Катер "Зарница"/"Пётр Лукомский" (1928), Ялта/Одесса

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Ответить
yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Катер "Зарница"/"Пётр Лукомский" (1928), Ялта/Одесса

Сообщение yan »

Дорогие друзья !

Публикую отдельной новой темой статью Юрия Трифонова об историческом черноморском катере "Зарница", 1928 года постройки, позднее получившим название "Пётр Лукомский". Это известный головной катер, один из немногих построенных, и одновременно - одного из первых и немногих проектов судов городского и пригородного морского флота СССР, выполненных в период между 1920-м и 1941-м годами. Впервые информацию об этом судне Юрий Николаевич опубликовал у нас в марте 2010 года, и вот теперь, по моей просьбе - любезно предоставил для публикации версию отдельной статьи, включающей и оригинальные фотографии легендарного катера.

Большое спасибо Юрию Николаевичу Трифонову за эту интересную статью об этом историческом морском трамвайчике Ялты и Одессы, за оперативный отклик и позволение публикации статьи на форуме !

И по-прежнему, мы просим всех, кому что-нибудь ещё известно о любых этапах судьбы катера "Зарница"/"Пётр Лукомский" 1928 г. постройки, поделиться с нами любой такой информацией ! Спасибо !

_ _ _ _ _ _ _

Ключевые наводящие слова для поиска данной темы:

"Зарница", "Пётр Лукомский", "Заря", 1928

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Катер "Зарница"/"Пётр Лукомский" (1928), Ялта/Одесса

Сообщение yan »

Юрий Трифонов

Пассажирский теплоход
Черноморского государственного морского
пароходства «Петр Лукомский»



Изображение
Теплоход «Зарница»

По заказу Совторгфлота осенью1927 года на Одесском судоремонтном заводе им. А. Марти были заложены два однопалубных, одновинтовых пассажирских теплохода водоизмещением 353,7 тонны (114 брт), длиной 32,3 м, шириной 5,52 м и осадкой 2,13 м. Суда были рассчитаны на 205 палубных пассажиров. Легкий дизель фирмы Бенц (Германия) мощностью 220 л.с. обеспечивал теплоходам скорость хода в 10 узлов.

19 апреля 1928 года первое судно названное «Зарница» было спущено на воду. Вслед за ним 26 апреля спустили второй теплоход, получивший имя «Заря». В 1929 году после сдаточных испытаний оба судна были переданы заказчику.

Судно, названное «Зарница», было приписано к Ялтинскому порту. 19 июля 1935 года теплоход «Зарница» был переименован. В честь активного участника гражданской войны, кавалера трех орденов Красного Знамени, начальника Ялтинского порта, умершего в 1935 году Петра Ильича Лукомского, теплоход получил название «Петр Лукомский». Однако в Регистре морских судов СССР за 1939 год все еще значился теплоход «Зарница» с портом приписки Одесса.

В начале Великой Отечественной войны «Петр Лукомский» был мобилизован. С 23 июня 1941 года под названием «Лукомский» его поставили на переоборудование в минный заградитель. Вооружение минного заградителя состояло из двух 45-мм орудий, двух 12,7-мм пулеметов и десяти мин. Экипаж - 33 человека. 6 июля 1941 года минзаг «Лукомский» вошел в состав Черноморского флота. Корабль включили в состав кораблей Охраны водного района Одесской Военно-морской базы. Для поддержки Приморской армии, защищавшей Одессу, приказом Наркома ВМФ от 6 августа 1941 года минный заградитель был передан в состав отряда кораблей северо-западного района.

В марте 1942 года теплоход был потоплен вражеской авиацией. Летом этого же года судно подняли и отремонтировали. В дальнейшем до конца войны «Лукомский» использовался для доставки воинских грузов и переброски войск. В 1942-1943 годах он перевозил раненых между портами Кавказского побережья. Для ухода за ранеными выделялся медицинский персонал – один фельдшер, одна медсестра и два санитара. Судно выполнило 50 эвакорейсов. Общее количество эвакуированных 2807 человек, из них 1826 лежачих.

В январе 1945 года корабль был разоружен и возвращен торговому флоту. Теплоход начал эксплуатироваться в Одессе на линии "Порт Одесса – Лузановка" (без заходов) и "Порт Одесса – Черноморка" с промежуточными остановками "Ланжерон", "Аркадия" и "Большой Фонтан.

Изображение
Теплоход «Пётр Лукомский» в Ялте

В 1958 году была открыта пассажирская линия Одесса–Бугаз–Одесса, на которой стал курсировать теплоход «Петр Лукомский». Отход из Одесского порта по средам, субботам и воскресеньям. "Пётр Лукомский" в 1964 году был переведен в Ялту. В конце 1965 года судно передали на разборку.


Москва, 2002 год

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Катер "Зарница"/"Пётр Лукомский" (1928), Ялта/Одесса

Сообщение yan »

Хотел бы ещё дополнить о том, что по одим из сведений существует открытка 1955 года издания, на которой катер "Пётр Лукомский"(1928) запечатлён в Ялте. Также, косвенным образом, из одних воспоминаний жителя Ялты следует, что он видел этот катер в Ялте до 1962 года. Пока трудно сказать, был ли "Пётр Лукомский"(1928) переведен назад, в Ялту, ещё до 1964 года (как указывается в выше опубликованной статье о нём), или в период между 1945 и 1964 годами катер мог бывать в Ялте эпизодически.

Прошу всех, кто может как-то прояснить этот вопрос, поделиться с нами соответствующей информацией (о пребывании в Ялте катера "Пётр Лукомский"(1928) до 1964 года и его статусе при этом).

Igor62
Пассажир 1-го класса
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 25 окт 2012, 13:14

Re: Катер "Зарница"/"Пётр Лукомский" (1928), Ялта/Одесса

Сообщение Igor62 »

Приказ №733 начальника Черноморского пароходства А. Данченко, от 23 октября 1957 года.
"О строительстве порта на Сухом лимане"
"3. Начальнику Одесского порта т.Волкановичу Ю.А.
в) организовать с 1 ноября с.г. регулярную пассажирскую линию судов портофлота до порта на Сухом лимане, закрепив на этой линии пассажирские суда "Лукомский" и "Капелла";"
IMG_0561.JPG
IMG_0561.JPG (217.36 КБ) 15274 просмотра

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Катер "Зарница"/"Пётр Лукомский" (1928), Ялта/Одесса

Сообщение yan »

Igor62

Игорь, спасибо Вам большое за очень интересные исторические сведения !
Igor62 писал(а): в) организовать с 1 ноября с.г. регулярную пассажирскую линию судов портофлота до порта на Сухом лимане, закрепив на этой линии пассажирские суда "Лукомский" и "Капелла";"
Помнит ли кто-нибудь хоть какие-то подробности, связанные с функционированием той линии ?

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Катер "Зарница"/"Пётр Лукомский" (1928), Ялта/Одесса

Сообщение yan »

Для взаимосвязи с темами форума о катерах Одессы, построенных до июня 1941 года, и плававших в годы раннего послевоенного периода после 1945 г. в составе портофлота Одессы в числе первых морских трамвайчиков города

- тема о катере "Капелла" (1922 г. постр.): http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1313

- тема о катере "Пётр Лукомский", бывш. "Зарница" (1928 г. постр.): http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1322

- тема о катере "Прут" (1935 г. постр.): http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1282


Для взаимосвязи с темами форума о катерах и прогулочном катамаране Одессы, построенных в 1960-е - 1980-е гг, и уже плававших в качестве Одесских прогулочных судов ещё до конца февраля 2014 года

- тема о катамаране "Хаджибей": http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1701

- тема о катере "Валенсия" (1970 г. постр.): http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1600

- тема о катере "Радуга-12": http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1391
Последний раз редактировалось yan 18 дек 2020, 20:29, всего редактировалось 1 раз.

Ответить