Пароход "Воронеж"
Модератор: yan
Пароход "Воронеж"
Юрий Трифонов
Товаропассажирский пароход
Северного государственного морского
пароходства «Воронеж»
Пароход «Воронеж» 1939 год
По проекту, откорректированному с учетом строительства головного парохода «ВОЛОГДА», в Италии на заводе «Cantiere Reuniti del Adriatico», Mоnfalcone для СССР была заказана постройка серии из трех судов ледового класса «ВЯТКА», «ВОРОНЕЖ» и «ВЛАДИВОСТОК». 1 февраля 1931 года завод передал Совторгфлоту пароход «ВОРОНЕЖ» (строительный № 233). Он имел водоизмещение 2030 т, вместимость 1420 брт, длину 73,00 м, ширину 10,64 м, высоту борта 6,2 м и осадку 3,55 метра. Безопасность судна обеспечивалась пятью водонепроницаемыми переборками. Пароход мог принимать на борт 158 человек, в том числе в каютах 1-го класса – 38 пассажиров, 3-го класса – 120 пассажиров, а также 60 палубных пассажиров. Экипаж 37 человек. Одна вертикальная сдвоенная паровая машина типа «Ленц» мощностью 1100 л.с обеспечивала судну скорость хода в 11 узлов. Дальность плавания 2000 миль. После постройки оно получило высший класс Германского Ллойда.
Приказом по Управлению Совторгфлота Северного Морского Бассейна от 18 мая 1931 года за № 227 пароход «ВОРОНЕЖ» считался включенным в списки судов Северного Управления Всесоюзного Объединения морского транспорта (ВОМТ). Порт приписки Архангельск. Приказом по Управлению Совторгфлота Северного Морского Бассейна от 15 ноября 1931 года за № 481 пароход «ВОРОНЕЖ» был с декабря 1931 по апрель 1932 года поставлен на грузопассажирскую линию Мурманского направления.
В соответствии с постановлением СНК СССР от 9 ноября 1934 года Северное Управление Морского Флота в дальнейшем стало именоваться «Северное Государственное Морское Пароходство» (СГМП). Судно с этого времени также числилось в составе СГМП. В 1935 году на нем установили новые котлы.
Во время «зимней» войны с Финляндией приказом начальника Северного Государственного Морского Сухогрузного и Пассажирского пароходства от 10 декабря 1939 года за № 773 пароход «ВОРОНЕЖ» после окончания оборудования с 13 ноября 1939 года исключался из баланса Севгосморпароходства как переданный другой организации. Приказом Начальника СГМП от 23 января 1941 года за № 48 пароход «ВОРОНЕЖ» считался с 14 декабря 1940 года принятым от СФ по акту от 14 декабря 1940 года и введенным в эксплуатацию для постановки в затон на зимний отстой и ремонт с 17 декабря 1940 года.
Пароход «Воронеж» прибыл в порт приписки Архангельск, 1931 год
Пароход «Воронеж»
В навигацию 1941 года «ВОРОНЕЖ», обслуживал каботажные пассажирские линии по Белому и Баренцеву морям. С первых дней Великой Отечественной войны «ВОРОНЕЖ» был мобилизован, в течение двух недель переоборудован под госпитальное судно и с 29 июля 1941 года включен в Отряд санитарных транспортов Беломорской военной флотилии под названием «ГС-1». Штатная эвакоемкость судна была определена в 100 человек. Имелась операционная и перевязочная. Медицинский персонал - 4 врача, 12 медсестер и 20 санитаров. В августе 1941 года «ВОРОНЕЖ» и другие пассажирские суда начали вывозить раненых с Карельского фронта в тыловые порты Белого моря, а обратно доставляли воинские грузы, солдат и рабочую силу, направляемую на строительство оборонительных сооружений.
Пароход «Воронеж» заходит в порт Мезени
Пароход «Воронеж» после модернизации
В летнюю навигацию 1942 года интенсивность перевозок в Белом море значительно ослабла. Это объяснялось стабилизацией фронта в Карелии и Заполярье, а также вводом в действие участка железной дороги Обозерская – Беломорск. Санитарные транспорты «ГС-1» и «ГС-2» в охранении тральщика «Т-61» в июне 1942 года совершили только три рейса с ранеными, доставив из Кандалакши 1273 человека. В 1941-1942 гг. «ГС-1» выполнило 20 эвакорейсов в основном по маршруту Кандалакша-Архангельск. Общее количество эвакуированных – 4268 человек, в среднем 213 человек за рейс.
Формально оставаясь до конца войны госпитальным судном, «ГС-1» в 1943, 1944 годах использовался как плавбаза и штабное судно. Расформировано госпитальное судно было 9 января 1945 года. На основании Постановления СНК СССР за № 8422 РС от 7 июля 1946 года, Приказа Командующего БЕМОР СФ за № 0292 от 25 июля 1946 года и Акта приемочной комиссии от 1 августа этого же года, Приказом СГМП от 16 августа 1946 года за № 295 пароход «ВОРОНЕЖ» был принят от Военведа и зачислен в списки судов СГМП с 1 августа 1946 года. Он был поставлен в отстой в ожидании капитального ремонта. В акте приемочной комиссии было записано, что «судно находилось в нерабочем состоянии: механизмы были разобраны, жилые и служебные помещения запущены, системы и электропроводка требуют полной замены».
Пароход «Воронеж» после модернизации
Пароход «ВОРОНЕЖ» был поставлен на капитальный ремонт. Судовой экипаж во главе с капитаном тов. Глазачевым и старшим механиком Брилиным приложили все усилия к тому, чтобы судно было отремонтировано в срок и на класс Регистра СССР. Оно вышло из ремонта досрочно на 2 дня. Ходовые испытания показали отличную работу механизмов. В дальнейшем первые пять рейсов подтвердили качество произведенного ремонта. 17 мая 1947 года пароход вышел в первый рейс на Мезень. На этой линии он ходил и в последующие годы.
Послевоенные годы на морском транспорте были ознаменованы славными починами моряков. Одной из важнейших была инициатива экипажа парохода «ВОРОНЕЖ». Его машинная команда приняла обязательство довести мощность машины судна до построечной. Это удалось. Если в 1947 году скорость «ВОРОНЕЖ» была 6,6 узла, то в 1948 году уже 8,7, а в 1951 году свыше 11 узлов. Почин экипажа парохода подхватили на судах всех пароходств Советского Союза. По состоянию на 13 мая 1949 года «ВОРОНЕЖ» имел 152 пассажирских места, чистая грузоподъемность 520 т, паровая машина 2-го расширения, мощность построечная 1100 л.с., мощность эксплуатационная 800 л.с., скорость в грузу 9,2 узла, скорость в балласте 9,7 узлов.
В 1950 году пароход работал с 11 мая по 24 октября, совершив 20 рейсов по Мезенской срочной линии, один рейс на несрочной Онежской линии, на несрочной Мезенской линии три рейса, на несрочной Печорской линии один рейс. Однако с годами судно старело. С 5 ноября 1952 года по 30 февраля 1955 года «ВОРОНЕЖ» на судостроительной верфи города Висмар (ГДР) прошел капитальный ремонт и модернизацию. На судне отремонтировали паровую машину. Отопление котлов перевели на мазут. По приходу в Архангельск 29 мая 1955 года пароход был введен в эксплуатацию.
После окончания капитального ремонта водоизмещение «ВОРОНЕЖА» выросло до 2062 тонн (1423 брт), а скорость хода увеличилась до 12 узлов. Судно могло принимать теперь в каютах 1-го класса - 6 человек, 2-го класса - 28 человек, 3-го класса - 70 человек, в каюте «мать и дитя» 4-4 человека и 60 палубных пассажиров. Экипаж-44 человека. Общая вместимость грузовых помещений составляла 646 м куб.
Обновленный «ВОРОНЕЖ» после этого успешно трудился в составе Северного морского пароходства. Порт приписки Архангельск (М-8282). Позывные УНЙУ (UNJU). В январе 1968 года его вывели из эксплуатации, сняли с учета и в дальнейшем разобрали на металлолом.
В статье использованы фотографии из коллекции Бориса Лемачко
Москва, 2002 год
Товаропассажирский пароход
Северного государственного морского
пароходства «Воронеж»
Пароход «Воронеж» 1939 год
По проекту, откорректированному с учетом строительства головного парохода «ВОЛОГДА», в Италии на заводе «Cantiere Reuniti del Adriatico», Mоnfalcone для СССР была заказана постройка серии из трех судов ледового класса «ВЯТКА», «ВОРОНЕЖ» и «ВЛАДИВОСТОК». 1 февраля 1931 года завод передал Совторгфлоту пароход «ВОРОНЕЖ» (строительный № 233). Он имел водоизмещение 2030 т, вместимость 1420 брт, длину 73,00 м, ширину 10,64 м, высоту борта 6,2 м и осадку 3,55 метра. Безопасность судна обеспечивалась пятью водонепроницаемыми переборками. Пароход мог принимать на борт 158 человек, в том числе в каютах 1-го класса – 38 пассажиров, 3-го класса – 120 пассажиров, а также 60 палубных пассажиров. Экипаж 37 человек. Одна вертикальная сдвоенная паровая машина типа «Ленц» мощностью 1100 л.с обеспечивала судну скорость хода в 11 узлов. Дальность плавания 2000 миль. После постройки оно получило высший класс Германского Ллойда.
Приказом по Управлению Совторгфлота Северного Морского Бассейна от 18 мая 1931 года за № 227 пароход «ВОРОНЕЖ» считался включенным в списки судов Северного Управления Всесоюзного Объединения морского транспорта (ВОМТ). Порт приписки Архангельск. Приказом по Управлению Совторгфлота Северного Морского Бассейна от 15 ноября 1931 года за № 481 пароход «ВОРОНЕЖ» был с декабря 1931 по апрель 1932 года поставлен на грузопассажирскую линию Мурманского направления.
В соответствии с постановлением СНК СССР от 9 ноября 1934 года Северное Управление Морского Флота в дальнейшем стало именоваться «Северное Государственное Морское Пароходство» (СГМП). Судно с этого времени также числилось в составе СГМП. В 1935 году на нем установили новые котлы.
Во время «зимней» войны с Финляндией приказом начальника Северного Государственного Морского Сухогрузного и Пассажирского пароходства от 10 декабря 1939 года за № 773 пароход «ВОРОНЕЖ» после окончания оборудования с 13 ноября 1939 года исключался из баланса Севгосморпароходства как переданный другой организации. Приказом Начальника СГМП от 23 января 1941 года за № 48 пароход «ВОРОНЕЖ» считался с 14 декабря 1940 года принятым от СФ по акту от 14 декабря 1940 года и введенным в эксплуатацию для постановки в затон на зимний отстой и ремонт с 17 декабря 1940 года.
Пароход «Воронеж» прибыл в порт приписки Архангельск, 1931 год
Пароход «Воронеж»
В навигацию 1941 года «ВОРОНЕЖ», обслуживал каботажные пассажирские линии по Белому и Баренцеву морям. С первых дней Великой Отечественной войны «ВОРОНЕЖ» был мобилизован, в течение двух недель переоборудован под госпитальное судно и с 29 июля 1941 года включен в Отряд санитарных транспортов Беломорской военной флотилии под названием «ГС-1». Штатная эвакоемкость судна была определена в 100 человек. Имелась операционная и перевязочная. Медицинский персонал - 4 врача, 12 медсестер и 20 санитаров. В августе 1941 года «ВОРОНЕЖ» и другие пассажирские суда начали вывозить раненых с Карельского фронта в тыловые порты Белого моря, а обратно доставляли воинские грузы, солдат и рабочую силу, направляемую на строительство оборонительных сооружений.
Пароход «Воронеж» заходит в порт Мезени
Пароход «Воронеж» после модернизации
В летнюю навигацию 1942 года интенсивность перевозок в Белом море значительно ослабла. Это объяснялось стабилизацией фронта в Карелии и Заполярье, а также вводом в действие участка железной дороги Обозерская – Беломорск. Санитарные транспорты «ГС-1» и «ГС-2» в охранении тральщика «Т-61» в июне 1942 года совершили только три рейса с ранеными, доставив из Кандалакши 1273 человека. В 1941-1942 гг. «ГС-1» выполнило 20 эвакорейсов в основном по маршруту Кандалакша-Архангельск. Общее количество эвакуированных – 4268 человек, в среднем 213 человек за рейс.
Формально оставаясь до конца войны госпитальным судном, «ГС-1» в 1943, 1944 годах использовался как плавбаза и штабное судно. Расформировано госпитальное судно было 9 января 1945 года. На основании Постановления СНК СССР за № 8422 РС от 7 июля 1946 года, Приказа Командующего БЕМОР СФ за № 0292 от 25 июля 1946 года и Акта приемочной комиссии от 1 августа этого же года, Приказом СГМП от 16 августа 1946 года за № 295 пароход «ВОРОНЕЖ» был принят от Военведа и зачислен в списки судов СГМП с 1 августа 1946 года. Он был поставлен в отстой в ожидании капитального ремонта. В акте приемочной комиссии было записано, что «судно находилось в нерабочем состоянии: механизмы были разобраны, жилые и служебные помещения запущены, системы и электропроводка требуют полной замены».
Пароход «Воронеж» после модернизации
Пароход «ВОРОНЕЖ» был поставлен на капитальный ремонт. Судовой экипаж во главе с капитаном тов. Глазачевым и старшим механиком Брилиным приложили все усилия к тому, чтобы судно было отремонтировано в срок и на класс Регистра СССР. Оно вышло из ремонта досрочно на 2 дня. Ходовые испытания показали отличную работу механизмов. В дальнейшем первые пять рейсов подтвердили качество произведенного ремонта. 17 мая 1947 года пароход вышел в первый рейс на Мезень. На этой линии он ходил и в последующие годы.
Послевоенные годы на морском транспорте были ознаменованы славными починами моряков. Одной из важнейших была инициатива экипажа парохода «ВОРОНЕЖ». Его машинная команда приняла обязательство довести мощность машины судна до построечной. Это удалось. Если в 1947 году скорость «ВОРОНЕЖ» была 6,6 узла, то в 1948 году уже 8,7, а в 1951 году свыше 11 узлов. Почин экипажа парохода подхватили на судах всех пароходств Советского Союза. По состоянию на 13 мая 1949 года «ВОРОНЕЖ» имел 152 пассажирских места, чистая грузоподъемность 520 т, паровая машина 2-го расширения, мощность построечная 1100 л.с., мощность эксплуатационная 800 л.с., скорость в грузу 9,2 узла, скорость в балласте 9,7 узлов.
В 1950 году пароход работал с 11 мая по 24 октября, совершив 20 рейсов по Мезенской срочной линии, один рейс на несрочной Онежской линии, на несрочной Мезенской линии три рейса, на несрочной Печорской линии один рейс. Однако с годами судно старело. С 5 ноября 1952 года по 30 февраля 1955 года «ВОРОНЕЖ» на судостроительной верфи города Висмар (ГДР) прошел капитальный ремонт и модернизацию. На судне отремонтировали паровую машину. Отопление котлов перевели на мазут. По приходу в Архангельск 29 мая 1955 года пароход был введен в эксплуатацию.
После окончания капитального ремонта водоизмещение «ВОРОНЕЖА» выросло до 2062 тонн (1423 брт), а скорость хода увеличилась до 12 узлов. Судно могло принимать теперь в каютах 1-го класса - 6 человек, 2-го класса - 28 человек, 3-го класса - 70 человек, в каюте «мать и дитя» 4-4 человека и 60 палубных пассажиров. Экипаж-44 человека. Общая вместимость грузовых помещений составляла 646 м куб.
Обновленный «ВОРОНЕЖ» после этого успешно трудился в составе Северного морского пароходства. Порт приписки Архангельск (М-8282). Позывные УНЙУ (UNJU). В январе 1968 года его вывели из эксплуатации, сняли с учета и в дальнейшем разобрали на металлолом.
В статье использованы фотографии из коллекции Бориса Лемачко
Москва, 2002 год
Пароход "Воронеж"
Схема палуб парохода "Воронеж", присланная Юрием Трифоновым, автором вышеопубликованной статьи об истории этого судна
Пароход "Воронеж"
Юрий, спасибо Вам огромное за интересную статью об историческом судне, которое, словно человек - надёжно отслужило долгую трудовую жизнь и в мирное время и несло верную службу во время военное, в котором тоже имело заслуги. Спасибо Вам что поделились с нами статьёй, позволили её опубликовать, за Ваше внимание, участие и отзывчивость.
Пароход "Воронеж"
Для взаимосвязи тем об однотипных пассажирских судах "Вологда", "Воронеж" и "Вятка"
- тема о пароходе "Вологда": viewtopic.php?f=13&t=73
- тема о пароходе "Воронеж": viewtopic.php?f=13&t=1158
- тема о пароходе "Вятка": viewtopic.php?f=13&t=1175
- тема о пароходе "Вологда": viewtopic.php?f=13&t=73
- тема о пароходе "Воронеж": viewtopic.php?f=13&t=1158
- тема о пароходе "Вятка": viewtopic.php?f=13&t=1175
Последний раз редактировалось yan 08 сен 2014, 19:37, всего редактировалось 2 раза.
Причина: Внесение дополнения
Причина: Внесение дополнения
Re: Пароход "Воронеж"
Согласно справочника "Морские транспортные суда" 1961г., грузопассажирский пароход "ВОРОНЕЖ", длина наибольшая 72,80 м., ширина 10, 60 м., осадка в полном грузу 3,80 м., водоизмещение в полном грузу 2060т., дедвейт 460 т., чистая грузоподъемность 150т., эксплуатационная скорость 12 узлов, район плавания - Белое и Баренцево моря. Пассажировместимость 124/4 (4 под чертой, вероятно дети в каюте матери и ребенка), в т.ч. 1 класс, 3 каюты-6 мест, 2 класс, 7 кают, 28 мест, 3 класс - 86 мест, кают матери и ребенка - 1, 4/4 мест., экипаж 45 человек. Главный двигатель - паровая машина завода Стабилименто Т екнико, Триест, Италия, 1930г., сдвоенная, двукратного расширения сист. Ленца №8, т.е. два цилиндра высокого давления диам. 370 мм, и два цилиндра низкого давления, диам. 808 мм. ход поршней 800 мм. Эксплуатационная мощность 1300 и.л.с. при 125/136 оборотах. Турбины отработанного пара нет.
На пароходе "ВОЛОГДА" была установлена главная машина сист. Ленца №9 с турбиной отработанного пара N= (1380+470) = 1850 л.с.
На пароходе "ВОЛОГДА" была установлена главная машина сист. Ленца №9 с турбиной отработанного пара N= (1380+470) = 1850 л.с.
Re: Пароход "Воронеж"
Анатолий, спасибо Вам большое за интересные дополнения о подробных данных парохода Воронеж !
Re: Пароход "Воронеж"
Всем большое спасибо за инфу об этом судне!
Мой отец, будучи курсантом ВММА (1941-1945), во время ВОВ проходил практику на "Воронеже".
Мой отец, будучи курсантом ВММА (1941-1945), во время ВОВ проходил практику на "Воронеже".
Re: Пароход "Воронеж"
nikzuk
Спасибо большое и Вам за информацию. Если располагаете и какими-нибудь подробностями этого, то опубликуйте их здесь тоже.
Спасибо большое и Вам за информацию. Если располагаете и какими-нибудь подробностями этого, то опубликуйте их здесь тоже.
-
- Новый человек на судне
- Сообщения: 1
- Зарегистрирован: 21 окт 2020, 18:30
Re: Пароход "Воронеж"
Брат моего деда служит на этом судне. Вот фото команды.
Re: Пароход "Воронеж"
Николай 78
Здравствуйте ! Спасибо Вам большое за публикацию у нас этого фото.
Редактор форума
Здравствуйте ! Спасибо Вам большое за публикацию у нас этого фото.
Редактор форума