История теплохода «Oceanos» часто упоминается в англоязычных источниках как хрестоматийный случай кораблекрушения пассажирского судна. Однако, на русском языке материалов очень мало и Круизник.RU решил исправить досадное упущение, исследовав знаменитую историю неудачного круиза.
Круизное судно «Oceanos»
MTS Oceanos был введен в эксплуатацию в июне 1953 года под именем «Jean Laborde». Теплоход был последним, четвертым по счету, однотипным судном построенным для одной из старейших французских судоходных компаний «Messageries Maritimes» (дата оснований компани -1851 год). Все 4 теплохода-близнеца использовались на линии Марсель-Мадагаскар-Маврикий.
За время эксплуатации «Oceanos» сменил несколько имен: «Mykinai», «Ancona», «Eastern Princess». Последняя регистрация со сменой судовладельца и порта приписки (Пирей, Греция) была в 1976 году.
Технические характеристики «Oceanos»
- Tonnage – 14000 GT
Длина – 153 метра
Ширина – 20 метров
Осадка – 7 метров
Кол-во палуб – 9
Скорость – 18,5 узлов
Пассажировместимость – 550 человек
Экипаж – 250 человек
Владелец/Оператор – Epiroki Lines
Последнее плавание
3 августа 1991 года «Oceanos», за день до катастрофы, «Oceanos» покинул порт Восточный Лондон (East London, ЮАР) и пошел на север в направлении Дурбана. Погодные условия были плохие. Судно столкнулось с ветром в 40 узлов и волнами до 9 метров.
Дирекция круиза приняла решение перенести традиционный «sail-away» музыкальный вечер на палубе под открытым небом в музыкальный салон. Однако, из-за качки, большинство пассажиров теплохода находились в своих каютах.
К вечеру шторм усилился. Официанты с трудом перемещались по ресторану, обслуживая немногочисленных посетителей. По словам очевидцев качка была такой силы, что большинство незакрепленных предметов на судне стало опрокидываться.
Затопление
Примерно в 21.30 пассажиры судна услышали приглушенный хлопок и теплоход потерял тягу. В районе кингстонной коробки машинного отделения началась утечка. Главный механик сообщил капитану судна Янису Авраниосу (Yanis Avranios), что вода поступает в корпус судна и затапливает генераторную. В целях предотвращения короткого замыкания судовые генераторы были заглушены и «Oceanos» лег в свободный дрейф.
Уровень воды неуклонно поднимался. Благодаря тому, что обратные клапаны системы судового водоснабжения перестали функционировать вода проникла через пробоину в резервуаре в систему водоснабжения. Из кранов, душей и другой сантехники вода стала поступать в помещения.
Экипаж теплохода впал в панику и пренебрег стандартными процедурами при подобных ситуациях. Тревога не была объявлена и пассажиры пребывали в неведении относительно сложившихся обстоятельств, пока сами не увидели первые признаки затопления на нижних палубах теплохода. На этот момент, по свидетельству многих участников событий, экипаж, включая самого капитана Авраноса, был собран и готов к эвакуации, не проявляя заботу о судьбе пассажиров.
Спасательная операция
Так как не была объявлена общесудовая тревога, несколько пассажиров решили подняться на мостик и выяснить ситуацию на месте. Однако, мостик был пуст. Сигнал SOS был подан Моссом Хиллсом (Moss Hills), который входил в состав команды аниматоров и культурной программы круиза.
Военно-морской флот ЮАР, совместно с военно-воздушными силами страны осуществили 7 часовую спасательную операцию. Для эвакуации людей к ближайшим населенным пунктам было задействовано 16 вертолетов (13 принадлежали ВВС ЮАР). Вертолетами с палубы, тонущего «Oceanos» было снято 225 пассажиров и членов экипажа.
В результате спасательной операции в общей сложности были спасены ВСЕ члены экипажа и пассажиры. Всего 571 человек. Общепризнанными героями стали, как ни странно, стали не капитан и рядовые члены экипажа, а команда судового оркестра. Они последними покинули палубу тонущего «Oceanos», до последнего момента координируя эвакуацию на борту тонущего судна.
На отсутствие человеческих жертв в таком крупном кораблекрушении повлияли несколько факторов и удачное стечение обстоятельств, а именно:
- Относительная близость береговой линии (5-6 км)
Активное участие ВМФ и ВВС в спасательной операции
От начала катастрофы до полного ухода под воду судна прошло порядка 18 часов.
4 августа 1991 года, на следующий день после начала катастрофы, примерно в 15.30, «Oceanos» лег на бок, после чего затонул носом вниз. Благодаря телекомпании ABC News появился уникальный репортаж и мы можем видеть последние 15 минут жизни «Oceanos».
Последствия
Капитан Янис Авраниас был обвинен пассажирами в раннем оставлении судна и неоказании им помощи при эвакуации. Авраниас со своей стороны утверждал, что покинул судно одним из первых для того, чтобы координировать спасательную операцию с борта вертолета.
Цитата капитана Авранаса по поводу оставления судна:
Комиссия по расследованию обвинила в небрежности капитана теплохода и 4 членов экипажа.«Когда я отдаю приказ «покинуть судно» уже не имеет значение в какое время я покину его сам. Покинуть – касается каждого. И если кому то хочется оставаться на борту, они могут это делать».
Компания “Epirotiki Lines “за три года в результате морских происшествий потеряла в общей сложности 3 судна (Oceanos, Jupiter, Pegasus).
Мосс Хиллс пережил еще одно кораблекрушение. Он находился на борту теплохода «Achile Lauro». Сейчас супружеская чета Мосса и Трейси Хиллс живут в Великобритании в городе Фримли (Frimley). Мосс работает консультантом, а Трейси владеет ювелирной маркой Tracy Hills. Они создали веб-сайт о гибели теплохода “Oceanos”.
Обломки «Oceanos»
Обломки теплохода лежат на глубине 92 метров в 5 км от берега. Дайверы иногда совершают погружения к судну.
Полезные ссылки и ресурсы о теплоходе “Oceanos”