Пароход "Илья Репин"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Ответить
yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Илья Репин"

Сообщение yan »

Рубрика о небольших и/или малоизвестных судах морского пассажирского флота СССР
Пароход "Илья Репин"


Я продолжаю заметки в рубрике "Небольшие и / или малоизвестные суда Морского Пассажирского Флота СССР ". Сегодня заметка посвящена пассажирскому пароходу "Илья Репин". В СССР это судно находилось в составе сначала "Совторгфлота - Ленинград" а затем "Совторгфлота - Мурманск".


Технические и пассажирские данные судна

Судоверфь постройки: "Stettiner Oderwerke, AG für Schiffs- und Maschinenbau", Stettin (Щецин), Германия.
Строительный номер: 730.
Тоннаж (в 1927 году): 1358 BRT.
Тоннаж (в 1950 году): 1549 BRT.
Длина судна (максимальная): 76,8 метров.
Ширина судна: 11 метров.
Осадка судна: 3,7 метра.
Главная энергетическая установка: две паровые машины двухкратной экспансии.
Мощность энергетической установки (в 1927 году): около 1900 лошадинных сил.
Мощность энергетической установки (в 1950 году): 1500 лошадинных сил.
Количество винтов: 2.
Средняя скорость (в 1927 году): 15 узлов (примерно 27,78 км/час).
Средняя скорость (в 1950 году): 11,2 узла (примерно 20,74 км/час).
Пассажировместимость (в 1927 году): 500 - 800 пассажиров, включая многочисленных палубных.
Пассажировместимость (в 1950 году): 189 пассажиров в каютах и 92 пассажира в пассажирском зале.
Экипаж (в 1927 году): 56 человек.
Экипаж (в 1946 году): 64 человека.
Порт приписки (1927 – 1945): Stettin(Щецин), Германия.
Порт приписки (1946 – 1950): Ленинград, СССР.
Порт приписки (1950 – 1959): Мурманск, СССР.



Изображение
Пароход "Rugard". Открытка

Изображение
Пароход "Rugard". Открытка

Изображение
Пароход "Rugard". Открытка

Пассажирский пароход "Rugard" был спущен со стапеля 13 мaртa 1927 года. "Rugard" был последним введенным в эксплуатацию новым судном судоходной компании "J.F.Braeunlich GmbH" из Германского города Stettin (Щецин). Прогулочно-пассажирский пароход "Rugard", как и было запланировано, выполнял туристическо-пассажирские рейсы из Щецина (Германия) на остров Rügen (Германия). Судоходная компания использовала судно также и в работе по маршруту Щецин – остров Rügen – остров Bornholm (Дания) как и в Копенгаген (Дания). Собственно, это судно было ничем иным – как большим комфортабельным катером с небольшим количеством кают и большой пассажировместимостью для палубных пассажиров. Продолжительность рейсов судна не составляла больше 1-2 дней, это были, так называемые, пляжные рейсы – доставка отдыхающих, пляжников, пассажиров и экскурсантов к местам массового пляжного отдыха в близлежащих регионах на побережье Балтийского Моря. Эти пляжные рейсы выполнялись судном в форме морской линии.

Изображение
Пароход "Rugard" возле побережья Заснитца. Открытка

В сентябре 1939 года, с началом II Мировой Войны, пароход "Rugard" перешёл под управление Военно-морского ведомства Германии, и до мая 1945 года оставался как тендерное и сопровождающее судно в составе ВМФ Германии. 08.05.1945 "Rugard" был последним судном ВМФ Германии, оставившим полуостров Hela. Пароход взял курс на запад. На борту судна находилось около 1500 раненых и беженцев. После того как пароход оставил позади себя Датский остров Bornholm, во второй половине дня 09.05.1945 произошла перестрелка с быстроходными катерами Советского ВМФ. В ранние утренние часы 10.05.1945 "Rugard" достиг бухты Strander Bucht в Кильских Фьордах. Тогда же, в мае 1945 года, пароход был анексирован Великобританией и попадает под юрисдикцию Великобритании. А 18.03.1946, после официального раздела трофейного флота, доставшегося СССР и Великобритании после победы над Германией, судно передаётся СССР.

Со 2.09.1946 по 13.11.1946 пароход прошёл ремонт на судоремонтной верфи в Висмаре. Судно получило новое название – "Илья Репин". "Илья Репин" вошёл в состав флота компании "Совторгфлот - Ленинград" (позднее ставшей называться Балтийским Морским Пароходством). Новым портом приписки судна стал Ленинград. В 1946 –1950 годах это было одним из важнейших Ленинградских пассажирских морских судов, соединявших морскими линиями Ленинград с другими Советскими портами на Балтийском Море.

Изображение
"Пароход "Илья Репин" на Неве". Kартина художника Русакова А.И., 1947 год

"Илья Репин" выполнял в этот период времени также и различные непродолжительные морские прогулки по Балтийскому Морю продолжительностью от одного до нескольких дней, базировавшиеся на порт Ленинград, экскурсионные рейсы, иногда и представительские рейсы, различные специальные задания. Одним из видов деятельности судна в этот период времени были и специальные рейсы с курсантами Высшего Арктического Морского Училища Главсевморпути (Ленинград), проходившими практику на пароходе "Илья Репин". Однако вскоре было прнято решение о дальнейшей нецелесообразности использования этого судна в регионе Балтийского Моря, но о его востребованности в регионах Баренцева и Белого Морей.

С 16.01.1950 по 09.11.1950 судно снова находилось на Висмарской судоверфи, где прошло перестройку из пассажирско-круизного к пассажирскому. Изменения особенно сильно каснулись надстройки в передней части судна. Перестроечные работы каснулись также и энергетической установки судна, количество оборотов в паровых машинах было уменьшено до 140 оборотов в минуту. Новая скорость стала составлять всего 11,2 узла. Пароход был переведен в "Совторгфлот - Мурманск" (позднее ставшей называться Мурманским Морским Пароходством). Новым портом приписки судна стал Мурманск, название судна осталось прежним – "Илья Репин". Судно стало связывать Мурманск морскими пассажирскими транспортными линиями со многими населенными пунктами на побережье Баренцева и Белого Морей. Часто это было в те годы единственным транспортным средством и почтовой связью между этими населёнными пунктами, и между ними и внешним Миром. В таком качестве под Советским флагом "Илья Репин" находился в эксплуатации до 1959 года. Несмотря на размеры и назначение судна, даже и в этот заклюительный период своей биографии "Илья Репин" оставался сравнительно комфортабельным и ухоженным судном .

Изображение
Пароход "Илья Репин". Фотография из коллекции Бориса Лемачко

С 1960 года "Илья Репин" вычеркнут из регистровых списков Регистра "Lloyd". О том, каким образом судно закончило свой жизненный путь, мне, к сожалению, ничего не известно, но можно с большой уверенностью сказать, что этот пароход не дожил до наших дней.


Применённая литература

Claus Rothe "Schiffe der Welt. Welt der Passazhierschiffe unter Hammer und Sichel".
Издательство: "Busse Seewald"/"DSV-Verlag GmbH", Hamburg (Гамбург).
Год издания: 1994.
Применённaя страницa: 67.


Ян Пичиневский
Гамбург, 03.12.2006

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Илья Репин"

Сообщение yan »

Когда я в конце 2006 года готовил заметку о пароходе "Илья Репин", у меня не было в распоряжении информации о том, как и когда завершилась биография судна. И вот теперь в процессе проработки информации о другом историческом судне найдена недостовавшая тогда информация.

Пассажирский пароход "Илья Репин" был разделан на металлолом в 1964 году.

Ян Пичиневский
Гамбург, 19.04.2008

Юрий
Пассажир 3-го класса
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 18:32

Re: Разделанные на металлолом и погибшие суда

Сообщение Юрий »

Уважаемый Ян! Как дополнение к справке парохода "Илья Репин". На Севере судно в составе Мурманского морского пароходства эксплуатировалось до октября 1968 года. В ноябре экипаж коммунистического труда совершил на пароходе «Илья Репин» свой последний пассажирский рейс из Мурманска в Беломорск.
В январе 1969 года обветшавший пароход был выведен из эксплуатации и снят с учета Регистра СССР. По водной системе Беломоро - Балтийского канала и рекам пароход был переведен в Запорожье. Там «Илья Репин» служил вспомогательным судном, на котором отрабатывалась и проверялась готовая продукция Запорожского завода навигационного оборудования. После повторного списания пароход использовался в качестве плавучего ресторана.
К сожалению не знаю пока времени и места разборки судна. Юрий

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Илья Репин"

Сообщение yan »

Юрий,

большое Вам спасибо за интересную информацию о судьбе парохода "Илья Репин" !


С уважением и дружеским приветом

Ян

Юрий
Пассажир 3-го класса
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 18:32

Re: Пароход "Илья Репин"

Сообщение Юрий »

Здравствуйте Ян! Рад был Вам помочь. Если возникнут другие вопросы по истории небольших грузопассажирских судов СССР буду рад оказать содействие. Мой личный эл. адрес Yurie0110@Rambler.Ru
Ю.Н.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Пароход "Илья Репин"

Сообщение Vitalis Merta »

ДЕДУШКА ПАССАЖИРСКОГО ФЛОТА

Пароход «Илья Репин» в Териберке

Сорок лет назад, в июле 1966 года с группой курсантов Ленинградского мореходного училища (ЛМУ) в прибыл в Мурманск для прохождения годичной плаеательной практики на судах пароходства Меня и еще двух курсантов третьего курса Валентина Кустова и Василия Дмитрова направили на знаменитый по всему Северу пароход «Илья Репин», который уже тогда называли «дедушкой пассажирского флота». А после окончания ЛМУ в марте 1968 года я новь пришел на это же судно, но уже в должности третьего штурмана, и работал на пароходе «Илья Репин» до передачи его и перегона по рекам в город Днепропетровск, где ему была уготована участь развеселого плавучего ресторана.
«Илья Репин» был построен в 1927 году в Германии на верфи Stettiner Oderwerke AG города Штеттин и носил название «Rugard». Судно было предназначено для перевозки почти двухсот каютных пассажиров, имело две паровые машины по 700 л.с., развивало скорость в 12 узлов при винте фиксированного шага. Длина парохода составляла 77 метров, ширина - 10,9, а осадка - 4 метра.
До войны «Rugard» работал на линиях Балтийского и Северного морей, совершая рейсы на расстояние до 1000 морских миль, перевозя пассажиров и грузы для Германии. Судно отличалось своим мощным клепанным корпусом из знаменитой крупповской стали и безотказностью работы паровой машины. Но прежде всего его узнавали в портах Германии по знаменитой трубе и мощному паровому тифону, звук которого был слышен на многие морские мили. К 1939 году фашистская Германия располагала крупным торговым и пассажирским флотом, которому отводилась немаловажная роль в будущей агрессивной войне.
Начало второй мировой войны не стало неожиданностью для немецких судоходных компаний. Капитаны судов имели секретные инструкции на случай «чрезвычайных обстоятельств». Практически все пассажирские судна в начале воины были возвращены в порты Германии, где их быстро переоборудовали под базы подводных лодок, плавучие казармы, госпитали, мастерские, а затем рассредоточили по разным портам: Киль, Гамбург, Данциг, Готенхафен, Штеттин, Бремерхафен, Фленсбург и другим. По существу большинство пассажирских судов Германии всю войну отстаивались в гаванях, не принимая участия в операциях на морских театрах войны. Пароход «Rugard» во время войны использовался как по назначению, так и в качестве госпитального судна и считался личной яхтой Германа Геринга - рейхсфюрера гитлеровской Германии.
Война, как известно, закончилась победой антигитлеровской коалиции над фашистской Германией. Судьба германского флота решалась на Потсдамской конференции трех держав в конце июля - начале августа 1945 года, где были определены принципы распределения германского флота среди союзников. Часть германских пассажирских судов перешла под советский флаг.
Пароход «Rugard» в счет репараций был также передан СССР. После передачи судно прошло переоборудование и было названо именем великого русского художника - «Илья Репин», а затем направлено в порт Ленинград.
26 июня 1945 года вышло постановление СНК СССР о реорганизации Гидрографического института в Высшее арктическое морское училище Главсевморпути (ВАМУ). Все студенты Гидрографического института, учившиеся в то время, стали курсантами ВАМУ. Для обеспечения практики курсантов училищу были переданы пассажирский пароход «Илья Репин» и две парусно-моторные шхуны ледового класса «Профессор Визе» и «Академик Шокальский». В дальнейшем ВАМУ было преобразовано в ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова, ныне - ГМА.
Вот что вспоминает о пароходе «Илья Репин» капитан ММП Семен Лазаревич Либеров:
«Тогда в 45-м в арктическом училище не было общежития. Все курсанты жили в громадном куполообразном здании бывшего Гидрографического института на Заневском проспекте. Вначале - в актовом зале, позже - под самым куполом. Но там надо было размещать лаборатории, и кому-то пришла в голову гениальная идея -поселить курсантов училища на пассажирском пароходе «Илья Репин». Он стоял у причала недалеко от 16-й линии Васильевского острова. Судно было вполне комфортабельным: каюты трех классов, музыкальный салон, прекрасный ресторан. Он казался курсантам просто раем...»
Но недолго длился рай для курсантов. На Севере, в Мурманске, надо было налаживать пассажирские перевозки вдоль побережья Баренцева и Белого морей. Так пароход «Илья Репин» получил свою новую прописку - порт Мурманск, Мурманское морское пароходство.
В составе пассажирского флота Мурманского пароходства пароход «Илья Репин» находился до октября 1968 года. Более двадцати лет судно обслуживало побережье Баренцева и Белого морей На линиях Мурманск - Архангельск, Мурманск - Озерко, Мурманск - Иоканьга и других были перевезены сотни тысяч пассажиров и тысячи тонн груза. К примеру, на линии Мурманск - Архангельск судно в течение рейса делало 24 захода в порты и портопункты по пути следования. Сотни жителей побережья каждый раз с нетерпением ожидали, когда же на горизонте появится знаменитая труба «Ильи Репина» или зазвучит его гудок. Судовое сообщение было единственным видом связи с материком. Пароход всегда ждали с любовью и нетерпением.
Когда судно уходило из Мурманска в свой последний рейс, капитан порта Юрий Львович Попов лично сообщил на все суда, стоявшие в порту и на рейде, что пароход «Илья Репин» уходит из родного порта навсегда. Это были незабываемые минуты. Как только были отданы последние швартовы, началось что-то невообразимое. Сначала начали гудеть судовыми тифонами и свистками катера АСПТР, буксиры, портовый флот и суда ВМФ, стоявшие у морского вокзала. Затем мощно заревели ледоколы и суда, поставленные на СРЗ, к ним подключились все суда, стоявшие в порту и на рейде, а по мере движения судна по заливу к этому реву судовых тифонов и свистков подключались гудки паровозов и клаксоны автомобилей.
На душе творилось что-то необычайное. Помимо воли на глаза наворачивались слезы, и мурашки бежали по телу. Я стоял на мостике и видел, как катились слезы у морских волков - капитанов Николая Павловича Показанова и Василия Ивановича Игауна, которые провожали любимое судно в его последний рейс И в этих гудках судов, паровозов и машин была выражена человеческая любовь и уважение к знаменитому труженику - пароходу «Илья Репин».
С судьбой судна напрямую были связаны тысячи человеческих судеб. Многие командиры, прошедшие школу «Ильи Репина», стали известными капитанами и старшими механиками, а сотни членов экипажа и тысячи людей с побережья с благодарностью вспоминают ту неповторимую атмосферу, которая существовала на славном и легендарном судне. Память о дедушке пассажирского флота и тех временах осталась в экспонатах и фотографиях, которые хранятся в музее Мурманского морского пароходства. А для меня пароход «Илья Репин» прежде всего напрямую ассоциируется с его славным экипажем, а также с моими первыми капитанами -Николаем Павловичем Показановым и Василием Ивановичем Игауном, прекрасными людьми и непревзойденными моряками-профессионалами, давшими многим судоводителям, в том числе и мне. путевку в большую капитанскую жизнь.

Вячеслав КИСЛЯКОВ
Капитан-наставник СБМ

"Арктическая звезда" № 11 ноябрь 2006 года

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Илья Репин"

Сообщение yan »

Виталис, спасибо большое за публикацию статьи о судне !

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Пароход "Илья Репин"

Сообщение Vitalis Merta »

http://www.gremicha.narod.ru/foto_albom ... str/06.htm

Гремиха рассказывает о пароходе ИЛЬЯ РЕПИН.

von_Iwanow
Новый человек на судне
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 20 фев 2022, 12:26

Re: Пароход "Илья Репин"

Сообщение von_Iwanow »

Может быть, кому-нибудь будут интересны фотографии этого парохода, которые сделал мой отец в мае 1964 года в Дальних Зеленцах.
Всем удачи!
Илья Репин 2.jpg
Илья Репин 2.jpg (193.48 КБ) 4162 просмотра
Илья Репин 1.jpg
Илья Репин 1.jpg (183.5 КБ) 4162 просмотра

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Илья Репин"

Сообщение yan »

von_Iwanow

Большое Вам спасибо за публикацию ! Прекрасные фотоснимки "Ильи Репина" !

Как звали Вашего отца ? При каких обстоятельствах он был в тех краях ?


Редактор форума "Круизник"

Ответить