил по маякам. Заходили в устья рек Водла и Андома. Лесозавод в поселке Шала на Водле выпускает продукцию на экспорт. Здесь стоят под погрузкой лесовозы, которые везут поломатериалы за пределы страны. Много плотов и лихтеров. Вечером посетили местный клуб с традиционными танцами.
Парни ушли в кино. Старпом Александр Михайлович предложил пройти по реке на шлюпке. Оставили на вахте Василия, спустили рабочую шлюпку и пошли вверх по Водле. Пароход остался в устье. Шли несколько километров вверх. Был тихий летний вечер. Красота вокруг располагала к молчанию. Далеко, к синему лесу тянулись зеленые бархатные луга. За лес опускалось нежаркое солнце. Кусочек Онего блестел матово на западе. Я был благодарен молчаливому старпому за эту поездку.... А вот фотографироваться Александр Михайлович, не в пример капитану, категорически не любил...
Андома- тихая речушка в Вологодской области на юго-востоке впадает Онего.
Возвышенность Андомские горы.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 19 окт 2018, 22:11, всего редактировалось 1 раз.
Наступили теплые летние дни и любители домино из кают-компании перебрались на корму. Азартный игрок Николай Авдушин, болеющая за него супруга- кок Мария, практикант Николай и матрос Василий.
В июне на пароходе появился новый матрос Альберт БАТУНИН.. Был он рыбацким штурманцом в Питере, но что-то не сложилось в карьере... А на пароходе "ИВАН БЕРИНГ" кроме домино появилась гитара и свой гимн, основанный на реальных событиях:
- Разрезая штевнем воды, мчится "БЕРИНГ" по волнам,
И кружась над пароходом, чайки дружно машут нам.
Капитан у нас бывалый, по фамилии Рубцов.
Он моряк лихой и бравый, из карельских рыбаков.
Темной ночью и в тумане, в шторм и сквозь онежский лед,
Под командой капитана пароход идет вперед...
Гимн получился у Альберта длинным и достаточно веселым... .
На переднем плане справа - матрос Альберт БАТУНИН, поэт и бард.
Шли мы как-то в Вознесенье судовой там тралить ход..
Дело было в воскресенье, мчался вихрем пароход.
На подходе к Вознесенью должен быть по карте буй.
Вот и место по счисленью..буя нет и весь тут ....
Наш старпом в недоуменье: чтоб побрал ворюг тех черт,
Капитан от огорченья чуть не бросился за борт...
И радист в эфир тревожный посылает в миг сигнал:
Помогите, если можно, был ведь буй и вот -пропал !
В техучастке бьют тревогу, в небе рыщет самолет,
В управление канала Грек * депешу срочно шлет.
*А.И. Грек - фамилия начальника Онежского техучастка в тот период.
Лишь Никола был спокоен-наш отважный рулевой.
Сдавши вахту он на часик спать улегся за трубой.
Вознесенье вот уж рядом с белой башней маяка...
Смотрит Коля сонным взглядом и вдруг видит рыбака...
Что за черт, ох, чтоб мне треснуть !
Видит он у рыбака на зеленой толстой леске
Буй наш вместо поплавка !
И ликующие звуки понеслись тот час в эфир..
То Масалов буги-вуги по трансляции врубил.
Все Николу поздравляют, капитан приказ строчит,
И к награде представляет... Коля чуть живой стоит.
И по случаю такому кокша варит все компот !
А Николе удалому целый чайник подает.
Вот так, братцы, мы и ходим по карельским, по морям,
Пропадет буй-мы находим. Так легко ли это нам ?
Газета "Водник Карелии" от 19 июля 1969 года опубликовала снимок скалодробителя для работы на трассе ББК. Уникальный земснаряд привел из Ленинграда наш пароход "ИВАН БЕРИНГ". Так получилось, что на пленке есть только несколько снимков Ленинграда и момент буксировки земснаряда двойной тягой с однотипным БОРом -пароходом Ладожского техучастка "МАЯК".
Двойной тягой буксируем скалодробитель по Свири. Впереди пароход "МАЯК" Невско-Ладожского технического участка пути Волго-Балтийского канала.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 09 окт 2018, 14:55, всего редактировалось 1 раз.
Со скалодробителем на буксире по Свири шли особенно осторожно после того, как буксирный пароход "МАЯК" оставил нас и убежал в Ладогу. Сергей Мякшин, впоследствии закончивший Высшее военно-морское училище им. Фрунзе и ставший офицером ВМФ, на руле был-само внимание.
Сергей МЯКШИН на крейсере "АВРОРА" во время стоянки в Ленинграде. Июль 1969 года.
ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. СКАЛОДРОБИТЕЛЬ.ВСТРЕЧА С "КОРОЛЕНКО".
После долгого для нашего "домашнего" парохода рейса, "ИВАН БЕРИНГ" вышел в родные воды Онего и направился в Петрозаводск. У Вознесенья встретили пассажирский теплоход " КОРОЛЕНКО", работавший тогда на линии Ленинград - Ярославль. "КОРОЛЕНКО" в последние годы стоял как плавгостиница в заливе Салакка -Лахти, Выборг. Сгорел в конце июля 2017 года.
Газета "Водник Карелии" от 16 июля 1969 года опубликовала материал под заголовком "Новичок наших путейцев".
"Его ждали. Наконец-то он в наших водах. Внушительных размеров, аккуратный и...не очень понятный. Знакомьтесь-скалодробитель. Командиром этого нового путейского агрегата назначен Владимир Дмитриевич СИДОРОВ. Он и вносит ясность в технические особенности сооружения.
СИДОРОВ: Скажу, во-первых, что скалодробитель сделан по заказу СССР в голландском городе Амстердаме. Нам говорили, что это третий агрегат такого типа в мире. Один из них действует во Франции, другой - в Ливане.
Его водоизмещение - 440 тонн, длина- 33 метра, ширина - 14 метров. Прорезь бассейна, где, собственно, идет проходка скального грунта, намного шире, чем у земснаряда. А принципиальное различие между двумя этими агрегатами заключено уже в самом названии - скалодробитель. Крепкие скальные грунты наши земснаряды, как известно, не берут. У голландского скалодробителя для этих целей есть два молота весом в семь тонн каждый. В них вставляются крепкие стальные наконечники - долота, которые весят более тонны. Долота и осуществляют долбежку скалы. 95-105 ударов в минуту - скорость пневматического молота. А направляют эти удары два оператора, которые располагаются в небольших кабинах. Оператор - новая профессия в экипаже. Экипаж скалодробителя - 17 человек. Это - по штату, Пока есть только трое. Моим помощником назначен бывший командир дноуглубительного снаряда ББ-103 Павел Корчагин.
Какие условия созданы для экипажа ? На скалодробителе две уютные каюты, столовая с вентилирующими устройствами. Он оснащен батареями водяного отопления. Агрегату во время работы будет придана брандвахта. Думаю, что производственный шум будет небольшой - двигатели надежно укрыты корпусом машинного отделения, а удар долота по скале гасится на глубине.
Принимали мы скалодробитель в Ленинграде. Оттуда шли в Петрозаводск 15 суток. Долго. Не было тяги. Ждали. Первыми буксировщиками были суда Ленречпорта, потом - Невско-Ладожского техучастка и наш "ИВАН БЕРИНГ". Переход в родные воды прошел благополучно.
Какова все же оценка нового агрегата ? Несколько слов по этому поводу сказал начальник механико-судового отдела управления Беломорско-Балтийского канала Владимир Петрович Шувалов:
-Скалодробитель нам очень нужен. Ни одного агрегата, который мог бы заменить его, нет. Ведь до сих пор крепкие скальные грунты мы снимали взрывами. Это неэффективно. Надеемся, что скалодробитель оправдает свое назначение. Но нужно еще много потрудиться - смонтировать пневномолоты, подсоединить воздушные шланги. А главное- испытать скалодробитель. Для завершения этих работ к нам из Голландии в качестве консультантов приезжают два специалиста фирмы.
Матрос Василий Дмитриевич ЛУТЬЕВ и второй механик Иван Макарович СУРВО. Макарыч был человеком серьезным и шутил редко. Шутки, однако веселили весь экипаж и рассказывались как анекдоты. Однажды при подходе к родному причалу в Петрозаводске, в самый ответственный момент перед швартовкой СУРВО появился на мостике. Тихо пристроился в уголке рубки.. Капитан некоторое время не замечал механика. И вдруг - узрел: " Макарыч, ты почему здесь ? Иди в машину!!!"
- "Не пойду.."
- "Охрендевел, что ли ? Швартуемся ! Иди в машину!!"
-"Не пойду..."
Капитан хватает трубку телефона внутренней связи и кричит стармеху: " Петрович, мы тут швартуемся, а Сурво на мостике ошивается, в машину не идет !!!"
В ответ слышит: " А чего ему в машине сейчас делать ? Он ведь не на вахте ...Третий механик там..."
Сурво по-прежнему сохраняет невозмутимый вид и молчит...