Вот так начинался советский морфлот - танкер "Советская нефть" (построено две единицы - Советская Нефть и Нефтесиндикат). С 1932 по 1934 годы судно носило название "Баку". Во время Великой Отечественной войны выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки в Черноморско-Азовском бассейне. С 18.04.1942 г. до 21.03.1944 г. числился в составе ЧФ в качестве военизированного судна. В 1953 г. передан Дальневосточному морскому пароходству, а в 1978 г. выведен из эксплуатации и передан Владивостокскому рыбному порту.
Вечером 15 мая 1932 года танкер «Советская нефть» находился в Индийском океане на расстоянии около 100 миль от мыса Гвардафуй. Мимо него прошел роскошный новый французский лайнер «Жорж Филиппар». Моряки танкера без бинокля могли видеть отдыхающих на палубах и возле бассейна пассажиров судна. Около 2.30 ночи, когда до мыса Гвардафуй оставалось около 20 миль, вахтенный матрос Сергей Борцов и помощник капитана Владимир Шабля увидели слева по курсу, на расстоянии 15—17 миль, яркую светящуюся точку. Её размеры постепенно увеличивались, и в скором времени можно было различить отдельные языки пламени, высота которых, по мнению очевидцев, достигала 20—30 метров.
теплоход "Georges Philippar" - на момент катастрофы судно проработало всего 5 месяцев - в работу судно было введено в январе 1932 года
таким увидели лайнер советские моряки
В то же время радист Андрей Свирский принял сообщение от смотрителя гвардафуйского маяка о том, что он видит объятое пламенем судно. Как только об этом доложили капитану танкера Александру Митрофановичу Алексееву, он приказал следовать к терпящему бедствие судну. Вскоре выяснилось, что это был тот самый французский лайнер «Жорж Филиппар», совершавший свой первый пассажирский рейс. На его борту находилось 767 человек пассажиров и членов экипажа. Приближаться к горящему судну на близкое расстояние было небезопасно, так как в недегазированных грузовых отсеках танкера скопились пары бензина. Однако рядом гибли люди, и советское судно на максимальной скорости приближалось к месту катастрофы. В 4.00 на танкере объявили аврал. В считанные минуты все спасательные и противопожарные средства привели в состояние готовности для оказания помощи терпевшим бедствие. Команде приказали приготовить к действию пожарные насосы и разложить на палубах противопожарные шланги с брандспойтами, задраить горловины грузовых танков, закрыть иллюминаторы и двери, вывалить за борт спасательные шлюпки, разложить на палубах вдоль бортов спасательные нагрудники и спасательные круги, приготовить штормовые трапы. Оборудовать временные пункты приёма раненых в столовой команды и в кают-компании, обеспечив помещения перевязочными материалами, постельным бельём, матрасами и одеялами.
Подойдя на минимально допустимую дистанцию (500—600 метров) к «Жоржу Филиппару», танкер остановился. Затем моряки спустили на воду судовые шлюпки и поспешили на помощь к пассажирскому судну. На расстоянии нескольких сотен метров слышались душераздирающие крики объятых ужасом людей и треск огня. Погода была свежей, дул юго-западный ветер силой шесть баллов, волнение моря — пять баллов. Приблизительно через тридцать—сорок минут первая шлюпка под командованием Владимира Шабли возвратилась к борту танкера с подобранными из воды пассажирами. Среди спасённых была шестимесячная девочка, привязанная к спине отца — французского пекаря. Матрос Артем Рулев снял с себя рубашку и укутал промокшего ребенка, а доктору Александру Вьюнову стоило больших усилий вернуть малютку к жизни. На протяжении нескольких часов члены экипажа танкера самоотверженно спасали пассажиров и экипаж французского судна. Не жалея сил, без передышки, моряки доставляли на танкер спасенных. Последней к горевшему судну подошла шлюпка под командованием старшего помощника капитана Григория Голуба. К тому времени сильно накренившийся на левый борт лайнер был охвачен огнем от кормы до бака. В шлюпку спустились восемь французских моряков, в их числе был капитан Вик, получивший ожоги лица и ног. Прибыв на танкер, капитан Вик сказал, что на его судне нет живых людей, но где-то в море должен находиться ещё один спасательный бот, так как с «Жоржа Филиппара» спустили пять ботов, а на борт танкера подняли только четыре. Моряки «Советской нефти» продолжили поиск и нашли бот, но он был пуст. В дальнейшем выяснили, что находившихся в нём людей принял на свой борт британский сухогруз «Контрактор», подошедший к месту аварии в 06.00. Несколько позднее прибыл и второй английский пароход «Махсуд». Двум английским судам удалось спасти около 260 человек пассажиров и членов экипажа. Советские моряки спасли 438 человек, из которых 262 — пассажиры и 176 — члены команды.
Моряки окружили спасённых пассажиров заботой и вниманием. Им были отданы каюты, столовая, кают-компания и другие помещения. Спасённым раздавали одеяла, простыни, одежду. В 13.00 спасательные работы были завершены, и танкер взял курс на Аден.
На другой день к «Советской нефти» подошёл пассажирский лайнер «Андрэ Лэбон», принадлежавший той же компании, что и теплоход «Жорж Филиппар», и другие французские суда. На их мачтах были подняты советские флаги. Французские моряки восторженно приветствовали смельчаков, протянувших руку помощи их соотечественникам, а затем начали перевозку пассажиров. Трогательными были минуты, когда французы покидали борт танкера. Они обнимали и целовали советских моряков, благодарили за спасение и гостеприимство. Один из пассажиров «Жоржа Филиппара», пекарь Пьер Реналь (отец спасенной 6-месячной девочки), вспоминал впоследствии: «Когда нас перевезли с танкера на судно «Андре Лэбон», никто не уходил с палуб в каюты, даже раненые. Все стояли и смотрели вслед удалявшемуся танкеру до тех пор, пока он не скрылся за горизонтом».
«Жорж Филиппар» продолжал гореть, сохраняя плавучесть в течение трех дней, продрейфовав 45 миль. 19 мая в 14 часов 56 минут судно скрылось под водой. Лайнер затонул в 145 милях к северо-востоку от мыса Гвардафуй.
Назначенная французским министерством транспорта комиссия для установления причин пожара на «Жорже Филиппаре» не могла с уверенностью выдвинуть какую-либо версию, так как лайнер затонул, и вещественных доказательств не осталось.
Во время следствия в Марселе, проводимого особой комиссией, было допрошено несколько десятков очевидцев пожара. Выяснилось, что «Жорж Филиппар» горел уже второй раз. Сразу же после спуска на воду он загорелся во время отделочных работ в Сен-Назере, но пожар удалось вовремя ликвидировать. Очевидцы катастрофы заявили, что за восемь дней до пожара, звонки пожарной сигнализации судна раздавались неоднократно, хотя признаков дыма или огня не было. Это свидетельствовало о неисправности сигнализации либо об умышленном выводе ее из строя. Некоторые французские газеты опубликовали гипотезу, что пожар на судне возник из-за преднамеренного поджога лайнера владельцами компании «Мессажери Маритим» в целях получения страхового возмещения, однако эта версия маловероятна.
Когда танкер прибыл в Суэц, там уже знали о подвиге советских моряков. Обычно приходилось ждать очереди для прохода через канал. Но на этот раз «Советской нефти» предложили зеленую улицу и беспошлинное прохождение каналом. Такого почета и уважения не оказывали другим судам. 23 мая в порту Суэц на борт нашего судна прибыл представитель пароходной компании «Мессажери Маритим». От имени компании капитану Александру Алексееву был вручен именной секстант и золотые часы. Героизмом советских моряков восхищался весь мир, и английский еженедельник «Бритиш Уикли» писал: «Подобно тому, как подвиг ледокола «Красин» записан в анналах исследования Арктики, действия экипажа танкера «Советская нефть» найдут свое место в ряду бессмертных примеров мужества».
Французское правительство наградило членов экипажа танкера именными золотыми и серебряными медалями «За самоотверженность и храбрость», а капитан А. Алексеев был удостоен высшей награды Франции — ордена «Почётного Легиона», вручённого капитану в соответствии с Указом Президента Франции. При вручении морякам наград посол Франции в Советском Союзе Шарль Альфан сказал: «Я горд, что могу выразить вам здесь признательность правительства и народа Франции за удивительное самопожертвование, проявленное вами, и прикрепить на вашу грудь медаль». За героизм и самоотверженность Наркомвод СССР наградил экипаж танкера «Советская нефть» Большой золотой медалью, а Добровольное общество спасения на водах — памятным золотым знаком и почетной грамотой.
Правительство Франции издало Указ, о том, что на протяжении всей жизни танкера «Советская нефть», при заходах в порты Франции, судно освобождается от портовых сборов.
Текст из книги Л. Скрягина "По следам морских катастроф", 1961 год
источник
Танкеры "Нефтесиндикат СССР" и "Советская нефть"(1929)
Модератор: yan
-
- STAFF, штурман
- Сообщения: 621
- Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00
Танкеры "Нефтесиндикат СССР" и "Советская нефть"(1929)
Последний раз редактировалось yan 03 ноя 2013, 09:27, всего редактировалось 2 раза.
Причина: Название темы дополнено. Изначальное - 'Танкер "Советская нефть"'. Модератор
Причина: Название темы дополнено. Изначальное - 'Танкер "Советская нефть"'. Модератор
Орда не дремлет! Орда зла!
Re: Танкеры "Нефтесиндикат СССР" и "Советская нефть"(1929)
Пётр, спасибо тебе большое за открытие темы о прославленном красивом судне с необычной судьбой и публикации интересной статьи о нём !
Судно построено в 1929 году на судоверфи "Шанье Наваль Франс" в г. Кан во Франции, под наблюдением А.Н. Крылова. Во время войны 1941-1945 судно находилось в Чёрном море. Было списано в 1969 году. Водоизмещение - 17500 тонн, длина - 143,9 м, ширина - 17,3 м, осадка - 8,9 м, мощность двигателей (2 дизельных мотора) - 2060 кВт, судно развивало среднюю скорость 11 узлов (20,37 км/час).
Из статьи авторов В.Г.Андриенко и Г.О.Кононович о танкере "Советская нефть" на стр. 157, третьего тома Морского Энциклопедического Словаря под редакцией коллектива авторов под руководством В.В. Дмитриева, издатанного издательством "Судостроение" в Санкт-Петрбурге в 1994 г.
Ещё раз спасибо за открытие темы. К сожалению, мне не известно, как завершилась судьба судна, дожило ло оно до наших дней.
Судно построено в 1929 году на судоверфи "Шанье Наваль Франс" в г. Кан во Франции, под наблюдением А.Н. Крылова. Во время войны 1941-1945 судно находилось в Чёрном море. Было списано в 1969 году. Водоизмещение - 17500 тонн, длина - 143,9 м, ширина - 17,3 м, осадка - 8,9 м, мощность двигателей (2 дизельных мотора) - 2060 кВт, судно развивало среднюю скорость 11 узлов (20,37 км/час).
Из статьи авторов В.Г.Андриенко и Г.О.Кононович о танкере "Советская нефть" на стр. 157, третьего тома Морского Энциклопедического Словаря под редакцией коллектива авторов под руководством В.В. Дмитриева, издатанного издательством "Судостроение" в Санкт-Петрбурге в 1994 г.
Ещё раз спасибо за открытие темы. К сожалению, мне не известно, как завершилась судьба судна, дожило ло оно до наших дней.
-
- STAFF, штурман
- Сообщения: 621
- Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00
Re: Танкеры "Нефтесиндикат СССР" и "Советская нефть"(1929)
Как я понял - списали его в 78-м. Ну а с удорожанием металла если что и осталось - скорей всего распилили уже давно.
Орда не дремлет! Орда зла!
Re: Танкеры "Нефтесиндикат СССР" и "Советская нефть"(1929)
Танкер
Дальневосточного морского пароходства
«СОВЕТСКАЯ НЕФТЬ»
Танкер «Нефтесиндикат СССР»
В середине 20-х годов ХХ столетия в мире значительно вырос спрос на бензин. Для его экспорта из СССР в 1927 году с французской судостроительной верфью «Chantiers Navals Francais, Caen» (Франция) по проекту, разработанному академиками А.Н. Крыловым и И.М. Губкиным, был заключен контракт на постройку для Советского Союза двух теплоходов танкеров-бензиновозов стоимостью 2102100 рублей золотом каждый. Первое судно, получившее наименование «НЕФТЕСИНДИКАТ СССР» (строительный № 82) было передано заказчику в ноябре 1928 года. Второе, названное «СОВЕТСКАЯ НЕФТЬ» (строительный № 83), вошло в строй в апреле 1929 года. Танкер некоторое время носил название «БАКУ». Теплоходы вместимостью 8228,08 брт, дедвейтом 12350 т имели длину 143,90 м, ширину 17,37 м и осадку в полном грузу 8,86 м. Кроме 18 танков для горючего судно имело сухогрузный трюм на 1000 т груза, две стрелы и грузовые лебедки. Два двухтактных дизеля Шантье Наваль мощностью 1400 э.л.с. каждый обеспечивали танкерам скорость хода в 11,0 узлов. Экипаж 42 человека. Оба теплохода вошли в состав «Союзнефть». Порт приписки Одесса.
29 марта 1929 года «НЕФТЕСИНДИКАТ СССР» пришел в Туапсе на обследование. В апреле он совершил рейс в Англию, открыв путь развитию перевозок бензина на отечественных танкерах. В 1932 году теплоход стал работать на Дальневосточной линии. В 1934 году в честь видного большевика, первого секретаря Азово-Черноморского крайкома Бориса Петровича Шеболдаева танкер получил наименование «БОРИС ШЕБОЛДАЕВ». 20 августа 1934 года танкер шел в балласте из Ленинграда в Туапсе. В 19 часов 50 минут в Бискайском заливе у северо-западных берегов Испании в результате навигационной ошибки судно выскочило на прибрежные рифы, разломилось пополам и погибло.
Танкер «СОВЕТСКАЯ НЕФТЬ» в 1932 году также работал на Дальневосточной линии. В ночь на 16 мая он в балласте возвращался из Владивостока на Черное море. В Аравийском море с маяка мыса Гвардафуй танкеру передали, что впереди по курсу видно горящее судно. Это оказался французский пассажирский лайнер «ЖОРЖ ФИЛИППАР». С огромным риском для бензиновоза и его моряков, экипаж танкера спас 420 пассажиров и часть команды гибнущего лайнера.
Танкер «Советская нефть»
Танкер «Советская нефть» спасает пассажиров лайнера «Жорж Филиппар» (рисунок художника Е.В. Войшвилло)
Решением французского правительства танкеру «СОВЕТСКАЯ НЕФТЬ» - единственному в мире судну - было дано бессрочное право на беспошлинный проход Суэцкого канала. Моряки танкера получили государственные награды Франции. Судоходная компания «Мессажери Маритим» выразила свою признательность «Дирекции наливного флота Черного моря», в состав которой входил в это время танкер. С 1934 года судно служило в составе Черноморского государственного нефтеналивного пароходства «Совтанкер» Порт приписки Туапсе. В период гражданской войны в Испании танкер возил нефтепродукты республиканцам. Во время очередного рейса в Гибралтарском проливе франкисты задержали и арестовали судно. Экипаж сняли с танкера и посадили в тюрьму. Однако советское правительство добилось освобождения через 15 суток команды и судна, доказав, что танкер «СОВЕТСКАЯ НЕФТЬ» следовал с грузом в порты Европы. В 1938 году танкер освоил линию Одесса – Нагаево без захода в промежуточные порты.
Танкер «Советская нефть»
22 июня 1941 года застало танкер в рейсе Батуми-Херсон-Одесса. На траверзе Севастополя было получено сообщение о начале Отечественной войны и приказание, укрыться в порту Феодосии. 7 июля 1941 года теплоход включили в состав судов Черноморско-Азовского бассейнового управления из Ростова. Судно доставляло в прифронтовые порты горючее, военную технику, боеприпасы. Во время эвакуации Крымских объектов в августе танкер первым вывез из Ялты 1500 бочек коллекционного вина из винодельческих подвалов «Массандры», часть санаторного имущества и оборудование санаториев НКВД, РККА, табачные семена «Витим», лом цветных металлов и оборудование Симеизской обсерватории. Кроме того, на палубу было посажено около 2000 человек гражданского населения.
В сентябре 1941 года «СОВЕТСКАЯ НЕФТЬ» подвезла защитникам Одессы горючее для танков и самолетов. 25 октября 1941 года, приняв на борт военную технику и 850 бойцов морской пехоты, танкер в составе конвоя вышел из Новороссийска в Севастополь. На рассвете 23 октября в районе Феодосии танкер был торпедирован авиацией противника. Экипаж сумел удержать судно на плаву и танкер своим ходом дошел до старой пассажирской пристани Феодосийского порта и там сел на грунт. Войска, лошади, повозки и техника были высажены на берег. Подошедший к борту буксир «СНЕГ» начал выкачивать воду из грузовых отсеков. Экипаж заделывал пробоины. Судно сошло с грунта и 28 октября прибыло в Севастополь для выгрузки нефтепродуктов. Обратным рейсом танкер принял на борт 5000 т мазута, 500 т авиамасел в таре, 42 спецавтомашины, 2950 человек эвакуируемых и вечером 7 ноября вышел в море. 9 ноября он прибыл в Туапсе и после разгрузки встал на ремонт. Во время бомбежки судоремонтного завода 26 марта 1942 года в танкер попало три бомбы. Первая, пробив палубу, оказалась в бункере и не взорвалась. Смертельную опасность, грозившую людям и танкеру, ликвидировал А. А. Бошелуцкий. За мужество и отвагу подрывник был награжден орденом Красной Звезды. Вторая бомба, пробив корму, взорвалась за бортом. Третья прошла через столовую команды и тоже взорвалась за бортом. Кое-как заделав пробоины, приняв на борт часть оборудования завода, танкер на буксире ледокола «ТОРОС» пошел в Батуми. По пути в районе Сочи и Сухуми конвою пришлось отбиваться от вражеских самолетов. Судно в Батуми снова поставили на ремонт. Однако в июле–августе 1942 года танкер как баржу использовали в перевозке грузов из Батуми в Новороссийск и обратно.
Танкер «Советская нефть» во Владивостоке
В 1943 году чтобы как то обезопасить стоянку судов в устье реки Хопи от «тягунов» поврежденные танкеры «СОВЕТСКАЯ НЕФТЬ» и «ИОСИФ СТАЛИН» посадили на грунт параллельно друг другу. 25 сентября 1944 года танкер «СОВЕТСКАЯ НЕФТЬ» снова включили в состав пароходства «Совтанкер». Уже осенью 1944 года отремонтированный теплоход стал доставлять в советские порты румынскую нефть. Позже теплоход эксплуатировался в составе ЧГМП. В декабре 1947 года он с грузом топлива прибыл в Магадан и 19 декабря производил разгрузку в порту Нагаево. От взрыва парохода «ГЕНЕРАЛ ВАТУТИН», прибывшего на рейд с грузом взрывчатки, танкер получил повреждения, начался пожар. Благодаря энергичным действиям экипажа судно осталось на плаву, а пожар ликвидирован. Два члена команды танкера погибли. В соответствии с приказом ММФ № 148 от 10 апреля 1948 года танкер с 1 апреля этого же года был переведен в состав Дальневосточного морского пароходства. Порт приписки Владивосток. Приказом № 96 от 2 июня 1966 года 31 декабря 1966 года танкер передали на баланс Главного управления рыбной промышленности. На 1 января 1971 года танкер числился в составе «Востокрыбхолод» флота ВРХ. В 1978 году танкер «СОВЕТСКАЯ НЕФТЬ» передали Владивостокскому морскому рыбному порту объединения «Дальрыба» как бункеровщик судов рыбной промышленности. В 1984 году теплоход списали, а на его место поставили танкер «ПЕКИН».
© Ю. Н. Трифонов 2009 г
Дальневосточного морского пароходства
«СОВЕТСКАЯ НЕФТЬ»
Танкер «Нефтесиндикат СССР»
В середине 20-х годов ХХ столетия в мире значительно вырос спрос на бензин. Для его экспорта из СССР в 1927 году с французской судостроительной верфью «Chantiers Navals Francais, Caen» (Франция) по проекту, разработанному академиками А.Н. Крыловым и И.М. Губкиным, был заключен контракт на постройку для Советского Союза двух теплоходов танкеров-бензиновозов стоимостью 2102100 рублей золотом каждый. Первое судно, получившее наименование «НЕФТЕСИНДИКАТ СССР» (строительный № 82) было передано заказчику в ноябре 1928 года. Второе, названное «СОВЕТСКАЯ НЕФТЬ» (строительный № 83), вошло в строй в апреле 1929 года. Танкер некоторое время носил название «БАКУ». Теплоходы вместимостью 8228,08 брт, дедвейтом 12350 т имели длину 143,90 м, ширину 17,37 м и осадку в полном грузу 8,86 м. Кроме 18 танков для горючего судно имело сухогрузный трюм на 1000 т груза, две стрелы и грузовые лебедки. Два двухтактных дизеля Шантье Наваль мощностью 1400 э.л.с. каждый обеспечивали танкерам скорость хода в 11,0 узлов. Экипаж 42 человека. Оба теплохода вошли в состав «Союзнефть». Порт приписки Одесса.
29 марта 1929 года «НЕФТЕСИНДИКАТ СССР» пришел в Туапсе на обследование. В апреле он совершил рейс в Англию, открыв путь развитию перевозок бензина на отечественных танкерах. В 1932 году теплоход стал работать на Дальневосточной линии. В 1934 году в честь видного большевика, первого секретаря Азово-Черноморского крайкома Бориса Петровича Шеболдаева танкер получил наименование «БОРИС ШЕБОЛДАЕВ». 20 августа 1934 года танкер шел в балласте из Ленинграда в Туапсе. В 19 часов 50 минут в Бискайском заливе у северо-западных берегов Испании в результате навигационной ошибки судно выскочило на прибрежные рифы, разломилось пополам и погибло.
Танкер «СОВЕТСКАЯ НЕФТЬ» в 1932 году также работал на Дальневосточной линии. В ночь на 16 мая он в балласте возвращался из Владивостока на Черное море. В Аравийском море с маяка мыса Гвардафуй танкеру передали, что впереди по курсу видно горящее судно. Это оказался французский пассажирский лайнер «ЖОРЖ ФИЛИППАР». С огромным риском для бензиновоза и его моряков, экипаж танкера спас 420 пассажиров и часть команды гибнущего лайнера.
Танкер «Советская нефть»
Танкер «Советская нефть» спасает пассажиров лайнера «Жорж Филиппар» (рисунок художника Е.В. Войшвилло)
Решением французского правительства танкеру «СОВЕТСКАЯ НЕФТЬ» - единственному в мире судну - было дано бессрочное право на беспошлинный проход Суэцкого канала. Моряки танкера получили государственные награды Франции. Судоходная компания «Мессажери Маритим» выразила свою признательность «Дирекции наливного флота Черного моря», в состав которой входил в это время танкер. С 1934 года судно служило в составе Черноморского государственного нефтеналивного пароходства «Совтанкер» Порт приписки Туапсе. В период гражданской войны в Испании танкер возил нефтепродукты республиканцам. Во время очередного рейса в Гибралтарском проливе франкисты задержали и арестовали судно. Экипаж сняли с танкера и посадили в тюрьму. Однако советское правительство добилось освобождения через 15 суток команды и судна, доказав, что танкер «СОВЕТСКАЯ НЕФТЬ» следовал с грузом в порты Европы. В 1938 году танкер освоил линию Одесса – Нагаево без захода в промежуточные порты.
Танкер «Советская нефть»
22 июня 1941 года застало танкер в рейсе Батуми-Херсон-Одесса. На траверзе Севастополя было получено сообщение о начале Отечественной войны и приказание, укрыться в порту Феодосии. 7 июля 1941 года теплоход включили в состав судов Черноморско-Азовского бассейнового управления из Ростова. Судно доставляло в прифронтовые порты горючее, военную технику, боеприпасы. Во время эвакуации Крымских объектов в августе танкер первым вывез из Ялты 1500 бочек коллекционного вина из винодельческих подвалов «Массандры», часть санаторного имущества и оборудование санаториев НКВД, РККА, табачные семена «Витим», лом цветных металлов и оборудование Симеизской обсерватории. Кроме того, на палубу было посажено около 2000 человек гражданского населения.
В сентябре 1941 года «СОВЕТСКАЯ НЕФТЬ» подвезла защитникам Одессы горючее для танков и самолетов. 25 октября 1941 года, приняв на борт военную технику и 850 бойцов морской пехоты, танкер в составе конвоя вышел из Новороссийска в Севастополь. На рассвете 23 октября в районе Феодосии танкер был торпедирован авиацией противника. Экипаж сумел удержать судно на плаву и танкер своим ходом дошел до старой пассажирской пристани Феодосийского порта и там сел на грунт. Войска, лошади, повозки и техника были высажены на берег. Подошедший к борту буксир «СНЕГ» начал выкачивать воду из грузовых отсеков. Экипаж заделывал пробоины. Судно сошло с грунта и 28 октября прибыло в Севастополь для выгрузки нефтепродуктов. Обратным рейсом танкер принял на борт 5000 т мазута, 500 т авиамасел в таре, 42 спецавтомашины, 2950 человек эвакуируемых и вечером 7 ноября вышел в море. 9 ноября он прибыл в Туапсе и после разгрузки встал на ремонт. Во время бомбежки судоремонтного завода 26 марта 1942 года в танкер попало три бомбы. Первая, пробив палубу, оказалась в бункере и не взорвалась. Смертельную опасность, грозившую людям и танкеру, ликвидировал А. А. Бошелуцкий. За мужество и отвагу подрывник был награжден орденом Красной Звезды. Вторая бомба, пробив корму, взорвалась за бортом. Третья прошла через столовую команды и тоже взорвалась за бортом. Кое-как заделав пробоины, приняв на борт часть оборудования завода, танкер на буксире ледокола «ТОРОС» пошел в Батуми. По пути в районе Сочи и Сухуми конвою пришлось отбиваться от вражеских самолетов. Судно в Батуми снова поставили на ремонт. Однако в июле–августе 1942 года танкер как баржу использовали в перевозке грузов из Батуми в Новороссийск и обратно.
Танкер «Советская нефть» во Владивостоке
В 1943 году чтобы как то обезопасить стоянку судов в устье реки Хопи от «тягунов» поврежденные танкеры «СОВЕТСКАЯ НЕФТЬ» и «ИОСИФ СТАЛИН» посадили на грунт параллельно друг другу. 25 сентября 1944 года танкер «СОВЕТСКАЯ НЕФТЬ» снова включили в состав пароходства «Совтанкер». Уже осенью 1944 года отремонтированный теплоход стал доставлять в советские порты румынскую нефть. Позже теплоход эксплуатировался в составе ЧГМП. В декабре 1947 года он с грузом топлива прибыл в Магадан и 19 декабря производил разгрузку в порту Нагаево. От взрыва парохода «ГЕНЕРАЛ ВАТУТИН», прибывшего на рейд с грузом взрывчатки, танкер получил повреждения, начался пожар. Благодаря энергичным действиям экипажа судно осталось на плаву, а пожар ликвидирован. Два члена команды танкера погибли. В соответствии с приказом ММФ № 148 от 10 апреля 1948 года танкер с 1 апреля этого же года был переведен в состав Дальневосточного морского пароходства. Порт приписки Владивосток. Приказом № 96 от 2 июня 1966 года 31 декабря 1966 года танкер передали на баланс Главного управления рыбной промышленности. На 1 января 1971 года танкер числился в составе «Востокрыбхолод» флота ВРХ. В 1978 году танкер «СОВЕТСКАЯ НЕФТЬ» передали Владивостокскому морскому рыбному порту объединения «Дальрыба» как бункеровщик судов рыбной промышленности. В 1984 году теплоход списали, а на его место поставили танкер «ПЕКИН».
© Ю. Н. Трифонов 2009 г
Re: Танкеры "Нефтесиндикат СССР" и "Советская нефть"(1929)
Огромное спасибо Юрию Трифонову за интересную статью о значимых исторических судах СССР и их необычной судьбе, за позволение её публикации на форуме и за внимание к происходящему в наших темах !