Трагическая судьба теплохода «Анатолий Серов»
Страницы истории
Олег Булович
Порты Украины, № 06 (98) 2010
В центральной части Второго одесского христианского кладбища есть строгий монумент, надпись на котором гласит «В память погибших моряков теплохода «Анатолий Серов». Перечислены также фамилии тридцати трех погибших членов экипажа.
Теплоход «Анатолий Серов» — небольшой рудовоз, дедвейтом всего лишь 4880 тонн, был построен в предвоенные годы николаевскими корабелами и первоначально назывался «Коллективизация». В 1939 году был переименован в честь военного летчика Героя Советского Союза А.К. Серова.
Длина судна — 111,1 метра, ширина — 15,7 метра, осадка в грузу — 6 метров. Мощность главного двигателя 1800 л.с. позволяла судну развивать скорость 10,5 узла.
Работая перед войной на рудно-угольной линии Мариуполь — Поти, дружный экипаж теплохода на протяжении 1939—1940 годов постоянно выходил победителем во внутрибассейновом соревновании и завоевывал переходящее Красное Знамя Наркомата морского флота.
С первых же дней Великой Отечественной войны «серовцы» включились в боевые действия, выполняя задания военного командования. Доставляли в осажденную фашистами Одессу все необходимое защитникам города, эвакуировали в тыл оборудование одесских предприятий, мирных жителей, раненых. В числе других судов «Серов» вывозил в тыл оборудование заводов «Кинап», консервных им. Ленина и Калинина, часть оборудования Одесской электростанции и станкостроительного завода.
«Серов» также привлекался для переброски в тыл железнодорожного транспорта, буксируя плавдоки с погруженными на них паровозами, паровозными тендерами и вагонами.
Активное участие экипаж судна принял в Керченско-Феодосийском десанте, совершал регулярные рейсы в Камыш-Бурун, Новороссийск.
Побывавший в годы войны на судне в качестве корреспондента «Красной Звезды» известный журналист Константин Симонов в статье «Разные дни войны», опубликованной в журнале «Дружба народов» в 1974 году, дал высокую оценку подвигам экипажа «Серова».
Затем последовали рейсы в осажденный Севастополь весной 1942 года. Гитлеровцы заминировали севастопольские фарватеры, обстреливали их из тяжелых орудий, на морских трассах, ведущих к Севастополю, барражировали бомбардировщики и торпедоносцы. Преодолевая смертельную опасность, теплоход «Серов» только в течение апреля—мая доставил туда 5593 тонны продовольствия, 238 тонн боеприпасов, а также орудия, амуницию и, наконец, около 1000 воинов.
Во время выгрузки одна из бомб, сброшенных немецким самолетом, угодила во 2-й трюм. Теплоход осел у причала, но экипаж во главе с капитаном К. Третьяковым продолжали выгрузку. Военные моряки, в том числе аварийная партия с лидера «Ташкент», помогли заделать пробоину, откачать поступившую в трюм воду, устранить крен и выйти на необходимую осадку.
В течение 13 суток шла борьба за спасение судна. И все это время самолеты противника не оставляли судно в покое. В один из этих тяжелых дней пришлось выдержать штурм 77 самолетов. Два «юнкерса» были сбиты метким огнем судовых комендоров.
К этому времени на всех торговых судах были установлены зенитные орудия и пулеметы, а члены экипажей были обучены ведению огня. Как правило, устанавливались две и более 45-миллиметровые пушки типа КМ-21, два пулемета ДШК и несколько скорострельных автоматов. Кроме того, в состав экипажей вводились военные комендоры, помощники капитанов из числа военных моряков.
В этих боях отважными зенитчиками показали себя матросы В. Батюшков, Ю. Лозина, В. Королев, Ф. Шевченко, Д. Бушам, комендоры Н. Торба, П. Перевертайло, Ф. Миняев, А. Зойченко и другие.
Под осколками вражеских бомб и снарядов погибли матросы П. Гайдн, А. Качуровский, радист В. Гоцуленко, были ранены сигнальщик А. Коваленко, моторист А. Попов, В. Новиков, кок М. Таращенко, помполит В. Ярошенко, матрос М. Яровой.
Этот рейс стал суровым испытанием для «серовцев». За мужество и отвагу, своевременную доставку пополнения и боеприпасов командующий обороной Севастополя адмирал Ф. Октябрьский объявил экипажу благодарность.
Похоронив убитых на берегу, приняв на борт партию раненых, «Серов» вечером 6 июня покинул Севастополь. На рассвете на горизонте появилось несколько торпедоносцев. Огонь из судовых орудий — вот и все, что мог противопоставить им теплоход. Гибель казалась неизбежной. Но неожиданно в строй готовых к атаке вражеских самолетов ворвался вылетевший из облаков краснозвездный бомбардировщик ПЕ-2. Первыми же очередями он поджег один из торпедоносцев, сорвал атаку, однако был подбит. Моряки так и не узнали имен отважных летчиков, отдавших жизнь за спасение судна.
Фронт в эти летние дни вплотную приблизился к Новороссийску, и стоявшие в порту суда ежедневно подвергались ударам вражеской авиации. Во время ожесточенного налета 12 августа «Серов» вышел в открытое море, но здесь его настигли «мессершмиты». В течение двух часов на судно было сброшено свыше 100 бомб. Судовая артиллерия не умолкала ни на минуту. Краска на орудиях уже давно обгорела, раскаленные стволы застревали и не повиновались накатникам. Одна из бомб попала в кормовой 4-й трюм, и судно стало быстро тонуть. Приняв правильное решение, капитан К. Третьяков сумел посадить судно на мель.
Прибывшие буксиры не смогли стащить теплоход с мели. Считая невозможным спасти судно, военное командование решило его подорвать и затопить, т.к. в трюмах оставались сотни тонн боеприпасов. Тогда экипаж отказался покинуть судно. Моряки решили его спасти. Прихватив оружие, ценные приборы и часть продовольствия, они перебрались на берег в сопки. В течение восьми суток с наступлением сумерек небольшие ремонтные бригады добирались на судно и до утра боролись за его жизнь. Неутомимо работал В. Батюшков, один из ветеранов судна. По ночам вместе с матросом Шевченко он заделывал пробоины в корпусе. Ныряя с кувалдами в трюмы, заполненные водой, или за борт, матросы на ощупь заделали около двухсот пробоин.
Комсорг судна Швидкий возглавлял бригаду молодых моряков, которые помогали механику А. Высоцкому и мотористу В. Морозову ремонтировать главный двигатель.
Большую помощь оказали портовики Новороссийска. В ночь с 15 на 16 августа начальник моринспекции пароходства известный капитан М. Григор привел портовый буксир «Дельфин», небольшой плавкран и две с большим трудом найденные в порту мотопомпы. Огромные трудности работы по спасению судна М. Григор подробно описал в своей книге «Море моя судьба».
С запуском мотопомп вода из трюмов пошла на убыль. 20 августа 1942 года теплоход удалось снять с мели, и он своим ходом ушел в Поти.
Летом 1943 года суда Черноморского пароходства выполнили важное государственное задание по перевозке народнохозяйственных грузов из Трабзона в Батуми. В числе этих судов был и «Серов», который совершил 8 крайне опасных рейсов. Обеспечивающим капитаном на судне был М. Григор.
Кстати, при выполнении этого задания подлодка противника «У-20» торпедировала и потопила пароход «Пестель». Погибло 18 человек, в том числе капитан С.Н. Кушнаренко, до конца руководивший эвакуацией экипажа.
7 октября 1944 года, впервые после освобождения города, в Одесский порт пришли с грузами суда «Калинин», «Димитров» и «Серов». До конца войны капитально отремонтированный теплоход продолжал перевозить нужные фронту грузы.
Думаю, уместно привести некоторые цифры, характеризующие боевую работу отважного экипажа. Только за первые 13 месяцев войны теплоход прошел 10280 миль, перевез 7569 тонн боеприпасов, свыше 550 танков и орудий, около 52000 тонн продовольствия и военного снаряжения, эвакуировал 7430 мирных жителей и 11120 раненых воинов.
Героический теплоход подвергся 95 атакам вражеских самолетов, сбросивших на него свыше 700 бомб и несколько торпед, выдержал пять прямых попаданий бомб.
Почти все члены экипажа были удостоены высоких государственных наград. Капитан судна К. Третьяков был награжден орденом Красного Знамени и пятью медалями, остался верен флоту и после войны.
В годы послевоенного восстановления новый экипаж теплохода под командованием капитана Г.А. Авакова доблестным трудом крепил традиции «серовцев», занимая высокие места в соревновании тружеников флота.
Яркий путь «Серова» трагически оборвался на рассвете 8 апреля 1949 года, когда судно следовало из Поти с грузом руды на Измаил с заходом в Одессу. Борясь со штормовыми волнами в районе Тарханкута, оно наткнулось на одну из немногих невытравленных гитлеровских мин. Причем мина была настолько мощная, что судно ушло под воду в течение нескольких минут.
Ледокол «Торос» подошел к месту катастрофы через два часа после случившегося. Его капитан И. Омельянов радиограммой информировал начальника пароходства о результатах спасательной операции и о том, что показал опрос спасенных членов экипажа.
Из этой информации следовало, что взрыв мины произошел в 8.30 в районе 4—5 трюмов. Судно ушло под воду через 2 минуты после взрыва с креном на правый борт. Шлюпки спустить не успели, они были сбиты волной. Первоначально за шлюпки удерживались 15 человек. Но моряков, закоченевших и обессиленных, смывало штормовой волной. Спасены были лишь 7 человек из 40, находившихся на борту «Серова». 33 человека, чьи имена обозначены на памятнике, ушли в пучину вместе с судном, включая капитана Г. Авакова. Слишком поздно подошли спасатели к месту катастрофы.
Статья Олега Буловича о теплоходе "Анатолий Серов"
Модератор: yan
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18