Пароход "Желябов"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Ответить
yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Желябов"

Сообщение yan »

Юрий Трифонов

Товаропассажирский пароход
Дальневосточного государственного морского
пароходства «Желябов»



Изображение
Спуск на воду парохода «Оsilia, 1911 год

В 1873 году на острове Эзель в Аренсбурге (Курессааре) местные помещики организовали пароходное общество «Оsilia». Так как по административному делению Российской Империи остров входил в состав Лифляндской губернии, то общество было зарегистрировано в Риге. В июне 1911 года по заказу Общества на шведской судостроительной верфи «Bergsunds Mekaniska Verkstads Aktieb» в Стокгольме был построен стальной одновинтовой двухпалубный почтово-пассажирский пароход «OSILIA» (строительный № 344).

Судно вместимостью 538,6 брт, дедвейтом 355 тонн, длиной 51,5 м, шириной 7,96 м и осадкой 3,28 м. могло принимать на борт 42 человека в каютах 1-го класса, 40 в каютах 2-го класса, 58 в каютах 3-го класса и 225 палубных пассажиров. Одновальная энергетическая установка с паровой машиной тройного расширения мощностью 650 л.с. обеспечивала скорость хода в 12,0 узлов. Порт приписки Рига (№ 989). В 1913 году портом его приписки стал Аренсбург (Моонзунд) (№ 146).

До начала первой мировой войны судно трудилось, перевозя пассажиров и грузы на линии Рига – Аренсбург – Куйвасту – Виртсу – Гапсаль – Балтийский порт. 29 июня 1915 года судно было мобилизовано и зачислено в состав транспортной флотилии Балтийского флота как «ОЗИЛИЯ». Оно участвовало в Февральской буржуазно-демократической революции. 25 октября 1917 года экипаж судна перешел на сторону Советской власти. В феврале 1918 года пароход совершил переход из Ревеля в Гельсингфорс, а в апреле 1918 года – в Кронштадт. С мая 1918 года судно находилось в порту на хранении. 23 августа 1918 года «ОЗИЛИЯ» была передана Трансбалту. 3 июня 1919 года она была переименована. В честь одного из создателей и руководителей «Народной воли» пароход получил наименование «ЖЕЛЯБОВ».

Изображение
Пароход «Оsilia» передан заказчику

Изображение
Почтовый пароход «Озилия»

5 октября 1920 года судно мобилизовали и включили в состав Убекобалт МСБМ в качестве лоцмейстерского судна. С 4 ноября 1920 года оно получило название «ВНЕШНЯЯ БРАНДВАХТА» 27 мая 1921 года пароход возвратили Главводу. Там он стал эксплуатироваться под прежним именем - «ЖЕЛЯБОВ». В 1922 году пароход был включен в состав вновь образованного Государственного Балтийского пароходства. Порт приписки Петроград.

В 1923 году «ЖЕЛЯБОВ» ушел на Черное море и вошел в состав Государственного Черноморско-Азовского пароходства. Судно приписали в порту Одесса под № 73. В 1924 году пароход ходил по маршруту Батуми - Ялта.

Изображение
Пароход «Озилия» направляется в порт приписки Аренсбург

В 1930 году пароход был направлен на Дальний Восток. В 1932 году судно включили в состав Дальневосточной Главной конторы Совторгфлота. С этого времени портом приписки парохода «ЖЕЛЯБОВ» стал Владивосток.

Переход через два океана для судна был тяжелым. По приходу во Владивосток его поставили на ремонт, после которого пароход вышел на Приморскую пассажирскую линию. Судно принимало в это время на борт 140 пассажиров в каютах 2-го класса и 173 палубных пассажиров. С 1934 года «ЖЕЛЯБОВ» числился в составе Дальневосточного государственного морского пароходства (ДВГМП). В 1938 году пароход имел 164 пассажирских места.

Изображение
Пароход «Озилия» в Риге

Во время советско-японского военного конфликта у озера Хасан пароход «ЖЕЛЯБОВ» доставлял в Посьет воинские подразделения и вывозил раненых. В 1940 году пароход был одним из лучших судов пароходства.

Изображение
Пароход «Желябов» на Дальнем Востоке

Во время второй мировой войны пароход с многократно увеличенной нагрузкой обеспечивал прибрежные пассажирские перевозки за суда, переданные на время войны Тихоокеанскому флоту. Все ремонтные и регламентные работы проводились экипажем парохода в межрейсовые короткие промежутки времени без срыва плановых перевозок. С июня 1945 года «ЖЕЛЯБОВ» постоянно ходил по маршруту из Амурского лимана на северо-западное побережье Сахалина и в портпункт Москальво, где сосредотачивались войска, готовившиеся к операции по освобождению южной части острова.

В 1945 году было организовано Сахалинское государственное морское пароходство. Пароход «ЖЕЛЯБОВ» после ремонта перевели в это новое пароходство. Судно принимало теперь 78 пассажиров. Портом его приписки до вывода из эксплуатации в 1954 году был Холмск. Позже судно использовалось в качестве блокшива. В 1960 году пароход списали и передали для разборки на металлолом.


Москва, 2002 год

yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Желябов"

Сообщение yan »

Большое спасибо Юрию Трифонову за его интересную статью о небольшом и малоизвестном историческом судне - товаропассажирском пароходе "Желябов", за предоставление нам этой статьи и позволение её опубликовать на нашем форуме !

Ответить