Ледокол "Сибиряков" 1926 года постройки.

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Igor62
Пассажир 1-го класса
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 25 окт 2012, 13:14

Ледокол "Сибиряков" 1926 года постройки.

Сообщение Igor62 »

Желание написать про ледокол "Сибиряков" обусловлено воспоминаниями детства, когда с родителями жил на брандвахте, одной их четырёх, которые принадлежали Ильичёвскому судоремонтному заводу, стояли они тогда у берега в акватории Сухого лимана и использовались, как общежития для проживания работников завода, как семейных, так и холостых.Для нас, мальчишек, там было раздолье, рыбалка на бычка,строительство плотов и т.д. На брандвахтах был капитан и вахтенные матросы, и для нас было большой честью, когда пожилой матрос доверял нам вечером , с заходом солнца, спускать государственный флаг.
Рядом находилась база отряда АСПТР Черноморского пароходства и среди спасательных судов, различных буксиров, выделялся своими размерами ледокол "Сибиряков". Мы, как вездесущие мальчишки, проходили по берегу на территорию АСПТР, где лежали огромные бочки "понтонов", различные судовые механизмы и оборудование, среди которого мы устраивали свои игры.
Несколько раз с отцом я поднимался по крутому трапу со стороны кормы на палубу ледокола, видел на палубе круглые фундаменты, на которых во время войны стояли орудия.
Пароход-ледокол был построен в Роттердаме по заказу финского правительства и спущен на воду в 1926 году и получил название "Яакарху" ("Белый медведь").В 1945 году по репарации передан СССР и переименован в "Сибиряков", длина наибольшая 78,5 м , ширина 19,25 м.
В 1975 году " Сибиряков" выведен из состава флота и продан на металлолом.
IMG_6782.JPGa.jpg
IMG_6782.JPGa.jpg (217.32 КБ) 22226 просмотров
IMG_6783.JPGa.jpg
IMG_6783.JPGa.jpg (222.56 КБ) 22226 просмотров

Igor62
Пассажир 1-го класса
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 25 окт 2012, 13:14

Re: Ледокол "Сибиряков" 1926 года постройки.

Сообщение Igor62 »

Труженик ледокол "Сибиряков" в 1960 году принимал участие в уникальной морской операции по буксировке немецкого дока 4М из Кронштадта в акваторию Сухого лимана для Ильичёвского судоремонтного завода. Основным буксировщиком был танкер "Пекин", участвовали спасательные буксиры "Аргус", "Посейдон" и "Атлант".
Фотографии сделаны в музее ИСРЗ , неправильно указано название буксира "Аргус" и "Сибиряков" вообще не упоминается, хотя в сети есть фотография, где "Сибиряков" пришвартован к буксировочному устройству дока.
И последнее, к большому сожалению, док 4 М. в настоящее время находится в затопленном состоянии, лежит на дне лимана и вряд ли будет поднят.
IMG_8147.JPGa.jpg
IMG_8147.JPGa.jpg (161.28 КБ) 22209 просмотров
a.jpg
a.jpg (159.15 КБ) 22209 просмотров
Последний раз редактировалось Igor62 28 ноя 2016, 12:50, всего редактировалось 1 раз.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Ледокол "Сибиряков" 1926 года постройки.

Сообщение yan »

Игорь, спасибо Вам большое за открытие темы об этом необычном но малоизвестном историческом судне, за интересные воспоминания, фотографии и материалы Одесского периода его биографии !

У меня к Вам вопрос к обеим фотографиям вводного сообщения темы. Что за небольшое судно заметно на заднем плане, за ледоколом ? Не то ли, которое затем, в 1980-е годы стояло в Отраде возле южного, перпендикулярного берегу мола яхтклуба ?

Igor62
Пассажир 1-го класса
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 25 окт 2012, 13:14

Re: Ледокол "Сибиряков" 1926 года постройки.

Сообщение Igor62 »

Спасибо за внимание, Ян.
На обоих фотографиях видна одна из четырёх брандвахт, именно на ней получили каюту мои родители.В каком году их убрали и какова их дальнейшая судьба на сегодняшний момент я не знаю. В конце восьмидесятых две брандвахты стояли возле катерного причала на 4 районе Ильичёвского порта, а одна возле понтонного моста на Сухом лимане, вполне возможно ,что такая же стояла в Отраде, сам не видел, хотелось бы увидеть если возможно фотографию.
Вообще-то брандвахты интересная тема для отдельного повествования.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Ледокол "Сибиряков" 1926 года постройки.

Сообщение yan »

Спасибо Вам большое, Игорь, за интересные разъяснения !

Да, как-нибудь было бы, действительно, хорошо открыть отдельную тему, посвящённую и брандвахтам Одесского морского региона.

Igor62
Пассажир 1-го класса
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 25 окт 2012, 13:14

Re: Ледокол "Сибиряков" 1926 года постройки.

Сообщение Igor62 »

Рисунок и таблица с техническими характеристиками из книги "Ледоколы",издательство "Судостроение" Ленинград , 1972 г.
IMG_0431.JPG
IMG_0431.JPG (200.13 КБ) 22173 просмотра
IMG_0432.JPG
IMG_0432.JPG (103 КБ) 22173 просмотра
IMG_0433.JPG
IMG_0433.JPG (100.61 КБ) 22173 просмотра

Igor62
Пассажир 1-го класса
Сообщения: 362
Зарегистрирован: 25 окт 2012, 13:14

Re: Ледокол "Сибиряков" 1926 года постройки.

Сообщение Igor62 »

В истории ледокола "Сибиряков" была ещё одна замечательная страница- кинематографическая.
В 1969 году вышел в прокат 2-х серийный советско-итальянский фильм "Красная палатка", посвящённый арктической экспедиции под руководством
итальянского инженера Умберто Нобиле, который в 1928 году построил дирижабль "Италия" для полёта на Северный полюс. Режиссёр фильма Михаил Калатозов, в фильме снимались Клаудиа Кардинале, Юрий Соломин, Никита Михалков, Шон Коннери, Юрий Визбор, Леонид Каневский.
События развивались трагически, дирижабль Нобиле потерпел крушение.При спасении участников экспедиции прославился советский ледокол "Красин".
В качестве ледокола "Красин" в фильме снимался ледокол "Сибиряков".
Вложения
581626_1920x1080x500.jpg
581626_1920x1080x500.jpg (84.86 КБ) 22169 просмотров
0a00f6721c1329d872418b0b6a407748.jpg
0a00f6721c1329d872418b0b6a407748.jpg (48.91 КБ) 22169 просмотров
160972.jpg
160972.jpg (126.95 КБ) 22169 просмотров

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Ледокол "Сибиряков" 1926 года постройки.

Сообщение yan »

Игорь, спасибо большое Вам за интересное и многогранное продолжение рассказа о судне !

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Ледокол "Сибиряков" 1926 года постройки.

Сообщение yan »

Далее - статья Юрия Трифонова о ледоколе "Сибиряков" (бывш. "Jääkarhy"), которую он прислал для своевременной публикации на форуме.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Ледокол "Сибиряков" 1926 года постройки.

Сообщение yan »

Юрий Трифонов

Ледокол
Черноморского морского пароходства
«СИБИРЯКОВ»



Изображение
Ледокол «Jääkarhy» выводят на ходовые испытания, 1926 год

Ледокол судоходной финской компании «Finnish Board of Navigation», Helsingfors был построен 9 марта 1926 года на верфи «N.V. Maschinefabriek & Scheepswerf P.Smit, Jr» в Роттердаме под названием «JÄÄKARHU» (строительный № 350).

Судно водоизмещением 5700 т, вместимостью 2662 брт имело длину 78,45 м, ширину 19,26 м, осадку 7,3 м и высоту борта 9,7 м. Три паровые машины тройного расширения (одна носовая) общей мощностью 9800 л.с. и 8 котлов обеспечивали скорость хода в 10,0 узлов. Три винта (один носовой). Экипаж 84 человека.

В 1939 году судно входило в состав флотилии ледоколов Морских сил Юго-Западной Финляндии. После Зимней войны, законченной в 1940 году Московским Мирным договором, «JÄÄKARHU» открыл канал скованному льдом порту Ханко и помог эвакуировать жителей города и окружающих островов, которые были арендованы Советским Союзом как морская база.

В 1944 году по репарации ледокол передали СССР. В декабре 1944 года он прибыл в Ленинград, где он под названием «СИБИРЯКОВ» с 24 февраля 1945 года начал службу в составе отряда судов Ленинградского морского агентства Главного управления Северного морского пути. Зимой ледокол работал в Финском заливе, летом проводил транспортные суда в Карском море и море Лаптевых, доходя до Новосибирских островов.

В 1950 году он прошел ремонт корпуса в Роттердаме. С 15 марта 1953 года «СИБИРЯКОВ» был переведен в состав плавсредств Ленинградского морского торгового порта БГМП. Порт приписки Ленинград (M-675). В 1953-54 годах ледокол на Канонерском заводе в Ленинграде прошел капитальный ремонт и модернизацию, во время которой котлы перевели на жидкое топливо

Изображение

Изображение
Ледокол «Jääkarhy»

В 1957 году ледокол перешел в ведение Мурманского арктического пароходства Минморфлота СССР. В навигацию 1957 года из-за очень сложных ледовых условий ледокол остался на зимовку в Арктике. В 1958 году был передан в состав Дальневосточного морского пароходства (ДВМП). С 1960 года в составе Черноморского морского пароходства (ЧМП).

Изображение
Ледокол «Jääkarhy», Ханко, 23 марта 1940 г

Изображение
Ледокол «Сибиряков»

В июне-августе 1961 года с помощью ледокола «СИБИРЯКОВ» и танкера «ПЕКИН» была проведена сложная буксировка плавучего дока – великана подъемной силой в 60 тысяч тонн из Кронштадта в Ильичевск. Стальной гигант «стартовал» в Кронштадте 27 июня 1961 года. Семь судов, с ледоколом «СИБИРЯКОВ» во главе, повели его. В Финском заливе впереди «упряжки» стал танкер «ПЕКИН». 19 тысяч лошадиных сил этого крупнейшего советского транспортного судна должны были тащить стальную махину вокруг Европы. Остальные суда помогали «ПЕКИНУ».

Изображение
Схема ледокола «Сибиряков»

В 1970 году ледокол был передан в отряд АСПТР Черноморского морского пароходства. 13 января 1972 года близ Одессы столкнулся сухогруз ЧМП «МОЗДОК» и болгарский танкер «ЛОМ». Оба судна затонули. Ледокол-спасатель «СИБИРЯКОВ» в качестве штабного корабля участвовал в спасении экипажей и судовых документов. В конце 1972 года он был выведен из эксплуатации и передан на слом. 16 октября 1972 года прибыл в La Spezia (Италия), где в 1973 году разобран.


Москва, 2002 год

Ответить