Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"
Модератор: yan
Re: Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"
Пётр, ещё раз большое тебе спасибо за публикацию фотографии "Туркменистана" в Красноводске. Лишь сегодня я заметил, что она охватывает большую панораму пейзажа, чем фотография, которая была опубликована до этого, так что извини, пожалуйста, что не заметил это сразу, и написал тебе тогда что она такая же.
Re: Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"
Наткнувшись в семейном архиве на фотографию с надписью на обороте включился в поиск "Туркменистана",надо сказать это была задачка не из лёгких.
Только на этом форуме и в этой теме удалось хоть что-то узнать,было довольно таки интересно прочесть.
Если вдруг кому-то будет это интересно.
Оказывается один мой дальний родственник был матросом на этом теплоходе.
В 1953 году,судя по дате на фотографии.
Прилагаю фото,думаю оно будет к месту.
Только на этом форуме и в этой теме удалось хоть что-то узнать,было довольно таки интересно прочесть.
Если вдруг кому-то будет это интересно.
Оказывается один мой дальний родственник был матросом на этом теплоходе.
В 1953 году,судя по дате на фотографии.
Прилагаю фото,думаю оно будет к месту.
Re: Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"
albino19
Спасибо Вам большое и за публикацию этого исторического фотодокумента, на котором запечатлён моряк теплохода "Туркменистан", и за то что Вы нас разыскали ! Оставайтесь с нами !
Хочу у Вас ещё спросить. Жив ли этот человек - Григорий Яковлевич Ткачук, кем он приходится Вам ?
Спасибо !
Редактор форума
Спасибо Вам большое и за публикацию этого исторического фотодокумента, на котором запечатлён моряк теплохода "Туркменистан", и за то что Вы нас разыскали ! Оставайтесь с нами !
Хочу у Вас ещё спросить. Жив ли этот человек - Григорий Яковлевич Ткачук, кем он приходится Вам ?
Спасибо !
Редактор форума
Re: Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"
К сожалению более точной информации об этом человеке я не имею,этот архив фотографий попал ко мне после смерти бабушки,только она могла бы ответить кто это её девичья фамилия Ткачук,но вот Яковлевичей,как не напрягая память вспомнить не могу,скорее всего двоюродный,троюродный брат моей бабушки.
Re: Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"
albino19
Ещё раз большое спасибо ! Если станет что-нибудь известно, будем рады если поделитесь этим с нами !
Ещё раз большое спасибо ! Если станет что-нибудь известно, будем рады если поделитесь этим с нами !
Re: Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"
Хорошо,буду иметь в виду,у меня есть в архивах ещё фотографические карточки морской тематики.yan писал(а):albino19
Ещё раз большое спасибо ! Если станет что-нибудь известно, будем рады если поделитесь этим с нами !
Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"
Юрий Трифонов
Товаропассажирские теплоходы
Каспийского государственного морского сухогрузного пароходства
«Дагестан» и «Туркменистан»
Теплоход «Дагестан», 1939 год
В 1931 году для грузопассажирской линии Каспийского моря Баку – Красноводск Центральным конструкторским бюро «Судопроект» (ранее ЦБМС), взяв за основу Черноморские теплоходы типа «Абхазия», были спроектированы меньшие по размерам экспрессные двухвинтовые, двухпалубные товаропассажирские суда. По этому проекту на Коломенском паровозостроительном заводе им. В. Куйбышева в 1933 году были заложены два двухпалубных двухвинтовых теплохода «ДАГЕСТАН» и «ТУРКМЕНИСТАН».
Суда водоизмещением 3050 т (2575 брт), дедвейтом 960 т, длиной 89,70 м, шириной 12,80 м, высотой борта 6,3 м и осадкой 4,42 м. были рассчитаны на прием 50 пассажиров в каютах 1-го класса, 48 в каютах 2-го класса, 186 в помещениях 3-го класса и 316 палубных пассажиров. Главная энергетическая установка – два безкомпрессорных дизеля МАН, постройки Коломенского завода, эффективной мощностью по 1300 л.с. обеспечивали скорость хода в 14 узлов. Экипаж 54 человека.
В 1936 году вошел в строй «ТУРКМЕНИСТАН», а в 1937 году «ДАГЕСТАН». Готовые суда были переданы пароходству «Каспфлот» и приписаны к порту Баку. Теплоходы вышли на экспрессную грузопассажирскую линию Баку – Красноводск. В 1938 году они вошли в состав вновь образованного Каспийского государственного морского сухогрузного пароходства. Мирная служба теплоходов была прервана началом Отечественной войны.
Экипаж теплохода «ДАГЕСТАН» с первых месяцев войны перевыполнял план перевозки пассажиров и несколько месяцев подряд держал переходящее Красное знамя пароходства. В августе 1941 года «ДАГЕСТАН» принимал участие в высадке десантных частей Красной Армии в Иране. В октябре 1941 года теплоходы «ДАГЕСТАН» и «ТУРКМЕНИСТАН» были переданы медицинской службе КВФ.
Теплоход «Туркменистан» в Красноводске, 1960-е годы
С 8 августа 1942 года они числились санитарными транспортами. Экипажи судов сумели увеличить грузоподъемность своих судов до 1600 т, обеспечив эвакоемкость транспортов в 200 человек. Команды своими силами в межрейсовый период проводили в 1942 году сложный ремонт арматуры, трубопроводов и двигателей.
До расформирования в феврале 1943 года «ДАГЕСТАН» выполнил 39 эвакорейсов из Баку в Красноводск, перевезя 29673 человека. Иногда на борт принималось до 1100 эвакуируемых и раненых. «ТУРКМЕНИСТАН» за это же время выполнил 21 эвакорейс из Баку, Астрахани и Махачкалы в Красноводск. Общее количество эвакуированных –9900 человек.
В 1943 году теплоходы активно использовались в буксировке несамоходных барж с воинскими грузами. За 1943 год они неоднократно выполняли все показатели Всесоюзного социалистического соревнования и завоевали вымпелы ГКО и Наркомморфлота. Так «ТУРКМЕНИСТАН» в течение года завоевывал первенство пять раз, а в 1944 году четыре раза.
После окончания войны, капитально отремонтированные теплоходы снова вышли на линию Баку – Красноводск. В 1953 году они вошли в состав Каспийского государственного морского пароходства. Теплоход «ДАГЕСТАН» в 1959 году принимал на борт в одной каюте люкс 1 пассажира, в 13 каютах 1-го класса 26, в 23 каютах 3-го класса 190, в помещениях 4-го класса 86 и 229 палубных пассажиров. В 1963 году он был выведен из эксплуатации. Однако списанное судно еще несколько лет не передавалось на слом, а использовалось в качестве плавучей гостиницы (общежития). Теплоход «ТУРКМЕНИСТАН» пошел на слом в 1970 году.
Москва, 2002 год
Товаропассажирские теплоходы
Каспийского государственного морского сухогрузного пароходства
«Дагестан» и «Туркменистан»
Теплоход «Дагестан», 1939 год
В 1931 году для грузопассажирской линии Каспийского моря Баку – Красноводск Центральным конструкторским бюро «Судопроект» (ранее ЦБМС), взяв за основу Черноморские теплоходы типа «Абхазия», были спроектированы меньшие по размерам экспрессные двухвинтовые, двухпалубные товаропассажирские суда. По этому проекту на Коломенском паровозостроительном заводе им. В. Куйбышева в 1933 году были заложены два двухпалубных двухвинтовых теплохода «ДАГЕСТАН» и «ТУРКМЕНИСТАН».
Суда водоизмещением 3050 т (2575 брт), дедвейтом 960 т, длиной 89,70 м, шириной 12,80 м, высотой борта 6,3 м и осадкой 4,42 м. были рассчитаны на прием 50 пассажиров в каютах 1-го класса, 48 в каютах 2-го класса, 186 в помещениях 3-го класса и 316 палубных пассажиров. Главная энергетическая установка – два безкомпрессорных дизеля МАН, постройки Коломенского завода, эффективной мощностью по 1300 л.с. обеспечивали скорость хода в 14 узлов. Экипаж 54 человека.
В 1936 году вошел в строй «ТУРКМЕНИСТАН», а в 1937 году «ДАГЕСТАН». Готовые суда были переданы пароходству «Каспфлот» и приписаны к порту Баку. Теплоходы вышли на экспрессную грузопассажирскую линию Баку – Красноводск. В 1938 году они вошли в состав вновь образованного Каспийского государственного морского сухогрузного пароходства. Мирная служба теплоходов была прервана началом Отечественной войны.
Экипаж теплохода «ДАГЕСТАН» с первых месяцев войны перевыполнял план перевозки пассажиров и несколько месяцев подряд держал переходящее Красное знамя пароходства. В августе 1941 года «ДАГЕСТАН» принимал участие в высадке десантных частей Красной Армии в Иране. В октябре 1941 года теплоходы «ДАГЕСТАН» и «ТУРКМЕНИСТАН» были переданы медицинской службе КВФ.
Теплоход «Туркменистан» в Красноводске, 1960-е годы
С 8 августа 1942 года они числились санитарными транспортами. Экипажи судов сумели увеличить грузоподъемность своих судов до 1600 т, обеспечив эвакоемкость транспортов в 200 человек. Команды своими силами в межрейсовый период проводили в 1942 году сложный ремонт арматуры, трубопроводов и двигателей.
До расформирования в феврале 1943 года «ДАГЕСТАН» выполнил 39 эвакорейсов из Баку в Красноводск, перевезя 29673 человека. Иногда на борт принималось до 1100 эвакуируемых и раненых. «ТУРКМЕНИСТАН» за это же время выполнил 21 эвакорейс из Баку, Астрахани и Махачкалы в Красноводск. Общее количество эвакуированных –9900 человек.
В 1943 году теплоходы активно использовались в буксировке несамоходных барж с воинскими грузами. За 1943 год они неоднократно выполняли все показатели Всесоюзного социалистического соревнования и завоевали вымпелы ГКО и Наркомморфлота. Так «ТУРКМЕНИСТАН» в течение года завоевывал первенство пять раз, а в 1944 году четыре раза.
После окончания войны, капитально отремонтированные теплоходы снова вышли на линию Баку – Красноводск. В 1953 году они вошли в состав Каспийского государственного морского пароходства. Теплоход «ДАГЕСТАН» в 1959 году принимал на борт в одной каюте люкс 1 пассажира, в 13 каютах 1-го класса 26, в 23 каютах 3-го класса 190, в помещениях 4-го класса 86 и 229 палубных пассажиров. В 1963 году он был выведен из эксплуатации. Однако списанное судно еще несколько лет не передавалось на слом, а использовалось в качестве плавучей гостиницы (общежития). Теплоход «ТУРКМЕНИСТАН» пошел на слом в 1970 году.
Москва, 2002 год
Re: Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"
Большое спасибо Юрию Трифонову за его прекрасную статью об исторических Каспийских теплоходах "Туркменистан" и "Дагестан", за предоставление её для публикации !
На фоне уже как-то состоявшейся в этой теме дискусси об уточнении годов постройки обоих судов, хочу отдельно отметить, что в статье Юрия Трифонова годами завершения постройки и ввода в эксплуатацию обоих судов значатся 1936 г для "Туркменистана" и 1937 г для "Дагестана", в то время как, например, в моих данных, собранных в тот же период - значатся 1933 г для "Дагестана", и 1936 г - для "Туркменистана", а 1933 г значится как год их закладки.
Также заметно, что у нас в статьях и разнятся данные о том, какое судно из двух было головным.
На фоне уже как-то состоявшейся в этой теме дискусси об уточнении годов постройки обоих судов, хочу отдельно отметить, что в статье Юрия Трифонова годами завершения постройки и ввода в эксплуатацию обоих судов значатся 1936 г для "Туркменистана" и 1937 г для "Дагестана", в то время как, например, в моих данных, собранных в тот же период - значатся 1933 г для "Дагестана", и 1936 г - для "Туркменистана", а 1933 г значится как год их закладки.
Также заметно, что у нас в статьях и разнятся данные о том, какое судно из двух было головным.