27 сентября 2009 года
Катера выполняют морские прогулки от катерного причала Морского Вокзала Одессы с выходом в открытое море без заходов. Отправления по будним дням выполняются один раз в день, примерно между 12:00 и 14:00. Отправления по выходным дням выполняются 1-3 раза в день, примерно между 12:00 и 18:30. Продолжительность морских прогулок составляет примерно 45 минут.
Одесские катера
Модератор: yan
Re: Одесские катера
Фотографии ряда судов Одесского портофлота, сделанные мной во время моего путешествия в Одессу в сентябре 2009 года
Площадка у Мемориала Неизвестному Матросу. Вид на море. Одесский катер "Севастополь" завершает морскую прогулку и возвращается в порт. 20.09.2009
Одесский порт. Причал Морского Вокзала. 21.09.2009
Одесский порт. Причал Морского Вокзала. 26.09.2009
Площадка у Мемориала Неизвестному Матросу. Вид на море. Катамаран "Хаджибей". 27.09.2009
Площадка у Мемориала Неизвестному Матросу. Вид на море. Катамаран "Хаджибей". 27.09.2009
Площадка у Мемориала Неизвестному Матросу. Вид на море. Одесский катер "Севастополь" завершает морскую прогулку и возвращается в порт. 20.09.2009
Одесский порт. Причал Морского Вокзала. 21.09.2009
Одесский порт. Причал Морского Вокзала. 26.09.2009
Площадка у Мемориала Неизвестному Матросу. Вид на море. Катамаран "Хаджибей". 27.09.2009
Площадка у Мемориала Неизвестному Матросу. Вид на море. Катамаран "Хаджибей". 27.09.2009
Re: Одесские катера
18 ноября 2009 года
15 ноября 2009 навигация Одесских катеров завершилась. Катера пойдут снова весной
15 ноября 2009 навигация Одесских катеров завершилась. Катера пойдут снова весной
Re: Одесские катера
После моего путешествия в Одессу, состоявшегося во второй половине сентября 2009 года, стало возможным внести ряд дополнений и уточнений в нашу статью об Одесских катерах. Публикую новую версию статьи. Более подробную информацию и фотографии можно найти на сайте "Одесские трамваи" по ссылке http://www.odessatrolley.com
Вадим Зыкин
Ян Пичиневский
Одесские катера
До 1991 года включительно прогулочные катера Одесского морского торгового порта были не только местом приятного времяпрепровождения в жаркие летние дни, но и выполняли роль городского транспорта. Например, добираться из района порта в Лузановку, пос. Котовского, на Ланжерон или в Аркадию чаще было быстрее и удобнее на катере, чем на наземном транспорте с несколькими пересадками.
Катера эксплуатировались на двух линиях: "Порт Одесса – Лузановка" (без заходов) и "Порт Одесса – Черноморка" с промежуточными остановками "Ланжерон", "Аркадия" и "Большой Фонтан" (16-я станция Большого Фонтана). В 60-е годы сюда добавился порт-пункт "10-я станция Большого Фонтана", а в 70-е годы – порт-пункты "Отрада", "Дельфин" и "13-я станция Большого Фонтана". Причалы в Аркадии, на Ланжероне, на 10-й ст. Большого Фонтана, 16-й ст. Большого Фонтана, в Черноморке и в Лузановке были построены как фундаментальные конструкции, выполненные с учётом зимних штормов и обледенений. Причалы в Отраде, на Дельфине и 13-й ст. Большого Фонтана были сезонными, они представляли собой временные конструкции, разбиравшиеся в зимний период времени. Причал на 13-й ст. Большого Фонтана просуществовал совсем недолго – уже с 1977 года он здесь не устанавливался и катера с тех пор больше никогда не подходили к берегу в этом месте. В середине 70-х годов интервал интервал движения катеров в летний период составлял 20-30 минут, а на участке Порт Одесса – Ланжерон – Аркадия даже до 15 минут (благодаря дополнительным рейсам на этом участке линии).
Начиная со второй половины 70-х годов катера работали на линии Порт Одесса – Ланжерон – Отрада – Дельфин – Аркадия – 10 ст.Большого Фонтана – 16 ст.Большого Фонтана – Черноморка с 40-минутным интервалом движения в летний период времени, и на линии Порт Одесса – Лузановка. Первая линия уходила от Одесского порта в южном направлении, а вторая – в северном. В мае и в сентябре катера не заходили в Отраду, в Дельфин и в Черноморку, конечным пунктом на линии южного направления становилась 16 ст.Большого Фонтана. В апреле и октябре работали линии Порт Одесса – Ланжерон – Аркадия и Порт Одесса – Лузановка. С ноября по март при нештормовых и тёплых погодах катера ходили только по линии Одесса – Ланжерон – Аркадия с интервалами движения 1 – 2,5 часа.
Кроме описанных линий существовала линия "Черноморка – Порт Ильичевск", обслуживавшаяся катерами Ильичевского морского порта. Также существовала паромная переправа через Сухой Лиман, она тоже обслуживалась Ильичевским портом. Эта линии обслуживались т/х "Анапа" и "Сокол" (тип "Аркадия"), "Одесский пионер" и "Рубин" (тип "Александр Грин"). Её северный причал находился на Одесском берегу Сухого Лимана ниже конечной остановки 27-го трамвая "Рыбный Порт", а южная конечная – уже на Ильичёвском берегу, у причалов базирования портофлота Ильичёвского порта.
Порт-пункты в Отраде и в Дельфине прослужили недолго – в последний раз судозаходы к их причалам производились в 1986 году. В 1991 году в связи с закрытием на ремонт катерного причала, катера перестали заходить на 10 ст.Большого Фонтана. Ещё в 1991 году этот причал был разобран и планировалось начать строительство нового – но этим планам уже не было суждено сбыться. А с 1993 года уже были выведены из эксплуатации и катерные причалы в Черноморке и на 16-й ст.Большого Фонтана. В 1993 году катерные причалы и портпункты оставались лишь на Ланжероне, в Аркадии и в Лузановке. Начиная с 1993 года катера стали ходить в основном только по линии "Порт Одесса – Аркадия" (без заходов). Навигация на этой, единственной оставшейся городской морской линии в Одессе с 1993 года производилась с мая по сентябрь, катера работали со средним интервалом движения в один час. В отдельные годы в середине 90-х годов в летний период выполнялись эпизодические рейсы по линии "Порт Одесса – Лузановка" и даже "Порт Одесса – Коблево" (без заходов, ночёвка в Коблево) и "Порт Одесса – Очаков" (без заходов, ночёвка в Очакове). К концу 90-х годов порт-пункт в Лузановке был закрыт, а сам причал пришёл в негодность и был разобран. К этому же периоду времени от причалов в Черноморке и на 10-й ст. Большого Фонтана оставались лишь остовы свай, в некоторых местах выступавшие из воды и представлявшие собой опасность для купающихся, и сохранившийся крупный фрагмент конструкции бывшего причала на 16-й ст.Большого Фонтана, который, впрочем, также не подлежал восстановлению.
В середине 90-х годов у oдесских прогулочных катеров основным стал популярный вид деятельности: 45-минутные – 1-часовые морские прогулки по Одесскому заливу. Дело в том, что после того как работа на линиях была сильно сокращена и многие причалы были закрыты, для ряда катеров не находилось никакого применения. Но большинство из них ещё оставалось в портофлоте, т.к. были надежды на обратимость происходящих процессов. Естественным образом нашлось альтернативное применение – морские прогулки продолжительностью по 45 минут – 1 час с интервалом отправления в полчаса – 1 час. В ходе таких прогулок катер отходил от катерного причала, выходил из порта и направлялся в южном направлении. Пройдя на удалении от берега мимо Ланжерона и Отрады, где-то в районе Дельфина выполнялся поворот в сторону открытого моря, а затем – следование обратным курсом назад, в Одесский порт. Ранее, в 60-80х годах такие прогулки выполнялись по вечерам (обычно в 18:00 и в 20:00) из Аркадии, реже и от 16-й станции. Постепенно в силу ряда обстоятельств такие прогулки сделались самым популярным видом работы катеров, и в основном, именно благодаря такому их применению, впоследствии оказалось возможным сохранить несколько катеров в эксплуатации.
На рубеже 1990-х и 2000-х годов начинаются эпизодические заходы катеров на Ланжерон. Количество рейсов на линии "Порт Одесса – Аркадия" (без заходов) сокращается до 3-4 в день. В это время техническое состояние остававшихся катерных причалов в Аркадии и на Ланжероне резко ухудшилось, пассажирские операции с ними становились небезопасными. Ремонт этих причалов был бы уже недостаточным, а на строительство новых причалов средств уже не было. Последний год, в котором катера подходили к катерному причалу в Аркадии был 2002, а на Ланжероне – 2003. Впоследствии, для обеспечения безопасности купающихся, причал в Аркадии был разобран (по состоянию на 2007 год). Причал на Ланжероне ещё больше обветшал и от него оставался лишь остов металлической конструкции (по состоянию на 2007 год). Впоследствии был разобран и он (по состоянию на 2009 год). От прежних катерных причалов на Ланжероне и в Аркадии не осталось ничего. Однако порт-пункты в Аркадии и на Ланжероне закрыты не были. Для обслуживания катеров в Аркадии был соответствующим образом оборудован волнорезный пирс на южной оконечности пляжа. Он может принять один катер со своей левой стороны (если смотреть в сторону моря). Аналогичным образом и на Ланжероне был оборудован волнорезный пирс, находящийся немного южнее бывшего катерного причала. Он также может принять один катер со своей левой стороны (если смотреть в сторону моря).
В настоящее время катера выполняют 45-минутные – 1-часовые морские прогулки от катерного причала Морского вокзала Одессы с выходом в открытое море, частота отходов зависит от времени года и погоды и составляет от одного отхода каждые полчаса (летом), до одного отхода в день (осенью). С начала лета до начала сентября катера работают на пассажирской линии "Порт Одесса – Аркадия". Отходы от катерного причала Морского вокзала производятся ежедневно в 12:00, 14:00, 16:00 и в 18:00. Отходы из Аркадии также ежедневно в 13:00, 15:00, 17:00, 19:00. Эпизодические заходы выполняются и на Ланжерон: катер "Генуя" с начала лета до конца августа выполняет без расписания до четырёх рейсов в день (в зависимости от дня недели, погоды и спроса) по маршруту "Порт Одесса – Ланжерон". Кроме катерных причалов в Одесском порту на территории Одессы катера могут причаливать и выполнять пассажирские операции только в портпунктах "Аркадия" и "Ланжерон". Другие причалы не сохранились.
Первоначально линии обслуживались старыми катерами "Капелла", "Пётр Лукомский" и "Прут", тремя катерами среднего класса типа "Алмаз" и полутора десятками малых катеров типа "Аркадия". Позже, в 60-е годы, был получен большой катер типа "Май" (переделанный в пассажирский катер небольшой грузовой теплоход типа "Ильичевск"). Ещё позже к ним присоединился серийный катер среднего класса типа "Радуга". "Пётр Лукомский" в 1964 году был переведен в Ялту (в 60-е годы автор сайта "Одесса на колёсах" встретил на причале "Большой Фонтан" в Одессе катер "Петр Лукомский" до того как это судно было переведено в Ялту).
Начиная с 1970 г. старые катера заменялись на новые 200-местные большие катера типа "Александр Грин". Изначально было получено 19 таких катеров. Ещё в 70-е годы один из них ("Одесский Пионер") был переведен в Ильичёвск, а в 80-е годы другой такой катер ("Валенсия", бывш. севастопольский катер "Спартак") был переведен в Одессу из Севастополя. Наконец, в первой половине 80-х портофлот Одессы пополнился прогулочным катамараном "Хаджибей", а во второй половине 80-х – большим катером "Молдова"(типа "Евпатория"), однако оба эти судна на регулярных линиях не ходили, а выполняли только прогулки, экскурсии, банкетные и специальные рейсы.
Катер "Севастополь" изначально отличался от других катеров улучшенным интерьером салона и до распада СССР был региональным представительским судном. Рейсов с обычными пассажирами или туристами в этот период на нём не выполнялось.
В разное время в 70-е и в 80-е годы несколько катеров ("Анатолий Бендиченко", "Варна", "Капитан Дудэ" и "Григорьевка") были перестроены в служебные катера портофлота. В ходе ремонта суда оборудовались специальной носовой платформой, позволявшей подходить носом к стоящим на рейде судам и, таким образом, производить транспортировку членов экипажей или служащих порта между причалами Одесского порта и флотом, стоящим на рейде. В результате ремонта у этих катеров претерпевала изменения также и носовая часть переднего салона. Служебные катера портофлота иногда совершали рейсы с пассажирами по линии "Порт Одесса – Лузановка", а с 1993 года и по линии "Порт Одесса – Аркадия".
Сильное подорожание горючего и цен на билеты в начале 90-х годов привели к резкому падению спроса на внутригородские морские перевозки вдоль побережья Одессы. Пoсле значительного сокращения линейного движения катеров и закрытия большинства порт-пунктов (в начале 90-х годов) требовалось уже не больше трети от прежних двух десятков катеров, и началась их постепенная реализация частным владельцам как в Украине, так и за границей. Несколько катеров было переведено в ВМФ Украины. Ещё в первой половине 90-х годов Одессу оставили катера "Марсель", "Оулу", "Гавана", "Яша Гордиенко", "Балтимор", "Ливерпуль" и "Валенсия" (бывш. "Спартак"). Во второй половине 90-х постепенно ушли катера "Григорьевка", "Олег Вольвач", "Сегед", "Констанца", "Капитан Дудэ" и "Анатолий Бендиченко".
После распада СССР с катера "Севастополь" был снят представительский статус и он стал совершать рейсы по пассажирской линии "Порт Одесса – Аркадия".
После 1993 года "Молдова", самый современный одесский катер, отправилась на Ближний Восток для выполнения прогулочно-экскурсионных рейсов под фрахтом тамошних туристических фирм. В 1996 году судно затонуло в районе Синайского полуострова, позже было поднято и продано за пределы Украины. В первой половине 2000-х годов в Ильичёвске обнаружился катер "Балтимор". Он перестроен до неузнаваемости – очевидно что модернизация его конструкции повлекла повышение класса морского регистра, в результате чего судно может совершать любые морские переходы как настоящая морская яхта. Бывший катер принадлежит частным судовладельцам и сохранил своё прежнее название – "Балтимор" (на 2004 год). В середине 2000-х годов в Практической гавани Одесского порта обнаружился катер "Ливерпуль". Он также сильно перестроен. Теперь это – тоже прогулочная яхта, принадлежащая частной фирме. Нзвание и этого бывшего катера также не изменилось – судно называется "Ливерпуль" (на 2006 год). В 2002-2006 гг. под именем "К. Дудэ" в Практической гавани Одесского порта вне эксплуатации ржавел неизвестный катер. Он совершенно не соответствовал "подлинному" катеру "Капитан Дудэ", переделанному ранее в служебный катер портофлота. По внешним признакам это мог быть и "Олег Вольвач", но точной информации о том, что это за катер нет. Совершенно ничего не известно и о судьбе других катеров, которые по состоянию на 1991 год находились в Одесском портофлоте но были из него выведены в период между 1992 и 2000 годами. Можно лишь сказать, что в Одесском регионе их больше нет. Между 1998 и 2000 годами катер "Варна" был переименован в "Валенсию".
В настоящее время из флота в 20 катеров осталось только 6: "Сплит", "Генуя", "Ванкувер", "Иокогама", "Валенсия" (бывш. "Варна") и "Севастополь" а также катамаран "Хаджибей". Катер "Валенсия" (бывш. "Варна"), как говорилось выше, способен подходить к судам, стоящим на рейде.
Январь 2009 года
С дополнениями и уточнениями - ноябрь 2009 года
Вадим Зыкин
Ян Пичиневский
Одесские катера
До 1991 года включительно прогулочные катера Одесского морского торгового порта были не только местом приятного времяпрепровождения в жаркие летние дни, но и выполняли роль городского транспорта. Например, добираться из района порта в Лузановку, пос. Котовского, на Ланжерон или в Аркадию чаще было быстрее и удобнее на катере, чем на наземном транспорте с несколькими пересадками.
Катера эксплуатировались на двух линиях: "Порт Одесса – Лузановка" (без заходов) и "Порт Одесса – Черноморка" с промежуточными остановками "Ланжерон", "Аркадия" и "Большой Фонтан" (16-я станция Большого Фонтана). В 60-е годы сюда добавился порт-пункт "10-я станция Большого Фонтана", а в 70-е годы – порт-пункты "Отрада", "Дельфин" и "13-я станция Большого Фонтана". Причалы в Аркадии, на Ланжероне, на 10-й ст. Большого Фонтана, 16-й ст. Большого Фонтана, в Черноморке и в Лузановке были построены как фундаментальные конструкции, выполненные с учётом зимних штормов и обледенений. Причалы в Отраде, на Дельфине и 13-й ст. Большого Фонтана были сезонными, они представляли собой временные конструкции, разбиравшиеся в зимний период времени. Причал на 13-й ст. Большого Фонтана просуществовал совсем недолго – уже с 1977 года он здесь не устанавливался и катера с тех пор больше никогда не подходили к берегу в этом месте. В середине 70-х годов интервал интервал движения катеров в летний период составлял 20-30 минут, а на участке Порт Одесса – Ланжерон – Аркадия даже до 15 минут (благодаря дополнительным рейсам на этом участке линии).
Начиная со второй половины 70-х годов катера работали на линии Порт Одесса – Ланжерон – Отрада – Дельфин – Аркадия – 10 ст.Большого Фонтана – 16 ст.Большого Фонтана – Черноморка с 40-минутным интервалом движения в летний период времени, и на линии Порт Одесса – Лузановка. Первая линия уходила от Одесского порта в южном направлении, а вторая – в северном. В мае и в сентябре катера не заходили в Отраду, в Дельфин и в Черноморку, конечным пунктом на линии южного направления становилась 16 ст.Большого Фонтана. В апреле и октябре работали линии Порт Одесса – Ланжерон – Аркадия и Порт Одесса – Лузановка. С ноября по март при нештормовых и тёплых погодах катера ходили только по линии Одесса – Ланжерон – Аркадия с интервалами движения 1 – 2,5 часа.
Кроме описанных линий существовала линия "Черноморка – Порт Ильичевск", обслуживавшаяся катерами Ильичевского морского порта. Также существовала паромная переправа через Сухой Лиман, она тоже обслуживалась Ильичевским портом. Эта линии обслуживались т/х "Анапа" и "Сокол" (тип "Аркадия"), "Одесский пионер" и "Рубин" (тип "Александр Грин"). Её северный причал находился на Одесском берегу Сухого Лимана ниже конечной остановки 27-го трамвая "Рыбный Порт", а южная конечная – уже на Ильичёвском берегу, у причалов базирования портофлота Ильичёвского порта.
Порт-пункты в Отраде и в Дельфине прослужили недолго – в последний раз судозаходы к их причалам производились в 1986 году. В 1991 году в связи с закрытием на ремонт катерного причала, катера перестали заходить на 10 ст.Большого Фонтана. Ещё в 1991 году этот причал был разобран и планировалось начать строительство нового – но этим планам уже не было суждено сбыться. А с 1993 года уже были выведены из эксплуатации и катерные причалы в Черноморке и на 16-й ст.Большого Фонтана. В 1993 году катерные причалы и портпункты оставались лишь на Ланжероне, в Аркадии и в Лузановке. Начиная с 1993 года катера стали ходить в основном только по линии "Порт Одесса – Аркадия" (без заходов). Навигация на этой, единственной оставшейся городской морской линии в Одессе с 1993 года производилась с мая по сентябрь, катера работали со средним интервалом движения в один час. В отдельные годы в середине 90-х годов в летний период выполнялись эпизодические рейсы по линии "Порт Одесса – Лузановка" и даже "Порт Одесса – Коблево" (без заходов, ночёвка в Коблево) и "Порт Одесса – Очаков" (без заходов, ночёвка в Очакове). К концу 90-х годов порт-пункт в Лузановке был закрыт, а сам причал пришёл в негодность и был разобран. К этому же периоду времени от причалов в Черноморке и на 10-й ст. Большого Фонтана оставались лишь остовы свай, в некоторых местах выступавшие из воды и представлявшие собой опасность для купающихся, и сохранившийся крупный фрагмент конструкции бывшего причала на 16-й ст.Большого Фонтана, который, впрочем, также не подлежал восстановлению.
В середине 90-х годов у oдесских прогулочных катеров основным стал популярный вид деятельности: 45-минутные – 1-часовые морские прогулки по Одесскому заливу. Дело в том, что после того как работа на линиях была сильно сокращена и многие причалы были закрыты, для ряда катеров не находилось никакого применения. Но большинство из них ещё оставалось в портофлоте, т.к. были надежды на обратимость происходящих процессов. Естественным образом нашлось альтернативное применение – морские прогулки продолжительностью по 45 минут – 1 час с интервалом отправления в полчаса – 1 час. В ходе таких прогулок катер отходил от катерного причала, выходил из порта и направлялся в южном направлении. Пройдя на удалении от берега мимо Ланжерона и Отрады, где-то в районе Дельфина выполнялся поворот в сторону открытого моря, а затем – следование обратным курсом назад, в Одесский порт. Ранее, в 60-80х годах такие прогулки выполнялись по вечерам (обычно в 18:00 и в 20:00) из Аркадии, реже и от 16-й станции. Постепенно в силу ряда обстоятельств такие прогулки сделались самым популярным видом работы катеров, и в основном, именно благодаря такому их применению, впоследствии оказалось возможным сохранить несколько катеров в эксплуатации.
На рубеже 1990-х и 2000-х годов начинаются эпизодические заходы катеров на Ланжерон. Количество рейсов на линии "Порт Одесса – Аркадия" (без заходов) сокращается до 3-4 в день. В это время техническое состояние остававшихся катерных причалов в Аркадии и на Ланжероне резко ухудшилось, пассажирские операции с ними становились небезопасными. Ремонт этих причалов был бы уже недостаточным, а на строительство новых причалов средств уже не было. Последний год, в котором катера подходили к катерному причалу в Аркадии был 2002, а на Ланжероне – 2003. Впоследствии, для обеспечения безопасности купающихся, причал в Аркадии был разобран (по состоянию на 2007 год). Причал на Ланжероне ещё больше обветшал и от него оставался лишь остов металлической конструкции (по состоянию на 2007 год). Впоследствии был разобран и он (по состоянию на 2009 год). От прежних катерных причалов на Ланжероне и в Аркадии не осталось ничего. Однако порт-пункты в Аркадии и на Ланжероне закрыты не были. Для обслуживания катеров в Аркадии был соответствующим образом оборудован волнорезный пирс на южной оконечности пляжа. Он может принять один катер со своей левой стороны (если смотреть в сторону моря). Аналогичным образом и на Ланжероне был оборудован волнорезный пирс, находящийся немного южнее бывшего катерного причала. Он также может принять один катер со своей левой стороны (если смотреть в сторону моря).
В настоящее время катера выполняют 45-минутные – 1-часовые морские прогулки от катерного причала Морского вокзала Одессы с выходом в открытое море, частота отходов зависит от времени года и погоды и составляет от одного отхода каждые полчаса (летом), до одного отхода в день (осенью). С начала лета до начала сентября катера работают на пассажирской линии "Порт Одесса – Аркадия". Отходы от катерного причала Морского вокзала производятся ежедневно в 12:00, 14:00, 16:00 и в 18:00. Отходы из Аркадии также ежедневно в 13:00, 15:00, 17:00, 19:00. Эпизодические заходы выполняются и на Ланжерон: катер "Генуя" с начала лета до конца августа выполняет без расписания до четырёх рейсов в день (в зависимости от дня недели, погоды и спроса) по маршруту "Порт Одесса – Ланжерон". Кроме катерных причалов в Одесском порту на территории Одессы катера могут причаливать и выполнять пассажирские операции только в портпунктах "Аркадия" и "Ланжерон". Другие причалы не сохранились.
Первоначально линии обслуживались старыми катерами "Капелла", "Пётр Лукомский" и "Прут", тремя катерами среднего класса типа "Алмаз" и полутора десятками малых катеров типа "Аркадия". Позже, в 60-е годы, был получен большой катер типа "Май" (переделанный в пассажирский катер небольшой грузовой теплоход типа "Ильичевск"). Ещё позже к ним присоединился серийный катер среднего класса типа "Радуга". "Пётр Лукомский" в 1964 году был переведен в Ялту (в 60-е годы автор сайта "Одесса на колёсах" встретил на причале "Большой Фонтан" в Одессе катер "Петр Лукомский" до того как это судно было переведено в Ялту).
Начиная с 1970 г. старые катера заменялись на новые 200-местные большие катера типа "Александр Грин". Изначально было получено 19 таких катеров. Ещё в 70-е годы один из них ("Одесский Пионер") был переведен в Ильичёвск, а в 80-е годы другой такой катер ("Валенсия", бывш. севастопольский катер "Спартак") был переведен в Одессу из Севастополя. Наконец, в первой половине 80-х портофлот Одессы пополнился прогулочным катамараном "Хаджибей", а во второй половине 80-х – большим катером "Молдова"(типа "Евпатория"), однако оба эти судна на регулярных линиях не ходили, а выполняли только прогулки, экскурсии, банкетные и специальные рейсы.
Катер "Севастополь" изначально отличался от других катеров улучшенным интерьером салона и до распада СССР был региональным представительским судном. Рейсов с обычными пассажирами или туристами в этот период на нём не выполнялось.
В разное время в 70-е и в 80-е годы несколько катеров ("Анатолий Бендиченко", "Варна", "Капитан Дудэ" и "Григорьевка") были перестроены в служебные катера портофлота. В ходе ремонта суда оборудовались специальной носовой платформой, позволявшей подходить носом к стоящим на рейде судам и, таким образом, производить транспортировку членов экипажей или служащих порта между причалами Одесского порта и флотом, стоящим на рейде. В результате ремонта у этих катеров претерпевала изменения также и носовая часть переднего салона. Служебные катера портофлота иногда совершали рейсы с пассажирами по линии "Порт Одесса – Лузановка", а с 1993 года и по линии "Порт Одесса – Аркадия".
Сильное подорожание горючего и цен на билеты в начале 90-х годов привели к резкому падению спроса на внутригородские морские перевозки вдоль побережья Одессы. Пoсле значительного сокращения линейного движения катеров и закрытия большинства порт-пунктов (в начале 90-х годов) требовалось уже не больше трети от прежних двух десятков катеров, и началась их постепенная реализация частным владельцам как в Украине, так и за границей. Несколько катеров было переведено в ВМФ Украины. Ещё в первой половине 90-х годов Одессу оставили катера "Марсель", "Оулу", "Гавана", "Яша Гордиенко", "Балтимор", "Ливерпуль" и "Валенсия" (бывш. "Спартак"). Во второй половине 90-х постепенно ушли катера "Григорьевка", "Олег Вольвач", "Сегед", "Констанца", "Капитан Дудэ" и "Анатолий Бендиченко".
После распада СССР с катера "Севастополь" был снят представительский статус и он стал совершать рейсы по пассажирской линии "Порт Одесса – Аркадия".
После 1993 года "Молдова", самый современный одесский катер, отправилась на Ближний Восток для выполнения прогулочно-экскурсионных рейсов под фрахтом тамошних туристических фирм. В 1996 году судно затонуло в районе Синайского полуострова, позже было поднято и продано за пределы Украины. В первой половине 2000-х годов в Ильичёвске обнаружился катер "Балтимор". Он перестроен до неузнаваемости – очевидно что модернизация его конструкции повлекла повышение класса морского регистра, в результате чего судно может совершать любые морские переходы как настоящая морская яхта. Бывший катер принадлежит частным судовладельцам и сохранил своё прежнее название – "Балтимор" (на 2004 год). В середине 2000-х годов в Практической гавани Одесского порта обнаружился катер "Ливерпуль". Он также сильно перестроен. Теперь это – тоже прогулочная яхта, принадлежащая частной фирме. Нзвание и этого бывшего катера также не изменилось – судно называется "Ливерпуль" (на 2006 год). В 2002-2006 гг. под именем "К. Дудэ" в Практической гавани Одесского порта вне эксплуатации ржавел неизвестный катер. Он совершенно не соответствовал "подлинному" катеру "Капитан Дудэ", переделанному ранее в служебный катер портофлота. По внешним признакам это мог быть и "Олег Вольвач", но точной информации о том, что это за катер нет. Совершенно ничего не известно и о судьбе других катеров, которые по состоянию на 1991 год находились в Одесском портофлоте но были из него выведены в период между 1992 и 2000 годами. Можно лишь сказать, что в Одесском регионе их больше нет. Между 1998 и 2000 годами катер "Варна" был переименован в "Валенсию".
В настоящее время из флота в 20 катеров осталось только 6: "Сплит", "Генуя", "Ванкувер", "Иокогама", "Валенсия" (бывш. "Варна") и "Севастополь" а также катамаран "Хаджибей". Катер "Валенсия" (бывш. "Варна"), как говорилось выше, способен подходить к судам, стоящим на рейде.
Январь 2009 года
С дополнениями и уточнениями - ноябрь 2009 года
Re: Одесские катера
5 марта 2010 года
В настоящий момент морские прогулки в открытое море или пассажирские рейсы из Одесского Порта в Аркадию или в Ланжерон выполняться ещё не начали.
Однако в Международный Женский День, 8 Марта, в случае благоприятных погодных условий планируется выполнить одну морскую прогулку от причала Морского Вокзала, продолжительностью 45 минут - 1 час. Прогулка будет выполнена в случае оптимального спроса (около 25 пассажиров). Катер, предположительно, после 12:00 будет стоять у причала и будет производиться набор желающих совершить морскую прогулку. Стоимость одного билета - 60 Гривен.
Процедура следующая. Пассажирам будет предложено подняться на борт. В случае набора ок. 25 желающих катер отправится. Поэтому о точном времени отправления сказать ничего невозможно - только то, что сбор на катерном причале Морского Вокзала после 12:00 в случае благоприятных погодных условий.
В настоящий момент морские прогулки в открытое море или пассажирские рейсы из Одесского Порта в Аркадию или в Ланжерон выполняться ещё не начали.
Однако в Международный Женский День, 8 Марта, в случае благоприятных погодных условий планируется выполнить одну морскую прогулку от причала Морского Вокзала, продолжительностью 45 минут - 1 час. Прогулка будет выполнена в случае оптимального спроса (около 25 пассажиров). Катер, предположительно, после 12:00 будет стоять у причала и будет производиться набор желающих совершить морскую прогулку. Стоимость одного билета - 60 Гривен.
Процедура следующая. Пассажирам будет предложено подняться на борт. В случае набора ок. 25 желающих катер отправится. Поэтому о точном времени отправления сказать ничего невозможно - только то, что сбор на катерном причале Морского Вокзала после 12:00 в случае благоприятных погодных условий.
Re: Одесские катера
Здравствуйте Ян! Мне кажется незаслуженно мало информации по катерам "Петр Лукомский" и "Прут". По последнему нет данных когда и как он попал в СССР, где построен, кому принадлежал ранее? По первому катеру примерно вот так:
"По заказу Совторгфлота осенью1927 года на Одесском судоремонтном заводе им. А. Марти были заложены два однопалубных, одновинтовых пассажирских теплохода водоизмещением 353,7 тонны (114 брт), длиной 32,3 м, шириной 5,52 м и осадкой 2,13 м. Суда были рассчитаны на 205 палубных пассажиров. Легкий дизель фирмы Бенц (Германия) мощностью 220 л.с. обеспечивал теплоходам скорость хода в 10 узлов.
19 апреля 1928 года первое судно названное «Зарница» было спущено на воду. Вслед за ним 26 апреля спустили второй теплоход, получивший имя «Заря». В 1929 году после сдаточных испытаний оба судна были переданы заказчику.
Судно, названное «Зарница», было приписано к Ялтинскому порту. 19 июля 1935 года теплоход «Зарница» был переименован. В честь активного участника гражданской войны, кавалера трех орденов Красного Знамени, начальника Ялтинского порта, умершего в 1935 году Петра Ильича Лукомского, теплоход получил название «Петр Лукомский». Однако в Регистре морских судов СССР за 1939 год все еще значился теплоход «Зарница» с портом приписки Одесса.
В начале Отечественной войны «Петр Лукомский» был мобилизован. С 23 июня 1941 года под названием «Лукомский» его поставили на переоборудование в минный заградитель. Вооружение минного заградителя состояло из двух 45-мм орудий, двух 12,7-мм пулеметов и десяти мин. Экипаж - 33 человека. 6 июля 1941 года минзаг «Лукомский» вошел в состав Черноморского флота. Корабль включили в состав кораблей Охраны водного района Одесской Военно-морской базы. Для поддержки Приморской армии, защищавшей Одессу, приказом Наркома ВМФ от 6 августа 1941 года минный заградитель был передан в состав отряда кораблей северо-западного района.
В марте 1942 года теплоход был потоплен вражеской авиацией. Летом этого же года судно подняли и отремонтировали. В дальнейшем до конца войны «Лукомский» использовался для доставки воинских грузов и переброски войск. В 1942-1943 годах он перевозил раненых между портами Кавказского побережья. Для ухода за ранеными выделялся медицинский персонал – один фельдшер, одна медсестра и два санитара. Судно выполнило 50 эвакорейсов. Общее количество эвакуированных 2807 человек, из них 1826 лежачих.
В январе 1945 года корабль был разоружен и возвращен торговому флоту. Теплоход начал эксплуатироваться в Одессе на линии "Порт Одесса – Лузановка" (без заходов) и "Порт Одесса – Черноморка" с промежуточными остановками "Ланжерон", "Аркадия" и "Большой Фонтан. В 1958 году была открыта пассажирская линия Одесса–Бугаз–Одесса, на которой стал курсировать теплоход «Петр Лукомский». Отход из Одесского порта по средам, субботам и воскресеньям. "Пётр Лукомский" в 1964 году был переведен в Ялту. В конце 1965 года судно передали на разборку".
"По заказу Совторгфлота осенью1927 года на Одесском судоремонтном заводе им. А. Марти были заложены два однопалубных, одновинтовых пассажирских теплохода водоизмещением 353,7 тонны (114 брт), длиной 32,3 м, шириной 5,52 м и осадкой 2,13 м. Суда были рассчитаны на 205 палубных пассажиров. Легкий дизель фирмы Бенц (Германия) мощностью 220 л.с. обеспечивал теплоходам скорость хода в 10 узлов.
19 апреля 1928 года первое судно названное «Зарница» было спущено на воду. Вслед за ним 26 апреля спустили второй теплоход, получивший имя «Заря». В 1929 году после сдаточных испытаний оба судна были переданы заказчику.
Судно, названное «Зарница», было приписано к Ялтинскому порту. 19 июля 1935 года теплоход «Зарница» был переименован. В честь активного участника гражданской войны, кавалера трех орденов Красного Знамени, начальника Ялтинского порта, умершего в 1935 году Петра Ильича Лукомского, теплоход получил название «Петр Лукомский». Однако в Регистре морских судов СССР за 1939 год все еще значился теплоход «Зарница» с портом приписки Одесса.
В начале Отечественной войны «Петр Лукомский» был мобилизован. С 23 июня 1941 года под названием «Лукомский» его поставили на переоборудование в минный заградитель. Вооружение минного заградителя состояло из двух 45-мм орудий, двух 12,7-мм пулеметов и десяти мин. Экипаж - 33 человека. 6 июля 1941 года минзаг «Лукомский» вошел в состав Черноморского флота. Корабль включили в состав кораблей Охраны водного района Одесской Военно-морской базы. Для поддержки Приморской армии, защищавшей Одессу, приказом Наркома ВМФ от 6 августа 1941 года минный заградитель был передан в состав отряда кораблей северо-западного района.
В марте 1942 года теплоход был потоплен вражеской авиацией. Летом этого же года судно подняли и отремонтировали. В дальнейшем до конца войны «Лукомский» использовался для доставки воинских грузов и переброски войск. В 1942-1943 годах он перевозил раненых между портами Кавказского побережья. Для ухода за ранеными выделялся медицинский персонал – один фельдшер, одна медсестра и два санитара. Судно выполнило 50 эвакорейсов. Общее количество эвакуированных 2807 человек, из них 1826 лежачих.
В январе 1945 года корабль был разоружен и возвращен торговому флоту. Теплоход начал эксплуатироваться в Одессе на линии "Порт Одесса – Лузановка" (без заходов) и "Порт Одесса – Черноморка" с промежуточными остановками "Ланжерон", "Аркадия" и "Большой Фонтан. В 1958 году была открыта пассажирская линия Одесса–Бугаз–Одесса, на которой стал курсировать теплоход «Петр Лукомский». Отход из Одесского порта по средам, субботам и воскресеньям. "Пётр Лукомский" в 1964 году был переведен в Ялту. В конце 1965 года судно передали на разборку".
Re: Одесские катера
Юрий, огромное Вам спасибо за Вашу превосходную информацию об исторических Одесских катерах ! Я действительно такого до Вашего интересного рассказа даже не знал ! По двум нижеприведенным ссылкам можно увидеть страницы катеров "Пётр Лукомский" и "Прут", где нам совместными усилиями удалось собрать всё, что мы пока знали об этих катерах.
http://odessatrolley.com/Ships/Prut.htm
http://odessatrolley.com/Ships/Lukomskiy.htm
О том как катер "Прут" попал в Одессу я пока не знаю, все данные которые о нём представлены на его странице - из моих записей. Я предполагаю (но опять таки, это - моё предположение), что катер "Прут" попал в Одессу сразу после войны с рядом других небольших судов портофлота, которые сразу после окончания Войны 1941-1945 (или незадолго перед этим) дарились портами/портовыми коллективами, доками и судоверфями некоторых городов США и Великобритании - Ленинграду, Одессе, Севастополю и Мурманску как знак уважения, восхищения военным заслугам и стойкости, поддержки.
С уважением и дружеским приветом
Ян
http://odessatrolley.com/Ships/Prut.htm
http://odessatrolley.com/Ships/Lukomskiy.htm
О том как катер "Прут" попал в Одессу я пока не знаю, все данные которые о нём представлены на его странице - из моих записей. Я предполагаю (но опять таки, это - моё предположение), что катер "Прут" попал в Одессу сразу после войны с рядом других небольших судов портофлота, которые сразу после окончания Войны 1941-1945 (или незадолго перед этим) дарились портами/портовыми коллективами, доками и судоверфями некоторых городов США и Великобритании - Ленинграду, Одессе, Севастополю и Мурманску как знак уважения, восхищения военным заслугам и стойкости, поддержки.
С уважением и дружеским приветом
Ян
Re: Одесские катера
Здравствуйте Ян! Очень рад, что как то помог Вам в Вашей благородной работе по истории пассажирского флота СССР и России. По мере возможности буду и далее сотрудничать с Вами по этому проекту. С уважением Ю.Н
Re: Одесские катера
Юрий,
большое Вам спасибо за добрые слова !
У меня к Вам вопрос. Известно ли, как сложилась судьба катера "Заря", о котором Вы упомянули в Вашей заметке об историческом катере "Пётр Лукомский" ? К какому порту он был изначально приписан ?
С уважением и дружеским приветом
Ян
большое Вам спасибо за добрые слова !
У меня к Вам вопрос. Известно ли, как сложилась судьба катера "Заря", о котором Вы упомянули в Вашей заметке об историческом катере "Пётр Лукомский" ? К какому порту он был изначально приписан ?
С уважением и дружеским приветом
Ян
Re: Одесские катера
Здравствуйте Ян!
«Зарю» передали в состав Черноморской Главной конторы Совторгфлота. Портом приписки судна стала Одесса. Однако теплоход «Заря» дислоцировался в Сочинскому порту и эксплуатировался на ближних пассажирских линиях большого Сочи. С 1934 года он в составе Черноморского морского пароходства. По состоянию на 1 января 1939 года теплоход уже числился в составе судов Сочинского государственного морского пассажирского пароходства.
Мирная работа «Зари» по перевозке пассажиров закончилась после начала Отечественной войны. 22 июня 1941 года теплоход был мобилизован и переоборудован в малый минный заградитель. Вооружение минного заградителя состояло из двух 45-мм орудий, двух 12,7-мм пулеметов и десяти мин. Экипаж - 33 человека.
15 июля 1941 года минный заградитель «Заря» вошел в состав ЧФ (борт.№ 61). В декабре 1941 года минный заградитель принял участие в Феодосийской десантной операции. В 1942-1943 годах он использовался для эвакуации раненых между портами Кавказского побережья. Для ухода за ранеными выделялось 2 фельдшера и 2 санитара. Судно выполнило 21 эвакорейс. Общее количество эвакуированных 1401 человек, из них 646 лежачих. Доставляя пополнение и грузы на «Малую землю», 5 марта 1943 года в бухте Голубиная у мыса Дооб минный заградитель «Заря» подорвался на магнитной немецкой мине и затонул.
С уважением Ю.Н.
«Зарю» передали в состав Черноморской Главной конторы Совторгфлота. Портом приписки судна стала Одесса. Однако теплоход «Заря» дислоцировался в Сочинскому порту и эксплуатировался на ближних пассажирских линиях большого Сочи. С 1934 года он в составе Черноморского морского пароходства. По состоянию на 1 января 1939 года теплоход уже числился в составе судов Сочинского государственного морского пассажирского пароходства.
Мирная работа «Зари» по перевозке пассажиров закончилась после начала Отечественной войны. 22 июня 1941 года теплоход был мобилизован и переоборудован в малый минный заградитель. Вооружение минного заградителя состояло из двух 45-мм орудий, двух 12,7-мм пулеметов и десяти мин. Экипаж - 33 человека.
15 июля 1941 года минный заградитель «Заря» вошел в состав ЧФ (борт.№ 61). В декабре 1941 года минный заградитель принял участие в Феодосийской десантной операции. В 1942-1943 годах он использовался для эвакуации раненых между портами Кавказского побережья. Для ухода за ранеными выделялось 2 фельдшера и 2 санитара. Судно выполнило 21 эвакорейс. Общее количество эвакуированных 1401 человек, из них 646 лежачих. Доставляя пополнение и грузы на «Малую землю», 5 марта 1943 года в бухте Голубиная у мыса Дооб минный заградитель «Заря» подорвался на магнитной немецкой мине и затонул.
С уважением Ю.Н.