Теплоход "Александр Пушкин" / "Marco Polo"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Коч
Staff
Сообщения: 187
Зарегистрирован: 06 июл 2007, 15:43

Теплоход "Александр Пушкин" / "Marco Polo"

Сообщение Коч »

Не могу не дать здесь ссылку на росскошнейший рассказ Александра Соснина с портала infoflot.ru о его путешествии. Рассказ о круизе в Антарктиду на теплоходе MARCO POLO (бывший т/х Александр Пушкин, sistership теплохода Assedo (ex Шота Руставели) и Тараса Шевченко). От фотографий знакомых профилей судна щемит сердце. От красоты природы - захватывает дух. Круиз - мечта. Надеюсь Александр не обидится на меня если вот эту фоторафию я поставлю в блоге как "фото дня".
т/х Marco Polo в Антарктиде
т/х Marco Polo в Антарктиде
1136.jpg (96.14 КБ) 53764 просмотра
ПУТЕШЕСТВИЕ В АНТАРКТИДУ НА "АЛЕКСАНДРЕ ПУШКИНЕ"
Последний раз редактировалось yan 08 янв 2021, 18:14, всего редактировалось 1 раз.
Причина: Тема была переведена из раздела "Отзывы о круизах" и переименована, её изначальное название: < Путешествие в Антарктиду на теплоходе Marco Polo >. Перенос и переименование темы проведены с разрешения её создателя.

Аватара пользователя
eljbeta
Пассажир 2-го класса
Сообщения: 102
Зарегистрирован: 08 июл 2007, 17:06
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Путешествие в Антарктиду на теплоходе Marco Polo

Сообщение eljbeta »

До боли знакомые места: мыс Горн, пролив Бигль, Ушуайя... Как заново побывала!!!

yan
Staff
Сообщения: 5015
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Путешествие в Антарктиду на теплоходе Marco Polo

Сообщение yan »

Мне, к счастью, довелось один единственный раз в жизни увидеть лайнер "Александр Пушкин".

Это было зимой, где-то 1980-1981 года. День стоял не очень холодный. Мы с мамой пошли гулятъ на Морской Вокзал. И вижу: стоит судно типа "Иван Франко". Я тогда уже знал все три именно наших судна типа "Иван Франко", а вот с Ленинградскими судами знаком не был, и даже не знал об их существовании. И вдруг стоит судно характерных очертаний, на борту название - "Александр Пушкин", порт приписки - Ленинград. Вот это был настоящий праздник, сколько было впечатлений, на словах не передать !!! Напротив судна на прогулочной терассе собралась масса людей, я стал задаватъ вопросы, и мне сказали, что судно совершает кругосветное плавание, и выполняет заход в Одессу, и скоро будет отходить. "Александр Пушкин" действительно, вскоре начал отходить(была середина дня), и что было очень примечательным - на открытой палубе в кормовой части судна играл настоящий духовой оркестр ! Было очень торжественно. Люди стали расходиться, когда лайнер дошёл уже до Воронцовского Маяка !

Таким образом я увидел четвёртое, и последнее из увиденных мной судов этого типа.

Пятого судна этого типа я никогда не видел, и к нам в Одессу оно никогда не заходило... Да и о его существовании я вообще узнал только за год-два до его гибели...

yan
Staff
Сообщения: 5015
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Путешествие в Антарктиду на теплоходе Marco Polo

Сообщение yan »

Кстати, если кто-нибудь когда-нибудь будет писать полномасштабную статью об "Александре Пушкине" - "Marco Polo", то интересно было бы прояснить несколько моментов, которые и мне самому не очень ясны.

1). Работа "Александра Пушкина" на Крымско-Кавказской Линии на рубеже 1960-х - 1970-х годов.

2). Точная дата и причины закрытия линии Ленинград-Монреаль. В 1979 году из-за ввода Советских войск в Афганистан была закрыта лишь линия Ленинград - Нью-Йорк, по ряду источников линия Ленинград-Монреаль была закрыта в 1981-1983 годах, а в одном даже указывалось что в 1985 году, в связи с переводом судна во Владивосток.

3). Всвязи с чем был предпринят перевод судна в Дальневосточное Морское Пароходство ? Только то, что судно стало совершать круизы в Тихом Океане причиной быть не могло. В Тихом Океане в разное время совершали круизы "Михаил Лермонтов"(Ленинград), "Карелия"(Одесса), но их никто и никуда не переводил. Почему же перевели "Александра Пушкина" ?

4). В газете "Известия" в те годы была статья, что это было сделано всвязи с отсутствием судов на линии Владивосток - Петропавловск-Камчатский. Так ли это было на самом деле, и работало ли когда-нибудь это судно на этой линии ?

5). Хотелось бы ещё раз проследить все обстоятельства отказа от дальнейшей эксплуатации "Александра Пушкина" в начале 1990 года. Ситуация, действителъно не очень ясная. Ареста не могло быть по определению - в феврале 1990 года Советские пассажирские суда никто нигде не арестовывал, и о таком значимом (на то время) случае тогда сообщили бы. С другой стороны, очень логично поставить вопрос так. Если "Александр Пушкин" был больше не нужен во Владивостоке, почему его не возвратили назад в Ленинград, ведь там тогда нуждались в таком судне, к 1990 году только закончили обсуждение возможности подъёма и восстановления "Михаила Лермонтова", и пришли к заключению об экономической неэффективности этого проекта - значит тогда там такое судно было нужным. Очень хотелось бы ещё раз вернуться к событиям февраля 1990 года, и вероятно, это придётся делать нам всем вместе. Нужно внести ясность с той ситуацией и это прекратит неопределённость и появление различных произвольных версий в этом вопросе. Тем более, что у нас естъ положительный опыт в "поднятии на поверхность" таких неизвестных ситуаций: хорошим примером тому могут послужить установление судьбы теплохода "Киргизстан", грамотное опровержение информации о существовании теплохода "Афганистан" как 10 судна типа "Киргизстан".

Надеюсь, что со временем нам удастся прояснить и все неизвестные основные моменты и перепитии в судьбе лайнера "Александр Пушкин"-"Marco Polo".

Алексей Сёмин
Пассажир 2-го класса
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 02 авг 2007, 08:15

Re: Путешествие в Антарктиду на теплоходе Marco Polo

Сообщение Алексей Сёмин »

Есть очень большая статья Вадима Басевича "Александр Пушкин" покоряет Атлантику", к сожалению у меня только вторая ее часть. В ней написано, что рейсы в Монреаль прекратились в 1984 году, но причин не указано. Я думаю это скорее всего связано со значительным падением пассажиропотока - по сути это были трансалтантические транспортные рейсы и круглогодичная эксплуатация судна на этой линии к этому времени себя уже не оправдывала (если вообще когда-нибудь оправдывала). Само судно к тому времени уже морально устарело, на линии вышли гораздо более современные круизные суда, поэтому ему-то в таком виде и дороги другой уже не было как только в Владивосток на транспортную пассажирскую линию.

Рейсы в Нью-Йорк закрыли после подрыва в Нью-Йоркском порту турбохода "Максим Горький" магнитной миной, прикрепленной диверсантами к корпусу, от взрыва судно пострадало, но не фатально. Тем не менее было решено рейсов в Нью-Йорк больше не выполнять. Объясняется это происками конкурентных компаний по отношению к которым наши выставляли демпинговые цены. Кто его знает так это или не так.

yan
Staff
Сообщения: 5015
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Путешествие в Антарктиду на теплоходе Marco Polo

Сообщение yan »

Алексей, большое спасибо за информацию !

Вот и я тоже знал, что рейсы в Монреаль продолжались ещё относительно продолжительное время после закрытия рейсов в Нью-Йорк. Кроме того, в этот период времени эти рейсы выполнял не только "Александр Пушкин", но и "Михаил Лермонтов". Было по одному судну на линии, а другое занималось в это время своими круизами.

Система была такая же, как у нас в случае с Ближневосточной линией в "поздние 1980-е". В пик сезона на линии находилось 2 судна из группы "Армения"-"Башкирия"-"Аджария", а третье выполняло, например, рейс по Крымско-Кавказской Линии, потом оно шло в Александрию, а пришедшее из Александрии шло, например, в круиз в Варну.

Кстати, Клаус Роте пишет слудующее: "из-за... в июне 1980 года Балтийское Морское Пароходство приняло решение закрыть линию Ленинград-Нью-Йорк, и перевести свой лайнер "Михаил Лермонтов" на линию Ленинград-Монреаль." Кстати, на этой линии "Михаил Лермонтов" работал, вероятно, до перестройки судна в круизное в 1982 году. При этом не сообщается, что с уходом "Михаила Лермонтова" с этой линии (зима 1981-1982) она закрылась.

Клаус Роте пишет, что передача "Александра Пушкина" на Дальний Восток состоялась в 1984 году. Причины, правда, он не проясняет. Но можно проанализировать. К исходу 1983 года Дальневосточное Морское Пароходство лишается всего своего крупного пассажирского флота: 1980 год - списание "Советского Союза" и передача в Черноморское Морское Пароходство "Фёдора Шаляпина", 1983 год - списание "Ильича" и передача в Черноморское Морское Пароходство "Константина Симонова". Может быть, для линии Владивосток - Петропавловск-Камчатский и требовалось хотя бы одно крупное пассажирское судно. Но вот ведь как ответить на вопрос, выходил ли "Александр Пушкин" на эту линию хотя бы иногда ?

Алексей Сёмин
Пассажир 2-го класса
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 02 авг 2007, 08:15

Re: Путешествие в Антарктиду на теплоходе Marco Polo

Сообщение Алексей Сёмин »

Непонятно тогда, зачем передавались "Шаляпин" и "Симонов" в ЧМП, если не хватало судов, скорее всего судов как раз было в избытке из-за общего падения пассажиропотоков. А "Пушкина" возможно передали в ДВМП потому что в БМП для него уже не было работы и именно в тот год транспортные линии ДВМП настолько оголились, что возникла необходимость в большом судне, ну а потом оно там так и осталось.

yan
Staff
Сообщения: 5015
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Путешествие в Антарктиду на теплоходе Marco Polo

Сообщение yan »

Алексей, а почему они (БМП) потом в годах 1986-1989 прорабатывали проект подъёма и восстановления "Михаила Лермонтова" ? Значит ли это, что им было нужно такое судно ? Почему они тогда не позаботились о возвращении "Александра Пушкина", ведь это был бы более простой и ценоприемлимый вариант ?

Кроме того, линии Ленинград-Лондон и Ленинград-Гавр закрылись скорее всего из-за того, что требовалось списание "Балтики" и "Михаила Калинина". И выглядело бы логичным объединение этих двух линий в одну, с постановкой на неё "Александра Пушкина". Ну естественно, что так глубоко по Темзе, как "Балтика" он бы не поднялся, но, мне кажется, он бы мог заходить в Тилбури. Тогда такое судно на линии Ленинград - Копенгаген - Бремерхафен - Гавр - Лондон выглядело бы вполне логично ?

Алексей Сёмин
Пассажир 2-го класса
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 02 авг 2007, 08:15

Re: Путешествие в Антарктиду на теплоходе Marco Polo

Сообщение Алексей Сёмин »

А кому она уже была нужна эта линия? Это были уже 80-е годы, когда надобность в пассажирских линиях тем более международных окончательно отпала. Необходимо было развивать круизные маршруты, а наш морпасфлот все еще держался за какие-то линии и морально устаревшие суда.
Наши суда и на круизные-то маршруты стали выходить только благодаря тому, что в пароходствах обнаруживался избыток пассажирского тоннажа и в это время на наши суда как на дешевый источник доходов стали обращать внимание французские и немецкие фрахтователи и полностью там перестраивать систему обслуживания пассажиров. А пароходствам это было как раз кстати, потому что министерство перед ними ставило задачи снижения убыточности пасфлота, вот они и смотрели на круизные рейсы как на хороший приработок сверх плана. Ведь весь наш пассажирский флот всех исключительно серий строился не для круизных рейсов, а для каботажных линий необходимых для народного хозяйства страны, а потом уже по мере необходимости стал переоборудоваться для выполнения круизов.
Что касается "Лермонтова" то практически всегда рассматриваются возможности подъема крупных судов и делаются проекты соответствующими организациями, а уж по результатам проектов просчитывается их стоимость. Время когда утонул Лермонтов было уже началом финансового кризиса СССР - огромные средства ушли на ликвидацию Чернобыльской трагедии, а денег в стране было все меньше и меньше,поэтому этот проект и положили на полку - уже было не до Лермонтова в стране назревали серьезные события,а Балтийское пароходство уже еле-еле держалось на плаву - за какие деньги было подымать? Оно то и развалилось самым первым из всех пароходств СССР в 1991 или 92 году.

yan
Staff
Сообщения: 5015
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Путешествие в Антарктиду на теплоходе Marco Polo

Сообщение yan »

Но ведь открыли же паромную линию Ленинград - Киль, на "Анне Каренине" плавало и много пассажиров без автомобиля. Я помню, в первой половине 1990-х годов это было очень востребованным транспортным средством. Действовала одновременно и паромная линия Лениград - Хельсинки - Стокгольм.

Просто, если рассматривать направление Ленинград - Гавр - Лондон, то "Александр Пушкин" мог бы стать последним непаромным судном, обслуживающим эту линию, а следующим судном на такой линии мог бы быть паром. Ну естественно, спроектированный оптимально для такой линии.

Ответить