Баркентины, построенные в Финляндии для СССР.
Модератор: yan
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Баркентины, построенные в Финляндии для СССР.
Капитан дальнего плавания И.Шнейдер об учебных шхунах и баркентинах, построенных в Финляндии для СССР.
Когда гремят пушки — музы молчат. Впрочем, несладко приходится в это время не только покровителям искусств, но и Меркурию, покровителю торговли. Вторая мировая война резко сузила спектр международных торговых операций, сведя их к сугубо военным поставкам. Однако после ее завершения торговые контакты между различными странами значительно оживились.
Это сразу же отразилось на растущем торговом флоте нашей страны — ему стало явно не хватать квалифицированных кадров, а также учебных судов для их подготовки.
Для "мореходок" в первую очередь требовались парусники. Однако до войны в составе советского учебного парусного флота таких парусников было совсем немного — лишь несколько шхун да баркентина "Вега". Кстати, баркентина эта, построенная еще в 1902 году в Лифляндии и поначалу называвшаяся "Таара", успела поплавать и в качестве транспорта, и как учебно-производственное судно, дав путевку в жизнь более чем двум тысячам будущих морских специалистов. Однако в 1941 году это судно погибло.
После войны было решено заказать целую флотилию баркентин и шхун судостроительным верфям города Турку, в Финляндии. И к 1951 году учебный флот нашей страны пополнился 12 дереянными баркентинами и 72 шхунами. Баркентина, переданная Таллинскому мореходному училищу, в память погибшего учебного парусника была названа "Вегой". Это судно и стало впоследствии прототипом всех строящихся ныне баркентин.
Вот лишь несколько основных характеристик таких парусников: водоизмещение 595 т, максимальная длина — 53 м, ширима — 8,9 м, осадка — до 3,5 м. Баркентины, подобные "Веге", несли 14 парусов общей площадью 822 м2. Вспомогательный двигатель в 300 л. с. давал возможность развивать скорость до 7,5 узла.
Баркентины и шхуны строились с расчетом двадцатилетней эксплуатации. Однако многие из них находились в плаваниях по 25 лет и более. Так, послевоенная "Вега" эксплуатировалась 27 лет. Главной причиной долголетия "Веги" оказались ее клееные, особо надежные и прочные набор и рангоут. Это едва ли не самый первый и тем не менее весьма удачный опыт постройки крупного деревянного судна с клееным набором.
Значительное число таких судов несло службу на Балтике. Кроме "Веги", здесь плавали "Сириус" и "Кропоткин" (Ленинград), "Меридианос" (Клайпеда), "Менделеев", "Тропик" и "Капелла" (Рига). На севере обеспечивали практику "Иван Месяцев" и "Ратманов" (Архангельск, Мурманск), на Дальнем Востоке — "Горизонт" (Владивосток), в Азовском море — "Альфа" (Ростов-на-Дону).
Несмотря на то, что эти парусники были сравнительно низкобортными и на них при постройке устанавливались вспомогательные двигатели весьма малой для судов такого водоизмещения мощности (в основном 220 л. с.), позволявшие тем не менее совершать переходы через океан и годные для эксплуатации в крайне тяжелых условиях Крайнего Севера и бассейна Тихого океана. Более подробно об условиях плавания на таких парусниках можно узнать из книги "Под парусами через два океана", написанной в 1952 году капитаном шхуны "Коралл" Б. Д. Шанько. Книга посвящена сложнейшему переходу в 1947 году первых построенных в Финляндии шхун "Кальмар" и "Коралл" из Лиепаи во Владивосток.
Тысячи курсантов мореходных училищ прошли практику на баркентинах, которыми командовали известные советские капитаны Л. А. Чечулин, Л. К. Шарбаронов, И. Н. Мезенцев, А. Э. Рауд, С. А. Клунников, Б. И. Дворкин.
Прекрасными учебными парусниками были и трехмачтовые шхуны "Кодор" (Ленинград), "Запад" (Архангельск) и "Восток" (Одесса) с более простым бермудским вооружением, принимавшие на борт по 44 курсанта. Эти суда были несколько короче баркентин (50,8 м) и несли меньше парусов (721 м2). Наиболее известной из них была ленинградская шхуна "Кодор", построенная на верфи города Турку в 1951 году. Этот парусник-долгожитель находился в эксплуатации около 30 лет — фантастический "возраст" для деревянного судна, построенного с расчетом двадцатилетнего срока плавания! С курсантами на борту "Кодор" побывал в ведах Атлантического океана и 11 морей. Командовал шхуной в это время известный парусник и яхтсмен капитан А. А. Аристов. На ее борту прошли практику около трех тысяч курсантов морских учебных заведений, ставших впоследствии морскими специалистами высокой квалификации.
Судьба отслуживших срок баркентин и шхун сложилась неодинаково. "Кропоткин" ныне установлен в Севастополе как памятник парусному флоту, "Менделеев" стал неплавающей базой подготовки рядового плавсостава. Ну а "Сириус" превратили в популярный у ленинградцев ресторан "Кронверк". Аналогично переоборудованы шхуны "Кодор" и "Меридианос".
Шхуна "Запад" долгое время использовалась на Севере: на ее борту проходили практику курсанты старейшего мореходного училища страны — Архангельского. В связи с выводом из эксплуатации по техническому состоянию шхуна стала филиалом Морского музея Северного пароходства. Она установлена в Архангельске у Красной пристани, и на ней развернута экспозиция истории освоения Севера нашей Родины. Ну а на "Веге" открылся филиал Морского музея города Таллина.
И. ШНЕЙДЕР, капитан дальнего плавания , Ленинград
"Моделист-Конструктор" 1988, №9
Когда гремят пушки — музы молчат. Впрочем, несладко приходится в это время не только покровителям искусств, но и Меркурию, покровителю торговли. Вторая мировая война резко сузила спектр международных торговых операций, сведя их к сугубо военным поставкам. Однако после ее завершения торговые контакты между различными странами значительно оживились.
Это сразу же отразилось на растущем торговом флоте нашей страны — ему стало явно не хватать квалифицированных кадров, а также учебных судов для их подготовки.
Для "мореходок" в первую очередь требовались парусники. Однако до войны в составе советского учебного парусного флота таких парусников было совсем немного — лишь несколько шхун да баркентина "Вега". Кстати, баркентина эта, построенная еще в 1902 году в Лифляндии и поначалу называвшаяся "Таара", успела поплавать и в качестве транспорта, и как учебно-производственное судно, дав путевку в жизнь более чем двум тысячам будущих морских специалистов. Однако в 1941 году это судно погибло.
После войны было решено заказать целую флотилию баркентин и шхун судостроительным верфям города Турку, в Финляндии. И к 1951 году учебный флот нашей страны пополнился 12 дереянными баркентинами и 72 шхунами. Баркентина, переданная Таллинскому мореходному училищу, в память погибшего учебного парусника была названа "Вегой". Это судно и стало впоследствии прототипом всех строящихся ныне баркентин.
Вот лишь несколько основных характеристик таких парусников: водоизмещение 595 т, максимальная длина — 53 м, ширима — 8,9 м, осадка — до 3,5 м. Баркентины, подобные "Веге", несли 14 парусов общей площадью 822 м2. Вспомогательный двигатель в 300 л. с. давал возможность развивать скорость до 7,5 узла.
Баркентины и шхуны строились с расчетом двадцатилетней эксплуатации. Однако многие из них находились в плаваниях по 25 лет и более. Так, послевоенная "Вега" эксплуатировалась 27 лет. Главной причиной долголетия "Веги" оказались ее клееные, особо надежные и прочные набор и рангоут. Это едва ли не самый первый и тем не менее весьма удачный опыт постройки крупного деревянного судна с клееным набором.
Значительное число таких судов несло службу на Балтике. Кроме "Веги", здесь плавали "Сириус" и "Кропоткин" (Ленинград), "Меридианос" (Клайпеда), "Менделеев", "Тропик" и "Капелла" (Рига). На севере обеспечивали практику "Иван Месяцев" и "Ратманов" (Архангельск, Мурманск), на Дальнем Востоке — "Горизонт" (Владивосток), в Азовском море — "Альфа" (Ростов-на-Дону).
Несмотря на то, что эти парусники были сравнительно низкобортными и на них при постройке устанавливались вспомогательные двигатели весьма малой для судов такого водоизмещения мощности (в основном 220 л. с.), позволявшие тем не менее совершать переходы через океан и годные для эксплуатации в крайне тяжелых условиях Крайнего Севера и бассейна Тихого океана. Более подробно об условиях плавания на таких парусниках можно узнать из книги "Под парусами через два океана", написанной в 1952 году капитаном шхуны "Коралл" Б. Д. Шанько. Книга посвящена сложнейшему переходу в 1947 году первых построенных в Финляндии шхун "Кальмар" и "Коралл" из Лиепаи во Владивосток.
Тысячи курсантов мореходных училищ прошли практику на баркентинах, которыми командовали известные советские капитаны Л. А. Чечулин, Л. К. Шарбаронов, И. Н. Мезенцев, А. Э. Рауд, С. А. Клунников, Б. И. Дворкин.
Прекрасными учебными парусниками были и трехмачтовые шхуны "Кодор" (Ленинград), "Запад" (Архангельск) и "Восток" (Одесса) с более простым бермудским вооружением, принимавшие на борт по 44 курсанта. Эти суда были несколько короче баркентин (50,8 м) и несли меньше парусов (721 м2). Наиболее известной из них была ленинградская шхуна "Кодор", построенная на верфи города Турку в 1951 году. Этот парусник-долгожитель находился в эксплуатации около 30 лет — фантастический "возраст" для деревянного судна, построенного с расчетом двадцатилетнего срока плавания! С курсантами на борту "Кодор" побывал в ведах Атлантического океана и 11 морей. Командовал шхуной в это время известный парусник и яхтсмен капитан А. А. Аристов. На ее борту прошли практику около трех тысяч курсантов морских учебных заведений, ставших впоследствии морскими специалистами высокой квалификации.
Судьба отслуживших срок баркентин и шхун сложилась неодинаково. "Кропоткин" ныне установлен в Севастополе как памятник парусному флоту, "Менделеев" стал неплавающей базой подготовки рядового плавсостава. Ну а "Сириус" превратили в популярный у ленинградцев ресторан "Кронверк". Аналогично переоборудованы шхуны "Кодор" и "Меридианос".
Шхуна "Запад" долгое время использовалась на Севере: на ее борту проходили практику курсанты старейшего мореходного училища страны — Архангельского. В связи с выводом из эксплуатации по техническому состоянию шхуна стала филиалом Морского музея Северного пароходства. Она установлена в Архангельске у Красной пристани, и на ней развернута экспозиция истории освоения Севера нашей Родины. Ну а на "Веге" открылся филиал Морского музея города Таллина.
И. ШНЕЙДЕР, капитан дальнего плавания , Ленинград
"Моделист-Конструктор" 1988, №9
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Баркентины, построенные в Финляндии для СССР.
Парусно-моторные шхуны для Камчатки, построенные в Финляндии.
О переходе двух из них: "Коралл" и "Кальмар" рассказал капитан дальнего плавания Борис Дмитриевич ШАНЬКО в книге "ПОД ПАРУСАМИ ЧЕРЕЗ ДВА ОКЕАНА". Геграфиздат, 1954 год.
Парусно-моторные шхуны (1947—1960-е гг.). В 1947 г. в состав транспортного флота Главкамчатрыбпрома стали поступать трехмачтовые деревянные парусно-моторные шхуны грузоподъемностью 300 т. Эти суда были построены в Финляндии в счет поставок по репарациям. Они имели длину 45, ширину 8,9 и осадку 4 м.
19 октября 1947 г. в Петропавловск прибыл караван из трех судов: шхун "Коралл", "Кальмар" и сопровождавшего их парохода "Барнаул". Караван вышел в путь из Либавы (современная Лиепая), по пути посетил Киль, Плимут, остров Мадера, Миндао, прошел через Панамский канал, заходил в мексиканский порт Салино-Круз, посетил Лос-Анжелес, Лонг-Бич и Сиэтл. Из последнего порта 12 сентября 1947 г. караван отправился в Петропавловск. На последнем отрезке пути его потрепал жестокий шторм, но переход закончился благополучно. Общая протяженность маршрута составила 17 000 миль.
В ноябре 1947 г. из Ленинграда на Камчатку вышел еще один отряд в составе шхун "Жемчуг", "Мидия", "Актиния" и "Ульва". В Либаве к ним присоединился флагманский пароход "Умба". При заходе в Штеттин на шхуны погрузили цемент. Их плавание в Балтийском море сопровождалось большим риском: еще не все его участки были обезврежены от мин, выставленных во время войны. Особенно тяжело парусникам пришлось возле берегов острова Рюген — здесь шторм чуть не выбросил "Жемчуг" на скалы. В наиболее тяжелых ситуациях на помощь шхунам приходила "Умба", бравшая их на буксир.
В общей сложности к началу 1950-х гг. на Камчатку поступило более двух десятков шхун, перевозивших небольшие партии грузов и пассажиров. Кроме производственных целей, парусники использовались в качестве учебных судов. Для этого предназначались баркентины "Штурман" и "Горизонт", отличавшиеся от своих грузовых собратьев наличием прямого парусного вооружения. На них проходили практику студенты Петропавловского морского рыбопромышленного техникума, позже преобразованного в среднее мореходное училище.
Обе баркентины, ставшие своеобразными "школами под парусами" для множества молодых моряков, служили до начала 1960-х гг., после чего были списаны. Ветераны камчатского флота предлагали сохранить одну из баркентин в качестве мемориального судна, но поддержки властей эта идея не нашла…
Старые моряки до сих пор называют эти шхуны "Королевской флотилией". Остов одной из них — "Мидии" или "Актинии" (здесь мнения ветеранов расходятся) — и сегодня можно наблюдать на городском пляже неподалеку от Петропавловского судоремонтно-механического завода.
Перечень судов, входивших в «королевскую флотилию» Камчатки:
Акиба, Актиния, Белёк, Глобус, Жемчуг, Звезда, Кальмар, Коралл, Комета, Краб, Креветка, Медуза, Мидия, Нептуния, Омар, Осьминог, Трепанг, Ульва, Янтарь и баркентина Юнга.
О переходе двух из них: "Коралл" и "Кальмар" рассказал капитан дальнего плавания Борис Дмитриевич ШАНЬКО в книге "ПОД ПАРУСАМИ ЧЕРЕЗ ДВА ОКЕАНА". Геграфиздат, 1954 год.
Парусно-моторные шхуны (1947—1960-е гг.). В 1947 г. в состав транспортного флота Главкамчатрыбпрома стали поступать трехмачтовые деревянные парусно-моторные шхуны грузоподъемностью 300 т. Эти суда были построены в Финляндии в счет поставок по репарациям. Они имели длину 45, ширину 8,9 и осадку 4 м.
19 октября 1947 г. в Петропавловск прибыл караван из трех судов: шхун "Коралл", "Кальмар" и сопровождавшего их парохода "Барнаул". Караван вышел в путь из Либавы (современная Лиепая), по пути посетил Киль, Плимут, остров Мадера, Миндао, прошел через Панамский канал, заходил в мексиканский порт Салино-Круз, посетил Лос-Анжелес, Лонг-Бич и Сиэтл. Из последнего порта 12 сентября 1947 г. караван отправился в Петропавловск. На последнем отрезке пути его потрепал жестокий шторм, но переход закончился благополучно. Общая протяженность маршрута составила 17 000 миль.
В ноябре 1947 г. из Ленинграда на Камчатку вышел еще один отряд в составе шхун "Жемчуг", "Мидия", "Актиния" и "Ульва". В Либаве к ним присоединился флагманский пароход "Умба". При заходе в Штеттин на шхуны погрузили цемент. Их плавание в Балтийском море сопровождалось большим риском: еще не все его участки были обезврежены от мин, выставленных во время войны. Особенно тяжело парусникам пришлось возле берегов острова Рюген — здесь шторм чуть не выбросил "Жемчуг" на скалы. В наиболее тяжелых ситуациях на помощь шхунам приходила "Умба", бравшая их на буксир.
В общей сложности к началу 1950-х гг. на Камчатку поступило более двух десятков шхун, перевозивших небольшие партии грузов и пассажиров. Кроме производственных целей, парусники использовались в качестве учебных судов. Для этого предназначались баркентины "Штурман" и "Горизонт", отличавшиеся от своих грузовых собратьев наличием прямого парусного вооружения. На них проходили практику студенты Петропавловского морского рыбопромышленного техникума, позже преобразованного в среднее мореходное училище.
Обе баркентины, ставшие своеобразными "школами под парусами" для множества молодых моряков, служили до начала 1960-х гг., после чего были списаны. Ветераны камчатского флота предлагали сохранить одну из баркентин в качестве мемориального судна, но поддержки властей эта идея не нашла…
Старые моряки до сих пор называют эти шхуны "Королевской флотилией". Остов одной из них — "Мидии" или "Актинии" (здесь мнения ветеранов расходятся) — и сегодня можно наблюдать на городском пляже неподалеку от Петропавловского судоремонтно-механического завода.
Перечень судов, входивших в «королевскую флотилию» Камчатки:
Акиба, Актиния, Белёк, Глобус, Жемчуг, Звезда, Кальмар, Коралл, Комета, Краб, Креветка, Медуза, Мидия, Нептуния, Омар, Осьминог, Трепанг, Ульва, Янтарь и баркентина Юнга.
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Баркентины, построенные в Финляндии для СССР.
http://vadaga.livejournal.com/8372.html
Фоторассказ про шхуну "Запад", построенную в Суоми в 1948 году. Про ее архангельскую жизнь и существование. И немного про Беломорье в целом.
Фоторассказ про шхуну "Запад", построенную в Суоми в 1948 году. Про ее архангельскую жизнь и существование. И немного про Беломорье в целом.
Re: Баркентины, построенные в Финляндии для СССР.
Виталис, спасибо Вам за интересную информацию !
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Баркентины, построенные в Финляндии для СССР.
Спасибо, Ян !yan писал(а):Виталис, спасибо Вам за интересную информацию !
Немного информации об учебной шхуне "Кодор":
Газета "Водный транспорт" от 05 февраля 1983 года.
"Кодор на Каспии"
Приказ был кратким: "Ленинградскому мореходному училищу передать на баланс Каспийского морского пароходства учебное парусно-моторное судно "Кодор".
Шхуну перегнали на юг яхтсмены "Водника" во главе с капитаном Ю. Борисенко. Из мерительного свидетельства видно, что шхуна "Кодор" построена в Финляндии, город Турку, в 1951 году по заказу Советского Союза. Корпус судна деревянный, вооружение бермудское с общей площадью парусов 767 квадратных метров.
Первые два года плавания шхуна перевозила грузы, затем ее передали Ленинградскому мореходному училищу, и в трюмах "Кодора" оборудовали кубрики, учебные помещения. В пору своей молодости парусник с курсантами на борту бороздил моря и океаны. С годами район плавания ограничивался, но росли и мужали мореходы, получившие на "Кодоре" практику.
Многие из ветеранов флота пришли на один из причалов Ленинградского морского торгового порта, чтобы проститься с учебным судном. Они провожали баркентину, навсегда покидавшую Гутуевский ковш.
"Кодор" украсит Бакинскую бухту, откуда последние парусные шхуны ушли на слом еще в середине двадцатых годов.
М. Берчиян. ( Наш соб. корр.) Баку.
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Баркентины, построенные в Финляндии для СССР.
Парусно- моторная шхуна "Кодор" под азербайджанским флагом.
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Баркентины, построенные в Финляндии для СССР.
Почтовая марка, посвященная парусно-моторной шхуне "Кодор".
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Баркентины, построенные в Финляндии для СССР.
Газета "Водный транспорт" от 12 июня 1973 года.
Научный рейс "Зари".
Единственное в мире немагнитное судно - трехмачтовая шхуна "Заря" вышла из Ленинграда в очередной пятнадцатый научный рейс. На борту- экспедиция Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Академии наук СССР. Ученые ставят своей задачей исследование магнитных свойств дна Балтийского моря.
Шхуна посетит порты Польши и ГДР, Стокгольм, Копенгаген и Хельсинки, где советские ученые встретятся и обменяются результатами исследований со своими зарубежными коллегами.
(ТАСС)
Научный рейс "Зари".
Единственное в мире немагнитное судно - трехмачтовая шхуна "Заря" вышла из Ленинграда в очередной пятнадцатый научный рейс. На борту- экспедиция Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Академии наук СССР. Ученые ставят своей задачей исследование магнитных свойств дна Балтийского моря.
Шхуна посетит порты Польши и ГДР, Стокгольм, Копенгаген и Хельсинки, где советские ученые встретятся и обменяются результатами исследований со своими зарубежными коллегами.
(ТАСС)
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Баркентины, построенные в Финляндии для СССР.
Газета "Водный транспорт" от 24 мая 1977 года. Учебные парусные баркентины на Неве.
Газета "Водный транспорт" от 11 июня 1977 года.
"Серебряный " юбилей.
К выполнению новой научной программы приступили вчера участники экспедиции советских магнитологов на парусно-моторной шхуне "Заря". Ученые начали исследования аномалий магнитного поля Земли и его вековых вариаций в открытой части Северного моря. Проводя непрерывные измерения, корабль совершит трехмесячное плавание общей протяженностью в 11 тысяч миль.
Новый поход "Зари" совпадает с ее "серебряным" юбилеем - 25 - летием научных плаваний под вымпелом Академии наук СССР.
(ТАСС).