История пассажирского сообщения на Чёрном Море

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: История пассажирского сообщения на Чёрном Море

Сообщение Vitalis Merta »

Газета "Водный транспорт" от 8 мая 1990 года.

На линии - "Крымская стрела".


В пути к родным берегам сейчас находится первенец скоростных катамаранов на Черном море - "Крымская стрела". Судно построено на норвежской верфи Вестамарин. Катамаран способен развивать скорость в пределах 34 узлов, может принять на борт почти 300 пассажиров. К их услугам - высококомфортабельные салоны двух классов, индивидуальное стереовещание, общесудовая видеосистема.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: История пассажирского сообщения на Чёрном Море

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Газета "Водный транспорт" от 20 сентября 1988 года.

Случай в Ялтинском порту.


В пятницу, 16 сентября, около 10 часов утра пассажирский теплоход "Тарас Шевченко" Черноморского пароходства входил в Ялтинский порт. На мостике был опытнейший капитан Г. Маричереда. Неожиданно теплоход бросило к маяку, и он прошел мимо буквально в 15 метрах. Как известно, маяк стоит на отсыпи, и, видимо теплоход зацепил днищем бетонные плиты, в результате чего образовались две небольшие пробоины.

"Тарас Шевченко" ошвартовался у причала, на борт были вызваны специалисты. Они определили, что пробоины не представляют опасности для мореходности судна. В течение короткого времени их удалось заварить. Расписание было сорвано на сутки.

( Наш соб.корр.)

yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: История пассажирского сообщения на Чёрном Море

Сообщение yan »

Спасибо большое Виталис, за интересную хроникальную заметку о происшествии с историческим лайнером "Тарас Шевченко" в Ялте в 1988 году. Помню и соответствующую заметку о том происшествии в газете "Вечерняя Одесса". Не мог только вспомнить, случилось это осенью 1987 или 1988 года. Теперь всё встало на свои места.

Ещё раз большое спасибо !

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: История пассажирского сообщения на Чёрном Море

Сообщение Vitalis Merta »

Материал сайта "Флот Украины"

Советские лайнеры на Черном море


Виталий КОСТРИЧЕНКО


До конца пятидесятых годов назрела необходимость в увеличении количества пассажирских судов среднего и малого тоннажа, и после многолетнего перерыва ЦКБ-32 спроектировало первое послевоенное пассажирское судно на 250 человек.

Новые лайнеры проекта 592 (главный конструктор П.С. Возный, позже - С.А. Никитенков) предназначались для Азово-черноморских и Каспийских линий. Одновременно предусматривался вариант использования этих судов как быстроходный военный транспорт. Всего на заводе №190 (им. А. Жданова, Ленинград) построили девять лайнеров проекта 592. Главное судно "Киргизстан" сдано заказчику в 1959 году. В 1960 году - "Молдавия" и "Сванетия" (в 1965 году судно переименовано в "Таллин" и возвращено из Черного моря на Балтику).
В следующем году Черноморское морское пароходство (ЧМП) получило еще три лайнера - "Колхида", "Таджикистан" и "Узбекистан". В 1962 году на Каспийское море отправились "Афганистан" и "Буковина", в 1963 году на Черное море перешла "Осетия" и на Дальний Восток - "Татария".
Лайнеры имели достаточно комфортабельные каюты, удобные салоны, палубы и системы кондиционирования воздуха, и также пассивные успокоители качки, что создавало благоприятные условия для отдыха пассажиров. Впервые многоярусная надстройка пассажирского лайнера была выполнена из алюминиево-магниевого сплава (Амг). Это позволило почти вдвое уменьшить ее массу, но, как оказался позже, резко увеличило пожеженебезпеку суда. Лайнер имел полную вместимость 3219 брт., чистую вместимость - 1322 нрт. и дедвейт - 617 тонн. Длина корпуса по КВЛ составляла 94 метра (максимально - 101 м), ширина - 14,58 м, оседание - 3,8 м (при перегрузке - 5,62 м). Два восьмицилиндровых дизеля марки "Шкода" позволяли развивать скорость хода 15 узлов (экономический ход - 13,5 узла). Несколько лайнеров (в частности, "Узбекистан" и "Сванетия") использовались на линии Жданов-черне море, другие - на крымско-кавказской линии с мероприятиями в мелководные порты Причерноморья. Теплоходы безаварийно прослужили к началу 90-х годов и потом были распроданы или на металлолом, или в новообразованные коммерческие компании.
В 1960 году была осуществлена попытка проектирования престижного пассажирского лайнера вместимостью 1100 пассажиров. По проекту 1881 (главный конструктор Д.Р. Соколов) планировалось до 1967 года сдать флоту два лайнера. Проектное водоизмещение - 28 500 тонн, длина - 205 м, ширина - 26,4 м, оседание - 8,8 м, мощность установки паротурбины - 72 000 к.с., скорость хода - 28 узлов. Однако отечественная судостроительная отрасль в этот период была неподготовлена к созданию престижных суперлайнеров с высоким уровнем отделки и комфорта. Высокая стоимость самих судов, их явная нерентабельность на внутренних линиях и недоступность для "трудящихся" по стоимости билетов заставили отказаться от сооружения лайнеров проекта 1881. По силам отечественной промышленности оказалось лишь создание пассажирских судов на подводных крыльях (за авиационными технологиями) и рейдовых катеров-перевозчиков для пляжных и портовых линий (за уровнем комфорта приближались лишь к вагонив-"теплушок").
Пополнения пассажирского флота пришлось ожидать только из-за границы, за счет заказов в "братских социалистических странах", в нейтральной Финляндии и приобретение обветшалых лайнеров у судоходных компаний капиталистических стран.
Первую реальную помощь Советскому Союзу предоставила Болгария, где в Варни на заводе им. Г. Димитрова (в настоящее время "Одесос") была построена серия малых пассажирских теплоходов на 250 пассажиров. В 1960 году СССР получил "Алушту" и "Алупку", в 1961 г. - "Аджигол", в 1962 г. - "Ай-тодор", в 1963 г. - "Гурьев" и "Пицунду", в 1964 году - "Абрау-дюрсо" и "Артек", у 1965 г. - "Кара-Даг" и "Сарич", в 1967 году - "Аю-даг". Теплоходы имели валовую вместимость - 1002 брт., чистую вместимость - 392 нрт., дедвейт - 176 тонн. Длина корпуса - 63,1 м, ширина - 9,33 м, оседания, - 2,95 м. Один восьмицилиндровый дизель SKL позволял развить скорость полного хода 13 узлов. Уровень комфорта на таких малых судах был достаточно низким, и их часто обычно называли "скотовозами". В основном, они использовались на линии: Очаков - Скадовск - Евпатория - Севастополь - Ялта - Феодосия - Керчь - Жданов - Ростов-на-Дону. Теплоход "Гурьев" перебросили на Каспий, а на Белое море - теплоход "Артек". Лайнер с названием пионерского лагеря был в 1966 году переименованный в "Варнемюнде", но в итоге получил зловещее имя концлагеря - "Соловки" (с 1968 года). Остальные лайнеры этого типу исчезла из пространств Черного моря до конца 80-х годов. Часть их была разобрана на металлолом, один теплоход передали детской флотилии.
Следующим "братским" подарком стала большая серия пассажирских лайнеров типа "Михаил Калинин", построенных по заказу СССР в Немецкой Демократической Республике (НИР). Теплоходы строились в Висмари на верфи Mathias Thesen Werft и имели стандартное водоизмещение 5637 тонн, полная - 6400 тонн, полная вместимость, - 4871 брт., чистую вместимость - 2061 нрт., дедвейт - 1358 тонн. Длина корпуса судна составляла - 122,3 м, ширина - 15,6 м, оседание - 5,16 м. Два шестицилиндровых дизеля DMR (MAN) общей мощностью в 8000 к.с. обеспечивали скорость полного хода 17 узлов. Дальность плавания полным ходом достигала 8200 миль, численность экипажа - 120 человек. Пассажировместимость теплохода - 333 (350) человека, он брал до 1000 т запасов.
Главный теплоход серии - "Михаил Калинин" был принят в 1958 году и эксплуатировался на линии Ленинград - Лондон. Следующие лайнеры: "Феликс Дзержинский" (в 1958 г.), "Орджоникидзе" (в 1959 г.), "М. Урицкий" (в 1959 г.), "Вацлав Воровский" (в 1959 г.), "Мария Ульянова" (в 1960 г.), "Эстония" (в 1960 г.), "Владивосток" (в 1960 г. сданный, а с 1968 года переименованный в "Приамурье", отметился сильным пожаром во время стоянки в Японии с советскими туристами, не возобновлялся), "Петропавловск" (в 1961 г.), "Туркмения" (в 1961 г.) "Хабаровск" (в 1961 г.), "Николаевск" (в 1962 г.), "Байкал" (в 1962 г.), - распределили между Балтикой, Севером и Дальним Востоком. Советское Черноморское морское пароходство получило в 1960 году лайнеры "Латвия" и "Литва", в 1963 году - "Армению", а в 1964 году - "Башкирию" и "Аджарию".
На Черном море плавала "Надежда Крупская", которую в 1976 году передали Краснознаменному Черноморскому флоту и переименовали в санитарный транспорт "Кубань". Лайнер использовался для отдыха и оздоровления экипажей советских атомных подводных лодок, которые крейсировали в Средиземном море. Но судно выполняло и ряд других заданий, в частности - ночные высадки советских разведчиков и диверсантов около побережья стран Средиземноморья. Финал судна "Кубань" был закономерен - после распада СССР лайнер находился на ремонте в Болгарии и в 1994 году был там же продан за бесценок, а затем переоборудуемый в плавучее казино и бордель. Остальные лайнеры типа "Калинин" тихо исчезли после распада СССР, и их судьбу можно проследить только с помощью прокуратуры. Да, лайнер "Башкирия" получил после продажи новое имя - "Одесса Сонг", а в настоящее время эксплуатируется под израильским флагом и именуется "Силвер Стар"...
Прекрасным подарком для отдыхающих на Черном море стало появление пяти больших океанских лайнеров типа "Иван Франко", которые отличались черным цветом корпуса и белыми надстройками. Эти теплоходы также строились в Висмари и имели полную вместимость 19 681 брт., чистую вместимость - 10 614 нрт., дедвейт - 6007 тонн. Длина корпуса лайнера достигала 176,15 м, ширина - 23,5 м, оседание - 8,3 м. Два семицилиндровых дизеля марки Werkspoor Sulzer обеспечивали скорость полного хода 19 узлов. Судно принимало 750 пассажиров. Главный теплоход "литературной" серии - "Иван Франко" был сдан в 1964 году. Потом последовали - "Александр Пушкин" (в 1965 г.), "Тарас Шевченко" (в 1966 г.), "Шота Руставели" (в 1968 г.) и "Михаил Лермонотов" (в 1972 г.).
Лайнеры периодически появлялись в черноморских портах, стоянки в которых перерывались знаменитыми трехчасовыми морскими прогулками. Во время таких коротких поездок большинство советских людей и имела возможность побывать на борту лайнера повышенной комфортности. Но основное время эти лайнеры использовались для круизов с иностранными туристами на борту, которые с удовольствием пользовались возможностью побывать за советским "железным занавесом". Лайнер "Александр Пушкин" курсировал на линии Ленинград - Монреаль, а "Иван Франко" и "Михаил Лермонотов" - на линии Ленинград - Нью-Йорк. В круизах по Черному и Средиземному морям использовались два других теплохода.
Судьба этих красивых лайнеров сложилась по-разному. 16 февраля 1985 года около Новой Зеландии затонул лайнер "Михаил Лермонотов". Судно вышло из Сиднея 6 февраля, имея на борту 330 членов экипажа и 408 пассажиров (в т.о. - 327 австралийцев) и 15 февраля прибыло к порту Веллингтон, а на следующий день - к порту Пиктон (пролив Шарлотти). В 15 часов лайнер оставил порт, а через полтора часов мостик судна покинул переменный капитан Владимир Воробьев (основной капитан теплохода - Арам Оганов - находился в отпуске). Здесь остались старший штурман Сергей Степанищев и новозеландский лоцман Джемисон. Судно шло 15-узловым ходом, и лоцман изменил курс, направив теплоход в узкий пролив между мысом Джексон и скалистой мелью с маяком. Лоцман мотивировал этот поступок желаниям продемонстрировать пассажирам красивые пейзажи берега.
В 17 часов 38 минут последовал удар о подводный камень, и судно получило почти 12-метровую пробоину ниже ватерлинии. В затопленном отсеке погиб инженер рефрижераторного устройства Павел Заглядимов, а крен лайнера составлял 10 градусов на правый борт. Через пять минут после удара были задраены водонепроницаемые двери, а в 18 часов 01 минуту в эфир был дан сигнал Sоs. Танкер "Тарихико", который находился в 17 милях от места аварии (капитан Джон Ридман), повернул на помощь к тонущему лайнеру. В 18 часов 04 минуты "Михаил Лермонотов", который отвернул вправо, вдруг резко повернул влево и снова ударился правым бортом о подводную скалу. Капитан попробовал направить судно, которое тонуло, к береговой мели, но до 19 часа 13 минут обесточился главный распределительный электрощит, остановились водоотливные насосы, а двигатели автоматически отключились. В 19 часов 32 минуты команда покинула машинное отделение, а через 9 минут танкер, который спешил на помощь, нашел в темноте тонущий лайнер, освещаемый сигнальными ракетами.
До 20 часа 59 минут танкер принял на борт около ста пассажиров, а в 21 час 35 минут к месту катастрофы прибыл новозеландский паром "Арахура", который также принял участие в спасании людей. В 22 часа 15 минут крен достиг 40о, и дрейфующий "Михаил Лермонотов" коснулся носом почвы в 155 метрах от берега. Судно окончательно затонувший в 22 часа 40 минут на глубине 33 метра при крене 85о на правый борт.
За судебным иском было оплачено 50 миллионов долларов США... Виноватый в гибели лайнера лоцман лишился одной из нескольких лицензий, которые были у него, а у владельца судна - Балтийского морского пароходства - сложилась мысль о преднамеренной посадке лайнера на камни по заказу конкурентов.
Потом из международных линий исчезли "Александр Пушкин", проданный на металлолом к Японии в конце 90-х годов, но в конце концов теплоход стал британским "подданным" и в настоящее время благополучно плавает под наименованием "Марко Поло". Лайнер "Иван Франко" был продан на металлолом к Индии и в июле 1997 года разобранный на мели вблизи маяка Аланг. Доныне в Украине остались лишь "Тарас Шевченко" и "Шота Руставели".
Теплоход "Тарас Шевченко", который вступил толком еще в апреле 1966 года, в настоящее время имеет тоннаж 20 027 рег/тонн и после модернизации 1988 года (в Бремерхафени) может принять 712 пассажиров, а в двуместном варианте - 574 человека. После распада СССР лайнер зафрахтовала одесская фирма "Примекспрес", а затем судно поставили на стоянку в Илличевске. В июне 1998 года в разгар кампании по аресту судов ЧМП за долги судно "Тарас Шевченко" было отправлено в средиземноморский круиз, во время которого дважды задерживалось. Ему удалось вернуться в Одессу, и лайнер опять встал на отстой. Лишь 29 мая 2001 года судно было приобретено фирмой "Антарктика" и отремонтировано. С сентября 2003 года лайнер снова стал выходить в море, но его появление за пределами Черного моря было достаточно рискованным через возможность дежурного ареста. Лайнер "Шота Руставели", переименованный новыми владельцами в "Асседо" (читай - "Одесса" наоборот) предусматривалось продать японской фирме для круизных рейсов. Оба лайнера морально и технически устарели, нуждаются в капитальном ремонте и перестройке в связи с повышенными требованиями международной безопасности морских пассажироперевозок. Наиболее достоверная сдача их на металлолом в ближайшее время.
Следующим пополнением советского пассажирского флота на Черном море стали пять пассажирских лайнеров-паромов типа "Белоруссия", построенных на финской верфи "Вяртсиля" в Или. В 1975 году ЧМП получило "Белоруссию" (заводской номер С-1212), "Грузию" (С-1213), "Азербайджан" (С-1221), в 1978 году - "Казахстан" (С-1222) и "Карелию" (С-1223). Паромы имели полную вместимость - 16 641 брт., чистую вместимость - 7812 нрт., дедвейт - 2534 тонны. Длина корпуса - 157,0 м, ширина - 21,85 м, оседание - 5,89 м. Два висимнадцятицилиндрових дизели "Пильстик" общей мощностью 18 000 к.с. обеспечивали скорость хода 21 узел.
Десятипалубные лайнеры имели 500 спальных мест (в круизе - 330 мест) и могли дополнительно принять 524 палубных пассажиры. На двух автомобильных палубах можно разместить 255 легковых автомашин "Жигули", или 23 автобуса, или 23 грузовика, с прицепами, или 24 крупногабаритных контейнера. На лайнерах - 173 пассажирских каюты, 2 ресторана, 3 бара, 3 салона, 2 бассейна и 2 сауны, 2 парикмахерской, гимнастический зал, магазин и киоски. Все каюты телефонизированы и имеют кондиционеры. Судно оборудовано системой успокоителей качки.
До распада СССР все лайнеры осуществляли круизы по Черному и Средиземному морям и до конца 80-х годов прошли переоборудование и модернизацию. За счет демонтированного автомобильного проезда на судах удалось разместить по 785 пассажиров и уменьшить число легковых автомобилей до сорока. Оседание теплоходов увеличилось до 6,2 метра. Перестройку прошли в 1984 году "Белоруссия" и "Казахстан", в 1986 году - "Азербайджан" и в 1988 году - "Грузия".
Распад СССР поставил крест на судьбе и этих лайнеров. Лайнер "Казахстан" с 24 декабря 1994 года был переименован на "Украину", а более позднее судно передали в тайм-чартер компании "Примэкспрессез", и оно окончательно лишилось украинского флага. Судно переоборудовали в плавучее казино "Холидей Маями". Паром "Белоруссия" в это же время получил название "Казахстан-2", а затем был переименован в "Дельфин". В 1992 году судно было поставлено в сингапурский док для ремонта, но там оно перевернулось и позже отбуксировали на ремонт в Европу. Последний раз следы этого судна оказались в 2003 году в порту Каляо (Перт). До 2004 года в собственности Украины остались лишь два судна этого типу - "Аркадия" (прежний "Азербайджан") и "Ольвия" (прежняя "Карелия", прежний "Леонид Брежнев"), приписанных к порту Монровия, но базируются в Одессе. Судьба судна "Грузия" тоже оказалась стандартной - лайнер был задержан за долги и продан.
В 1976 году советское Дунайское пароходство заказало небольшой, но утончен лайнер "Айвазовский", построенный на верфи французского города Нант в Нормандии. Судно имеет полную вместимость - 7127 брт., чистую вместимость - 3083 нрт., дедвейт - 710 тонн. Длина корпуса - 121,5 м, ширина - 17,5 м, оседания, - 4,3 м. Два восьмицилиндровых дизеля "Пильстик-атлантик" позволяют развивать скорость хода до 18 узлов. Судно принимает на борт 328 пассажиров и благодаря небольшим размерам способное заходить в устье Дуная.
Теплоход поднимался вверх по течению к поселку Вилково, где становился на якорь и принимал на борт немецких туристов из речного теплохода, который выходил из Вены. "Айвазовский" посещал Стамбул, Одессу и Ялту, а затем возвращался в Измаил и пересаживал своих туристов обратно на речные теплоходы типа "Дунай" и "Украина". После распада СССР лайнер все еще остается в собственности Украины.
Интересным приобретением для ЧМП стал круизный лайнер "Одесса", приобретенный в Дании в компании К/s Nordline A/s. Судно было построено на верфи "Виккерс" в Барроу и вступило толком летом в 1974 году под названием "Копенгаген". Датчане допускали использовать этот лайнер для круизов со студентами и круизов эконома у воды Аляски и Тихого океана. Но компания столкнулась с финансовыми трудностями и вынуждена была продать теплоход еще в процессе достройки. Морфлот СССР быстро перекупил новый лайнер и укомплектовал его на верфи Swan Hunter Shipbuilders в Ньюкастли.
В 1975 году "Одесса" прибывшая на Черное море. Судно имело полную вместимость 13 758 брт., чистую вместимость - 9000 нрт., дедвейт - 1930 тонн. Длина корпуса - 136,33 м, ширина - 21,52 м, оседание - 5,81 м. Два шистнадцятицилидрових дизели фирмы "Кроссли" вращали два винты и обеспечивали судну 19-узловой ход. Теплоход мог принять на борт 590 пассажиров.
После распада СССР судно было арестовано в Неаполе 11 апреля 1995 года за долги ЧМП. Экипаж больше 6 лет отстаивал свое судно и требовал выплаты зарплаты. Аукцион по продаже "Одессы" состоялся 8 мая 2001 года при стартовой цене в пределах 6,6-8 млн. долларов. Судно сумела выкупить Одесская рибопромислова компания "Антарктика", и 16 сентября теплоход покинул Неаполь, видбуксирований турецким судном "Оушн Ергун". Караван попал по пути в 7-бальный шторм, но благополучно прибыл на ремонт в Одессу 7 октября.
Компания, которая выкупила "Одессу", приобрела 22 января 1999 года на аукционе в Илличивскому горсуде пассажирский лайнер "Тарас Шевченко" за символическую сумму 2,2 млн. долларов (при оценочной стоимости не менее 11 миллионов...). Теплоход "Тарас Шевченко" только в 1998 году дважды арестовывался за долги ЧМП - в апреле в порту Ашдод (Израиль) и в июле - в порту Пирей (Греция). Теплоход "Одесса-сан (прежний "Узбекистан") " был продан в Илличевске из аукциона вообще за смехотворную сумму в 80 тысяч долларов...
В 1973 году пассажирский флот советской страны пополнился двумя однотипными лайнерами: "Федор Шаляпин" - в прошлом "Franconia", прежний "Ivernia" (1962 - 1973 гг.) и "Леонид Собинов" - прежний "Carmania", прежний "Saxonia" (1962-1973 гг.). Оба лайнера были построены в 1955 году на верфи John Brown&co в Клайдбанку.
Полная вместимость каждого судна составляла 21 406 брт., чистая - 11 042 нрт., дедвейт - 8742 тонны. Длина корпуса - 185,37 м, ширина - 24,4 м, оседания, - 8,7 м. Четыре паровых турбины фирмы "Джон Браун" вращали два винты и позволяли судам развивать скорость хода в 20 узлов. Лайнеры брали на борт до 844 пассажиров и в компании "Кунарда" курсировали на линии Саутгемптон - Ливерпуль - Монреаль. После продажи их СССР лайнеры прошли ремонт на верфи "Сван Хантер" в Ньюкастли и курсировали на линии Британия - Австралия - Новая Зеландия, но регулярно появлялись и на Черном море.
После распада СССР их последующая судьба сложилась грустно. "Федор Шаляпин" взяла в аренду фирма "Ксимекс Тур", которая в 1996 году оказалась неплатежеспособной, и лайнер пять лет простоял у дочки Илличивского СРЗ, пока фирма пыталась раздобыть деньги на оплату проведенных работ. В итоге судно попробовали превратить в плавучую гостиницу вблизи берегов Ялты, но и от этой идеи пришлось отказаться. Вместе с судном "Собинов", что также больше пяти лет простояло в ковше Илличивского завода, он был продан за бесценок на металлолом.
В январе 1974 года Морфлот СССР приобрел наибольший лайнер советского пассажирского флота, который получил имя "Максим Горький". Судно было построено в 1968 году на Howaldtswerke-deutsche Werft в Гамбурге для судоходной компании Deutsche Atlantik Linie, и стоимость его сооружения достигала 25 миллионов марок. Сначала лайнер носил название "Hamburg", но в сентябре 1973 года был переименован в "Hanseatic".
Через финансовые трудности судно было поставлено в грудных в 1973 году на отстой и в январе 1974 года приобретено уже за 62 миллиона Морфлотом СССР для Черноморского морского пароходства. Лайнер успел сняться в художественном фильме, посвященном гибели английского парохода "Британник", и был поставлен на круизную линию из Нью-Йорка. Неоднократно судно появлялось и в Черном море. Лайнер имел полную вместимость - 25 022 брт., чистую вместимость - 13 696 нрт., дедвейт - 4183 тонны. Длина корпуса составляла 194,6 м, ширина - 26,6 м, оседание - 8,28 м. Четыре паровых турбины фирмы А.Е.g. работали на два винты и обеспечивали скорость хода в 23 узла. Судно могло принять на борт 790 пассажиров.
Лайнер "Максим Горький" оставил свой след в истории, едва не став советским "Титаником" 20 июня 1989 года. Судно находилось в Гренландском море к северу от Норвегии, имея на борту 574 туристов и 377 членов экипажа. Лайнер в полночь напоролся на огромную льдину, которая в двух местах прорезала его тонкий борт. Одна пробоина имела длину 6 метров, другая - больше 2 метров. В считанные минуты судно приняло почти 18 000 тонн воды, и в эфир был дан сигнал Sоs. Вскоре к "Максиму Горького" пробилось сквозь лед норвежское спасательное судно "Сенье", и пассажиры, и экипаж, были успешно эвакуированные. Лайнер, который почти погрузился носом в воду, удалось спасти и отбуксировать в порт для ремонта.
Уже в грудных в 1989 году на борту лайнера состоялась встреча президентов СССР и США. Судно стояло в бухте Марсашлок острова Мальты, когда разыгрался 8-бальный шторм и президентам двух стран пришлось встречаться на борту теплохода. Здесь Д. Буш и объявил об окончании "холодной войны". После распада СССР лайнер добрался России и в настоящее время эксплуатируется под "удобным флагом" так называемой "банановой республики".
В Черном море появлялись лайнеры "Лев Толстой", а также однотипный "Михаил Суслов", переоборудуемый в 1989 году в Германии как плавучий госпиталь за идеями известного окулиста С. Федорова. Судно переименовали в "Петр Первый" и из 1995-го по осень 1997 года использовали на стоянке в порту Джибути (ОАЕ). Потом лайнер был арестован за долги (11 млн. долларов) за иском от компании "Бамкомар" и проданный из торгов.
Типичной оказалась и судьба лайнера "Федор Достоевский", построенного в 1987 году на немецкой верфи. Судно фрахтовала известная немецкая фирма "Трансокеан Турс", а в 1994 году лайнер был продан немецкой компании "Аквамарин Круизес", которая вернула ему прежнее имя "Астор" и успешно эксплуатирует лайнер в круизах на островах Карибского моря.
В Черном море периодически появляется лайнер "Любовь Орловская", хотя и под мальтийским флагом. С июня 2002 года его новые владельцы поставили судно на линию Одесса-Ялта - Сочи - Батуми - Трабзон - Одесса. Появился на Черном море и дальневосточный пассажирский паром типа "Сахалин". Осуществляют рейсы с Киева к Севастополю речные пассажирские теплоходы типа "Генерал Ватутин", снова появился пассажирский катамаран норвежского построения "Крымская стрела". Практически исчезли из прибрежных линий знаменитые "Кометы" и "Циклоны" (суда на подводных крыльях, по большей части проданные в Грецию для рейсов между многочисленными островами).
Таким является короткий обзор истории советских пассажирских лайнеров Черного моря, которые честно послужили своей стране.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: История пассажирского сообщения на Чёрном Море

Сообщение Vitalis Merta »

Газета "Водный транспорт" от 22 сентября 1990 года.

Бегущая строка "ВТ".

В ГРЕЦИЮ ПРИБЫЛ ТЕПЛОХОД "ТАРАС ШЕВЧЕНКО" С ДЕЛЕГАЦИЕЙ СОВЕТСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВЕНСТВА.

Участники международной акции "Культурная карта Европы" совершают плавание вокруг "старого континента". Круиз организован международной организацией творческой интеллигенции "Мир культуры" и проходит под эгидой ЮНЕСКО. Затем "Тарас Шевченко" отправится к берегам Италии, посетит порты Франции, Испании, Португалии и других стран.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: История пассажирского сообщения на Чёрном Море

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Нашел в архиве покойных ныне родителей сувенирные открытки, купленные в 1960-е годы во время отдыха на теплоходе "Россия". Думаю, тем, кто рожден был у Черного моря, эта тема интересна.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: История пассажирского сообщения на Чёрном Море

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Газета "Водный транспорт" от 29.08.90. Ведомственное издание стало выделять значительную площадь под рекламу. В то же время издание полнится жалобами на нерегулярную доставку, пишет о непокорной Балтии, приводит многочисленные факты краж в морских портах и проблемах с переработкой грузов. Смутное время, интересное для историков.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: История пассажирского сообщения на Чёрном Море

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: История пассажирского сообщения на Чёрном Море

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: История пассажирского сообщения на Чёрном Море

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Ответить