Судьба катера "Радуга-12", Одесса

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Судьба катера "Радуга-12", Одесса

Сообщение yan »

Судьба катера "Радуга-12"

Изображение
Катер "Радуга-12" отошёл от катерного причала Морвокзала в Одесском порту.
Фрагмент открытки 1975 года, фото Б.Логинова, А.Маркелова


Катер "Радуга-12"в 1980-е годы - т.е., в последнее десятилетие в которое существование его помнится, был далеко не самым известным Одесским морским трмвайчиком, но тем не менее, в истории портофлота своё значимое место занимает - это было единственное, эксплуатировавшееся в Одессе, морское прогулочное судно известного типа "Радуга". Было в те годы в Одесском регионе ещё одно судно этого типа - в Ильичёвске (ныне Черноморске), оно обслуживало единственную линию города-спутника Одессы - "Переправу через Сухой лиман". Но из эксплуатировавшихся именно в Одессе известно лишь одно - "Радуга-12".

Величина пассажирского прогулочного катера "Радуга-12" составляла, примерно, 50 BRT, длина - около 25 м, ширина - около 4,5 м, судно развивало среднерейсовую скорость, примерно, 9 узлов (ок. 16,6 км/час). Пассажировместимость катера соствляла около 100 человек, экипаж - 3-4 человека. Неизвестно, прибыл ли в Одессу новый морской трамвайчик сразу после своей постройки, но это состоялось в период последней трети 1960-х гг - первой трети 1970-х гг.

Не факт что тип катеров "Радуга", как это принято считать, был разработан на основе предшествовавшего ему хронологически "идеологически"-близкого типа катеров "Аркадия": скорее всего, его непосредственный прообраз - в разработках перспективного вида катеров для Чёрного моря, выполненного в СССР примерно в 1936-1940 гг и базирующегося, в свою очередь, на соответствующих Германских разработках периода конца Веймарской Республики.

Видимо, тогда когда "Радуга-12" поступила в Одессу (возможно катер тогда назывался иначе), портофлот города был уже перенасыщен другими судами - катерами типа "Аркадия". И роль морского трамвайчика нового необычного для города типа была экспериментальной - вероятно, в какой-то момент планировалось дальнейшее пополнение портофлота за счёт катеров этого типа. Но динамично увеличивавшийся в Одессе, особенно в летние месяцы, пассажиропоток, а также создание и успешное начало эксплуатации бóльших по размерам и более быстроходных катеров типа "Александр Грин", решило ситуацию в полъзу дальнейших поставок в Одесский порт именно судов этого типа ("А.Грин"), и отказе от пополнения другими "Радугами".

Но катер "Радуга-12" в Одессе остался и "прижился". Начиная с конца 1970-х годов он помнится стабильно работающим судном на внутригородской линии Морвокзал - Лузановка. На рубеже конца 1970-х - начала 1980-х годов катер, во время одного из ремонтов, дооснастили специальной носовой платформой, предназначенной для подхода к судам, стоящим на рейде. После этого судно часто использовалось на таких рейдовых развозных перевозках - его характерный для Одессы силуэт часто мелькал вдали у горизонта на фоне корпусов больших грузовых кораблей, хорошо просматриваясь и с причала Морвокзала и с верхней площадки у Потёмкинской лестницы. При этом "Радуга-12" не оставляла и выполнение рейсов по линии Морвокзал - Лузановка.

Примерно в августе 1988 года, возвращаясь однажды из Лузановки в центральную часть города и следуя по морю рейсом на Морвокзал, я в последний раз находился на борту "Радуги-12", осуществлявшей этот рейс. А после окончания 1991 года Одесский катер "Радуга-12" просто незаметно исчез, следы его оборвались в ходе "философии" тогдашнего наблюдения флота в порту. Когда конкретно катер исчез сейчас сказать сложно - в летний сезон 1991 года его ещё, видимо, можно было заметить, а к середине 1992 года он уже не помнится, оставшись лишь в нашей памяти да на нескольких скупых фотоснимках. Впрочем, это произошло примерно тогда же, когда в Ялте завершилась эксплуатация морских трамвайчиков "Форос" и "Ливадия" - двух последних остававшихся к тому времени там в строю катеров типа "Радуга", представленного (в Ялте) в предшествующие годы целыми 10 единицами одновременно.

Учитывая неуточнённую информацию о сильном и, возможно - тотальном, пожаре на одном из Одесских катеров во время отстоя в межсезонный период 1991-1992 гг, и следуя методом "исключения", можно констатировать, что катер "Радуга-12" находится, к сожалению, в числе тех нескольких катеров, о которых нет возможности сказать, что летом 1992 года они благополучно существовали, и т.о., следовательно, если тот пожар действительно имел место, нельзя исключать то, что он мог произойти и на этом, уникальном для Одессы, историческом морском трамвайчике.

Просим всем, кому что-нибудь известно об эксплуатации и дальнейшей судьбе после 1991 года Одесского катера "Радуга-12", поделиться с нами такой информацией !


Ян Пичиневский
09.08.2017

Дополнения: 10.08.2017
Последний раз редактировалось yan 10 авг 2017, 23:59, всего редактировалось 1 раз.
Причина: Внесение дополнений

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Судьба катера "Радуга-12", Одесса

Сообщение yan »

Сообщение скопировано из темы Одесские катера:
yan, 26.08.2015 писал(а):Страница истории. Об Одесском историческом катере "Радуга-12" (типа "Радуга") в Одессе
Объединено в цитаты из сообщений в теме "Старые фото, или немного истории" в этом разделе
sergyi, 10 ноя 2014, 23:01 MET писал(а):...Здравствуйте. Один из катеров, тот сто ближе, " Радуга 12" . Если там правильно указан месяц то в это время, я проходил практику. После окончания 2 курса в Одесского мореходного училища № 14. Днём ходили Одесса - Лузановка , а в ночную вахту моряков на рейды развозили.
sergyi, 10 ноя 2014, 23:20 MET писал(а):... А подходящий, это " Радуга 12 "

Изображение
yan, 16 ноя 2014, 17:45 MET писал(а):sergyi

Здравствуйте ! Приветствую Вас на нашем форуме, оставайтесь с нами !

Спасибо Вам большое за воспоминания, связанные с историческим Одесским катером "Радуга-12". В последний раз я плыл на нём из Лузановки на Морвокзал где-то в конце августа 1988 года.

Известно ли Вам что-нибудь о том, как сложилась судьба этого катера, "Радуги-12" ? Дожил ли он до настоящего времени, если да, то где он находится и в каком качестве ?

Спасибо !

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Судьба катера "Радуга-12", Одесса

Сообщение yan »

Для взаимосвязи с темами форума о катерах и прогулочном катамаране Одессы, построенных в 1960-е - 1980-е гг, и уже плававших в качестве Одесских прогулочных судов ещё до конца февраля 2014 года

- тема о катамаране "Хаджибей": http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1701

- тема о катере "Валенсия" (1970 г. постр.): http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1600

- тема о катере "Радуга-12": http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1391


Для взаимосвязи с темами форума о катерах Одессы, построенных до июня 1941 года, и плававших в годы раннего послевоенного периода после 1945 г. в составе портофлота Одессы в числе первых морских трамвайчиков города

- тема о катере "Капелла" (1922 г. постр.): http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1313

- тема о катере "Пётр Лукомский", бывш. "Зарница" (1928 г. постр.): http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1322

- тема о катере "Прут" (1935 г. постр.): http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1282
Последний раз редактировалось yan 18 дек 2020, 20:25, всего редактировалось 1 раз.

Walera-VMF
Новый человек на судне
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 22 июн 2020, 09:46

Re: Судьба катера "Радуга-12", Одесса

Сообщение Walera-VMF »

Так вроде не одного из АРКАДИЙЦЕВ а именно РАДУГУ в 2000-х переделали под пожарный или водолазный катер?
Корпус был окрашен по моему красным цветом.
Некоторое время он стоял рядом с лоцманским катером Ильичевского порта у шпоры маяка со стороны рыбпорта
Ещё какая то статейка в одной из местных газет об этом была.

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Судьба катера "Радуга-12", Одесса

Сообщение yan »

Walera-VMF
Walera-VMF писал(а):
01 авг 2020, 13:50
Так вроде не одного из АРКАДИЙЦЕВ а именно РАДУГУ в 2000-х переделали под пожарный или водолазный катер?
Корпус был окрашен по моему красным цветом.
Некоторое время он стоял рядом с лоцманским катером Ильичевского порта у шпоры маяка со стороны рыбпорта
Ещё какая то статейка в одной из местных газет об этом была.
Спасибо большое за информацию ! Об этом я ничего не знал. Но в тогдашнем Ильичёвске был ещё один катер типа "Радуга", в 1980-е годы (например, летом 1983 года), он работал на пассажирской переправе в Сухом лимане. Тот катер, назывался, кажется, "Пилот". И это был именно катер типа "Радуга", а не типичный лоцманский катер класса "Pilot".

grinders08
Новый человек на судне
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 01 май 2010, 11:57

Re: Судьба катера "Радуга-12", Одесса

Сообщение grinders08 »

yan писал(а):
03 авг 2020, 18:08
Walera-VMF
Walera-VMF писал(а):
01 авг 2020, 13:50
Так вроде не одного из АРКАДИЙЦЕВ а именно РАДУГУ в 2000-х переделали под пожарный или водолазный катер?
Корпус был окрашен по моему красным цветом.
Некоторое время он стоял рядом с лоцманским катером Ильичевского порта у шпоры маяка со стороны рыбпорта
Ещё какая то статейка в одной из местных газет об этом была.
Спасибо большое за информацию ! Об этом я ничего не знал. Но в тогдашнем Ильичёвске был ещё один катер типа "Радуга", в 1980-е годы (например, летом 1983 года), он работал на пассажирской переправе в Сухом лимане. Тот катер, назывался, кажется, "Пилот". И это был именно катер типа "Радуга", а не типичный лоцманский катер класса "Pilot".
Катер (пр. 485М3 тип Радуга модернизированный) на Сухом Лимане назывался "Пассат". Информация о нём есть на сайте "Одесса на колёсах" - в разделе Sea - Coastal ferries, и более официальная в одном из последних дополнений к справочнику "Морские пассажирские и грузопассажирские суда" издания 1969 г.

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Судьба катера "Радуга-12", Одесса

Сообщение yan »

grinders08
grinders08 писал(а):
22 сен 2020, 21:04
yan писал(а):
03 авг 2020, 18:08
Walera-VMF
Walera-VMF писал(а):
01 авг 2020, 13:50
Так вроде не одного из АРКАДИЙЦЕВ а именно РАДУГУ в 2000-х переделали под пожарный или водолазный катер?
Корпус был окрашен по моему красным цветом.
Некоторое время он стоял рядом с лоцманским катером Ильичевского порта у шпоры маяка со стороны рыбпорта
Ещё какая то статейка в одной из местных газет об этом была.
Спасибо большое за информацию ! Об этом я ничего не знал. Но в тогдашнем Ильичёвске был ещё один катер типа "Радуга", в 1980-е годы (например, летом 1983 года), он работал на пассажирской переправе в Сухом лимане. Тот катер, назывался, кажется, "Пилот". И это был именно катер типа "Радуга", а не типичный лоцманский катер класса "Pilot".
Катер (пр. 485М3 тип Радуга модернизированный) на Сухом Лимане назывался "Пассат". Информация о нём есть на сайте "Одесса на колёсах" - в разделе Sea - Coastal ferries, и более официальная в одном из последних дополнений к справочнику "Морские пассажирские и грузопассажирские суда" издания 1969 г.
Здравствуйте !

Спасибо Вам большое за информацию !

Дело в том, что те официальные таблицы тех лет в частности о катерах, которые использовались при составлении информационной части сайта "Одесса на колёсах", не всегда соответствовали действительному положению дел. В них часто бывали неточности в контексте развития ситуации, если она отличалась от первоначальных планов, комментарии к таким неточностям не давались. Даже из того, с чем приходилось уже сталкиваться в проработке этих таблиц в других случаях, не связанных с сайтом "Одесса на колёсах", и притом до того, как на нём появилась универсальная тематика о катерах, сведения оказывались даже не столько неточными, как недостаточными в определённом контексте. Так, например, многим известен такой случай, когда в 1970-е годы один катер, предназначавшийся для Ялты, получил изначально планировавшееся для него определённое название, отразившееся в таблице, но затем его судьба сложилась иначе, чем планировалось во время начала постройки, и это название осталось лишь в этих таблицах. Но осталось там, откорректировано или прокомментировано составителями справочного материала оно не было. И затем, уже в наше время, эта табличная запись создала путанницу при изучении нами этих документов.

Поэтому, здесь важное значение может иметь и личное свидетельство. Вот можете ли вспомнить Вы, лично, катер "Пассат" (типа "Радуга") в Ильичёвском порту в 1983 году - именно с таким названием, "Пассат" ? Если да, то были ли у него уже конструкционные изменения - доработки, как минимум в носовой части ?

Был бы рад, если бы Вы смогли ответить на эти вопросы, такое свидетельство было бы очень важно в установлении достоверности названия того катера и его большей чем теперь идентификации.

В любом случае большое спасибо !

grinders08
Новый человек на судне
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 01 май 2010, 11:57

Re: Судьба катера "Радуга-12", Одесса

Сообщение grinders08 »

yan писал(а):
24 сен 2020, 20:02
grinders08
grinders08 писал(а):
22 сен 2020, 21:04
yan писал(а):
03 авг 2020, 18:08
Walera-VMF



Спасибо большое за информацию ! Об этом я ничего не знал. Но в тогдашнем Ильичёвске был ещё один катер типа "Радуга", в 1980-е годы (например, летом 1983 года), он работал на пассажирской переправе в Сухом лимане. Тот катер, назывался, кажется, "Пилот". И это был именно катер типа "Радуга", а не типичный лоцманский катер класса "Pilot".
Катер (пр. 485М3 тип Радуга модернизированный) на Сухом Лимане назывался "Пассат". Информация о нём есть на сайте "Одесса на колёсах" - в разделе Sea - Coastal ferries, и более официальная в одном из последних дополнений к справочнику "Морские пассажирские и грузопассажирские суда" издания 1969 г.
Здравствуйте !

Спасибо Вам большое за информацию !

Дело в том, что те официальные таблицы тех лет в частности о катерах, которые использовались при составлении информационной части сайта "Одесса на колёсах", не всегда соответствовали действительному положению дел. В них часто бывали неточности в контексте развития ситуации, если она отличалась от первоначальных планов, комментарии к таким неточностям не давались. Даже из того, с чем приходилось уже сталкиваться в проработке этих таблиц в других случаях, не связанных с сайтом "Одесса на колёсах", и притом до того, как на нём появилась универсальная тематика о катерах, сведения оказывались даже не столько неточными, как недостаточными в определённом контексте. Так, например, многим известен такой случай, когда в 1970-е годы один катер, предназначавшийся для Ялты, получил изначально планировавшееся для него определённое название, отразившееся в таблице, но затем его судьба сложилась иначе, чем планировалось во время начала постройки, и это название осталось лишь в этих таблицах. Но осталось там, откорректировано или прокомментировано составителями справочного материала оно не было. И затем, уже в наше время, эта табличная запись создала путанницу при изучении нами этих документов.

Поэтому, здесь важное значение может иметь и личное свидетельство. Вот можете ли вспомнить Вы, лично, катер "Пассат" (типа "Радуга") в Ильичёвском порту в 1983 году - именно с таким названием, "Пассат" ? Если да, то были ли у него уже конструкционные изменения - доработки, как минимум в носовой части ?

Был бы рад, если бы Вы смогли ответить на эти вопросы, такое свидетельство было бы очень важно в установлении достоверности названия того катера и его большей чем теперь идентификации.

В любом случае большое спасибо !
Здравствуйте !
Лично я помню катер "Пассат", он стал работать на линии Бурлачья Балка - Ильичёвск (4-й район) примерно с конца 1976 г., т.к. летом 1976 года я добирался в Ильпорт ещё катером "Анапа" старого проекта 485. Кроме того я ещё в школьные годы я увлекался краеведеним и во время каникул (в основном летних и зимних) выезжал из Одессы автобусом № 63 на Ильичёвск, обновлял информацию по пригородным и городским маршрутам, затем садился на номер 85 (затем он стал 185, а затем № 3) и ехал на Переправу (4-й раойн порта), далее на катере "Пассат" переезжал в Бурлачью Балку, на трамвай № 27, потом № 29 и возвращался на дачу на Ковалаевского или в город. Изменений "Пассата" особо не помню, да и не с чем сравнивать было, ведь в Одессе катеров типа "Радуга" почти не было, это в Новороссийске и в Крыму они были популярны. Если надо, могу в личку переслать дополнения (8 шт.) к Справочнику по пассажирским судам.

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Судьба катера "Радуга-12", Одесса

Сообщение yan »

grinders08

Здравствуйте !
Спасибо Вам большое !

Можете ли Вы тогда вспомнить, в каком году в последний раз Вы видели этот катер, и именно с названием "Пассат" ?

grinders08
Новый человек на судне
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 01 май 2010, 11:57

Re: Судьба катера "Радуга-12", Одесса

Сообщение grinders08 »

yan писал(а):
26 сен 2020, 11:36
grinders08

Здравствуйте !
Спасибо Вам большое !

Можете ли Вы тогда вспомнить, в каком году в последний раз Вы видели этот катер, и именно с названием "Пассат" ?

Добрый день!
Последние краведческие "экспедиции" делал в 1991 году, тогда и видел "Пассат" на линии. А на что его заменять было, катера типа "Молодёжный" у них не было, такой катер ходил на подобной переправе (соединяющим берега лимана), в Южном порту, но он был как бы служебный, т.е. надо было пройти проходную порта и переехать на тот берег.

Ответить