Теплоход "Узбекистан" (1893)

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Ответить
yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Теплоход "Узбекистан" (1893)

Сообщение yan »

Юрий Трифонов

Товаропассажирский теплоход
Каспийского государственного морского
пароходства «Узбекистан» (1893 года постройки)



Изображение
Пароход «Павел»

В 1893 году по заказу российского «Восточного общества товарных складов» из Санкт-Петербурга на Сормовских заводах был построен стальной двухвинтовой двухпалубный трехмачтовый наливной пароход под наименованием «ПАВЕЛ». Судно водоизмещением 2100 т (1506,95 брт), грузоподъемностью 72000 пудов, длиной 74,83 м, шириной 10,97 м и осадкой 3,81/2,29 м могло принимать на борт до 1000 пассажиров в помещениях 3-го класса. Высота борта 5,86 м. Две вертикальные паровые машины среднего давления двойного расширения общей мощностью 1700 л.с. обеспечивали скорость хода в 10,8 узлов. Экипаж 26 человек. Порт приписки Астрахань (№ 1841).

В ходе первой мировой войны пассажиропоток на Каспии значительно возрос. Компания быстро переоборудовала двухпалубного «ПАВЛА» для перевозки пассажиров. В 1916 году он как товаропассажирский пароход принимал на борт 15 пассажиров в каютах 2-го класса и 300 человек в помещениях 3-го класса. Мощность машин 1050 л.с., грузоподъемность 80000 пудов. Во время гражданской войны, пароход не был мобилизован. В июне 1920 года «ПАВЕЛ» был национализирован и как наливной грузовой пароход включен в состав судов Каспмортрана с портом приписки Баку.

В 1922 году пароход вошел в состав вновь образованного Государственного Каспийского пароходства Народного Комиссариата Путей Сообщения. В 1923 году судно находилось в списках судов Акционерного общества «Каспар». Однако с середины 20-х до середины 30-х годов пароход в морских регистрах не упоминается. В 1934 году «ПАВЕЛ», находясь в бесконечном ремонте на Бакинском заводе Парижской Коммуны, вошел в состав вновь образованного Каспийского морского пароходства. В 1935-1936 годах судно в Баку было, наконец, то капитально отремонтировано и перестроено в товаропассажирский теплоход.

Изображение
Теплоход «Узбекистан»

Изображение
Теплоход «Узбекистан», 1958 год

В 30-е годы в честь первого секретаря ЦК Коммунистической Партии Азербайджана Багирова Мир Джафара Аббасовича теплоход был переименован, получив наименование «БАГИРОВ».

Во время капитального ремонта судно получило новую энергетическую установку. Вместо паровых машин на «БАГИРОВЕ» установили два дизельных двигателя общей мощностью 1200 л.с. Они обеспечивали скорость хода в 11,4 узла. С 1938 года судно эксплуатировалось в Пароходстве «Каспфлот».

Во время Отечественной войны теплоход в сентябре 1941 года был мобилизован и до 1943 года служил в качестве санитарно-транспортного судна в составе Каспийской флотилии Военно-морского флота Советского Союза. Эвакоемкость 250 человек. За это время «БАГИРОВ» выполнил 38 эвакуационных рейсов из Баку в Красноводск. Общее количество эвакуированных-12835 человек, в среднем 337 (максимальное 850) чел за рейс.

В 1953 году после снятия Багирова с поста первого секретаря ЦК КП Азербайджана, теплоход переименовали в «УЗБЕКИСТАН». В 1960 году судно было списано.


Москва, 2002 год

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Теплоход "Узбекистан" (1893)

Сообщение yan »

Юрий Николаевич, большое Вам спасибо за интересную статью об ещё одном необычном, небольшом историческом судне торгового флота СССР на Каспийском море, о существовании которого я даже и не подозревал ! Спасибо за то что рассказали нам о нём, за фотографии судна, за позволение публикации на нашем форуме !

Очень просим всех, кто что-нибудь знает дополнительно о любых этапах судьбы товаропассажирского теплохода "Узбекистан" (1893 года постройки), прежде называвшегося "Багиров", и изначально построенного и плававшего под названием "Павел" и бывшего пароходом - поделиться с нами любой такой информацией ! Спасибо !

_ _ _ _ _ _ _

Ключевые наводящие слова для поиска данной темы:

"Павел", "Багиров", "Узбекистан", "Pavel", "Bagirov", "Uzbekistan", 1893

Igor62
Пассажир 1-го класса
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 25 окт 2012, 13:14

Re: Теплоход "Узбекистан" (1893)

Сообщение Igor62 »

Несколько вопросов по тексту, приведенному выше.
Цитаты по тексту," могло принимать на борт до 1000 пассажиров в помещениях третьего класса" , как такое количество размещалось?
Затем, упоминается , что после реконструкции в 1916 году перевозил 15 пассажиров 2 класса и 300 - второго.
В 1920 году был национализирован и как"наливной грузовой пароход" , что значит -танкер? Затем опять перестроен в товаро-паасжирский пароход
в 1935-36 годах.

Юрий
Пассажир 3-го класса
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 18:32

Re: Теплоход "Узбекистан" (1893)

Сообщение Юрий »

Вопрос не к автору а к регистрам

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Теплоход "Узбекистан" (1893)

Сообщение yan »

Действительно, в статье собраны воедино многие архивные и справочные сведения о судне, согласуемость между деталями которых не во всём логически очевидна. И действительно, к сожалению, ещё и то, что советская документация, ставшая позже архивной информацией, мягко говоря, не всегда в точности соответствовала реальному положению дел.

Но ведь мы до публикации этой статьи и о судне то этом ничего не знали. Думаю, что учитывая то, что и достоверных воспоминаний очевидцев о нём уже, видимо, практически нет, статья с даже такими несоответствиями имеет ещё и то значение, что декларирует множество (в смысле, совокупность) тех сведений о судне, которые оказались хоть как-то доступными. Будет, конечно, хорошо если кто-нибудь сможет подсказать какие-нибудь более конкретные сведения, уточнить и дополнить имеющиеся. Но если этого не произойдёт, то данная статья будет служить виртуальным памятником этому, итак малоизвестному судну давно ушедших дней и той скупой информации, которая о нём сохранилась. А дальше - каждый уже будет пытаться анализировать логически все изложенные в ней сведения.

Ответить