Товаропассажирский пароход
Русского Восточноазиатского пароходства
«ЦАРЬ»
Пароход «Царь»
В 1911 году Акционерное общество «Русское Восточноазиатское пароходство» (РВАП) для организации пассажирских (в основном эмигрантских) перевозок между Либавой и Америкой заказало на верфи «Barclay, Curle & Co., Ltd», Whiteinch Glasgow два однотипных товаропассажирских парохода. Первое судно серии
«ЦАРЬ» (строительный № 494) было спущено на воду 23 марта 1912 года и передано обществу в мае этого же года, а второе, названное «ЦАРИЦА» в связи с начавшейся первой мировой войной только в 1915 году. Шестипалубное стальное судно водоизмещением 13000 т, валовой вместимостью 6516,33 брт, длиной 129,54 м, шириной 16,23 м и осадкой 7,46 м принимало на борт 30 пассажиров 1-го класса, 290 – 2-го класса и 1167 – 3-го класса. Вертикальная паровая машина четверного расширения мощностью 6000 л.с., работавшая на два винта, обеспечивала ход в 16 узлов. Порт приписки Либава (№ 245).
В том же 1912 году «ЦАРЬ» совершил свой первый рейс из Либавы в Нью-Йорк с заходом в Копенгаген и Роттердам. По тем временам это было вполне современное судно. Пароход отличался хорошим внешним видом, безукоризненной чистотой и умелой, подобранной командой. Во время очередного рейса экипаж парохода «ЦАРЬ» принял самое активное участие в спасении команды и пассажиров парохода «VOLTURNO», потерпевшего бедствие в Северной Атлантике 9 октября 1913 года. Когда радиостанция «ЦАРЯ» получила SOS с горевшего судна, его капитан Я. Смилтниек принял решение изменить курс и идти на помощь. От места разыгравшейся трагедии пароход находился примерно в 150 милях. Шлюпки с «ЦАРЯ» начали спускать, как только он подошел к «VOLTURNO». Около него находилось несколько судов, экипажи которых не спешили помочь пассажирам гибнущего лайнера. Несмотря на бурю и громадный риск, команда русского парохода отправилась на шлюпках к метавшемуся по волнам громадному костру и успела спасти 102 человека. Пример русских моряков побудил команды других пароходов, прибывших ранее к месту аварии, к более существенному оказанию помощи пострадавшим, и с горевшего парохода были сняты остальные пассажиры. Всего было спасено 523 человека, погибло же свыше ста.
Пароход «Царь»
Пароход «ЦАРЬ» доставил своих спасенных в Роттердам. 17 июля 1914 года он ушел в последний рейс из Либавы и в связи с началом первой мировой войны 13 сентября 1914 года открыл линию Архангельск - Нью-Йорк. С 4 мая 1916 года он привлекался Морским Ведомством для перевозки военных грузов и снаряжения из Англии в Архангельск. В конце 1917 года, вскоре после Октябрьской революции, пароход ушел из Архангельска. Попытка новых властей задержать судно не удалась. Компания владелец передала его в чартер английской компании «The Shipping Controler»,London.
Отбытие интервентов из Архангельска в 1919 году на пароходе «ЦАРЬ»
Вскоре после Брестского мира в середине апреля 1918 года «ЦАРЬ» был арестован англичанами и передан в управление компании «Ellerman's Wilson Line Ltd», а с 8 мая 1918 года компании «Cunard SS Co», Liverpool. Летом-осенью 1919 года «ЦАРЬ» приходил в Архангельск под русским флагом и английским экипажем и вывозил в Англию войска интервентов. Так он совершил четыре рейса (03.06.19, 17.07.19, 10.08.19, 29.09.19). В начале 1920 года его вернули довоенному хозяину (реально – датской компании «Det Ostasiatiske Kompagni»). 10 апреля 1920 года «ЦАРЬ» совершил чартерный рейс из Саутгемптона в Стамбул и 20 апреля пришел назад с демобилизованными британскими военнослужащими. В сентябре 1920 года под российским флагом и названием
«ESTONIA», пароход передали компании «Baltic American Line» (дочерняя Det Ostasiatiske Kompagni). Порт приписки Либава. В январе 1921 года с этим же именем пароход перевели под датский флаг. Портом приписки стал Копенгаген. С 11 января 1921 года его поставили на линию в США. Уже 16 января ушел из Данцига в Нью Йорка с 815 пассажирами. По возвращению 23 февраля 1921 года ушел теперь уже из Либавы в первый рейс по маршруту Данциг - Бостон – Нью-Йорк.
Пароход «ESTONIA»
В феврале 1925 года на судне переоборудовали пассажирские помещения. Теперь пароход принимал 290 пассажиров 1-го класса и 500 пассажиров 3-го класса. Однако в марте 1926 года после новой перестройки лайнер стал принимать 110 пассажиров 1-го класса, 180 пассажиров 2-го класса и 500 человек в помещениях 3-го класса. Выйдя 15 ноября 1928 года из Нью-Йорка в Данциг, 22 ноября в шторм пришел на помощь тонущему германскому грузовому пароходу «HERRENWYCK» (1901 год, 2514 брт) и 23 ноября снял со шлюпки 13 моряков, доставив их 29 ноября в Данциг. 5 декабря 1929 года «ESTONIA» ушла в Копенгаген для модернизации. При постановке в док 17 января 1929 года корпус судна на верфи был поврежден.
12 марта 1930 года после возвращения из Нью-Йорка он был куплен для «Polskiego Transatlantyckiego Towarzystwa Okrętowego». 29 мая 1930 года в Данциге лайнер переименовали в
«PUŁASKI». 7 августа 1930 года «PUŁASKI». официально поднял польский флаг. Портом приписки стала Гдыня. 13 января 1931 года пароход ушел в первый рейс через Атлантику с польским экипажем (до того смешанный) – капитан M Stankiewicz. 29 января 1933 года он столкнулся в Гдыне с греческим пароходом «ANTONIOS D.KYDON», а 4 февраля 1933 года повредил мачту в аварии с портовым краном. На Данцигской верфи 25 апреля 1933 года стал в ремонт и 26 мая 1933 года вернулся в Гдыню. В марте 1934 года вернулся на рейсы в США и 12 марта 1935 года пришел в Данциг для ремонта повреждений, полученных в шторм при возвращении из Галифакса. В августе 1935 года «PUŁASKI» совершил последний североамериканский рейс – по возвращении он с 20 сентября 1935 года был поставлен на отстой в Данциге. 14 октября 1935 года его на буксире привели в Гдыню, а 21 ноября 1935 года увели в Данциг.
2 декабря 1935 года пароход увели в Данию, где на верфи «Nakskov» он был перестроен для работы на южноамериканской линии. Работа началась 4 декабря 1935 года, а 19 февраля 1936 года «PUŁASKI» пришел в Копенгаген для окончания ремонта и 24 февраля ушел в Гдыню. Приняв на борт 700 пассажиров, 28 февраля 1936 года вышел на линию Гдыня –Рио де Жанейро - Сантос - Монтевидео – Буэнос Айрес – Виктория. Во время очередного рейса в Южную Атлантику 2 мая 1936 года (капитан Z Knoetgen) в тумане близ плавмаяка «ELBE I» у устья Эльбы столкнулся со стоящим на якоре советским пароходом «БЛАГОЕВ» и после небольшого ремонта вновь ушел в рейс. В последний южный рейс «PUŁASKI» вышел из Гдыни 21 апреля 1939 года. В июне 1939 года пароход поставили на туристическую линию по Балтике. 20 июня 1939 года он ушел в рейс, организованный для сотрудников Obóz Zjednoczenia Narodowego. Вернувшись из круиза, 29 июня 1939 года судно поставили на отстой в Гданьске – планировали продажу убыточного парохода.
Пароход «ESTONIA»
Ввиду угрозы начала войны с Германией в августе 1939 года планировалось затопить с пароходом «KOŚCIUSZKO» на входе в Данциг для блокировки порта от использования немцами, но 24 августа 1939 года «PUŁASKI» срочно ввели в строй и отправили из Гдыни в Англию (Дартмут). С 26 сентября 1939 года передан в чартер Польскому правительству, обосновавшемуся в Лондоне. Пароход ушел на Средиземное море 3 декабря 1939 года пришел в Марсель где судно начали перестраивать для военных целей. 2 января 1940 года едва не затонул при постановке в сухой док. На транспорте установили несколько легких зениток. С 10 марта 1940 года его сдали в чартер французской компании «Cote d'Afrique» (Compagnie de Navigation a Vapeur Cyprien & Fabre). «PUŁASKI» ушел из Марселя в Алжир. Затем обслуживал порты в Западной Африке (Дакар, Фритаун, Koнакри) и 14 апреля 1940 года вернулся в Марсель. 10 июня 1940 года опять ушел в Западную Африку. Прибыв 2 июля 1940 года в Конакри, 4 июля пароход был арестован французами, однако 9 июля капитан транспорта приказал уходить из порта. Под огнем французских батарей лайнер вырвался из порта и ушел во Фритаун, где находился в отстое 39 дней. 9 октября он прибыл в Англию.
Из Рейкьявика 14 мая 1941 года его направили с английскими войсками на борту вокруг Африки на Суэц. Затем с бельгийским пароходом «ELIZABETHVILLE», возил австралийских и индийских солдат в Восточную Африку, а после начала войны Англии с Японией в Бирму. С 11 апреля 1942 года в Ист Лондон (близ Дурбана) в ходе очередного ремонта транспорт получил новое вооружение (на носу одно 76 мм орудие, на корме одно 105 мм орудие, по бортам восемь 20 мм Oerlikonów), 1 февраля 1943 года транспорт направили в Порт Ньевре, Момбасу и Занзибар. 22 января 1944 года ушел из Суэца в Бомбей, ставший новым портом базирования транспорта. С 15 сентября 1944 года судно прошло капитальный ремонт в Дурбане. После его окончания 20 января 1945 года ушел через Момбасу, Коломбo и Дар эс Салам в Mадрас, а 25 августа 1945 года ушел из Мадраса с войсками для десанта в Малайю. 2 марта 1946 года польское правительство в изгнании за 100000 фунтов стерлингов окончательно продало лайнер англичанам. С 3 апреля 1946 года он вошел в состав государственной компании «Ministry of Transport» (Lamport & Holt, Ltd., mgrs.), London и ушел в Калькутту. 15 апреля 1946 года на судне спустили польский и подняли английский флаг, а 3 мая 1946 года польский экипаж оставил его. Во время ремонта в Калькутте 9 июля 1946 года лайнер получил наименование
«EMPIRE PENRYN».
27 февраля 1947 года он ушел отсюда с демобилизованными солдатами в Мадрас и Рангун, а 7 сентября 1947 года прибыл в Ливерпуль. Оттуда на буксире 17 сентября его перевели в Ньпорт близ Ливерпуля и поставили на отстой. 18 февраля 1949 года его привели в Блайт (Blyth), где компания «Hughes Bolckow Shipbreaking Co., Ltd», в этом же году разобрала старый пароход на металлолом.
© ЮН Трифонов 2011 г