Военная плавбаза "Смольный" (1907)
Добавлено: 06 июл 2013, 18:37
Плавбаза Балтийского флота
«СМОЛЬНЫЙ»
Пароход «TOSNO»
В ходе первой мировой войны для размещения экипажей подводных лодок, а также запасных торпед и предметов снабжения Морское ведомство России 15 мая 1915 года приобрело застигнутый войной в Петрограде английский товаропассажирский пароход «TOSNO».
Судно, построенное в июне 1907 года на верфи «Earle's SB. & Eng. Co., Ltd», Hull (строительный № 532), принадлежало британской компании «T. Wilson, Sons & Co., Ltd», Hull. Оно имело водоизмещение 3200 т, вместимость 2000 брт, длину 96,9 м, ширину 12,3 м и осадку 5,5 м. Паровая машина тройного расширения мощностью 1200 л.с. обеспечивала скорость хода в 12 узлов.
Под названием «ТОСНО» пароход был передан для переоборудования в транспорт-базу подводных лодок на Путиловскую верфь. 12 сентября 1916 года плавбаза «ТОСНО» была зачислена в состав Балтийского флота. Ее вооружение состояло из четырех 45 мм орудий. Экипаж 148 человек.
Обеспечивая в течение первой мировой войны боевую деятельность подводных лодок Балтийского флота, личный состав транспорта «ТОСНО» 25 октября 1917 года перешел на сторону Советской власти. Во время Ледового похода 9 апреля 1918 года, в составе третьего отряда судов, плавбаза на буксире увела из Гельсингфорса в Кронштадт подводную лодку «КУГУАР». С 1 февраля 1919 года транспорт был включен в состав Действующего отряда судов флота Балтийского моря в качестве плавбазы дивизиона подводных лодок. 31 декабря 1922 года плавбаза была переименована. В честь Смольного института, где в дни Октябрьского вооруженного восстания размещался штаб революционных сил Петрограда, судно получило название «СМОЛЬНЫЙ».
3 марта 1925 года Председатель Реввоенсовета СССР, наркомвоенмор М.В. Фрунзе провел на плавбазе совещание балтийских подводников по вопросу строительства советских подводных лодок. С 1937 по 1938 год плавбаза «СМОЛЬНЫЙ» прошла капитальный ремонт. В 1939 году корабль обеспечивал действия подводных лодок во время военного конфликта с Финляндией. Перед началом Великой Отечественной войны в июне 1941 года плавбаза дислоцировалась в Усть-Двинске и обслуживала подводные лодки «С-1,3-9» 1-го дивизиона, 1-ой бригады ПЛ КБФ.
С приближением немецких войск к Риге и усилением массированных налетов авиации на корабли плавбаза 28 июня была переведена в Моонзунд на рейд Куйвасте. 1 июля после углубления фарватера плавбаза «СМОЛЬНЫЙ» вслед за крейсером «КИРОВ» по Моонзудскому проливу была переведена в Таллинн, а позже в Ленинград. Зимой первого года войны плавбазу ошвартовали у гранитной стенки реки Невы напротив Адмиралтейства, помещения которого приходилось снабжать электроэнергией. Рядом с ней зимовали подлодки подшефного 1-го дивизиона. В октябре 1944 года после прекращения военных действий с Финляндией, плавбаза «СМОЛЬНЫЙ» в составе дивизиона подлодок была передислоцирована в Хельсинки, затем на Ханко и в Турку.
После второй мировой войны судно еще некоторое время служило в качестве плавбазы, позже плавказармы. В конце 60-х годов корабль-ветеран пошел на слом.
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.
«СМОЛЬНЫЙ»

Пароход «TOSNO»
В ходе первой мировой войны для размещения экипажей подводных лодок, а также запасных торпед и предметов снабжения Морское ведомство России 15 мая 1915 года приобрело застигнутый войной в Петрограде английский товаропассажирский пароход «TOSNO».
Судно, построенное в июне 1907 года на верфи «Earle's SB. & Eng. Co., Ltd», Hull (строительный № 532), принадлежало британской компании «T. Wilson, Sons & Co., Ltd», Hull. Оно имело водоизмещение 3200 т, вместимость 2000 брт, длину 96,9 м, ширину 12,3 м и осадку 5,5 м. Паровая машина тройного расширения мощностью 1200 л.с. обеспечивала скорость хода в 12 узлов.
Под названием «ТОСНО» пароход был передан для переоборудования в транспорт-базу подводных лодок на Путиловскую верфь. 12 сентября 1916 года плавбаза «ТОСНО» была зачислена в состав Балтийского флота. Ее вооружение состояло из четырех 45 мм орудий. Экипаж 148 человек.
Обеспечивая в течение первой мировой войны боевую деятельность подводных лодок Балтийского флота, личный состав транспорта «ТОСНО» 25 октября 1917 года перешел на сторону Советской власти. Во время Ледового похода 9 апреля 1918 года, в составе третьего отряда судов, плавбаза на буксире увела из Гельсингфорса в Кронштадт подводную лодку «КУГУАР». С 1 февраля 1919 года транспорт был включен в состав Действующего отряда судов флота Балтийского моря в качестве плавбазы дивизиона подводных лодок. 31 декабря 1922 года плавбаза была переименована. В честь Смольного института, где в дни Октябрьского вооруженного восстания размещался штаб революционных сил Петрограда, судно получило название «СМОЛЬНЫЙ».
3 марта 1925 года Председатель Реввоенсовета СССР, наркомвоенмор М.В. Фрунзе провел на плавбазе совещание балтийских подводников по вопросу строительства советских подводных лодок. С 1937 по 1938 год плавбаза «СМОЛЬНЫЙ» прошла капитальный ремонт. В 1939 году корабль обеспечивал действия подводных лодок во время военного конфликта с Финляндией. Перед началом Великой Отечественной войны в июне 1941 года плавбаза дислоцировалась в Усть-Двинске и обслуживала подводные лодки «С-1,3-9» 1-го дивизиона, 1-ой бригады ПЛ КБФ.
С приближением немецких войск к Риге и усилением массированных налетов авиации на корабли плавбаза 28 июня была переведена в Моонзунд на рейд Куйвасте. 1 июля после углубления фарватера плавбаза «СМОЛЬНЫЙ» вслед за крейсером «КИРОВ» по Моонзудскому проливу была переведена в Таллинн, а позже в Ленинград. Зимой первого года войны плавбазу ошвартовали у гранитной стенки реки Невы напротив Адмиралтейства, помещения которого приходилось снабжать электроэнергией. Рядом с ней зимовали подлодки подшефного 1-го дивизиона. В октябре 1944 года после прекращения военных действий с Финляндией, плавбаза «СМОЛЬНЫЙ» в составе дивизиона подлодок была передислоцирована в Хельсинки, затем на Ханко и в Турку.
После второй мировой войны судно еще некоторое время служило в качестве плавбазы, позже плавказармы. В конце 60-х годов корабль-ветеран пошел на слом.
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.