Пароход "Ильич" (1895)
Модератор: yan
Пароход "Ильич" (1895)
Товаропассажирский пароход
Дальневосточного государственного морского пароходства
«Ильич» (1)
Пароход «Император Николай II»
В октябре 1895 года по заказу Русского общества Пароходства и Торговли (РОПиТ) на верфи «Wm. Denny & Brothers» в Думбартоне (Англия) был построен стальной винтовой, двухмачтовый почтово - пассажирский пароход «ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II» (строительный № 510). Судно водоизмещением 7785т (4166 брт), длиной 118,87 м, шириной 13,71 м и осадкой 7,68 м. имело 61 пассажирское место 1-го класса, 39 мест 2-го класса и 245 мест 3-го класса. Одна вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 3400 л.с. обеспечивали судну скорость хода в 12,5 узла. Порт приписки Одесса (№ 49). 18 ноября 1895 года пароход вышел первым рейсом из Одессы в Александрию.
В 1897-1898 годах «ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II» отвлекался с этой линии для перевозки переселенцев из Одессы во Владивосток. В 1909-1910 годах пароход использовался в качестве плавучей выставки российских товаров с посещением крупных портов Болгарии, Турции, Греции, Сирии, Ливана и Египта. Во время первой мировой войны 25 февраля 1915 года пароход был мобилизован и 10 марта в качестве военного транспорта № 29 включен в состав Черноморского флота.
Во время военных действий транспорт использовался для перевозки войск. В апреле 1917 года судну было дано новое имя «ВЕЧЕ». 16 декабря 1917 года экипаж судна перешел на сторону Советской власти. В мае 1918 года транспорт был захвачен немцами, в ноябре 1918 года белогвардейцами, а в декабре этого же года англо-французскими интервентами. С апреля 1919 года пароход вновь был включен в состав белогвардейского флота и вскоре возвращен прежним владельцам. Судно поставили на ремонт.
Пароход «Вече»
Пароход «Вече» в Одессе, 1920 год
За десять дней до освобождения Одессы Красной Армией, группа рабочих подпольщиков проникла в трюм парохода и открыла кингстон.
Через 15 минут «ВЕЧЕ» лег на борт в акватории судоремонтного завода. Это не позволило белогвардейцам угнать ремонтирующееся судно за рубеж. 7 февраля 1920 года в Одессе установилась советская власть. Пароход был поднят и капитально отремонтирован, получив новое имя - «ИЛЬИЧ». 27 декабря 1921 года пароход вышел из Одессы в Севастополь и далее на Батум. Однако из-за неполадок в машине он с трудом вернулся обратно в порт приписки Одессу (№ 43). Судно снова отправили на завод. После ремонта 25 июля 1922 года пароход вышел на Крымско-Кавказскую линию. В 1922 году его включили в состав Государственного Черноморско-Азовского пароходства. Во время одного из рейсов пароход чудом не утонул, попав в зимний жесточайший шторм вблизи Ялты. Однако экипаж и капитан оказались на высоте, сохранив судно и находящихся на его борту более 3 тысяч пассажиров.
К концу 1923 года после докования судно совершило два рейса с зерном в Грецию, а в феврале 1924 года в Триест, Венецию и Бари. В 1924 году его включили в состав Черноморской Главной конторы Совторгфлота. Летом этого же года «ИЛЬИЧ» был поставлен, как и до революции, на линию Одесса-Александрия.
Пароход «Ильич», бухта Золотой Рог, Стамбул
В декабре 1925 года пароход отправили на капитальный ремонт и замену котлов в Англию. В июне 1926 года обновленный «ИЛЬИЧ» вернулся в Одессу и сразу же вышел на экспрессную грузопассажирскую линию Одесса – Батуми. С 1930 года, после выхода на курортную линию новых теплоходов – «крымчаков», «ИЛЬИЧ» был переведен на скорую линию этого маршрута.
В декабре 1931 года, приняв на борт в турецком порту Измир 2000 тонн чая, в ночь на 13 число пароход направился в Одессу. Судно, пройдя всего 40 миль, во время сильного шторма на полном ходу выскочило на прибрежные скалы острова Буюк - Сагиб в Эгейском море. Ураганным ветром и волнами пароход развернуло лагом к берегу. Судно билось о скалы всю ночь и весь следующий день. Были разрушены руль, винт и ахтерштевень.
Пароход «Ильич» в Петропавловске-Камчатском
Пароходы «Ильич» и «Франц Меринг» во Владивостоке, 1939 г
Трюмы, кочегарка и машины были залиты водой. Пассажиры и команда судна перебрались на берег. Группа ЭПРОНа на ледоколе «ТОРОС» и буксир «ШАЛВА ЭЛИАВА» пробились через штормовое море к терпящему бедствие судну лишь 18 декабря. К этому времени на корпусе судна было множество пробоин, одна из которых имела огромные размеры 5х1,5 метра. Несмотря на усиливающийся шторм, спасатели приступили к работе. 2 января 1932 года пароход стащили со скалы, поставили пластыри и отбуксировали в док Стамбула. Через семь дней после укрепления корпуса, судно увели в Севастополь. Рабочие морского завода в короткий срок возродили пароход «ИЛЬИЧ». Судно перевели на жидкое топливо. В начале ноября 1932 года его в Херсоне загрузили лесом. Из-за неисправности руля на выходе из реки Днепр пароход на полном ходу выскочил на мель. Пришлось снова становится на ремонт.
В 1935 году «ИЛЬИЧ» был передан Дальневосточному морскому пароходству. Судно в 1936 году принимало на борт 54 пассажира в каютах 1-го класса, 30 в каютах 2-го класса и 172 в помещениях 3-го класса. Пароход эксплуатировался на экспрессной грузопассажирской линии Владивосток – Советская Гавань – Петропавловск (Камчатский). 23 мая 1937 года «ИЛЬИЧ» доставил в Петропавловск первую партию девушек, откликнувшихся на призыв В. Хетагуровой ехать на Дальний Восток. В период военного конфликта у озера Хасан пароход был мобилизован и переоборудован в санитарный транспорт. Он вывозил из Посьета поступающих туда раненых. После окончания военных действий «ИЛЬИЧ» был возвращен пароходству и снова начал перевозить пассажиров и грузы.
Пароход «Ильич» во время Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны судно совершало рейсы между Владивостоком и портами США. 17 апреля 1944 года судно прибыло в Портленд и стало на ремонт для замены котлов. Через два месяца в разгар ремонта пароход потерял остойчивость и 23 июня затонул у стенки судоремонтного завода. Погиб один из членов команды парохода. Администрация завода, признав свою вину в гибели парохода, тем не менее, отказалась восстанавливать «ИЛЬИЧА». В качестве компенсации за убытки, Советскому Союзу безвозмездно были переданы два товаропассажирских парохода «OTSEGO» и «GENERAL W.C. GORGAS», переименованных соответственно в «УРАЛ» и «МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ».
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.
Дальневосточного государственного морского пароходства
«Ильич» (1)
Пароход «Император Николай II»
В октябре 1895 года по заказу Русского общества Пароходства и Торговли (РОПиТ) на верфи «Wm. Denny & Brothers» в Думбартоне (Англия) был построен стальной винтовой, двухмачтовый почтово - пассажирский пароход «ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II» (строительный № 510). Судно водоизмещением 7785т (4166 брт), длиной 118,87 м, шириной 13,71 м и осадкой 7,68 м. имело 61 пассажирское место 1-го класса, 39 мест 2-го класса и 245 мест 3-го класса. Одна вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 3400 л.с. обеспечивали судну скорость хода в 12,5 узла. Порт приписки Одесса (№ 49). 18 ноября 1895 года пароход вышел первым рейсом из Одессы в Александрию.
В 1897-1898 годах «ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II» отвлекался с этой линии для перевозки переселенцев из Одессы во Владивосток. В 1909-1910 годах пароход использовался в качестве плавучей выставки российских товаров с посещением крупных портов Болгарии, Турции, Греции, Сирии, Ливана и Египта. Во время первой мировой войны 25 февраля 1915 года пароход был мобилизован и 10 марта в качестве военного транспорта № 29 включен в состав Черноморского флота.
Во время военных действий транспорт использовался для перевозки войск. В апреле 1917 года судну было дано новое имя «ВЕЧЕ». 16 декабря 1917 года экипаж судна перешел на сторону Советской власти. В мае 1918 года транспорт был захвачен немцами, в ноябре 1918 года белогвардейцами, а в декабре этого же года англо-французскими интервентами. С апреля 1919 года пароход вновь был включен в состав белогвардейского флота и вскоре возвращен прежним владельцам. Судно поставили на ремонт.
Пароход «Вече»
Пароход «Вече» в Одессе, 1920 год
За десять дней до освобождения Одессы Красной Армией, группа рабочих подпольщиков проникла в трюм парохода и открыла кингстон.
Через 15 минут «ВЕЧЕ» лег на борт в акватории судоремонтного завода. Это не позволило белогвардейцам угнать ремонтирующееся судно за рубеж. 7 февраля 1920 года в Одессе установилась советская власть. Пароход был поднят и капитально отремонтирован, получив новое имя - «ИЛЬИЧ». 27 декабря 1921 года пароход вышел из Одессы в Севастополь и далее на Батум. Однако из-за неполадок в машине он с трудом вернулся обратно в порт приписки Одессу (№ 43). Судно снова отправили на завод. После ремонта 25 июля 1922 года пароход вышел на Крымско-Кавказскую линию. В 1922 году его включили в состав Государственного Черноморско-Азовского пароходства. Во время одного из рейсов пароход чудом не утонул, попав в зимний жесточайший шторм вблизи Ялты. Однако экипаж и капитан оказались на высоте, сохранив судно и находящихся на его борту более 3 тысяч пассажиров.
К концу 1923 года после докования судно совершило два рейса с зерном в Грецию, а в феврале 1924 года в Триест, Венецию и Бари. В 1924 году его включили в состав Черноморской Главной конторы Совторгфлота. Летом этого же года «ИЛЬИЧ» был поставлен, как и до революции, на линию Одесса-Александрия.
Пароход «Ильич», бухта Золотой Рог, Стамбул
В декабре 1925 года пароход отправили на капитальный ремонт и замену котлов в Англию. В июне 1926 года обновленный «ИЛЬИЧ» вернулся в Одессу и сразу же вышел на экспрессную грузопассажирскую линию Одесса – Батуми. С 1930 года, после выхода на курортную линию новых теплоходов – «крымчаков», «ИЛЬИЧ» был переведен на скорую линию этого маршрута.
В декабре 1931 года, приняв на борт в турецком порту Измир 2000 тонн чая, в ночь на 13 число пароход направился в Одессу. Судно, пройдя всего 40 миль, во время сильного шторма на полном ходу выскочило на прибрежные скалы острова Буюк - Сагиб в Эгейском море. Ураганным ветром и волнами пароход развернуло лагом к берегу. Судно билось о скалы всю ночь и весь следующий день. Были разрушены руль, винт и ахтерштевень.
Пароход «Ильич» в Петропавловске-Камчатском
Пароходы «Ильич» и «Франц Меринг» во Владивостоке, 1939 г
Трюмы, кочегарка и машины были залиты водой. Пассажиры и команда судна перебрались на берег. Группа ЭПРОНа на ледоколе «ТОРОС» и буксир «ШАЛВА ЭЛИАВА» пробились через штормовое море к терпящему бедствие судну лишь 18 декабря. К этому времени на корпусе судна было множество пробоин, одна из которых имела огромные размеры 5х1,5 метра. Несмотря на усиливающийся шторм, спасатели приступили к работе. 2 января 1932 года пароход стащили со скалы, поставили пластыри и отбуксировали в док Стамбула. Через семь дней после укрепления корпуса, судно увели в Севастополь. Рабочие морского завода в короткий срок возродили пароход «ИЛЬИЧ». Судно перевели на жидкое топливо. В начале ноября 1932 года его в Херсоне загрузили лесом. Из-за неисправности руля на выходе из реки Днепр пароход на полном ходу выскочил на мель. Пришлось снова становится на ремонт.
В 1935 году «ИЛЬИЧ» был передан Дальневосточному морскому пароходству. Судно в 1936 году принимало на борт 54 пассажира в каютах 1-го класса, 30 в каютах 2-го класса и 172 в помещениях 3-го класса. Пароход эксплуатировался на экспрессной грузопассажирской линии Владивосток – Советская Гавань – Петропавловск (Камчатский). 23 мая 1937 года «ИЛЬИЧ» доставил в Петропавловск первую партию девушек, откликнувшихся на призыв В. Хетагуровой ехать на Дальний Восток. В период военного конфликта у озера Хасан пароход был мобилизован и переоборудован в санитарный транспорт. Он вывозил из Посьета поступающих туда раненых. После окончания военных действий «ИЛЬИЧ» был возвращен пароходству и снова начал перевозить пассажиров и грузы.
Пароход «Ильич» во время Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны судно совершало рейсы между Владивостоком и портами США. 17 апреля 1944 года судно прибыло в Портленд и стало на ремонт для замены котлов. Через два месяца в разгар ремонта пароход потерял остойчивость и 23 июня затонул у стенки судоремонтного завода. Погиб один из членов команды парохода. Администрация завода, признав свою вину в гибели парохода, тем не менее, отказалась восстанавливать «ИЛЬИЧА». В качестве компенсации за убытки, Советскому Союзу безвозмездно были переданы два товаропассажирских парохода «OTSEGO» и «GENERAL W.C. GORGAS», переименованных соответственно в «УРАЛ» и «МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ».
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.
Re: Пароход "Ильич" (1895)
Вот не могу не заметить, что писать: "в 1909 - 1910 годах пароход использовался в качестве плавучей выставки российских товаров..." не совсем корректно. Ещё читая книгу глубокоуважаемых Юрия Николаевича и Бориса Васильевича "РОПиТ" задумался - что это за двухлетняя ближневосточно - средиземноморская ярмарка такая? Поэтому позволю себе внести некоторое уточнение. Действительно, содействуя развитию отечественной экспортной торговли правительство России прибегло к нестандартному рекламному методу - организации "Плавучей выставки предметов русского производства". В одесской краеведческой периодике авторство самой идеи приписывают Николаю Матвеевичу Чихачёву , пытавшемуся реализовать ее в бытность пребывания уже председателем правления РОПиТа . Можно предположить, что "выдающийся практик торговых и промышленных дел", ... управляющий морским министерством, генерал-адъютант и председателем департамента Государственного совета во многом способствовал тому, что 135 крупнейших и лучших российских фирм арендовали пароходские площади для рекламы и экспонирования своей продукции, что в результате принесло Обществу чистого дохода один миллион двести тысяч рублей золотом за один рейс.
Прежде чем отбыть на Ближний Восток, "Император Николай II" отправился в Ялту, где выставку 2 декабря 1909 г. посетил и одобрил отдыхавший в Ливадии император Николай II. Плавучая выставка отошла от Одесского причала 9 декабря 1910 года и в течении двух месяцев (!!!) посетила порты Варну, Бургас, Константинополь, Салоники, Суду, Александрию, Порт-Саид, Яффу, Кайфу, Бейрут, Триполи, Александретту, Мерсину, Смирну, Дарданеллы, Самсун, Керасунд и Трапезунд, Во всех этих портах пароход встречал восторженный приём, а коммерческие результаты Выставки превзошли самые смелые ожидания организаторов. Помимо сказанного, эта акция обеспечила РОПиТ бесплатной рекламой. От себя добавлю, что одесские филокартисты считают весьма раритетной посвящённую этому плаванию серию открыток под общим названием "Р.О.П.И.Т. ПЛАВУЧАЯ ВЫСТАВКА. Exposition-Navire C.R.N.V.C.", выполненных по рисункам художника Ивана Пашкова.
Вообще судьба "Николая II" - "Вече" -"Ильича" очень и очень интересна... Один только февральский вояж Льва Давыдовича Троцкого в 1929 г. чего стоит. Но об этом как нибудь в другой раз.
Прежде чем отбыть на Ближний Восток, "Император Николай II" отправился в Ялту, где выставку 2 декабря 1909 г. посетил и одобрил отдыхавший в Ливадии император Николай II. Плавучая выставка отошла от Одесского причала 9 декабря 1910 года и в течении двух месяцев (!!!) посетила порты Варну, Бургас, Константинополь, Салоники, Суду, Александрию, Порт-Саид, Яффу, Кайфу, Бейрут, Триполи, Александретту, Мерсину, Смирну, Дарданеллы, Самсун, Керасунд и Трапезунд, Во всех этих портах пароход встречал восторженный приём, а коммерческие результаты Выставки превзошли самые смелые ожидания организаторов. Помимо сказанного, эта акция обеспечила РОПиТ бесплатной рекламой. От себя добавлю, что одесские филокартисты считают весьма раритетной посвящённую этому плаванию серию открыток под общим названием "Р.О.П.И.Т. ПЛАВУЧАЯ ВЫСТАВКА. Exposition-Navire C.R.N.V.C.", выполненных по рисункам художника Ивана Пашкова.
Вообще судьба "Николая II" - "Вече" -"Ильича" очень и очень интересна... Один только февральский вояж Льва Давыдовича Троцкого в 1929 г. чего стоит. Но об этом как нибудь в другой раз.
Re: Пароход "Ильич" (1895)
Спасибо farmacevt за очень ценные поправки. Очень бы хотелось почитать и следующий обещанный материал
С уважением ЮН
С уважением ЮН
Re: Пароход "Ильич" (1895)
Ян, 27 июня 2011, 20:02:38 :
...
Хотел у Вас спросить ещё два вопроса по пароходу "Ильич" (1895 года постройки).
1). Известно ли Вам что-нибудь о том, что было дальше с этим судном после его затопления в США ?
2). Известны ли какие-нибудь подробности о той ситуации, когда он в начале 1920-х годов чуть не затонул в сильный шторм у берегов Ялты ?
Ещё раз большое Вам спасибо за Вашу новую статью и за все Ваши предыдущие статьи тоже !
...
Юрий, 27 июня 2011, 20:38:25 :
...
Затопленный "Ильич" американцы, не поднимая на поверхность, разрезали водолазами на грунте после отъезда нашей комиссии. По 1920 году больше ничего не могу добавить.
...
...
Хотел у Вас спросить ещё два вопроса по пароходу "Ильич" (1895 года постройки).
1). Известно ли Вам что-нибудь о том, что было дальше с этим судном после его затопления в США ?
2). Известны ли какие-нибудь подробности о той ситуации, когда он в начале 1920-х годов чуть не затонул в сильный шторм у берегов Ялты ?
Ещё раз большое Вам спасибо за Вашу новую статью и за все Ваши предыдущие статьи тоже !
...
Юрий, 27 июня 2011, 20:38:25 :
...
Затопленный "Ильич" американцы, не поднимая на поверхность, разрезали водолазами на грунте после отъезда нашей комиссии. По 1920 году больше ничего не могу добавить.
...
Re: Пароход "Ильич" (1895)
Действительно, в феврале 1929 года при содействии Н И Бухарина Лев Давыдович Троцкий при его выдворении из СССР через Одессу вывез заграницу на пароходе "ИЛЬИЧ" огромный архив. Это и протоколы Политбюро, ЦК Коминтерна, письма В И Ленина и тд
Re: Пароход "Ильич" (1895)
Отошел 9 декабря 1909 г.farmacevt писал(а): Плавучая выставка отошла от Одесского причала 9 декабря 1910 года
Re: Пароход "Ильич" (1895)
vvy написал: "Отошел 9 декабря 1909 г."
Виноват, действительно это так... Кстати, уважаемые форумчане - капитан парохода в этом рейсе - Г.Г.Тренертъ (или Г.Т.Тренертъ). В 1914 г. он уже командует "Им.Петром Великим". Может быть, кому-нибудь, достоверно известно имя - отчество этого моряка? С уважением Н.В.
Виноват, действительно это так... Кстати, уважаемые форумчане - капитан парохода в этом рейсе - Г.Г.Тренертъ (или Г.Т.Тренертъ). В 1914 г. он уже командует "Им.Петром Великим". Может быть, кому-нибудь, достоверно известно имя - отчество этого моряка? С уважением Н.В.
-
- STAFF, штурман
- Сообщения: 621
- Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00
Re: Пароход "Ильич" (1895)
а если мне память не изменяет - "Император Петр Великий" (Якутия, Петр Великий) работал на Черном море.... Кстати тут было его фото - в окраске госпитального судна.farmacevt писал(а):vvy написал: "Отошел 9 декабря 1909 г."
Виноват, действительно это так... Кстати, уважаемые форумчане - капитан парохода в этом рейсе - Г.Г.Тренертъ (или Г.Т.Тренертъ). В 1914 г. он уже командует "Им.Петром Великим". Может быть, кому-нибудь, достоверно известно имя - отчество этого моряка? С уважением Н.В.
Орда не дремлет! Орда зла!
Re: Пароход "Ильич" (1895)
п/х Ильич в декабре (отплытие сост. - 25.12) 1927 года совершил рейс Джидда-Одесса (Королевство Хиджаз и Неджд). Ранее, в мае того же года некий пароход (возможно тот же самый) из Одессы доставил паломников-хаджиев в к-ве 137 чел. данный неизвестный п/х принадлежал к организации Совторгфлот, представителем которой на борту судна был Суслин Владимир Степанович. Пароходное сообщение между Одессой и Джиддой было налажено благодаря дипломатической деятельности Полномочного представителя СССР в Джидде Карима Абдрауфовича Хакимова (1892-1938). По пути в Джидду пароход заходил в Стамбул.
Re: Пароход "Ильич" (1895)
khaidar67
Мы рады приветствовать Вас на нашем форуме !
Спасибо Вам большое за публикацию интересного дополнения о пароходе "Ильич" и информации об исторических рейсах между Одессой и Джиддой !
Редактор форума
Мы рады приветствовать Вас на нашем форуме !
Спасибо Вам большое за публикацию интересного дополнения о пароходе "Ильич" и информации об исторических рейсах между Одессой и Джиддой !
Редактор форума