Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"
Добавлено: 11 июл 2014, 23:40
Газета "Водный транспорт" от 16 сентября 1982 года о теплоходе БАШКИРИЯ ЧМП.
Это письмо штурмана, работавшего на теплоходе БАШКИРИЯ опубликовано под рубрикой "Очень личное" и озаглавлено " Не могу жить без моря". С одной стороны - возможно и не стоило бы ворошить прошлое. Но автор дал согласие на публикацию письма в ведомственной газете. Хотел рассказать коллегам, читателям о своей боли.
Материал ценен тем, что передает реальную картину работы плавсостава, такое не часто можно было прочесть в "Водном транспорте" времен, которые ныне именуются "периодом застоя". Реальные проблемы. Реальная, без прикрас, ситуация.
"Заранее прошу прощения за беспокойство, потому что прекрасно сознаю, сколько вам пишут писем нужных и ненужных, важных и бессмысленных.
Даю вам слово моряка: писать письма да еще подобного жанра не в моем характере. В молодости даже любимой девушке писал лишь открытки и радиограммы. Но вот, к сожалению, случай заставил меня взяться за перо и высказать все, что творится в моей душе в последние годы.
Живу в Одессе, работаю мастером производственного обучения в СГПТУ - 14. Готовлю молодую смену в том самом училище, в котором двадцать пять лет назад начал свою морскую и трудовую жизнь. Два года учился и получил специальность судового моториста. По направлению работал на судах дальнего плавания Черноморского морского пароходства, потом поступил в мореходное училище и, закончив его, приобрел специальность штурмана дальнего плавания. Снова был направлен на работу , но уже в должности штурмана на суда дальнего плавания ЧМП. Опыт работы на флоте до училища у меня был немалый, поэтому штурманская работа давалась легко, уже в 1973 году я стал вторым помощником на судах четвертой группы. А в 1974-м по настоянию отдела кадров был срочно направлен на теплоход БАШКИРИЯ, который делал первый рейс в Антарктиду. Я отказывался, мотивируя тем, что никогда не работал на пассажирских судах, но ничего не получилось. Пошел в рейс вторым помощником капитана.
Смена штурманов вызывалась тем, что БАШКИРИЯ прежде дальше Средиземного моря не ходила, требовались судоводители, имеющие опыт плавания в океане, а у меня он был.
Не стану описывать весь тот нетипичный рейс, где были пьянки среди комсостава ( и меня, к сожалению, бес попутал ), об этом написаны уже целые тома из рапортов, докладных и объяснительных. Многих после рейса списали на берег, и я оказался среди них. Бороться не стал, потому что обиделся после разговора с начальником отдела кадров Л.Лебедевым, который предложил мне уволиться на год, или он меня уволит по статье за пьянку. Позже вызывали меня на дисциплинарную комиссию, но я не пошел: что я алкоголик отпетый или хулиган ?
Выбрал из двух зол меньшее - уволился сам. Пришел домой, рассказал все жене, она, конечно, спрашивает: что же, мол думаешь делать дальше ? Я ответил примерно так: в нашем городе миллион жителей, из них моряков тысяч двадцать. Остальные живут и работают на берегу, и никто от этого не умирает.
На что последовал ответ: "На 160 рэ в месяц с тобой жить не собираюсь"...
После нескольких месяцев она ушла жить к маме, а затем вышла замуж за директора ресторана.
После увольнения я работал в плавстройотряде на маленьком портовом буксире сначала помощником, потом капитаном, пока судно не списали.
Назад в пароходство меня не взяли, даже в портофлот и АСПТР - мест, говорят, нет. Пришлось идти на судоремонтный завод диспетчером. Поработал там и вернулся в свое училище, откуда когда-то началась моя дорога в море. А тяга к морю с каждым годом увеличивается. Если раньше снилось оно раз в месяц, так сейчас почти каждый день. Вначале думал: привыкну к берегу - пройдет - ан нет, не получается, не проходит. Правду говорят: моряк на берегу в гостях, а в море - дома. Как же мне вернуться домой ?
Я писал во многие пароходства, предлагал свои услуги на разные должности. Отвечают: вакантных мест нет, либо не отвечают вообще. Да что же это такое ? ! Много ли у нас моряков по призванию, которые бы любили самое трудное в нашей профессии ?
Вспоминается тот злополучный рейс в Антарктику. До сороковых широт он длился, как все обычные, так как Суэцкий канал тогда был закрыт, и суда в порты Индийского океана шли вокруг Африки. А потом мы вошли в зону дрейфа айсбергов. Чем ближе было к континенту, тем их становилось боольше и количеством и в размерах. Работать стало очень трудно, тем более нам, южанам.
Штурманы шутили: "Идем как среди домов по Черемушкам" ( это у нас в городе так называется жилой район ). Когда миновали зону возможной встречи с айсбергами, все облегченно вздохнули, страшное осталось позади. А я тут возьми и ляпни: если, мол, когда-нибудь откроют постоянную линию Одесса - Антарктида, запишусь первым. Все, кто на мостике тогда стоял, посмотрели на меня с удивлением: что хорошего в этом постоянном напряжении ? А мне, наоборот, когда вышли на чистую воду и проложили по карте курс до Канарских островов, стало до предела скучно...
Но все это из области истории. Долгих шесть лет я ищу работу. Да не просто работу, а очень любимую, которую выбрал однажды в детстве и навсегда. Я желаю работать в любом пароходстве, на любом судне - только бы быть в море. Работать со штурманской картой, бороться с морской стихией, находить выход из самых трудных ситуаций - в этом я вижу смысл своей жизни, который, к сожалению, обнаружил тогда, когда в море не пускают...
Я, конечно, не ангел, моя трудовая жизнь не проходила гладко, были и ошибки, нарушения, недочеты в работе, случалось выпивал в неположенное время в неположенном месте. Да ведь сплошь и рядом случаются нарушения и похлеще ! Однако, люди как-то выкручиваются и, смотришь, опять идут в море.
Кстати, признаюсь. После этой истории я вообще бросил пить. Даже в компании не прикасаюсь к рюмке. И, знаете, хуже не стало. Наоборот, задним умом понимаю, как опасно для судоводителя малейшее опьянение, как туманит мозги выпивка, совершенная даже за день до вахты. Но что толку сейчас в этом признании ? Хожу с невыразимой болью в душе и смотрю на море издалека...
Письмо посылаю таким, как написалось. Если стану перечитывать да переписывать, то обязательно выброшу. А поделиться с кем-то так хочется !"
А.СУДОЛЬСКИЙ. штурман.
Одесса.
Это письмо штурмана, работавшего на теплоходе БАШКИРИЯ опубликовано под рубрикой "Очень личное" и озаглавлено " Не могу жить без моря". С одной стороны - возможно и не стоило бы ворошить прошлое. Но автор дал согласие на публикацию письма в ведомственной газете. Хотел рассказать коллегам, читателям о своей боли.
Материал ценен тем, что передает реальную картину работы плавсостава, такое не часто можно было прочесть в "Водном транспорте" времен, которые ныне именуются "периодом застоя". Реальные проблемы. Реальная, без прикрас, ситуация.
"Заранее прошу прощения за беспокойство, потому что прекрасно сознаю, сколько вам пишут писем нужных и ненужных, важных и бессмысленных.
Даю вам слово моряка: писать письма да еще подобного жанра не в моем характере. В молодости даже любимой девушке писал лишь открытки и радиограммы. Но вот, к сожалению, случай заставил меня взяться за перо и высказать все, что творится в моей душе в последние годы.
Живу в Одессе, работаю мастером производственного обучения в СГПТУ - 14. Готовлю молодую смену в том самом училище, в котором двадцать пять лет назад начал свою морскую и трудовую жизнь. Два года учился и получил специальность судового моториста. По направлению работал на судах дальнего плавания Черноморского морского пароходства, потом поступил в мореходное училище и, закончив его, приобрел специальность штурмана дальнего плавания. Снова был направлен на работу , но уже в должности штурмана на суда дальнего плавания ЧМП. Опыт работы на флоте до училища у меня был немалый, поэтому штурманская работа давалась легко, уже в 1973 году я стал вторым помощником на судах четвертой группы. А в 1974-м по настоянию отдела кадров был срочно направлен на теплоход БАШКИРИЯ, который делал первый рейс в Антарктиду. Я отказывался, мотивируя тем, что никогда не работал на пассажирских судах, но ничего не получилось. Пошел в рейс вторым помощником капитана.
Смена штурманов вызывалась тем, что БАШКИРИЯ прежде дальше Средиземного моря не ходила, требовались судоводители, имеющие опыт плавания в океане, а у меня он был.
Не стану описывать весь тот нетипичный рейс, где были пьянки среди комсостава ( и меня, к сожалению, бес попутал ), об этом написаны уже целые тома из рапортов, докладных и объяснительных. Многих после рейса списали на берег, и я оказался среди них. Бороться не стал, потому что обиделся после разговора с начальником отдела кадров Л.Лебедевым, который предложил мне уволиться на год, или он меня уволит по статье за пьянку. Позже вызывали меня на дисциплинарную комиссию, но я не пошел: что я алкоголик отпетый или хулиган ?
Выбрал из двух зол меньшее - уволился сам. Пришел домой, рассказал все жене, она, конечно, спрашивает: что же, мол думаешь делать дальше ? Я ответил примерно так: в нашем городе миллион жителей, из них моряков тысяч двадцать. Остальные живут и работают на берегу, и никто от этого не умирает.
На что последовал ответ: "На 160 рэ в месяц с тобой жить не собираюсь"...
После нескольких месяцев она ушла жить к маме, а затем вышла замуж за директора ресторана.
После увольнения я работал в плавстройотряде на маленьком портовом буксире сначала помощником, потом капитаном, пока судно не списали.
Назад в пароходство меня не взяли, даже в портофлот и АСПТР - мест, говорят, нет. Пришлось идти на судоремонтный завод диспетчером. Поработал там и вернулся в свое училище, откуда когда-то началась моя дорога в море. А тяга к морю с каждым годом увеличивается. Если раньше снилось оно раз в месяц, так сейчас почти каждый день. Вначале думал: привыкну к берегу - пройдет - ан нет, не получается, не проходит. Правду говорят: моряк на берегу в гостях, а в море - дома. Как же мне вернуться домой ?
Я писал во многие пароходства, предлагал свои услуги на разные должности. Отвечают: вакантных мест нет, либо не отвечают вообще. Да что же это такое ? ! Много ли у нас моряков по призванию, которые бы любили самое трудное в нашей профессии ?
Вспоминается тот злополучный рейс в Антарктику. До сороковых широт он длился, как все обычные, так как Суэцкий канал тогда был закрыт, и суда в порты Индийского океана шли вокруг Африки. А потом мы вошли в зону дрейфа айсбергов. Чем ближе было к континенту, тем их становилось боольше и количеством и в размерах. Работать стало очень трудно, тем более нам, южанам.
Штурманы шутили: "Идем как среди домов по Черемушкам" ( это у нас в городе так называется жилой район ). Когда миновали зону возможной встречи с айсбергами, все облегченно вздохнули, страшное осталось позади. А я тут возьми и ляпни: если, мол, когда-нибудь откроют постоянную линию Одесса - Антарктида, запишусь первым. Все, кто на мостике тогда стоял, посмотрели на меня с удивлением: что хорошего в этом постоянном напряжении ? А мне, наоборот, когда вышли на чистую воду и проложили по карте курс до Канарских островов, стало до предела скучно...
Но все это из области истории. Долгих шесть лет я ищу работу. Да не просто работу, а очень любимую, которую выбрал однажды в детстве и навсегда. Я желаю работать в любом пароходстве, на любом судне - только бы быть в море. Работать со штурманской картой, бороться с морской стихией, находить выход из самых трудных ситуаций - в этом я вижу смысл своей жизни, который, к сожалению, обнаружил тогда, когда в море не пускают...
Я, конечно, не ангел, моя трудовая жизнь не проходила гладко, были и ошибки, нарушения, недочеты в работе, случалось выпивал в неположенное время в неположенном месте. Да ведь сплошь и рядом случаются нарушения и похлеще ! Однако, люди как-то выкручиваются и, смотришь, опять идут в море.
Кстати, признаюсь. После этой истории я вообще бросил пить. Даже в компании не прикасаюсь к рюмке. И, знаете, хуже не стало. Наоборот, задним умом понимаю, как опасно для судоводителя малейшее опьянение, как туманит мозги выпивка, совершенная даже за день до вахты. Но что толку сейчас в этом признании ? Хожу с невыразимой болью в душе и смотрю на море издалека...
Письмо посылаю таким, как написалось. Если стану перечитывать да переписывать, то обязательно выброшу. А поделиться с кем-то так хочется !"
А.СУДОЛЬСКИЙ. штурман.
Одесса.