Страница 8 из 10

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Добавлено: 11 июл 2014, 23:40
Vitalis Merta
Газета "Водный транспорт" от 16 сентября 1982 года о теплоходе БАШКИРИЯ ЧМП.

Изображение

Это письмо штурмана, работавшего на теплоходе БАШКИРИЯ опубликовано под рубрикой "Очень личное" и озаглавлено " Не могу жить без моря". С одной стороны - возможно и не стоило бы ворошить прошлое. Но автор дал согласие на публикацию письма в ведомственной газете. Хотел рассказать коллегам, читателям о своей боли.
Материал ценен тем, что передает реальную картину работы плавсостава, такое не часто можно было прочесть в "Водном транспорте" времен, которые ныне именуются "периодом застоя". Реальные проблемы. Реальная, без прикрас, ситуация.


"Заранее прошу прощения за беспокойство, потому что прекрасно сознаю, сколько вам пишут писем нужных и ненужных, важных и бессмысленных.
Даю вам слово моряка: писать письма да еще подобного жанра не в моем характере. В молодости даже любимой девушке писал лишь открытки и радиограммы. Но вот, к сожалению, случай заставил меня взяться за перо и высказать все, что творится в моей душе в последние годы.
Живу в Одессе, работаю мастером производственного обучения в СГПТУ - 14. Готовлю молодую смену в том самом училище, в котором двадцать пять лет назад начал свою морскую и трудовую жизнь. Два года учился и получил специальность судового моториста. По направлению работал на судах дальнего плавания Черноморского морского пароходства, потом поступил в мореходное училище и, закончив его, приобрел специальность штурмана дальнего плавания. Снова был направлен на работу , но уже в должности штурмана на суда дальнего плавания ЧМП. Опыт работы на флоте до училища у меня был немалый, поэтому штурманская работа давалась легко, уже в 1973 году я стал вторым помощником на судах четвертой группы. А в 1974-м по настоянию отдела кадров был срочно направлен на теплоход БАШКИРИЯ, который делал первый рейс в Антарктиду. Я отказывался, мотивируя тем, что никогда не работал на пассажирских судах, но ничего не получилось. Пошел в рейс вторым помощником капитана.
Смена штурманов вызывалась тем, что БАШКИРИЯ прежде дальше Средиземного моря не ходила, требовались судоводители, имеющие опыт плавания в океане, а у меня он был.
Не стану описывать весь тот нетипичный рейс, где были пьянки среди комсостава ( и меня, к сожалению, бес попутал ), об этом написаны уже целые тома из рапортов, докладных и объяснительных. Многих после рейса списали на берег, и я оказался среди них. Бороться не стал, потому что обиделся после разговора с начальником отдела кадров Л.Лебедевым, который предложил мне уволиться на год, или он меня уволит по статье за пьянку. Позже вызывали меня на дисциплинарную комиссию, но я не пошел: что я алкоголик отпетый или хулиган ?
Выбрал из двух зол меньшее - уволился сам. Пришел домой, рассказал все жене, она, конечно, спрашивает: что же, мол думаешь делать дальше ? Я ответил примерно так: в нашем городе миллион жителей, из них моряков тысяч двадцать. Остальные живут и работают на берегу, и никто от этого не умирает.
На что последовал ответ: "На 160 рэ в месяц с тобой жить не собираюсь"...
После нескольких месяцев она ушла жить к маме, а затем вышла замуж за директора ресторана.
После увольнения я работал в плавстройотряде на маленьком портовом буксире сначала помощником, потом капитаном, пока судно не списали.
Назад в пароходство меня не взяли, даже в портофлот и АСПТР - мест, говорят, нет. Пришлось идти на судоремонтный завод диспетчером. Поработал там и вернулся в свое училище, откуда когда-то началась моя дорога в море. А тяга к морю с каждым годом увеличивается. Если раньше снилось оно раз в месяц, так сейчас почти каждый день. Вначале думал: привыкну к берегу - пройдет - ан нет, не получается, не проходит. Правду говорят: моряк на берегу в гостях, а в море - дома. Как же мне вернуться домой ?
Я писал во многие пароходства, предлагал свои услуги на разные должности. Отвечают: вакантных мест нет, либо не отвечают вообще. Да что же это такое ? ! Много ли у нас моряков по призванию, которые бы любили самое трудное в нашей профессии ?
Вспоминается тот злополучный рейс в Антарктику. До сороковых широт он длился, как все обычные, так как Суэцкий канал тогда был закрыт, и суда в порты Индийского океана шли вокруг Африки. А потом мы вошли в зону дрейфа айсбергов. Чем ближе было к континенту, тем их становилось боольше и количеством и в размерах. Работать стало очень трудно, тем более нам, южанам.
Штурманы шутили: "Идем как среди домов по Черемушкам" ( это у нас в городе так называется жилой район ). Когда миновали зону возможной встречи с айсбергами, все облегченно вздохнули, страшное осталось позади. А я тут возьми и ляпни: если, мол, когда-нибудь откроют постоянную линию Одесса - Антарктида, запишусь первым. Все, кто на мостике тогда стоял, посмотрели на меня с удивлением: что хорошего в этом постоянном напряжении ? А мне, наоборот, когда вышли на чистую воду и проложили по карте курс до Канарских островов, стало до предела скучно...
Но все это из области истории. Долгих шесть лет я ищу работу. Да не просто работу, а очень любимую, которую выбрал однажды в детстве и навсегда. Я желаю работать в любом пароходстве, на любом судне - только бы быть в море. Работать со штурманской картой, бороться с морской стихией, находить выход из самых трудных ситуаций - в этом я вижу смысл своей жизни, который, к сожалению, обнаружил тогда, когда в море не пускают...
Я, конечно, не ангел, моя трудовая жизнь не проходила гладко, были и ошибки, нарушения, недочеты в работе, случалось выпивал в неположенное время в неположенном месте. Да ведь сплошь и рядом случаются нарушения и похлеще ! Однако, люди как-то выкручиваются и, смотришь, опять идут в море.
Кстати, признаюсь. После этой истории я вообще бросил пить. Даже в компании не прикасаюсь к рюмке. И, знаете, хуже не стало. Наоборот, задним умом понимаю, как опасно для судоводителя малейшее опьянение, как туманит мозги выпивка, совершенная даже за день до вахты. Но что толку сейчас в этом признании ? Хожу с невыразимой болью в душе и смотрю на море издалека...
Письмо посылаю таким, как написалось. Если стану перечитывать да переписывать, то обязательно выброшу. А поделиться с кем-то так хочется !"


А.СУДОЛЬСКИЙ. штурман.
Одесса.

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Добавлено: 12 июл 2014, 19:46
Vitalis Merta
Газета "Водный транспорт" от 02 октября 1982 года.

Изображение

Автор публикуемого рисунка "Вертолет указывает путь" - участник ряда экспедиций к самой южной в мире земле, кандидат географических наук А.КОЗЛОВСКИЙ. Ему принадлежит немало графических произведений, повествующих об увиденном и пережитом в студеных широтах.


К ледовому континенту.


Берег Правды, моря Космонавтов, Лазарева, Сомова и Дейвиса, Южный геомагнитный полюс и иные районы Антарктики станут местами работы участников очередной, 28-й советской экспедиции. Сейчас в разгаре подготовка к ней в институтах и организациях Госкомгидромета и Академии наук СССР, министерств морского флота, гражданской авиации и геологии, в Главном управлении геодезии и картографии...


По широте и размаху намеченных национальных и международных программ круглогодичных и сезонных исследований, числу занятых в них людей, оснащенности совершенной научной аппаратурой, морской, авиационной и наземной транспортной техникой новая экспедиция является представительной. Ее руководителем назначен заместитель директора Арктического и Антарктического НИИ кандидат географических наук Герой Социалистического Труда Н.КОРНИЛОВ. Известный полярный исследователь в пятый раз ступит на берега Белого материка.
Советские порты покинут экспедиционные корабли ПРОФЕССОР ВИЗЕ, ПРОФЕССОР ЗУБОВ и МИХАИЛ СОМОВ, дизель-электроходы ледового класса КАПИТАН МЫШЕВСКИЙ и КАПИТАН МАРКОВ, пассажирский теплоход БАШКИРИЯ, танкер полярного плавания типа САМОТЛОР. Большинство из них уже ходили прежде в Южный океан. По воздушному мосту, перекинутому ранее Аэрофлотом из Москвы и Ленинграда в наш главный антарктический центр Молодежная, совершит рейсы с полярниками самолет.
В дальний путь отправился крупный десант ученых, моряков, летчиков и других специалистов. Суда доставят многие тысячи тонн оборудования и снаряжения, самолеты и вертолеты, мощные гусеничные машины.
Зимовочный состав семи постоянных станций, расположенных на берегах и в глубине вечно заснеженной земли, возглавит кандидат географических наук А.АРТЕМЬЕВ. Он награжден орденом "Знак Почета" в числе наиболее отличившихся исследователей Антарктиды. Среди ее будущих новоселов - начальник станции Восток А.БУДРЕЦКИЙ, удостоенный орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. В прошлом на его счету создание станций Беллинсгаузен и Ленинградская, работа в Молодежной и обсерватории Мирный, на станции Восток, находящейся у Южного геомагнитного полюса, самом холодном месте планеты. Неоднократно несли вахту на Крайнем Юге руководители других научных баз Л.ЕСКИН, И.КОРЖЕНЕВСКИЙ, В.СЕРДЮКОВ, И.СИМОНОВ.
Новая смена проведет стационарные наблюдения и некоторые эксперименты в области аэрометеорологии, геофизики, гляциологии,физической географии, состояния и контроля окружающей среды...
Предстоят запуски метеорологических ракет в высокие слои атмосферы, вертикальное и наклонное зондирование ионосферы, походы научных и транспортных санно-гусеничных поездов через безжизненную снежную пустыню, изучение гидрологического и ледового режимов прибрежных вод, уточнение навигационных карт, прием информации от искусственных спутников Земли, различные работы, связанные с проектированием причалов, передача прогнозов погоды и ледовой обстановки судам, совершающим рейсы в южнополярных морях.
Участники экспедиции выполнят крупные сезонные операции в короткую пору лета Южного полушария. С борта экспедиционного корабля науки ПРОФЕССОР ЗУБОВ состоятся комплексные исследования по программе " Полярный эксперимент - Юг". Персонал этого судна будет занят в большой морской межведомственной экспедиции Госкомгидромета, Академии наук и Министерства рыбного хозяйства СССР, которая охватит огромную акваторию Южного океана. Другая многочисленная группа ученых ( в том числе специалисты "Севморгео" и авиаторов продолжит геолого-геофизические, топографо- геодезические и другие изыскания на значительной пока еще малоизведанной территории побережья, ледников и горных систем Западной Антарктиды, прилегающих к труднодоступному морю Уэдделла.


Г.БРЕГМАН ( наш спец.корр.)
Ленинград.

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Добавлено: 14 июл 2014, 00:09
Vitalis Merta
Газета "Водный транспорт" от 28 декабря 1982 года.

Изображение

Участник 28-й САЭ теплоход "Павел Корчагин".

Море ледовое, трудное.

Теплоход "Павел Корчагин", прибыв в Антарктику и, обойдя скопления айсбергов, достиг острова Южная Георгия. Перед нами предстали горы, покрытые снегом и льдом. В одной из бухт, где находится английская станция Грютвикен, состоялась встреча судов 28-й САЭ.
С пассажирского теплохода БАШКИРИЯ к нам и на дизель-электроход КАПИТАН МЫШЕВСКИЙ перешла большая группа сотрудников двух сезонных научных баз.
Идем в труднодоступное море Уэдделла. Вместе с КАПИТАНОМ МЫШЕВСКИМ доставим туда ученых и летчиков, сотни тонн различных грузов и авиационную технику. Советским полярникам предстоят обширные геолого-геофизические исследования некоторых шельфовых ледников и горных хребтов Западной Антарктиды. Скоро приступим к операциям у "причалов" Белого материка.


А.ГУРЕЕВ, капитан. В.КОВАЛЬ, первый помощник капитана.
( по радио )

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Добавлено: 14 июл 2014, 19:47
Vitalis Merta
Газета "Водный транспорт" от 06 января 1983 года.

Изображение

Участник 28-й САЭ НИС "Профессор Визе".

В МОРЕ ДЕЙВИСА.

Закончился первый этап плавания научно-исследовательского судна "Профессор Визе" к берегам Антарктиды. В море Дейвиса в 190 милях к северо-западу от станции Мирный судно встретилось с дизель-электроходом "Капитан Марков", на борт которого перешли 57 участников 28-й советской антарктической экспедиции во главе с начальником 28-й САЭ Н.КОРНИЛОВЫМ.
Сейчас на ледяном континенте весна. Яркое солнце освещает айсберги, ледяные поля. На белом льду виднеются точки, это аборигены Антарктиды - пингвины. Прощаемся с полярниками, сорок дней жившими с нами единой семьей. "Капитан Марков" доставит их в Мирный. НИС " Профессор Визе" направится к острову Кергелен, где встретится с теплоходом БАШКИРИЯ, возьмет на борт большую группу полярников для доставки на шестой материк.


Д.НАТАДЗЕ, первый помощник капитана.
Борт НИС "Профессор Визе" ( по радио )

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Добавлено: 15 июл 2014, 13:08
Vitalis Merta
Газета "Водный транспорт" от 11 августа 1983 года.

Изображение

На фотографии - sistership теплохода БАШКИРИЯ, головной теплоход серии пассажирских судов - МИХАИЛ КАЛИНИН. "Водный транспорт" в номерах за 1983 - 1989 год информирует читателей в контексте сообщений о судах всей серии. Как в связи с 25-летием головного теплохода, так и в связи с участием этих и других пассажирских судов ММФ в перевозке участников 12 Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

В морях - четверть века.

Прошло 25 лет, как над балтийским теплоходом МИХАИЛ КАЛИНИН поднят государственный флаг СССР. Это первый в большой серии пассажирских лайнеров, построенных в ГДР по заказу Советского Союза. За четверть века он прошел свыше 2,5 миллиона миль в водах четырех океанов. Модернизированное и комфортабельное судно продолжает совершать рейсы, в том числе и с зарубежными туристами.
Теплоход под командованием капитана А.БОРОДИНА отправился в 1958 году в свое первое дальнее плавание, участвуя в работах советских исследователей Антарктиды. У ее берегов экипаж вторично действовал во время 21-й САЭ. В Южный океан ходили и другие однотипные суда. Белого материка достигали балтийская ЭСТОНИЯ - девять, а черноморская БАШКИРИЯ - восемь раз.
В предстоящую 29-ю САЭ дальневосточный лайнер БАЙКАЛ впервые возьмет курс к ледяному континенту.


Б.ГЕОРГИЕВ.

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Добавлено: 15 июл 2014, 17:30
yan
Спасибо Вам большое, Виталис, за интересные архивные публикации, за последовательное продолжение темы !

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Добавлено: 16 июл 2014, 17:49
Vitalis Merta
yan писал(а):Спасибо Вам большое, Виталис, за интересные архивные публикации, за последовательное продолжение темы !
Добрый день, Ян !
На период пребывания в Суоми эту тему придется приостановить. Архив остался по ту сторону границы
:(

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Добавлено: 19 июл 2014, 19:42
yan
Будем ждать Вашего возвращения и продолжения !

С пожеланиями хорошего отпуска, приятных впечатлений, новых интересных познаний !

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Добавлено: 30 июл 2014, 19:51
Vitalis Merta
Газета "Водный транспорт" от 06 марта 1984 года.

Изображение

Теплоход БАЙКАЛ - SISTERSHIP теплохода БАШКИРИЯ, участник экпедиций в Антарктиду. В данной статье, посвященной 25-летию ввода в эксплуатацию головного судна серии - теплохода МИХАИЛ КАЛИНИН,речь идет не только о БАШКИРИИ, но и о других пассажирских судах Министерства морского флота и их экипажах, капитанах.

ЛЕДОВЫЕ МИЛИ ЛАЙНЕРОВ.


Исполнилось четверть века, как теплоход МИХАИЛ КАЛИНИН совершил свой первый трансокеанский переход и достиг Антарктиды. Это судно являлось головным в совершенно новой тогда серии современных комфортабельных быстроходных и с неограниченным районом плавания лайнеров, строившихся по заказу СССР в ГДР.

Один из первенцев советского послевоенного пассажирского флота появился в Балтийском пароходстве летом 1958 года. Его первые рейсы состоялись в Антверпен с гостями из нашей страны на Всемирную выставку в Брюсселе, а затем по регулярной линии Ленинград - Хельсинки - Стокгольм - Лондон - Гавр - Ленинград. В декабре экипаж отправился в пионерное плавание советских моряков в Южный океан.
В Рижском порту на борт поднялась часть ученых и специалистов 4-й САЭ, проводившейся управлением Главсевморпути ММФ и Академией наук СССР. На Белом материке ей предстояло открыть станцию Лазарев на Земле Королевы Мод, осуществить продолжительный научный поход с Берега Правды до Южного полюса и ряд важных работ по программе Международного геофизического сотрудничества. В Гдыне к полярникам присоединились коллеги из Польской Народной Республики, которые должны были впервые приступить к вахте на шестом континенте.
Необычным рейсом руководил заместитель начальника Балтийского морского пароходства по мореплаванию В. ФАКТОРОВИЧ. И это не случайно. Предстояло при переходе через различные климатические зоны, в бурных сороковых и пятидесятых широтах, среди льдов и айсбергов Южного океана полнее испытать надежность корпуса, силовой установки, всех механизмов, систем и устройств, средств навигации и радиосвязи нового пассажирского теплохода.
В экипаж МИХАИЛА КАЛИНИНА вошли опытные балтийские моряки.Многие из них работали на судне с первого дня постройки. К таким принадлежал воспитанник Архангельского мореходного училища, родом из поморов известный капитан А,БОРОДИН. Он посвятил морю полвека своей трудовой деятельности, внес огромный вклад в развитие судоходства на Дальнем Востоке, Севере и Балтике. В годы Великой Отечественной войны этот мужественный и не теряющий самообладания человек участвовал в конвоях и одиночных переходах по огненным дорогам Северной Атлантике, доставляя грузы, необходимые фронту и народному хозяйству. В мирные навигации А.БОРОДИН почти 25 лет водил пассажирские суда из Ленинграда в зарубежные гавани. ( продолжение следует )

Re: Пассажирский теплоход "Башкирия"

Добавлено: 30 июл 2014, 22:52
Vitalis Merta
Газета "Водный транспорт" от 06 марта 1984 года.

Изображение

Теплоход "Михаил Калинин" следует за дизель- электроходом "Обь". Антарктида. Январь 1959 года.

Продолжение статьи ЛЕДОВЫЕ МИЛИ ЛАЙНЕРОВ.

Как и капитан, прекрасным наставником молодых моряков был старший механик В.ТКАЧЕВ, обладавший умением обнаруживать и развивать способности людей. Ветеран коммунистической партии и торгового флота стал Героем Социалистического Труда, руководил машинными командами пассажирских лайнеров. В прошлом старший штурман С.ГОНЧАРОВ - ныне заместитель начальника Балтийского пароходства по эксплуатации флота.
Первый антарктический рейс МИХАИЛА КАЛИНИНА ( второй был в 21-й САЭ) длился 86 суток. За кормой осталось около 22000 миль, пройденных в водах трех океанов. Прибыв 21 января 1959 года к обсерватории Мирный, балтийцы находились здесь десять дней. С помощью мурманского дизель-электрохода ОБЬ ( капитан А.ДУБИНИН ) были выполнены ледовая проводка, высадка будущих зимовщиков и передача большой партии грузов, в частности, продовольствия. Возвращаясь на Родину, теплоход перевез сотрудников предшествовавшей 3-й САЭ после их долгой вахты и польских друзей.
Плавание лайнера во льдах и в окружении дрейфующих айсбергов при сильных ветрах и частых снежных зарядах показало его высокие конструктивные и мореходные качества. Подтвердилась возможность использования таких судов в сложных навигационных условиях Антарктики. Так, сюда стали ходить некоторые пассажирские теплоходы, созданные корабелами ГДР. Их экипажи, совместно с дизель-электроходами ледового класса типа ОБЬ и АМГУЕМА охватывали транспортными операциями огромную акваторию Южного океана.
После МИХАИЛА КАЛИНИНА к ледяному континенту взял курс балтийский теплоход ЭСТОНИЯ, занятый в 8-й САЭ. В высокие южные широты он совершил девять рейсов и два первых под командованием капитана А.ОГАНОВА.
Помимо перевозок полярников, научной аппаратуры и генерального груза, с борта этого пассажирского судна ученые впервые проводили во время плавания аэрометеорологические, гидрологические, актинометрические и геофизические наблюдения, составляли прогнозы погоды.
( окончание следует )