Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Алексей Сёмин
Пассажир 2-го класса
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 02 авг 2007, 08:15

Re: Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Сообщение Алексей Сёмин »

Очередной рассказ Анатолия Семёновича опубликован на странице о теплоходе "КРЫМ"

viewtopic.php?f=13&t=954&p=7625#p7624

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Сообщение yan »

Алексей Сёмин писал(а):2013 г.
Носков А.С.
Морские рассказы.


- «Все времена для нас чужие, кроме – нашего …»
С е н е к а.


НЕ СПРАВЕДЛИВО ЗАБЫТЫЙ ТЕПЛОХОД- «КРЫМ»

15 мая 2013 года в газете – «Морская Правда», в небольшой заметке излагается: – «Из Одессы возобновляются регулярные рейсы круизного лайнера «АДРИАНА» по портам Черного моря».
В этой небольшой заметке, вспоминаются годы – советского времени и ежедневные отходы пассажирских судов, совершающие рейсы по ККЛ. Перечисленные легендарные теплоходы, начиная с названия «Россия», «Украина» и ряд других судов. При перечислении этих судов, я не увидел – знаменитого теплохода – «Крым». А этот теплоход – имеет славную историю по своей значимости. Этот «трудяга - «пахарь» - водных просторов Черного моря, всегда переполненный в летний период, – лишними пассажирами: знаменитых и не знаменитых, простых смертных граждан со всех просторов СССР.

Во время 1963 – 1964 годы своей работы, на теплоходе – «Крым» в должности радиооператора, а затем радиотехника помню: - как первый помощник Руммо В.Н. - частенько обращался ко мне и просил взять кого – либо в свою каюту из управления, работников – ЧМП.- Приходилось выручать и моряков, следующих после окончания рейса в отпуск в Одессу из черноморских портов, кому не досталось места в каюте либо в палубном салоне…
- Теплоход – «Крым». У этого судна не простоя история. В годы ВОВ - этот теплоход, из тех шести пассажирских судов ЧМП до военной постройки - типа «Аджария», пришлось испытать бомбежку. Ему среди других погибших других, однотипных - «пассажиров» - повезло быть не потопленному - при выполнении рейсов, под звуки - зловещих авиабомб немецких «Юнкерсов».
При работе в Одесском портофлоте, однажды в красном уголке, управления этой организации, мне довелось узнать историю гибели у берегов Крыма, однотипного теплохода «Армения» от шкипера баржи «1007» - Фридмана. Со слезами на глазах он рассказал: о страшной трагедии погибших большинства пассажиров этого теплохода. В этом кромешном аду тонущих людей, он остался жив, а его жена и дочь ушли под воду на его глазах…
Старший механик Жданов А. М. моряк с непростой историей личной трагедии рассказывал, что после ремонта теплоход «Крым» - был использован у причала порта Батуми – до 1944 года в качестве помещения, где располагалось Управление ЧМП.
В то время, когда мне повезло работать на этом легендарном теплоходе, – « Крым» совершал недельные рейсы: Одесса – Батуми, Батуми – Одесса, с заходами в черноморские порты: - Ялта, Евпатория, Феодосия, Новороссйск, Туапсе, Сухуми, Поти – Батуми.
Каждый рейс, не были похожими один на другой. Отношения между экипажем и пассажирами складывалась по - разному. Часто это зависело от категории пассажиров. Я предлагаю читателям свой самый первый рассказ, который был опубликован в газете – «Моряк» в 2005 году. В рассказе говорится о том, не простом решении, для капитана Плявина Николая Ивановича. Ему пришлось принимать это решение по просьбе жен – моряков, которые следовали из Одессы в порт Новооссийск для встречи со своими мужьями.

Изображение
Пассажирский теплоход «Крым» - 1963 - 1964 гг. –
В кормовой части прогулочной палубы располагался –
СУДОВОЙ ТРАНСУЗЕЛ, место работы радиотехника – Носкова А.С.

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Сообщение yan »

Алексей Сёмин писал(а):АНАТОЛИЙ НОСКОВ. Бывший радиотехник теплохода «Крым» 1963- 1964 гг.
ПОДВИГ КАПИТАНА ПЛЯВИНА.
=============================
В 1963-64 гг. мне довелось работать в качестве радиооператора, а позже радиотехником на довоенном теплоходе «Крым» из знаменитой довоенной серии "крымчаков".
В канун 1964 года на теплоход «Крым» прибыл новый капитан, Николай Иванович Плявин: прежний капитан- Роман Александрович Погорельский уходил в отпуск - новый год экипаж нашего теплохода встречал с новым капитаном. Очень был красив собой Николай Иванович. Статный, - кудрявые волосы, с приятной сединой... Речь его в новогоднюю ночь была радостной, уверенной и доброй. В то время теплоход «Крым» совершал рейсы Одесса - Батуми и обратно, а в новогоднюю ночь судно следовало из Ялты на Новороссийск.
На судне оказался большой коллектив жен моряков, которые спешили на встречу своих любимых и дорогих мужей, сыновей родственников в порт Новороссийск. Наш приход предполагался по расписанию на утро. И все бы ничего, до порта оставались считанные мили, однако портовые власти порта Новороссийск прислали радиограмму, в которой было штормовое предупреждение о норд-осте в порту. Заход не разрешался, рекомендовано следовать в порт Туапсе. Об этом объявили по громкой палубной и внутренней радиотрансляции.
Дальше случилось то, что должно было случиться. Жены моряков пошли просить нашего капитана Николая Ивановича сделать заход в порт Новороссийск. Одному Богу и лично капитану Плявину известно, как он принимал решение самовольно во время норд-оста попытаться сделать заход в Новороссийск. К тому же Николай Иванович уже имел наказание: у него была закрыта виза. Моряки говорили, якобы за то, что самовольно привез из Австралии посылку от дипломатов наших. Пройдя войну и будучи капитаном на танкере «Иосиф Сталин», Плявину, очевидно, не раз приходилось рисковать... Во время войны ему приказали погрузить танки на танкер и доставить их по назначению. За груз капитан отвечал головой, за порчу танкера тем более. Из журнала «Морской флот» я узнал, что Николай Иванович, 25 лет от роду, выполнил это задание: и танки доставил по назначению и танкер сохранил. Был награжден.
И вот, не смог наш капитан отказать женам моряков. При заходе и швартовке в порту Новороссийск я находился на капитанском мостике метров в четырех от капитана. Все, что я увидел во время швартовки, уверенно произведенной капитаном Плявиным Николаем Ивановичем на теплоходе «Крым» в порту Новороссийск, более увидеть не довелось, за все пятьдесят лет моей морской жизни на различных судах, в разных портах, странах и в разных условиях. Рев штормового ветра пытался заглушить его спокойные команды, которые он отдавал старпому. Я услышал всего три, спокойным голосом отданные команды. Корпус судна и судовые снасти издавали свистящий рев ветра, но теплоход, его левый борт как бы нехотя, медленно, - все ближе и ближе уверенно двигался к причалу. Тут хочу заметить, что власти заход не разрешили, буксиров не дали. Благодаря капитану прижим судна к причалу совершился быстро, были поданы швартовые концы, и заход в порт Новороссийск состоялся.
Возможно, кто-то жив из тех жен моряков, пусть расскажут, как они были благодарны капитану Николаю Ивановичу Плявину. Не знаю, было ли ему новое наказание?

Перепечатано из газеты – МОРЯК. Г. ОДЕССА.
2005г. –

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Сообщение yan »

Анатолий Семёнович, спасибо большое за интересное продолжение, за интересную информацию, подробности ситуаций, в которые приходилось попадать легендарным капитанам военной поры и в мирное время. Очень итнетерсно, ждём продолжения !

Спасибо !


Алексей, большое спасибо за публикацию воспоминаний Анатолия Семёновича !

noskov_1933
Новый человек на судне
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 08 май 2013, 06:14

Re: Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Сообщение noskov_1933 »

Дорогие читатели рассказов Носкова А.С- ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО. Следующий рассказ будет в тему : НЕСПРАВЕДЛИВО ЗАБЫТЫЙ ТЕПЛОХОД -" К Р Ы М" - под названием - "НА ТЕПЛОХОДЕ МУЗЫКА ИГРАЛА..." С Уважением Анатолий Носков

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Сообщение yan »

Здравствуйте, Анатолий Семёнович !

Спасибо ! Очень интересно, будем ждать продолжения Ваших воспоминаний !

noskov_1933
Новый человек на судне
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 08 май 2013, 06:14

Re: Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Сообщение noskov_1933 »

Уважаемые читатели форума круизник, я должен принести свои извенения - анонсированный 28 августа мной рассказ под заголовком "НА ТЕПЛОХОДЕ МУЗЫКА ИГРАЕТ" / про теплоход "КРЫМ" по причине выхода в одной из морских газет от 11го сентября статьи под таким же заголовком.
Под таким заглавием свой рассказ про теплоход "КРЫМ" использовать не могу, по причине авторских прав.
Я Вам предлагаю сичитать мой новый рассказ "Хождение за три моря".
Что касается теплохода "Крым", я обещание выполню, только название рассказа будет другим.
Еще раз приношу свои извенения.
Анатолий Носков.

Алексей Сёмин
Пассажир 2-го класса
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 02 авг 2007, 08:15

Re: Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Сообщение Алексей Сёмин »

НОСКОВ А. С.
- МОРСКИЕ РАССКАЗЫ: -/ Из цикла, КОГДА МЫ, БЫЛИ МОЛОДЫМИ …/

Изображение

- «Х О Ж Д Е Н И Е» - ЗА ТРИ МОРЯ …» …
/ В дальний рейс ходили моряки - Одесского порто-флота …»/

П Р Е Л Ю Д И Е К РАССКАЗУ.
« Для создания семьи: -
- Познакомлюсь с моряком – ЗАГРАНПЛАВАНЬЯ,
желательно с капитаном. Моё хобби: - театры, музеи
и путешествия …»
/ Объявление - из службы знакомств, в морских газетах./
/ С началом, «ГОРБАЧЕВСКОЙ - П Е Р Е С Т Р О Й К И»./
- Недавно разбирая в домашнем архиве старые газеты – я не мог, без улыбки, прочесть: - такое вот – ОБЪЯВЛЕНИЕ. Так называемая – «ГЛАСНОСТЬ» тех лет,- сняла «ОБРУЧЬ», с тайных желаний - «ДАМ ПРЕКРАСНОГО ПОЛА». «Перестройка», с её ускорением, для незамужних женщин - обнажила их откровенность - для устройства, их дальнейшей жизни, за счет СВОЕГО ИЗБРАННИКА, жизненно необходимого - БЛАГОПОЛУЧИЯ.
- Куда исчезли СВЕТЛЫЕ ПОМЫСЛЫ МОРАЛИ – СОВЕТСКИХ ДЕВУШЕК?! С малых лет, – девочки были октябрятами, далее в пионерских, комсомольских организациях, подрастая, давали клятву: - Любить свою Родину, преданно служить своему народу, а если придется вступать в «БРАК» для создания семейной – СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ, только по взаимной ЛЮБВИ и не иначе. Как – было не вспомнить судовую, комсомольскую свадьбу, на которой гуляли все члены экипажа моряков Одесского порто-флота, с буксира «Емельян Пугачев». Матрос Виктор и буфетчица Наташа, полюбив друг – друга создали семью без выхода жениха и невесты в ЗАГРАНПЛАВАНЬЕ. А кокой матрос не стремился - стать капитаном. К слову, на этой свадьбе, мне довелось быть – одним из организаторов, но об этом - в конце рассказа.

- Весна - 1959 года. - Я снова оказался на пассажирском теплоходе – «ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ», отработав – ледовую компанию, на буксире – «СТАЛИНЕЦ», финской постройки, имеющий корпус ледокольного класса, это судно было назначено, в помощь ледоколу – «Торос», для проводки судов из Одесского залива в направлении порта Николаев и обратно. На это судно я был направлен – работать начальником радиостанции, осенью 1958 года, в связи окончанием работы пассажирских, прогулочных - судов, в Одесском заливе. Корпус Буксира – «СТАЛИНЕ», «обшарпанный» - льдами, после окончания – ледовой компании поставили на ремонт, а меня как – бы, возвратили на свое штатное судно.
- Экипаж «ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ» - снова готовился для перевозки отдыхающих пассажиров – жителей нашего города и прибывающих гостей в Одессу. Кстати, позднее этот судно по случаю – «побратимства» городов: Одесса, с городом из Венгрии – СЕГЕД, - будет переименован и получит название - «СЕГЕД», а улица - «ПЕРЕКОПСКОЙ ДИВИЗИИ» в нашем ГОРОДЕ - ГЕРОЕ ОДЕССА, - будет переименована, в улицу – «СЕГЕДСКАЯ». Ныне эта улица входит в административное управление - Приморского района, нашего города.

Изображение

Работа на прогулочном судне, на линии - вдоль побережья Одессы была, при постоянном общении с многочисленными отдыхающим пассажирами, которые на время – становились, беззаботным народом, - мне как холостяку - была в радость. По своему штатному заведованию - я вновь буду исполнять обязанности – радиста для безопасности пассажиров в море, – и дополнительно транслировать легкую музыку. Для этого я использовал, кроме грампластинок, магнитофон - «Днепр», первого выпуска, который – с большим трудом мне пришлось «выбивать» - у начальника снабжения Одесского порта Гильдина. Помог «ОСОБЫЙБЫЙ СЛУЧАЙ», - которому предшествовал приезд в Одессу и предполагаемая прогулка на теплоходе –«Горный Хрусталь», Первого лица государства СССР – Хрущева Н.С.

/«Выбить» - магнитофон, в те годы было очень - сложным делом и для этого – необходимо, написать - отдельный рассказ./
Все шло хорошо в моей - личной жизни, ни - каких проблем. Вечером после окончания работы я был свободен. Спешить мне было не куда, – я был прописан, в портовом общежитии, /для не семейных работников Одесского порта/ - на улице Чичерина/Троицкая, номер – 6, в комнате, номер -25. После денежной реформы в СССР, при моем окладе в - 770 «Р», мое проживание в этом общежитии составляло, всего ничего за месяц – ТРИ РУБЛЯ! Сейчас вряд ли кто поверит?! Но так было - в Стране Советов. В комнате размещались еще три моряка: - штурман Леня Карпенко, он же – руководитель комсомола Одесского порто – флота. Матрос теплохода – «Капелла» Толя Гоненко, он же – хороший самобытный художник, и береговой матрос – спасатель на пляже Лонжерон – Миша Бермес. Миша, вскоре поступит в Одесскую – высшую мореходку, на судоводительский факультет. Через несколько лет, однажды - я встречу на его на улице Дерибасовской - военного моряка в звании капитан – лейтенанта. Окажется: - после окончания мореходки – весь его курс, будет по решению - руководства нашей страны, направлен, - В Военно – морской флот – СССР.

В нашей комнате на четырех человек - Мы жили дружно. Переносной магнитофон – «Яуза» - способствовал привлекать гостей - противоположного пола. Женское общежитие – незамужних работниц, Одесского порта, располагалось – рядом. До одиннадцати вечера к нам в гости - допускались и другие девушки, которые проживали рядом с этим общежитием, в своих домах - на этой улице. Однако, - все беспечное и радостное для человека, когда - то заканчивается …
- В разгар летнего сезона - 1959 года, меня вызывает к себе на прием - Начальник порто - флота - САМ «ПАПА – ДЕРЕВЯНКО». Люди частенько поговаривали, что Павел Тимофеевич слыл строгим – «НАЧАЛЬНИКОМ». После освобождения Советскими войсками – Румынии, он как военный офицер - Красной армии, исполнял обязанности военного коменданта, в порту и городе – Констанца. Что мне было ожидать от встречи с нашим руководителем? - Может опять будет меня – «ОТЧИТЫВАТЬ» - как однажды, на общем комсомольском собрании - /как зам. секретаря комсомола – Одесского порто - флота/ -За мое – «ВОЛЬНОДУМСТВО» - преждевременные предложения, а также за КРИТИКУ без разрешения - «БОЛЬШИХ И МАЛЫХ - НАЧАЛЬНИКОВ», используя, - «Комсомольского Прожектора».
Припоминается один из выпусков – « ПРОЖЕКТОРА». – Капитаны портовых буксиров – «Мортеновец» и «Сварщик» - были недовольны непродуманными указаниями, одного их диспетчера порто-флота». - Отдав свой приказ следовать в пункт – «А», но на пол- пути к объекту – он отменял свое решение и возвращал суда, к месту постоянной стоянки – дежурства экипажей буксиров. - Результат - лишний расход топлива, который нужно как-то «списать…» По моей инициативе вышел очередной номер – «Комсомольского прожектора». - Диспетчер был изображен – лежачим на топчане, расположенного на балконе второго – этажа здания диспетчерской. Рисунок показывал диспетчера – в лежачем положении, с расширенными голыми пальцами ног. Одна нога, как – бы отражена в движении, к другой ноге, и разгоняла назойливых, насекомых – комаров. На голой ноге – была, веревка завязанная петлей. Конец - этой веревки расплетался на две веревки – наброшенных, на шеи, двух капитанов названных буксиров. Самобытный художник - Толя Гоненко, - нарисовал так лицо диспетчера, что когда «прожектор» оказался на своем месте – и под ним не было никаких ФМО, - все узнали – кто изображен на рисунке…!? – Диспетчер – «Н», конечно узнав себя – обиделся и пошел и пожаловался – «Папе». Павел Тимофеевич вызвал меня и убедительно просил снять с доски – «Прожектор»,- эт от выпуск, но я отказался. Мне пришлось искать защиту, у секретаря комитета комсомола Одесского порта Олега Чаленко. Тот за поддержкой обратился к секретарю - парткома порта Кабанцеву И.В. – узнав, в чем дело, – как бывший фронтовик отчеканил по- военному: - «Пусть, - только попробуют преследовать Вас… - Я поставлю этот вопрос – НА БЮРО…». Возможно, Василий Иванович созвонился с начальником порто-флота и « ПАПА» про меня – забыл. И вот, - меня снова вызывают к Павлу Тимофеевичу. Думаю - что – опять не так?!

- Обращаясь ко мне, Павел Тимофеевич говорит: - «Вот что товарищ Носков, некоторые, мои подчиненные докладывают: - Вы «крутите» заморскую, американскую музыку – это не хорошо и не правильно, что у нас нет своей музыки и своих песен?!» – «Вам придется временно с веселой жизнью – расстаться. Для Вас есть работа по - важнее. – За перегон в сложных условиях зимы – теплохода - «Горный Хрусталь» из Батуми - в Одессу, - Вам была объявлена благодарность с занесением в личное дело.- Я решил - перевести Вас на буксир – «Емельян Пугачев». – Рейс экипажа этого буксира по сложности, будет не легким . Предстоит: «Хождение за три моря», в порт - Астрахань , на реке - Волга. Намечается буксировка в Одессу землечерпалки – «РОДИНА». - Сроки перегона землечерпалки ограничены, считайте, что это – Государственное задания для экипажа буксира - «Емельян Пугачев». – А Вам, в дальнейшей вашей работе, связавшего свою судьбу с морем, прибавление – опыта, по своей специальности...

- Конечно, многое зависит от погоды, приближается осень при возвращении в Одессу – Черное, Азовское моря будут не спокойными. Вы когда ни будь были на матушке реке –Волге? – «Нет – не был». – «Познакомитесь с её просторами, но прежде Вам придется пройти по маршруту: – после выхода из порта – Жданова, через Таганрогский залив, реку – Дон и «Волго – Донской» канал. Расстояние не близкое, - от Вас потребуется надежная, своевременная радиосвязь, слушайтесь капитана - Тимофея Митрофановича – он уже не молодой человек, а ту у нас сильно – «ПРЫТКЫЙ…!» - «Ксения Александровна в курсе, – замену Вам, – «крутить», пластинки, уже направили». - /Ксения Александровна – это секретарь и одновременно – инспектор по кадрам./ - У неё на все случаи, если кто – то хотел попасть на прием к начальнику порто-флота, была дежурная фраза: - «Павел Тимофеевич – Занят! - ОН И – «ВЕСЬ ТРЕУГОЛЬНИК» - проводят совещание».

- Так - Я оказался на буксире – «Емельян Пугачев». То – что рейс окажется непростым - покажет время. В должности капитана действительно окажется, совсем немолодой человек, добродушный моряк - Черный Т. М. В должности - старшего механика, практически его ровесник - Журавлев В.М. Рядовой состав, за исключением штурманов и механиков – были мои ровесники - молодые ребята, которые недавно стали специалистами порто-флота, вернувшись: – кто из армии, кто – то из военного флота.
Я, – теперь зная, - многие неприятности, которые происходили с моряками – на разных судах, - в разные годы понимаю: - И КАПИТАН и СТАРМЕХ - нашего буксира, хотя и заслуженные моряки, не предполагали, - что с поставленной задачей, в ограниченный временем срок - прибуксировать землечерпалку «Родина» - в Одессу не получиться.

ПО МОРЯМ И РЕКАМ …
- В конце августа 1959 года, в этот необычный - дальний рейс, - экипаж буксира - «Емельян Пугачев, снимется от 19 - го причала. Рядом с этим причалом, в порту Одесса - располагалась диспетчерская порто-флота. Провожать нас будут: – диспетчер Берта Яковлевна Раппорт, председатель профсоюзной организации – Плешаков, заместитель начальника порто-флота Клацман и «САМ ПАПА» - ДЕРЕВЯНКО, а рядом с ним вечно суетливая и неугомонная, добрая по своему характеру, - его вездесущая помощница по кадрам – Ксения Александровна.
- До этого времени, экипажу буксира «Емельян Пугачев» не доводилось совершать подобные рейсы по маршруту - из Одессы - в Астрахань. Этот буксир и его однотипный – двойник – «Дмитрий Донской» - выполняли, как говорится – «черную работу» в Одесском порту при швартовке судов и буксировку не самоходных барж в порты: Ильичевска, Николаева и Херсона.

Конец лета 1959 года - на Черном и Азовском морях - были теплыми. Возможно, потому - это время года принято в народе определять как – «Бархатный Сезон». В свободное время от работ и вахт моряки стремились немного – «Подзагореть». - После выхода из Жданова, используя воды Таганрогского залива, реки Дон и Цимлянское водохранилище, «Волго - канала», поднимаясь вверх по широте, погода стане прохладнее. Но продолжение рейса – станет интересней. Живая история для пополнения - знаний по изучению истории и географии представится нашему взору. При – Входе в «Волго – Донской канал», станет известно, что это сооружение, построенное в в 1952 году - носит имя вождя, создателя - Советского государства - ЛЕНИНА.

ИзображениеИзображение

- При выходе из этого канала,- по корме судна будет – виден на большом расстоянии при входе в реку Волга, огромный монумент – статуя, - другого вождя Советского народа, – СТАЛИНА. Под руководством, которого Советский народ одержал – ПОБЕДУ в ВОВ. Согласно маршруту, нашему экипажу предстояло проложить свой курс вниз по матушке реке – Волга, однако расстояние до Астрахани было слишком большим и наш проход этого водного пространства – определялся не одними сутками. Бункер, вода и продовольствие были на исходе. Конструкторы создания такого класса судов, очевидно, не предусмотрели плавания этих буксиров – на большие расстояния. Ближе всего для пополнения запасов - был речной порт и город – СТАЛИНГРАД, который еще не был переименован в город – ВОЛГОГРАД. К этому речному порту экипажу преодолевая речные мили – придется плыть вверх по реке Волга, с меньшей скоростью, значит: - потребуется дополнительное время, а сроки нашего рейса были ограничены – приближалась осень.

Во время – стоянки в этом порту у экипажа появится возможность – ознакомится с этим героическим городом. - Конечно, - сытно кушать человеку хочется всегда, но у него есть и потребность – в другом. Что – то увидеть такое, что ему было пока не доступно, а тут знаменитый горд – Сталинград. В те годы – еще средства массовой информации, вот - так враз, после 20-го СЪЕЗДА КПСС ,– который состоялся в феврале 1956 года, на котором Хрущев обрушился с «Культом – Личности» на Сталина, - не успели изменить сознание Советского народа. Люди Страны Советов знали и помнили, под чьим руководством Советский народ разгромил злейшего врага на земле – гитлеровский фашизм. Были еще живые свидетели – той страшной войны, а потому, они - эти живые участники войны, помнили с чьим именем шли в атаку на врага…. Их трудно было переубедить. На буксире работал электромехаником Николай Федорович, бывший краснофлотец и участник обороны не только Одессы и Сталинграда, он считал Хрущев – развенчав – «Культ личности – Сталина» допустил ошибку, не задумываясь, о будущем – Советского государства. У него была заложена – в устах чужая фраза, которую он произнес публично – «После нас – хоть ПОТОП», очевидно – был «НАВЕСЕЛЕ». Нам молодым электромеханик судна Николай Федорович говорил: - «Без веры народа в руководство государством – страна, может погибнуть…» - Как он - не боялся высказывать – свои мысли…!? - Очевидно, человеку видевшему гибель своих товарищей не единожды и уцелевшему - бояться было нечего. Для меня и моих ровесников, ныне живущих, когда я пишу этот рассказ – предупреждения краснофлотца – С Б Ы Л И С Ь. Мы, молодые и не участвующие в ВОВ, не верили, тогда – бывшему краснофлотцу может потому, что жили мирное время и Хрущев, еще в 1957 году обещал – «ОБОГНАТЬ и ПЕРЕГНАТЬ АМЕРИКУ !

В этом городе, еще существовал – музей И.В. Сталина, и почти радом «Дом Павлова». – Члены экипаж помнил, какой кровью расплатился наш народ, одержав – ПОБЕДУ ПОД СТАЛИНГРАДОМ. – Ведь в каждую семью во время той войны почтальон приносил похоронку … - Отдавая память погибшим войнам – нашим отцам и дедам, участникам – ВОВ - экипаж судна совершил экскурсию на знаковые места для нашего народа - Страны Советов. Местные жители говорили: - «Мозаичный портрет, во весь рост, – вождя Советского народа, был выложен из разных цветных камушек, – пленными немцами.
- После Сталинграда, наш путь по реке «Волга» к Астрахани - проходил спокойно. Ширина речного пространства матушки – реки уходила по горизонту, так далеко, что не видно было берегов. Настроение у моряков было приподнятым – заканчивалась первая часть поставленного для экипажа задания. Но на подходе к намеченному пункту – Астрахани, произойдет поломка в машинном отделении. У капитана и старшего механика появятся заботы – как исправить поломку главного двигателя. Буксир оказался не на ходу, а - меня появятся - свои хлопоты. Вместо двух – «РДО - ДИСП» за сутки – где и что с нами, а также наличие бункера, воды и продуктов. Для устранения поломки главного двигателя, начнутся согласования, с разными местными службами в порту Астрахани и нашим руководством - начнется интенсивная переписка по радиосвязи. Буксир –«Емельян Пугачев», превратился морской не «самоходный» объект, который придется – буксировать на местный – СРЗ. Было ясно, в запланированный срок землечерпалку - «Родины» отбуксировать в порт Одессу не получится. Ремонт главного двигателя судна растянется по времени – на три недели.

- Процесс ремонта нашего судна будет, исходя из переписки обмена РДО с руководством порто-флота – затруднительным. По правилам связи ПРС ММФ я, как начальник радиостанции морского судна, я не имел право использовать радиосвязь при стоянке судна в порту. Однако в сложившейся обстановке, по приказу капитана – Я «нарушал» ПРС ММФ, хотя наш морской буксир, находился в системе связи, административно подчинения Министерства – Речного флота СССР.
Ремонт, ремонтом, но после работы морякам буксира, основной состав, которого состоял из тридцати пяти членов экипажа, составляли: - энергичные, молодые, холостые и беззаботные ребята. Никто из них ранее не был в исторически интересном городе, -каким была- Астрахань. Молодежь тянуло в центр и на улицы этого экзотического города. Если Одесса прижилась у Черного моря, то – Астрахань, на великой русской реке – Волге. С этим городом были связаны такие личности, как вожди народных восстаний имена их знали все мы со школьной скамьи – Степан Разин и Емельян Пугачев, тем более – наш буксир носил его имя. Центральный КИНОТЕАТОР, с ботаническим садом в фае. Лично мне это , как - бы чудо пришлось увидеть впервые. Притягательным местом был исторический - «Кремль», на территории Кремля по вечерам, звучала танцевальная музыка. На танцплощадке - можно было - легко знакомится, с местными девушками. Пугачев – все знали со школьных лет. История – на пользу кругозору, но для приятного время провождения моряки, не могли обойтись без - Прекрасного пола, в чужом порту с логическим продолжением, что не чуждо каждому человеку – Местные девушки, узнав - что экипаж буксира из Одессы, были не против знакомства, а наоборот – рады проводить с нами культурные мероприятия. Пока у моряков были деньги, они приглашали понравившихся АСТРАХАНАЧАК - в КАФЕ. Тут я должен заметить - у молодых мужчин, как я помню - деньги быстро заканчивались. Очевидно, понимая такое состояние Одесситов – астраханские девушки приглашали нас к себе домой. Была и у меня девушка – звали её Валя. Правда она просила меня – называть её – Валенсия, решила познакомить меня, со своей мамой. До сих пор, помню - мама, угощая меня как – гостя, выставляла закуску - к вину, не забывала о местном угощении – как ЧЕРНАЯ ИКРА. Проявляя скромность , я для «пробы» этого дефицитного продукта в Одессе – я пытался использовать столовый нож. Мама – моей, новой знакомый, меняла нож в моей руке, на столовую ложку и твердым, командным голосом – «приказывала» - «Ешь ложкой! - Я должен заметить – две ложки подряд, а третья уже была лишней во рту. При таком отношении к нам морякам из Одессы – ремонт в три недели, как показалось морякам – быстро закончился. Обнаженные чувства молодых, а возможно и влюбленных – даже на несколько дней, к сожалению прерывались. У многих наших ребят при расставании появились фотографии – в том числе и у меня – «Помни Астрахань, помни девушку – Валю…» - Где, та девушка – Валя из Астрахани, которая называла себя – ВАЛЕНСИЯ, жива ли она? – Если мне – Восемьдесят, ей не менее - Семидесяти пяти.

ИзображениеИзображение

- После окончания ремонта экипаж - М/БК.- «Емельян Пугачев», с помощью крепкого стального троса закрепит к гаку, на корме судна землечерпалку – «Родина», снимется из речного порта Астрахань к родным берегам – в Одессу. Для КАПИТАНА и СТАРМЕХА время ремонта – казалось бесконечным, начальство – «ЧЕРАЗМОРТПУТИ» торопило руководство ПОРТОФЛОТА, а наш руководитель - «ПАПА» - ДЕРЕВЯНКО с помощью РДО упрекал экипаж буксира: - «Срочно примите меры для окончания ремонта…» . Его беспокойство было обусловлено – временем года – осень. Без штормов - на Азовском и Черном морях - не обойтись. Молодым морякам – «Все было – не - почем». Еще бы – день или два, для них дни ремонта быстро пролетели. На обратном пути наш маршрут для экипажа был знаком, и моряки надеялись быстро преодолеть, однако этого не случилось. Люди, предполагают, А БОГ РАСПОЛАГАЕТ…
Сентябрь 2013 года г. Одесса Анатолий Носков.

/продолжение следует/

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Сообщение yan »

Анатолий Семёнович !

Большое Вам спасибо за интересное продолжение ! )

У нашего форума есть читатели и в Астрахани. Может они смогут вспомнить, кто из их знакомых может сейчас соответствовать той описанной Вами романтической девушке. Может она найдётся и откликнется

А мы как всегда будем ждать нового продолжения, пишите нам !


Алексей, спасибо тебе большое за помощь в публикации !

Алексей Сёмин
Пассажир 2-го класса
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 02 авг 2007, 08:15

Re: Морские рассказы Носкова Анатолия Семёновича

Сообщение Алексей Сёмин »

2013 год.
НОСКОВ А. С.
МОРСКИЕ РАССКАЗЫ.
/ИЗ ЦИКЛА, когда – МЫ БЫЛИ МОЛОДЫМИ/
- «ХОЖДЕНИЕ ЗА - Т Р И МОРЯ» -
- П Р О Д О Л Ж Е Н И Е
/ЧАСТЬ - 2/

Изображение

ПО - РЕКАМ и МОРЯМ
- Время года осень, октябрь - 1959г. Перед выходом из Астрахани капитан Черный Т.М. потребовал от меня принять суточный прогноз. Оборудование радиостанции буксира –«Емельян Пугачев», позволяло вести прием всей информации только в телеграфном режиме, азбукой –«Морзе». Для приема прогноза синоптических карта аппаратом –«Ладога» - время еще не пришло. Взяв на «буксир» землечерпалку «Родина», у капитана и экипажа появилась дополнительно ответственность, за сохранность плавучего объекта, неуправляемого - самостоятельно. Принятый прогноз и разрешения на выход,- от местных портов властей, по маршруту от Астрахани до Сталинграда – был обнадеживающимся. Жизнь экипажа нашего буксира входила в обычный рабочий ритм для моряков. Лично мне, кроме несения вахты по расписанию, с 0700 до 2300 московского времени необходимо было вести вещание через трансляционный узел и следить за передачей из Москвы. Такие передачи способствовали хорошему настроению – членов экипажа. Более молодые члены экипажа, просили чаще транслировать веселую музыку в магнитофонных записей. У ребят еще не исчезли воспоминания при расставании с Астраханским противоположным полом.

Без МОРСКОЙ ТРАВЛИ при воспоминаниях – было не обойтись - У кого что было, у кого, что не было?! Надо заметить, к травле молодых часто подключался убеленный сединой старший механик Владимир Михайлович. Он по части морской травли был ярким – рассказчиком… - Ему было – что вспомнить из своих молодых еще до военных лет, когда он – «КОЧЕГАРИЛ». Самым трудным было, для его юных лет – «Шевелить» уголек ломиком под названием –«Понедельник», особенно в тропиках. Молодежь судна уважала старого моряка и как говорится: – «Раскрыв свои рты», слушала - «Байки» - СТАРМЕХА, возможно его, возможно пересказы других моряков - с большим интересом, особенно с посещением китайских портов, когда он бродил по бедным кварталам – Шанхая…?! При этом он часто называл старенький пароход – «Декабрист».

Что же касается трансляции с магнитофона, современной чужой музыки, то перед отходом нашего экипажа в далекие воды порта Астрахань у меня появилось возможность «выбить» - следующий, этот не доступный по снабжению на все суда музыкальный аппарат - у начальника снабжения Одесского порта Гильдина. Хотя я понимал – что будет это сделать не просто. Мне пришлось убедительно доказывать начальнику снабжения: – - Экипаж буксира «Емельян Пугачев» - КОМСОМОЛЬСКО – МОЛОДЕЖНЫЙ и задания у коллектива особое. У СНАБЖЕНЦА, - был готовый ответ: – « Молодой человек, на этот раз Хрущев в Одессу не приехал, к Вашему сведению мое поколение жило как - то без магнитофонов и планы выполняло». - А я в ответ ему говорил: - «Вот напишу письмо Хрущеву и отмечу в нем: – Никита Сергеевич, когда Вы приезжали в Одессу – начальник снабжения Одесского порта - Гильдин, нашел магнитофон к Вашему визиту, а сейчас не желает выдать магнитофон КОМСОМОЛЬСКО-МОЛОДЕЖНОМУ ЭКИПАЖУ …». – «Молодой человек, - Вы до неприятности – настырный человек, у меня куча дел, Вы мешаете мне работать, - носитесь со своими магнитофонами …». Схватив телефонную трубку, начал звонить, как я понял по разговору, главному бухгалтера порта. Он задал хозяину денег вопрос: - «Мы можем по доверенности, и по безналичному расчету в каком- ни будь универмаге приобрести музыкальный инструмент - под названием – МАГНИТОФОН?! - Очевидно, получив утвердительный ответ, Гильдин - положил трубку, бросив на меня не добрый взгляд, совсем не молодой, он очень необходимый хозяйственник – начальник отдела снабжения порта – с горечью произнес: - «Идите к главному бухгалтеру, Вам выпишут доверенность, перед этим зайдите к секретарю КОМСОМОЛА ЧАЛЕНКО. - Сядьте на мое место, потом узнаете – ПОЧЕМ ФУНТ СОЛИ?!

Изображение
Волго – Донской канал – Друзья Радист Толя и Электрик Женя и их кормилица – повар Чумакова Елена Генриховн - 1959 год. -

Так на буксире «Емельян Пугачев появился магнитофон в хозяйстве судовой радиостанции. И мне мои ровесники заказывали мелодии той музыки – без которой снабженец Гильдин и его поколение жило, воевало, отстояло свою Родину без той музыки, которую хотели слушать их дети и внуки. Молодой читатель не поверит, но я рассказал истинную правду. Теперь я находясь уже в приличном возрасте, с моральными устоями впитанными в системе социалистического воспитания – советского человека, при ежедневных встречах в кафе –«МакДональдс», где я пишу свои воспоминания – вижу и слышу новое поколение, с своими претензиями, уже - в новых капиталистических условиях, в новом государстве - Я очень часто ловлю на мысли – раньше было совсем не так … - Все повторяется…

А тогда, торопясь домой, некоторые члены кроме вещания по радио, нет – нет, да просили послушать совсем не нашу музыку, а такие магнитофонные пленки я имел и в личном резерве. Конечно, жизнь и работа любого моряка на судне определялась Уставом ММФ. Перечисленные в нем статьи были обязательным условием выполнения всех наставлений в этом документе. И как говорили опытные моряки: - « В этом документе - весь опыт предыдущих поколений, оплаченной не одной – бедой, если его не соблюдать». Для надежной без аварийной работы буксировки нашего объекта штурманскому составу, теперь нужно было дополнительно изучить плавания судна по правилам судовождения - по рекам. Речная лоция отличалась от плавания по морю. Проходной канал, обозначенный для прохода судов, чтобы не оказаться на – «мели», был обозначен – бакенами, вехами, разными буйками. При появлении встречного судна для расхождения между судами – существовали специальные «отмашки», что было непривычно для морских судоводителей. Не зависимо не от каких прогнозов погоды, смена вахт, прием пиши, отдых членов экипажа – все по расписанию. За время следования по этому маршруту: Астрахань – Сталинград, ветер в течении суток на реке Волга, иногда резко менялся.

Кроме встречного течения, речные волны снижали скорость буксировки, - «гуляющего объекта», под некоторым углом из одного положение в другое. – «Выдержит ли трос»? - Этот вопрос волновал: - КАПИТАНА и СТАРМЕХА. И я думаю не зря, они сильнее всего боялись большого – «РЫСКАНЬЯ» буксируемого объекта. «Натяжной буксир», - связывающий два судна при встречной речной волне - ослабевал, и резко вновь натягивался, издавая неприятны для слуха – «скрежет» под свист – ветра. И как покажет моя, морская практика, тем более как свидетельство заснятая на черно-белую 8-ми. мм. – кинопленку, кинокамерой «КВАРЦ», в штормовых условиях – рвутся стальные канаты а «буксируемый – объект» - тогда приходится – «ловить», с большим трудом…».

Весной 1974 года ледокол – « Иван Москвитин», подведомственный – службе АСПТР, на котором я исполнял обязанности начальника радиостанции, выполнял работу по буксировки плавучего – «Дока», в доставке, этого тяжеловесного объекта - из порта Клайпеда, в район экватора, на небольшой остров – «ФЕРНАНДО - ПО». Ледокол и район плавания в водах экватора? Как – то вроде бы не естественно. Но когда заканчивалась ледовая компания в водах Одесского залива - буксировкой в разные порты, по водам Мирового океана – занимались экипажи моряки АСПТР, в том числе работая на этих ледоколах.

- При следовании в Северном море, во время сильного шторма – буксирный трос - лопнул. В помощь экипажу ледокола «Иван Москвитин», по буксировке объекта, для страховки в конце каравана следовал экипаж буксира «Горделивый». – Такая схема следования: - Экипаж ледокол – «И.Москвитин, как более мощное судно по двигателям - буксирует объект. А буксир - «Горделивый, приданный в помощь - одерживает - «РЫСКАНЬЕ - ДОКА» со стороны окончания каравана. Именно экипажу - «Горделивый», как более маневренному судну, пришлось - «Ловить» и вновь закреплять оборванный – буксирный трос. Очень сложная и трудоемкая работа - двух экипажей, удалось - вернуть неуправляемый – «Док», в состав каравана и продолжить путь по намеченному маршруту. Помог, конечно же, опыт капитана ледокола - «И. Москвитин» Черемных и капитана – наставника Котова. В дополнение, к этим воспоминание, как- бы между строк моего рассказа «Хождение, за - Три моря», по моей личной судьбе или такие совпадения, могли быть в жизни других моряков? -

Осенью - 1974 года, когда я буду работать на пассажирском теплоходе «Латвия» при прохождении Мраморного моря к родным берегам в Одессу, моему взору будет предоставлено, как – бы увидеть: – Новый, караван буксировки. – Экипаж ледокол «Иван Москвитин» на своем буксире будет вести сухогруз – Краснодар», на котором я работал в 1968- 1970 годах. Связавшимся по радиостанции – УКВ «Корабль» и услышав знакомый мне голос Капитана Черемных, наблюдая происходящим действием буксировки каравана двух судов, с которыми была связана моя морская жизнь, подаренная мне моей судьбой, я спрошу Иван Георгиевича – «Далек путь двух моих судов?» - «Твой теплоход «КРАСНОДАР» - ведем в Индию на – «ИГОЛКИ». «Ты же знаешь для нас такая вот работа – Куда то, кого – то СОХРАННО ДОСТАВЛЯТЬ». В последствие, – Ледокол «Иван Москвитин» по распоряжению ММФ будет передан на Дальней восток нашей страны СССР, выполнять свое прямое назначения.

ИзображениеИзображение

Л/к «Иван Москвитин» - 1974 г. Сухогруз – «Краснодар» -1960 – 1970 г.

- Возвращаясь к нашей буксировке – землечерпалки – «Родина», наш приход, как – бы в установленный в срок, в район «развилки», водных – артерии: - реки Волга и Волго – Донского канала, прошел без происшествий и у экипажей судов – «Емельян Пугачев» вселял надежду на то, что «Октябрьские праздники» - моряки буду встречать за праздничным столом, со своими семьями у кого они были. Холостые ребята в этот день в одиночестве не оставались. Кого – то знакомые приглашали в гости, кто – то заказывал столик в ресторане – «Волна». Этот ресторан в те годы располагался на углу ул. – Карла Маркса и Ласточкина. Ныне ул. Решильевская и Лонжерона. Молодому читателю не известен тот большой праздник, – как «СЕДЬМОЕ НОЯБРЯ - ДЕНЬ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ…». – А тогда, в Стране Советов, – этот день отмечался, как праздник всего народа страны под названием СССР. Вот почему люди на праздник – всегда стремились быть поскорее дома. Кроме этого, - все трудящиеся в разных коллективах - Страны Советов – брали на себя социалистические обязательства, к знаменательным датам Советского Государства – Первому Мая и Седьмого Ноября, при этом указывалось на сколько процентов надо перевыполнить установленный план коллективу. Если план или задание было выполнено более, чем на 100 процентов, - к окладу добавлялась так называемая – «ПРОГРЕССИВКА» - В ДЕНЕЖНОМ ВЫРАЖЕНИИ К ОКЛАД У. – Такое вот – СОЦИАЛИТСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ трудящихся СТРАНЫ СОВЕТОВ, - было стимулом - заинтересованности СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА. А прибавление денег в кошельке – поднимало настроение – каждого человека.

Продолжение следует …
О3 октября 2013 года - Анатолий Носков

Ответить