Пассажирский теплоход "Башкирия"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

yan
Staff
Сообщения: 5053
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение yan »

vladik
vladik писал(а):Уважаемые господа!

А кто располагает техническими характеристиками данного судна? Кроме всего прочего, особенно интересны марка и мощность двигателей, тип передачи вращающего момента от двигателя к гребному винту, конструкция винта- с переменным углом атаки или без такового, а также способ управления двигателями из кабины: непосредственное управление либо командами через машинный телеграф в машинное отделение и отработкой их вручную. Было бы неплохо увидеть фото кабины изнутри.
Владислав, здравствуйте !

Во-первых, прошу Вас извинить меня заз задержку ответа на Ваш вопрос.

Вот что удалось удалось увидеть в литературе, приминительно к теплоходу "Башкирия".

-Тоннаж судна: 5261 BRT
-Длина, наибольшая: 122,15 м
-Ширина: 16 м
-Минимальная конструкционная осадка - 4,21 м
-Максимальная осадка в полном грузу - 5,18 м
-Пассажировместимость: ок. 350 чел
-Экипаж: 115 чел
-Главные двигатели данного судна были построены в городе Росток (ГДР) в 1963 году, их точная марка мне не известна.
-Привод рулевого устройства - электрический, но в аварийных ситуациях предусматривалось мануальное (ручное) управление.
-По двигателям записано, что тип передачи - прямой, а дистанционного управления нет. Что имелось в виду под этим уточнить не удаётся - ни то, что конкретно подразумевалось под авотматической передачей управления а что под машиннотелеграфной, ни то, относится ли это вообще к типу передаче команд с мостика или передачи энергии от силовой установки к винтам. Моё личное предположение - поскольку колонки движители нет, то можно предположить, что это имеются в виду непосредственно двигатели и система передачи команд к ним с мостика.
-Суммарная мощность главных двигателей составляла 8000 лошадинных сил.
-Тип передачи вращающего момента от двигателя к гребному винту - прямой, с помощью гребного вала. Данных о промежуточных валов - нет. Это судно - классически теплоход.
-Количество винтов: 2.
-Шаг винтов - постоянный, расчитанный лишь на одну позицию, к тому же винты - цельнолитные. Количество лопастей - 4, диаметр каждого винта - 3 м, шаг каждого винта - 3 м 9 см.
- Максимальная рейсовая скорость судна: 17 узлов (31,48 км/час).

К сожалению, фотографии, сделанные в рубке теплохода "Башкирия" или однотпиных с ним судов, пока отсутствуют.

yan
Staff
Сообщения: 5053
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение yan »

Алексей Сёмин подсказывает нам, что в этом справочнике под прямой передачей имелось в виду передача вращательного момента двигателя на винт без редуктора. К передаче команд с мостика в машинное отделение это не имеет отношения. Алексей сообщает, что предположительно на судах типа "Михаил Калинин", к которым относится и пассажирский теплоход "Башкирия", были оба вида управления и телеграфное и дистанционное - но точные данные об этом требуют выяснения и уточнения.

Аристарх
Новый человек на судне
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 27 янв 2012, 19:17

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение Аристарх »

del
Последний раз редактировалось Аристарх 15 июл 2017, 01:39, всего редактировалось 1 раз.

yan
Staff
Сообщения: 5053
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение yan »

Аристарх

Здравствуйте !

Спасибо Вам большое за интересную информацию !

Там, у судов типа "Михаил Калинин", кажется, вперемешку - часть судов была с двигателями, построенными в ФРГ, а часть - в ГДР: у "Башкирии" - точно в ГДР.

Алексей Сёмин
Пассажир 2-го класса
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 02 авг 2007, 08:15

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение Алексей Сёмин »

По словам Носкова Анатолия Семёновича, бывшего начальника радиостанции БАШКИРИИ, на судне были только ручные телеграфы для передачи команд в МО. Кроме этого имелась еще и архаичная переговорная труба.

yan
Staff
Сообщения: 5053
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение yan »

Алексей, спасибо тебе огромное за интересную и важную для нас информацию !

arnold
Новый человек на судне
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 23:56

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение arnold »

здравствуйте уважаемые! мой отец много лет проработал на Башкирии в качестве парикмахера: Сиротин Борис Аронович, 1919 года рождения. Если не ошибаюсь, капитаном Башкирии был Никитин. Капитан разрешал меня часто брать в рейс Одесса -Батуми. В 1979 году мы переехали в Сидней, Австралия. Отец прожил 85 лет. Желаю удачи всем. Спасибо модератору за такой содержательный сайт! Арнольд Сиротин

arnold
Новый человек на судне
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 23:56

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение arnold »

Я забыл добавить! После того, как во время очередного таможенного досмотра, было обнаружено много контрабандных вещей, капитана Никитина списали, папиного товарища, бармена Юру , посадили кажется на 8 , лет. Скандал подняли на все пароходство, ( как будто можно было прожить на 70 - 100 рублей в месяц. Хотя питание было бесплатным. в первом рейсе Башкирии, парикмахером работал двоюродный брат отца - Леня Сиротин. Он сфотографировался с Хрущевым и очень гордился этим фото, при помощи которого, ему выделили новую квартиру. Леня Сиротин на то время был одним из лучших парикмахеров Одессы, его услугами пользовалась диктор одесского телевидения Нелли Харченко и другие известные люди гьрода.

yan
Staff
Сообщения: 5053
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение yan »

arnold

Здравствуйте !

Спасибо Вам большое за воспоминания о том происшествии на "Башкирии" ! После этого, кажется, этот теплоход надолго сняли с Ближневосточной линии и перевели на Крымско-Кавказскую линию.

yan
Staff
Сообщения: 5053
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пассажирский теплоход "Башкирия"

Сообщение yan »

Копия публикации на нашем форуме одной из глав автобиографического повествования Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича, посвящённой одному из Антарктичеких рейсов теплохода "Башкирия"

Алексей Сёмин, 15 мар 2014, 14:11 ЕЕТ писал(а):АНТАРКТИДА – 76.

2014 г.
Носков А.С.
Морские рассказы –

«Во всех частях Земного шара имеются
свои, даже любопытные части».
Козьма Прутков.

ПОД НЕБОМ - «ЮЖНОГО КРЕСТА»
Изображение Изображение
Флора и Фауна - Шестого континента. Хозяева - Антарктиды.
П Р Е Д И С Л О В И Е -
Обдумывая свой новый рассказ, о не безопасном положении экипажа теплохода – «Башкирия» в декабре 1976 года – у берегов Антарктиды, мне пришлось, анализировать год за годом, время своей жизни - моей морской профессии. – Я был обязан вернуться - к истокам своей детской мечты – СТАТЬ МОРЯКОМ. Тоненькая книжка, под названием – «ЕГОРКА», в которой рассказывалось о маленьком МЕДВЕЖЕНКЕ, по обстоятельствам каких – то случайностей, оказавшимся среди военных краснофлотцев. Добродушные люди обласкали и приютили маленькое существо - растили и воспитывали его, проявляя человеческую заботу. Прилагаемый рисунок к рассказу, показывал моряков в морской форме, а главное - в БЕЗКАЗЫРКАХ на их головах. Привлекательность – ЗНАМЕНИТОЙ БЕСКАЗЫРКИ, которую в нашей деревне носил, парень Гоша, вернувшийся с фронта - раненый моряк с медалью – «ЗА ОТВАГУ»,- запали в душу простого деревенского, сибирского школьника – и у меня появилась мечта - «Вырасту, обязательно - стану моряком».

- Что я знал в те годы об Антарктиде – ученик начальных классов …?! - В нашей деревенской школе деревни Лучшево, в нашем классе висели две большие карты: - историческая и географическая, а на столе учительницы по правую руку, находился – ГЛОБУС ЗЕМНОГО ШАРА нашей планеты – ЗЕМЛЯ. Наша учительница, Елизавета Ивановна, прикасаясь к глобусу, легким движением своей руки вынуждала – «Земной шар», свободно вращаться вокруг своей оси, при этом она рассказывала нам - О ПОЛЮСАХ - ЗЕМЛИ, обозначенных белыми пятнами. Переходя к географической карте с указкой она, показывая на Северный полюс – рассказывала нам о Советских героях, покоривших это не обжитое человеком холодное белое пространство - О ЗНАМЕНИТОЙ ЧЕТВЕРКЕ, отважных советских людей, – во главе с ПАПАНИНЫМ. – О затонувшем пароходе – «Челюскин», его пассажирах- зимовщиках, которых спасли летчики, и стали – первыми Героями Советского Союза. Относительно – «Южного полюса», расположенного внизу географической карты, просматривался, очерченный линией - небольшой белый полукруг, с темными буквами обозначающее слово – Антарктида. Поясняя эту часть нашей планета, рассказ учительниц был кратким, - показывая указкой на этот рисунок, - он говорила: - «Дети, а это Шестая часть нашей планеты, там вечные льды, там никто не живет, там очень холодно…»

- Я не знаю, как у других моих товарищей по работе, лежал путь к морю, но мне - моя детская мечта – стать моряком, была - как бы определена заранее. Школа, шахта, завод, армия и наконец - ЧМП. Все старшие товарищи, разные по возрасту и социальному положению, встречаясь мне на моем пути, с моей - мечтой о море, узнавая - к чему я стремлюсь, в своей жизни, парой нарушая служебные инструкции,- ОНИ ВСЕ, с отеческой заботой, помогали мне осуществить мою мечту. Я СТАЛ МОРЯКОМ.

- О том, как сложилась моя судьба на морских и океанских просторах, - я с уходом на пенсию, с удовольствием стараюсь рассказать: - о моих товарищах – моряках. Вспоминаю моряков, старшего поколения - особенно капитанов, которые нас молодых, не опытных – воспитывали, и прощали нам не уставные действиях, тем самым не лишали, - я имею в виду себя, - любимой морской профессии.

- Сейчас продолжая жить в другой стране, приходится сожалеть, что в Украине, больше нет - знаменитого Черноморского морского пароходства. Всякий раз, выходя на улицы нашего города Одессы, или следуя в транспорте, - мне хочется встретить тех, кого я помню по имени и фамилии, поговорить, вспомнить - нашу совместную работу, узнать: - их здоровье, о их детях, внуках? - Всем им - живым и ушедшим в мир иной - спасибо и низкий земной поклон.

ЧАСТЬ - 1.

Н А З Н А Ч Е Н И Е.
- 1976 год. – В начале октября - месяца, ОК. ЧМП. - направляет меня на должность - начальника судовой радиостанции, на пассажирский теплоход – «Башкирия». Подбор судовых радиоспециалистов, перед предстоящим рейсом судна, в особых условиях района плавания, происходил в основном по запросу капитана судна и рекомендации службы связи ЧМП. Мое направление на это судно не обошлось без участия, моего наставника, - «Почетного радиста ММФ» – Грошева Виктора Васильевича. С ним мы познакомились на пассажирском теплоходе – «Украина», еще в 1956 году. На этом теплоходе, он исполнял обязанности третьего радиста, я – проходил практику, – в качестве «ученика-радиста». К моменту моего назначение - на это судно, Виктор Васильевич ходил к берегам Антарктиды два раза, а в этот рейс идти не мог – по стоянию здоровья. Зная, хорошо мою биографию и мое увлечение морем с детства, мой наставник - решил преподнести мне – сюрприз. Он знал – о том, что я, уже успел побывать на просторах четырех океанов, омывающие все континенты нашей планеты, кроме – Южного океана, омывающего Шестую часть - Земли. На вопрос начальника службы связи ЧМП – Гусака А. А. – «Кого вы можете порекомендовать вместо себя, – кто – бы сможет вас может заменить?», - он предложил мою кандидатуру. Капитан – «Башкирии» Лоскутов К.Н. - не смотря на то, что к берегам Антарктиды сам будет идти впервые, не стал возражать против моего назначения, очевидно, хорошо знал по совместной работе моего – «протеже». - В который раз, благодаря моей судьбе, а моя прожитая жизнь, меня в этом убеждает - я оказался там, где должен был оказаться: - На теплоходе «Башкирия», когда экипаж этого судна, готовился к рейсу, в Антарктический рейс.

- На подготовку к необычному рейсу у меня было двадцать дней. В судовую службу связи теплохода «Башкирии» - входили радиооператоры: Геннадий Арсеньев и Анатолий Васильев, радиотехник, он же общественный киномеханик - Иван Красильников. Особое внимание мне пришлось обратить на состояние антенного устройства. Используя свою настойчивость, с помощью моего рапорта на имя капитана судна, и моих подчиненных, мне удалось полностью заменить - все антенное хозяйство, включая такелаж, а также согласно комплектации, пополнить ЗИП судовой радиостанции. От штатных членов экипажа я узнал к этому времени, судно дважды побывало в Антарктическом рейсе под командованием капитана Балашова Е.К .
- Знал я и том, что теплоход - «Башкирия», была построена в Висмаре, ГДР на судоверфи «Матиас Тезен Верфт» в 1964 году. После постройки, теплоход -«Башкирия» новое судно, оказалось в порту Ленинград, экипаж - «Башкирии», готовился к рейсу, по скандинавских странам, с визитом руководителя - Советского государства Н. С. Хрущева.

Я в это время, – находился в Ленинграде, на весенней сессии при ЛМУ. Однажды в столовой – ОБШЕПИТА, на Невском проспекте, случайно встретил группу наших береговых радиооператоров Одесского радиоцентра, под руководством, инженером отдела связи ЧМП - Богдановым В.А. Они – то, мои знакомые по эфиру коллеги, доверили мне, – «секретную» информацию. Как- бы, подчеркивая, особую важность своей работы в этом рейсе, рассказали мне: «Для того чтобы организовать на «Башкирии» узел - Правительственной связи, для коллектива из двенадцати специалистов - пришлось переоборудовать две жилые каюты…».
- К моменту моего назначения на теплоход «Башкирия» - это помещение не сохранилось. Судовая радиостанция располагалась в типовом помещении,- проекта судов типа – «Аджария».

К ЮЖНОМУ ПОЛЮСУ…
З1-го октября 1976 года, приняв на борт судна пассажиров 22- ой САЕ /Советской Антарктической Экспедиции/, в количестве 243 человека специалистов разных профессий и званий согласно судовой пассажирской роли. Все эти мужественные люди в основном, имели инженерное образование, некоторые имели приставку: доктор наук или кандидат или научный сотрудник. Позднее в общении, со знаменитыми людьми, посещающие радиорубку – будущим начальником научной станции – «Восток» - Юрием Зусманом и Владимиром Бардиным- будущим начальником научной станции - Молодежная, выяснялось: Среди пассажиров были такие кто – то следовал к месту своей будущей работы – второй или третий раз. Хочу попутно заметить - Бардин Владимир Игорьевич, сын Советского Академика Бардина, в честь которого будет в ЧМП, сухогруз – «Академик Бардин». Будущий начальник станции Молодежная, чаще других сотрудников -22 – ой САЕ, будет посещать радиорубку судна.

Он имел поручение от редакции газеты – «Правда», посылать репортажи, в рейсе - на Шестой континент, с борта теплоходе – «Башкирия», а для меня будет – как бы моим наставником в редактировании моих репортажей в газету – «Вечерняя Одесса».Техническое оборудования судовой радиостанции: телетайп «Т-63», приданный к нему трансмиттер и фазовая модуляция радиопередатчика – «Бриг» - позволяли передавать много – страничные тексты телетайпных лент.

- Экипажу «Башкирии» - принявших на борт знаменитых и не знаменитых людей, для доставки их к месту зимовки в Антарктиду, предстояло швартоваться к ледяному покрову научных станции – первоначально -Молодежная, а затем к обсерватории – Мирный. Однако попасть на место своей работы участники новой экспедиции с борта нашего судна и – сухогруза – «Михаил Сомов» придется доставляться вертолетом. К этому времени на Шестом континенте - Советские люди, сменяя, друг - друга трудились еще на трех научных станциях: Восток, Беллинсгаузена, Новолазаревскя. Сухогруз – «Михаил Сомов», который одновременно с нами вышел из порта Ленинград, и следует в Южный океан в намеченную точку встречи с теплоходом – «Башкирия».
– Все наши пассажиры, кроме одного , - были Советскими гражданами - работники Арктического и Антарктического научно – исследовательского института СССР – люди разных профессий: геофизики, аэрометеорологи, магнитологи, радиоспециалисты, летчики, строители, механики – водители, знаменитых – «Харковчанок». 244-м пассажиром был иностранец - ученый из ГДР, с тройным именем – закачивающим словом Ганс. У него был определен особый маршрут. При встрече с сухогрузом - «Михаил Сомов», в определенной точке, в открытых водах – Антарктиды, его и еще несколько наших будущих зимовщиков, предстояло пересадить на борт этого судна для дальнейшей их доставки на научную советскую станцию – Новолазаревскую.

- К этому рейсу моряки теплохода «Башкирия» готовились заблаговременно и серьезно. Капитаном судна Лоскутовым К.Н. при содействии капитана – наставника – Маричева, был выбран оптимальный маршрут. Курс судну был проложен через Черное, Эгейское, Средиземные моря, Суэцкий канал, Красное море, Индийский океан. Также, экипажу судна предстояло посетить порты: Аден, а также Порт-Луи на острове Маврикий, для пополнения запасов продовольствия, пресной воды и бункера. Далее на нашем пути в южную часть Индийском океане, на остров Кергелен. На этом острове находился небольшой источник пресной воды, который обнаружили первооткрыватели этого острова - французские моряки.

Все это я узнал от членов экипажа, уже побывавшие в подобном рейсе. Они предупреждали – главное надо удачно преодолеть «сороковые – ревущие» широты и «пятидесятые – утомительные». Опасность мореплавания заключалось в том, что айсберги, отколовшиеся от ледников - Шестого континента, плывущие «ледяные горы», появлялись в туманной мгле без «предупреждения», и их надводная и подводная части, с массой в миллионы тон и размером в несколько километров, при встрече - представляли, смертельную угрозу мореплавателям. Позднее, когда наше судно окажется непосредственно в атмосфере дыхания – Антарктиды, мне удастся увидеть и запечатлеть, на пленку кинокамеры – «Кварц», не мене пяти плывущих нам навстречу айсбергов, виде ледяных – «гор и скал». На траверзе одного огромного айсберга, на поверхности его огромной площади с «пассажирами» - императорскими пингвинами, плывущие в воды - Индийского океана, теплоход - «Башкирия» следовал не один час. Трудно в это поверить, это нужно видеть своими глазами.

Изображение

- Для меня, как - начальника радиотехнической службы судна, для обеспечения безопасности мореплавания - была забота: - Прием необходимой информации - навигационных предупреждений, и прогноз погоды по намеченному маршруту. С выходом из Индийского океана начать прием синоптических карт - ледовой обстановки в водах Южного океана через радиостанцию - Молодежная. С этой антарктической береговой радиостанцией, радиосвязь будет установлена, еще при следовании нашего судна - в Красном море.

- Прежний мой опыт и подготовка к этому рейсу моих подчиненных, в системе работы береговых радиоцентров разных пароходств - ММФ не представлял никаких трудностей. В случае необходимости, я имел дополнительно возможности использовать систему радиосвязи береговых радиостанций, в системе радиосвязи Министерства Речного флота – Российской Федерации, используя свою практику, при перегоне судов на речные водоемы СССР, в 1972 году организацией – «СПЕЦМОРПРОВОДКА» и надеюсь, работники связи этой важной, Государственной структуры, еще помнили мою фамилию.

- При назначении меня на теплоход «Башкирия», - капитан Лоскутов К.Н. не знал о том, что популярная в то время в нашем городе газета – «Вечерняя Одесса», я имел поручение, присылать во время Антарктического рейса – РЕПОРТАЖИ. У меня были некоторые сомнения, в том – как воспримет капитан - Ким Николаевич – к тому, когда я ему представлюсь и предъявлю, - удостоверение нештатного корреспондента. К тому - же правила радиосвязи ММФ - ограничивали объем переписки количеством слов, а на каждой служебной РДО – должна стоять подпись капитана и начальник судовой радиостанции не имел право нарушать правила – ПРС. ММФ. Но сотрудники газеты не хотели упускать такой счастливый случай, узнав в какой рейс я иду. Газета – «Вечерняя Одесса» - начала выходить для читателей, в июне 1973 года. Недовольный некоторыми отрицательными событиями в нашем городе, однажды - я оказался в отделе приема граждан. Зав. этого отдела Лидия Перлик – дала мне для «обкатки» - ПОРУЧЕНИЕ от имени газеты, - с которыми, во время отпуска - я удачно справлялся. Моя активность заинтересовала других сотрудников газеты: Семена Лившина, возглавляющего отдел критики – под названием – «Антилопа Гну». Позднее я попал на глаза бывшему заведующему, /фонотекой – культуры/ - ЧМП, Аркадию Межиковскому. В газете – «Вечерняя Одесса», он был зав. отделом - /Планового строительства/, где было представлено структурно и ЧМП. Он – то, и просил меня присылать в газету РЕПОРТАЖИ, с водных просторов нашей планеты.


К ЮЖНОМУ ПОЛЮСУ…
После моего обращения к капитану Киму Лоскутову с просьбой – разрешить мне высылать репортажи с борта нашего судна, через судовую радиостанцию, показав ему удостоверение нештатного корреспондента – газеты «Вечерняя Одесса», он был удивлен и сказал мне: - «Надо посоветоваться с капитаном – наставником Владиславом Маричевым. С ним я был знаком, еще в 1969 году, на сухогрузе – «Краснодар». Владислав Константинович. как капитан – наставник, он - же член партком ЧМП находился в рейсе на Кубу, на борту этого судна, в качестве проверяющего и изучающего работу экипажа с вопросом – Почему коллектив этого судна в течении нескольких месяцев подряд, не выполняет взятые на себя – Социалистические обязательства»…?!

- Член парткома был старше меня и часто заходил в радиорубку и отводил душу в беседе с тем, как он считал, – у кого больше всех информации по роду моей профессии. Наши разговоры принимали форму морской травли: - ЧТО, ГДЕ, КОГДА? – Однажды - в одной из наших бесед выяснилось: - В июне 1953 году, Мы с ним – перемещались по одной палубе, на сухогрузе ДВП – «Серпухов», на просторах Тихого океана. Нас подготовленных военных связистов, в срочном порядке, без всяких удобств - /рассредоточенных в надстройках этого судна/- доставляли на Курилы, на остров Уруп, в район мыса Кастрикум. Кода я начал рассказывать смешную историю нашего – «десантирования», на рейд этого мыса, с палубы парохода – «Серпухов»,

ИзображениеИзображение
/1953 г. О. Уруп, рейд мыса - КАСТРИКУМ. В- сл, Р- ст. Носков/

- на баржу времен ВОВ, размещенных по три человека в грузовой сетке, общим весом вместе с кирзовыми сапогами не более триста кг. –
/Примечание – в феврале 1960 года, эта баржа - «Т- 36» - унесет четверку, Советских солдат во главе с серж.- Зиганшиным, в Тихий океан - на 49 суток./ .==================================================================
Представитель парткома ЧМП разразился взрывным смехом, вытирая слезы на глазах. Уточнив дату времени года, Владислав Константинович, - хлопая меня по плечу, произнес: - «Как бы радуясь тому, с кем ведет разговор, «Ну, начальник, ну ты даешь…! – «Я тогда на этом пароходе был вторым помощником, а боцман Пугач по моей команде, вас - солдатиков выгружал, – как «живой груз» - в баржу…». Продолжая беседу, он размышлял - «Кто бы мог подумать…? Через столько лет, я встречу живого, про – все ведающей должности моряка - радиоспециалиста, да еще и – общественника». Да на теплоходе «Краснодар» по общественной нагрузке, я исполнял обязанности – ПРЕДСУДКОМА, хотя я не был членом КПСС. - Видит Бог, я ничего не придумал.

- И вот наша новая встреча – теперь уже на пассажирском судне - в ответственном рейсе. Увидев, - «документ – вездеход», на мое имя, подписанный главным редактором Борисом Деревянко, капитан – наставник, как и прежде симпатизируя мне, произнес: «Ну, Начальник, ну ты даешь …?!» Обращаясь, к капитану Лоскутову он пояснил – «Я так и думал, этот моряк – «выкинет когда-нибудь, какой ни - будь номер…?!»

Изображение

- Обращаясь к капитану Лоскутову, капитан – наставник заявил: - «Ким Николаевич, я думаю - ЭТОТ «РАЗГИЛЬДЯЙ!» - О НАС И НАШЕМ РЕЙСЕ, верю - «ХУДОГО», в своих репортажах, - НЕ НА ПИШЕТ…». Да, и родственникам нашим, приятно будет узнать – как у нас идут дела?» - Обращаясь ко мне, он подчеркнул: «Давай валяй, - первый свой репортаж покажешь мне и Киму Николаевичу». – Просьбу его я выполнил.
- Забегая вперед, довожу до сведения читателей: - За время рейса в Антарктиду, я отправил десять репортажей в газеты: «Правда», «Советская Башкирия» и «Вечерняя Одесса. Копии этих РДО - РЕПОРТАЖЕЙ – хранятся, в моем домашнем архиве. Несколько строк одного из репортажей, постараюсь вставить в свой рассказ.

МИЛЯ ЗА МИЛЕЙ - К ЮЖНЫМ ШИРОТАМ.
Следуя в Северных широтах, мне и многим морякам нашего судна водное пространство и его берега, если они просматривались – были знакомы. Погода нам сопутствовала. К четвертому ноября экипаж теплохода «Башкирия» оставил за кормой - Суэцкий канал и Красное море. 14-го ноября следуя в Индийском океане на остров Маврикий, в порт – Луи - экипаж и наши пассажиры пересекли Экватор. На борту теплохода «Башкирия» по традиции состоялся праздник – «Нептуна». Свободные от вахт моряки и все члены 22-ой САЕ приняли активное участия в этом шумном, незабываемом мероприятии. «Владыка морей», а роль его исполнял - старше всех по возрасту в экипаже, старший матрос – Серадский Виктор Степанович. «Нептун» принял рапорт от капитана с вопросом – Куда следуют моряки и пассажиры судна? – «Владыка морей» - всех присутствующих на борту, поздравил с пересечением – Экватора и пожелал – счастливого сохранного мореплавания к намеченной цели. Шутки, смех, традиционное купание - в судовом бассейне, под палящим солнцем в Индийском океане продолжались в течение всего дня. По команде Владимира Бардина – «Кальмары, - на крещение», будущие зимовщики, группами по десять человек – опускались по трапу в судовой бассейн, расположенный в кормовой части судна. Были смельчаки, которые нарушая правила сохранения собственной жизни. Славу Богу – все обошлось. К слову – «КАЛЬМАРЫ», мне придется вернуться в конце 1-ой части моего рассказа.

- Все присутствующие на этом празднике получили дипломы от «Владыки морей». Хочу заметить, - лично мне пришлось пересекать экватор в третий раз, о чем свидетельствуют мои дипломы с сухогрузов ЧМП: «Николаев» и «Сочи». Я имею и другие дипломы, врученные мне при пересечении «180 – го. - Меридиана», на теплоходе «Морской -14», в 1972 году. На географической карте граница между Восточным и Западным полушариями. Есть диплом, посещение крайней точки - Европы, с видом на Атлантический океан, как - туриста в 1981г. в составе группы членов экипажа теплохода – «Леонид Собинов».

- Праздник, праздником, который быстро пролетел, особенно для наших пассажиров. Они вскоре - часто буду вспоминать это купание в тропиках, находясь в суровых условиях своей работы в необжитой – Антарктиде, чтобы согреть свое тело и душу. Экипажу теплохода - «Башкирия», - придется вскоре вновь пересекать экватор, на обратном пути при возвращении на Родину, с другими нашими пассажирами из экспедиции - «21 – САЕ». А пока наш курс был проложен в порт – Порт-Луи на острове Маврикий, как показывала лоция и география, расположенного в западной части Индийского океана к востоку от Мадагаскара.

- В этот небольшой - Райский уголок», по словам американского писателя Марка Твена. Он сказал: «Остров Маврикий был создан задолго до того, как Бог создал рай». Знаменитый писатель посетив, наш город Одессу в те далекие года, также восхищался сооружением – Потемкинской лестницы. Это теперь задним днем, я - продолжая жить по своей судьбе, продолжительную жизнь, с теми моими товарищами моряками, уже ушедших в мир иной, вспоминаю: мы тогда не готовились перед рейсом наперед знать, что нам всем несказанно повезет - увидеть в нашем рейсе на этом экзотическом острове…?!- Тогда, не только я, но и многие другие моряки, уходя впервые , в неизвестный рейс, – в чужие далекие места - нашей планеты, предварительно интересовались только тем, - будет ли заход в «злачный» порт, для приобретения товаров для – «Школы». Имея практически запасный словарь – из трех фраз, пытаясь пояснить встречному чужестранцу: «Мистер, - СПИК МАРКЕТ, МАРКЕТ - ПЛИЗ?, – Еще на «ТАРАБАРСКОМ» языке, при покупке товара, произносили: «КВАНТО КОСТО?», или «ВОТ ПРАЙС? - «Ходовым» - английским - владели в основном штурмана, которые стремились стать капитанами. Ныне - критикуя - себя понимаю, перед рейсом нужно было запасаться хотя бы, словарями - разговорниками», той страны, той народности – куда будут заходы судна?

- Теперь - то я знаю: кое - что об острове Маврикий. После рейса пришлось посетить в нашем городе - библиотеку имени – М. Горького.
- Как гласят исторические исследования: Маврикий окрыли португальцы. С 1638 по 1700 годы им владела Голландия. Именно голландцы дали название острову в честь своего правителя Маврикия де Нассо. Но с 1715 года остров переходит во владения Франции, Далее высадилась флотилия Англичан и.т.д. – одни колонизаторы сменяли других. Столицу Маврикия - ПОРТ-ЛУИ когда- то назвали в честь французского короля – «Людовика пятнадцатого».

– Марк Твен, внимательно изучив, флору и фауна острова Маврикий – нашел точное определение этому экзотическому месту на планете Земля. Во время пополнения запасов продовольствия, топлива и воды кратковременное побывав на экскурсии – дало возможность экипажу и пассажирам, совершить три экскурсии: - в Ботанический сад, Будийский - храм и к кратеру огромных размеров, «сооруженного», миллионы лет назад космическим блуждающим астероидом – посланца нашей Вселенной. В Ботаническом саду меня, как – православного привлекло и поразило - культура погребений, в саркофагах видимо знати - французских переселенцев, среди красивых пальм и другой растительности этого острова. Экскурсионный автобус, проезжая знаменитый базар , /потому - что местную валюту экипажу не дали, обещали на обратном пути, а пассажиры, копили валюту на обратный рейс/. Экскурсовод, делая рекламу местным товарам - пояснила: продавцами на базаре являются представители – четырех национальностей, смешенных между собой браками между населением исторически, проживающих на этом острове. Самую - большую, диаспору представляли – китайцы …? - У меня возникал вопрос: – где Китай и где Маврикий…?

Как и в других рейсах, на других судах – всегда на экскурсиях происходил – какой ни - будь случай, с кем ни - будь из членов экипажа. Старший повар Бугакова Александра Васильевна, ветеран флота ЧМП, очевидно решила выяснить, какое количество ступенек, при спуске на дно кратера…?!-/см. ниже - общий снимок/. Объем кратера, расстояние глубины спуска, не у всех членов экипажа вызывало желание, за короткое время освоить масштаб этого – «сооружения», созданного посланцем - Вселенной. При посадке в автобус выяснилось, нет в наличии – Александры Васильевны. Сверху от начала кратера, мы - увидели среди кустарников, одинокую маленькую фигурку бывшей фронтовички и ее слабенький голосок: «Помогите …» Слава Богу – все обошлось, на судно вернулись все, кто был в увольнении.

Изображение

//1976 г.О. Маврикий. Чл. экипажа - Тх. «Башкирия«. /Примечание – на снимке,

- Александры Васильевны нет, она в кратере. Автор - см.ремешок – от кино камеры.//

Этот экзотический остров члены экипажа будут нахваливать, еще не один раз, когда красоту этого будет, с чем сравнить…
- Оставив за кормой семь тысяч миль, на нашем пути будет другой остров КЕРГЕЛЕН. Неизвестный пока для нашего экипажа остров - с другой природой, которая не ласкала наши любопытные взоры через бинокль, а позднее по собственному желанию – сменив тропическую одежду на русские фуфайки и яловые сапоги,/такое снаряжение было получено от МТО ЧМП, предусмотренное нашим рейсом/. С помощью такой экипировки , мы - потопчемся - по мхам и лишайникам почве не обжитого людьми, этого главного острова, - в архипелаге «Запустенья». Штурманскому составу теплохода – «Башкирия», при отжимном холодном ветре, с трудом пришлось пришвартоваться, к месту забора - пресной воды. В район к скалистому берегу, где в низовьях изрезанной ветрами, находятся - вулканические заостренные камни неровного рельефа, а внизу протекал, маленький чистой ручеек. Если поднять голову вверх на этой плоской части скалы, как – бы специально для других судов, был ориентир для моряков с надписями, названий многочисленных судов, экипажем которых, пришлось пользоваться этим ручейком пресной воды. Вездесущий пожарный матрос Гриша Гулько, взял у боцмана белую краску и запечатлел, я думаю на многие века - пассажирский теплоход ЧМП – с названием «Башкирия» и дату швартовки к этому знаменитому месту на не обжитом, забытым Богом - острове. Пополнять танки судна пресной водой пришлось не менее суток. /Место забора пресной воды из этого ручейка. См. фото/

ИзображениеИзображение

/1976 г. О. Кергелен. Скала, чл. Эк -жа. Т/х. «Башкирия» - тот саамы ручеек/.
- Для молодых читателей - интернета, особенно для тех, кому предстоит бороздить морские просторы, даю небольшую справку об этом острове – как бы продолжении – «Малой Антарктиды», уходящей своим продолжением в Индийский океан. /По некоторым географическим данным/
- «КЕРГЕЛЕН – архипелаг в Индийском секторе Южного океана, расположенный - 45,54 южной широты, 69,6 вост. Долготы. Принадлежит Франции. Состоит из одного крупного/Кергелен/ и более трехсот мелких островков. Островом – «КЕРГЕЛЕН» назвал французский мореплаватель барон Кергелен Ив, Жозен, в 1772 году. Климат субтропический, холодный. Большую часть года дуют холодные ветры. Скудная травяная растительность. В центральной части ледяные покровы. Промысел морских тюленей. Есть на острове одна единственная геофизическая - Французская станция, открыта - в 1772 году – И.Ж. Кергеленом. Животный мир – в холодных водах нашли прибежище: тюлени, нерпы и морские слоны…» - На суше и это я могу подтвердить, не обращая ни какого внимание на нас, людей, спокойно разгуливают с разноцветными грудка меленькие пингвины – «АДЕЛЬКИ». Они как бы давали согласия брать их на руки. Пытаясь увидеть что – то не обычное пришлось увидеть пугливых зверушек, похожих на наших кроликов. Наша прогулка по небольшой части острова, в районе забора пресной воды, при пасмурной погоде, вызывало унынье и тоску по теплому солнышку острова – Маврикий. При нашей прогулке нашему взору не попало ни одно деревце либо кустарник. Под ноги на водянистой почве, попадали темно – зеленоватые небольшие листики, напоминающие нашу капусту.

Вся атмосфера под прохладный ветер, навевала такую тоску, что мне пришлось вспомнить остров Вайгач, расположенный в Северном полушарии, в водах – на границе с Северным Ледовитым океаном. Было это летом 1972 года, во время моей работы в рейсе по перегону речных судов на северные реки, при организации – «СПЕЦМОРПРОВОДКИ». Тогда, тот остров казался мне самым тоскливым местом на нашей планете – я ошибался. Выходит, чтобы дать точное определение своего понимания – что лучше, а что хуже некуда, нужен факт своего пребывания в разных местах не известных ранее местах нашей планеты под названием – Земля.

27 – го ноября 1976 года, теплоход – «Башкирия» покинула остров Кергелен и взяла курс в точку встречи с сухогрузом «Михаил Сомов» - в координатах -60-00 ю.ш. и 40-00 в.д. Эта встреча двух судов говорили о том, что для экипажа теплохода – «Башкирия» этот переход к намеченной цели, к берегам, Шестого континента будет самым продолжительным и ответственным. Следуя предусмотренным маршрутом, впереди нас ожидали – «Сороковые ревущие» - широты. В экипаже состоялось общесудовое собрание. Вопрос был один – «Безопасность мореплавания». Капитан – наставник Маричев В.К. обстоятельно рассказал, о не которых случаях, которые происходили в этих местах. Суда получали повреждения, при которых выбивались двери палубных надстроек и иллюминаторы в жилых помещениях. Как тут было не вспомнить: - Осень - 1963 года, теплоход «Крым», по расписанию вечером снялся из порта Ялты, а утром должен был швартоваться в Одессе. Ночью судно попало в жестокий шторм. В результате сильной бортовой качки, – была повреждена вся мебель в судовом ресторане и выбиты иллюминаторы с обоих бортов этого помещения, не надо было ходить в Антарктиду, опасность для моряков существует постоянно.
- Настроение наших пассажиров – можно было наблюдать на их лицах. Люди в разговорах становились более сдержанными. Атмосфера на острове Кергелен, - как – бы, на - «Малой Антарктиде» - давала понять, что примерно через месяц, в каких условия пребывания, почти более, чем один год, придётся жить и трудится людям «22- САЕ», а главное находиться в дали от своих родных и близких – жен, детей в условиях, где будет отсутствовать необходимые условия привычной цивилизации.

- Преодоление «Сороковых – штормовых» к удивлению, находившихся на борту – «Башкирии» прошли совсем не заметным. Бог миловал нас. Поверхность водного пространства, была штилевой, и по причине тумана - мутноватой. Температура воздуха становилась постепенно прохладной. Поступила команда по судовой «принудиловке». Старший помощник капитана Родин Станислав Иванович, своим зычным, баритоном произнес – «Всему экипажу получить – у боцмана теплые антарктические принадлежности…». Боцманом на судне был, молодой человек – совсем не похожий на «СБУРЬЕВСКИХ»- боцманов, - Саша Копейка. Антарктические принадлежности составляли: - овечий полушубок и печатки на искусственном меху. Полушубок после рейса я сдал боцману, о чем сейчас очень сожалею, он стоил всего 68 р. а перчатки оставил на память, храню как реликвию, эти перчатки мне очень дороги. С приближением к Антарктиде, опять же следуя по штилевой морской глади, напоминающее мутное – «молоко», нам - по курсу начали попадаться небольшие мелкие обломки льда, в виде обломков причудливых форм – называемых – «Ропаками». Постепенно нам навстречу буду попадаться «ледяные – горы», в виде монументов, а затем те самые айсберги, о которых предупреждали старые моряки. – Значит, совсем скоро мы увидим своими глазами берега Антарктиды, к берегам которой был проложен наш маршрут.

За время нашего совместного плавания экипаж судна и наши пассажиры сдружились. Конечно, были причины - особой дружбы. Молодых не женатые ребята, следующих на длительное время - туда, где отсутствовал противоположный пол , – знакомились с нашими судовыми девушками предполагая будущую встречу… / Кстати, на обратном пути так и произойдет: работница камбуза Клава Сичкарь после рейса выйдет в замуж за одного из зимовщиков и родит ему - двух детей/.

- О5/12/ -1976 года, накануне, - скорого расставания с первой группой наших знаменитых пассажиров, в районе научной станции Молодежная я попросил будущего начальника этой станции – Владимира Бардина сделать свой репортаж о предстоящей работе и задачах – «22-САУ» и высказать свое мнение о работе экипажа теплохода – «Башкирия», для газеты – «Вечерняя Одесса». Этот ученый и как я, уже знал – журналист, подробно изложил, диктуя мне свой виденье, слаженной работы всего экипажа – «Башкирии», на телетайпную ленту репортаж - более чем в - 500 слов./ Этот репортаж я храню до сих пор./Владимир Бардин проявил также свой талант, создавая – тайно, с нашим радиотехником, Иваном Красильниковым, запись на магнитофонную ленту, спектакль – «КАЛЬМАРЫ - СХОДЯТ НА БЕРЕГ». Автор попросил радиотехника начать трансляцию этой ленты, только тогда, когда он покинет борт нашего судна. Трансляция этой магнитофонной записи на обратном пути к дому, была приурочена ко времени – приема «вечернего чая». В этом «произведении» - автор подметил особенности каждого члена экипажа – в шутливой форме. Особое внимание было уделено работницам ресторанной службы. Эти девушки больше других членов экипажа настаивали повторение этой трансляции.
После встречи экипажей двух судов – «Башкирии» и «М. Сомов» наступил момент расставания с первой группой наших пассажиров, их «десантирования», на научную станция Молодежная. Перед тем, как покинуть борт теплохода – «Башкирия» будущий руководитель этой станции, через судовую сеть трансляции – Владимир Бардин тепло поблагодарил экипаж, руководство теплохода –«Башкирия», а закончил словами – «Дорогие моряки - -КАЛЬМАРЫ СХОДЯТ НА БЕРЕГ».

Изображение

- Я до сих пор, не могу забыть тот рейс, тех необычных пассажиров, которых пришлось видеть и удивляться их выносливости при работе – конечно ради науки, а так же их не очень – то и повышенной зарплаты, в условиях риска их собственной жизни. Позднее - нам доведется увидеть: - 27 – м. образных памятников – людям , оставшимся навсегда в холодной земле, на далеком от родственниках, - Шестом континенте районе Советской Обсерватории – «Мирный».

ИзображениеИзображение

Декабрь 1976 года. Обсерватория – «Мирный» Теплоход «Башкирия» - пришвартован к «лед. Причалу»

19 декабря 1976 года теплоход «Башкирия», 2230 московского, в половину первого ночи, раздвигая непрочное ледяное поле Капитан Лоскутов К.Н. под наставлением капитана – наставника Маричев В. К начал поиски причала» - из плотной льдины для «швартовки». Экипажу «Башкирии» предстояла второе – «десантирование», новой партии зимовщиков «Мирного» и научной станции – «Восток» ,с помощью вертолета – перебросить на твердый материк – АНТАРКТИДЫ.

20 декабря 1976 года я подготовил свой репортаж, об успешном выполнении первой задачи по доставке наших - пассажиров на Шестой континент. Оформив РДО: ТХ БАШКИРИЯ ОДС/ММФ 1693 843 20 1200=
Город Уфа -79 Улица 5о – летия октября 13 –Редакция газеты – Советская Башкирия =

Т Е К С Т
Нештатный корреспондент – Вечерней Одессы-
Начальник судовой радиостанции – Анатолий Носков.

Изображение

Примечание – этот текст ушел также в газету «Вечерняя Одесса»./ Если удастся - копию этой РДО постараюсь послать отдельным файлом/
13 марта 2014 года . Одесса - Анатолий Носков.
/ Продолжение следует…/

Ответить