Судьба катера "Радуга-12", Одесса
Добавлено: 09 авг 2017, 21:42
Судьба катера "Радуга-12"
Катер "Радуга-12" отошёл от катерного причала Морвокзала в Одесском порту.
Фрагмент открытки 1975 года, фото Б.Логинова, А.Маркелова
Катер "Радуга-12"в 1980-е годы - т.е., в последнее десятилетие в которое существование его помнится, был далеко не самым известным Одесским морским трмвайчиком, но тем не менее, в истории портофлота своё значимое место занимает - это было единственное, эксплуатировавшееся в Одессе, морское прогулочное судно известного типа "Радуга". Было в те годы в Одесском регионе ещё одно судно этого типа - в Ильичёвске (ныне Черноморске), оно обслуживало единственную линию города-спутника Одессы - "Переправу через Сухой лиман". Но из эксплуатировавшихся именно в Одессе известно лишь одно - "Радуга-12".
Величина пассажирского прогулочного катера "Радуга-12" составляла, примерно, 50 BRT, длина - около 25 м, ширина - около 4,5 м, судно развивало среднерейсовую скорость, примерно, 9 узлов (ок. 16,6 км/час). Пассажировместимость катера соствляла около 100 человек, экипаж - 3-4 человека. Неизвестно, прибыл ли в Одессу новый морской трамвайчик сразу после своей постройки, но это состоялось в период последней трети 1960-х гг - первой трети 1970-х гг.
Не факт что тип катеров "Радуга", как это принято считать, был разработан на основе предшествовавшего ему хронологически "идеологически"-близкого типа катеров "Аркадия": скорее всего, его непосредственный прообраз - в разработках перспективного вида катеров для Чёрного моря, выполненного в СССР примерно в 1936-1940 гг и базирующегося, в свою очередь, на соответствующих Германских разработках периода конца Веймарской Республики.
Видимо, тогда когда "Радуга-12" поступила в Одессу (возможно катер тогда назывался иначе), портофлот города был уже перенасыщен другими судами - катерами типа "Аркадия". И роль морского трамвайчика нового необычного для города типа была экспериментальной - вероятно, в какой-то момент планировалось дальнейшее пополнение портофлота за счёт катеров этого типа. Но динамично увеличивавшийся в Одессе, особенно в летние месяцы, пассажиропоток, а также создание и успешное начало эксплуатации бóльших по размерам и более быстроходных катеров типа "Александр Грин", решило ситуацию в полъзу дальнейших поставок в Одесский порт именно судов этого типа ("А.Грин"), и отказе от пополнения другими "Радугами".
Но катер "Радуга-12" в Одессе остался и "прижился". Начиная с конца 1970-х годов он помнится стабильно работающим судном на внутригородской линии Морвокзал - Лузановка. На рубеже конца 1970-х - начала 1980-х годов катер, во время одного из ремонтов, дооснастили специальной носовой платформой, предназначенной для подхода к судам, стоящим на рейде. После этого судно часто использовалось на таких рейдовых развозных перевозках - его характерный для Одессы силуэт часто мелькал вдали у горизонта на фоне корпусов больших грузовых кораблей, хорошо просматриваясь и с причала Морвокзала и с верхней площадки у Потёмкинской лестницы. При этом "Радуга-12" не оставляла и выполнение рейсов по линии Морвокзал - Лузановка.
Примерно в августе 1988 года, возвращаясь однажды из Лузановки в центральную часть города и следуя по морю рейсом на Морвокзал, я в последний раз находился на борту "Радуги-12", осуществлявшей этот рейс. А после окончания 1991 года Одесский катер "Радуга-12" просто незаметно исчез, следы его оборвались в ходе "философии" тогдашнего наблюдения флота в порту. Когда конкретно катер исчез сейчас сказать сложно - в летний сезон 1991 года его ещё, видимо, можно было заметить, а к середине 1992 года он уже не помнится, оставшись лишь в нашей памяти да на нескольких скупых фотоснимках. Впрочем, это произошло примерно тогда же, когда в Ялте завершилась эксплуатация морских трамвайчиков "Форос" и "Ливадия" - двух последних остававшихся к тому времени там в строю катеров типа "Радуга", представленного (в Ялте) в предшествующие годы целыми 10 единицами одновременно.
Учитывая неуточнённую информацию о сильном и, возможно - тотальном, пожаре на одном из Одесских катеров во время отстоя в межсезонный период 1991-1992 гг, и следуя методом "исключения", можно констатировать, что катер "Радуга-12" находится, к сожалению, в числе тех нескольких катеров, о которых нет возможности сказать, что летом 1992 года они благополучно существовали, и т.о., следовательно, если тот пожар действительно имел место, нельзя исключать то, что он мог произойти и на этом, уникальном для Одессы, историческом морском трамвайчике.
Просим всем, кому что-нибудь известно об эксплуатации и дальнейшей судьбе после 1991 года Одесского катера "Радуга-12", поделиться с нами такой информацией !
Ян Пичиневский
09.08.2017
Дополнения: 10.08.2017
Катер "Радуга-12" отошёл от катерного причала Морвокзала в Одесском порту.
Фрагмент открытки 1975 года, фото Б.Логинова, А.Маркелова
Катер "Радуга-12"в 1980-е годы - т.е., в последнее десятилетие в которое существование его помнится, был далеко не самым известным Одесским морским трмвайчиком, но тем не менее, в истории портофлота своё значимое место занимает - это было единственное, эксплуатировавшееся в Одессе, морское прогулочное судно известного типа "Радуга". Было в те годы в Одесском регионе ещё одно судно этого типа - в Ильичёвске (ныне Черноморске), оно обслуживало единственную линию города-спутника Одессы - "Переправу через Сухой лиман". Но из эксплуатировавшихся именно в Одессе известно лишь одно - "Радуга-12".
Величина пассажирского прогулочного катера "Радуга-12" составляла, примерно, 50 BRT, длина - около 25 м, ширина - около 4,5 м, судно развивало среднерейсовую скорость, примерно, 9 узлов (ок. 16,6 км/час). Пассажировместимость катера соствляла около 100 человек, экипаж - 3-4 человека. Неизвестно, прибыл ли в Одессу новый морской трамвайчик сразу после своей постройки, но это состоялось в период последней трети 1960-х гг - первой трети 1970-х гг.
Не факт что тип катеров "Радуга", как это принято считать, был разработан на основе предшествовавшего ему хронологически "идеологически"-близкого типа катеров "Аркадия": скорее всего, его непосредственный прообраз - в разработках перспективного вида катеров для Чёрного моря, выполненного в СССР примерно в 1936-1940 гг и базирующегося, в свою очередь, на соответствующих Германских разработках периода конца Веймарской Республики.
Видимо, тогда когда "Радуга-12" поступила в Одессу (возможно катер тогда назывался иначе), портофлот города был уже перенасыщен другими судами - катерами типа "Аркадия". И роль морского трамвайчика нового необычного для города типа была экспериментальной - вероятно, в какой-то момент планировалось дальнейшее пополнение портофлота за счёт катеров этого типа. Но динамично увеличивавшийся в Одессе, особенно в летние месяцы, пассажиропоток, а также создание и успешное начало эксплуатации бóльших по размерам и более быстроходных катеров типа "Александр Грин", решило ситуацию в полъзу дальнейших поставок в Одесский порт именно судов этого типа ("А.Грин"), и отказе от пополнения другими "Радугами".
Но катер "Радуга-12" в Одессе остался и "прижился". Начиная с конца 1970-х годов он помнится стабильно работающим судном на внутригородской линии Морвокзал - Лузановка. На рубеже конца 1970-х - начала 1980-х годов катер, во время одного из ремонтов, дооснастили специальной носовой платформой, предназначенной для подхода к судам, стоящим на рейде. После этого судно часто использовалось на таких рейдовых развозных перевозках - его характерный для Одессы силуэт часто мелькал вдали у горизонта на фоне корпусов больших грузовых кораблей, хорошо просматриваясь и с причала Морвокзала и с верхней площадки у Потёмкинской лестницы. При этом "Радуга-12" не оставляла и выполнение рейсов по линии Морвокзал - Лузановка.
Примерно в августе 1988 года, возвращаясь однажды из Лузановки в центральную часть города и следуя по морю рейсом на Морвокзал, я в последний раз находился на борту "Радуги-12", осуществлявшей этот рейс. А после окончания 1991 года Одесский катер "Радуга-12" просто незаметно исчез, следы его оборвались в ходе "философии" тогдашнего наблюдения флота в порту. Когда конкретно катер исчез сейчас сказать сложно - в летний сезон 1991 года его ещё, видимо, можно было заметить, а к середине 1992 года он уже не помнится, оставшись лишь в нашей памяти да на нескольких скупых фотоснимках. Впрочем, это произошло примерно тогда же, когда в Ялте завершилась эксплуатация морских трамвайчиков "Форос" и "Ливадия" - двух последних остававшихся к тому времени там в строю катеров типа "Радуга", представленного (в Ялте) в предшествующие годы целыми 10 единицами одновременно.
Учитывая неуточнённую информацию о сильном и, возможно - тотальном, пожаре на одном из Одесских катеров во время отстоя в межсезонный период 1991-1992 гг, и следуя методом "исключения", можно констатировать, что катер "Радуга-12" находится, к сожалению, в числе тех нескольких катеров, о которых нет возможности сказать, что летом 1992 года они благополучно существовали, и т.о., следовательно, если тот пожар действительно имел место, нельзя исключать то, что он мог произойти и на этом, уникальном для Одессы, историческом морском трамвайчике.
Просим всем, кому что-нибудь известно об эксплуатации и дальнейшей судьбе после 1991 года Одесского катера "Радуга-12", поделиться с нами такой информацией !
Ян Пичиневский
09.08.2017
Дополнения: 10.08.2017