Пароход "Estonia" / "Эстония"
Добавлено: 26 июл 2007, 10:58
Рубрика о небольших и/или малоизвестных судах морского пассажирского флота СССР и аннексированных им стран
Пароход "Estonia" / "Эстония"
Технические и статистические данные судна
Судоверфь постройки: "Trondheim Mekaniske Verksted", Норвегия.
Строительный номер: 143.
Тоннаж: 1181 BRT.
Длина судна: 66 м.
Ширина судна: 9,4 м.
Энергетическая установка: одна паровая машина трёхкратной экспансии.
Мощность энергетической установки: 902 лошадинные силы.
Средняя скорость: 12 узлов ( примерно 22,2 км/час ).
Стоимость постройки судна: 432000 Крон.

Пароход "Kong Gudrød" (будущ. "Estonia"). Фото 1910-1935 гг. Из Интернета
Это судно было построено в 1910 году под названиыем "Kong Gudrød" для Норвежской компании NFDS (одна из компаний, образующих "Hurtigrute", позже полностью вошедшая в её состав). Пароход строился как грузопассажирский, кроме пассажирских каютных и общественных помещений на нём были грузовые трюмы и подъёмные лебёдки.
21 января 1912 года при движении по реке Эльба "Kong Gudrød" столкнулся со Шведским пароходом "Norge". С 1929 по 1935 год следует периодическая эксплуатация судна в "Hurtigrute". Но "Kong Gudrød", видимо, не совсем подходил для тогдашних потребностей компании "Hurtigrute".

Пароход "Estonia". Фрагмент открытки 1936-1939 гг. Фото из Интернета
В январе 1936 года судно было продано в Эстонию, компании "Pärnu Laeva AS" из города Пярну. Там пароход получает новое название – "Estonia". Небольшой лайнер стал выполнять рейсы на морской линии Таллин - Стокгольм.
После Советской агрессии в Эстонию летом 1940 года, её оккупации и последовавшей незаконной аннексии Эстонии Советским Союзом (06.08.1940) в ходе II Мировой войны, пароход "Estonia" переходит де-факто в Советское владение. С лета 1940 по лето 1941 года "Эстония" используется как Советское морское пассажирское судно. К сожалению, мне не известно, на каких маршрутах оно использовалось в этот период времени, но известно точно, что названиые "Эстония" ему было оставлено. Видимо, судно эксплуатировалось под флагом ВМФ СССР - что было в те годы распространённой в подобных случаях практикой в СССР, а название на борту вполне возможно что было оставлено в латинском написании - судно эксплуатировалось в СССР с точки зрения международного права незаконно.
Известно, что поздним вечером, 21.06.1941, пароход "Эстония", шедший из Швеции возможно в один из портов аннексированной Советским Союзом Эстонии, был задержан и захвачен катерами ВМФ Германии. Судно было отправлено в один из портов Финляндии, а экипаж его интернирован. Поскольку и СССР, и затем - Третий Рейх (Германия), являлись незаконными владельцами судна, то данный его захват следует считать незаконным посягательством одной стороны (Третьим Рейхом) на Эстонскую собственность (государственную или частную), захваченную и удерживавшуюся незаконно другой стороной (СССР). Тем не менее данный эпизод, произошедший в бассейне Балтийского моря за несколько часов до официально признаваемого времени начала Германско-Советской войны 1941-1945 гг, имеет полное основание считаться также начальным событием этой войны.
Почему именно пароход был захвачен - мне, к сожалению, не известно. По всей видимости, он попал в поле зрения судов ВМФ Германии, проводивших подготовку к началу боевых действий - например, минирование акватории. И с точки зрения командиров этих боевых судов было нецелесообразно отпускать судно будущего противника, люди на борту которого могли заметить ещё не желательные для огласки к данному времени действия. Возможно, могли быть и другие, оставшиеся до сих пор неизвестныеми обстоятельства.
Пароход "Эстония" был обнаружен в городе Киль в 1945 году. Много лет судно находилось в Киле вне эксплуатации.
В 1954 году следует покупка судна "Landesbank"-ом и "Girozentrale" (земельные, государственные финансовые институты ) Schleswig-Holstein (Федеральная земля ФРГ со столицей в городе Киль). Здесь же, в ФРГ, судно перестраивается из парохода в теплоход на верфи "Werft Nobiskrug" в Рендсбурге и следует его переименование в "Volker Waap". В 1954 году судно продано S. Stein (это, вероятно, частное лицо) из Гамбурга и переименновано в "Mönkedamm". В 1956 году постройка и оснащение судна главным дизельным мотором фирмы "Sulzer". В 1963 году судно продано компании "Lübeck Linie AG" и переименновано в "Overbeck". В 1967 году продано в "Antwerpe Kustvaart Mij" в Антверпене и переименновано в "Boom". В 1967 году продано в F.Carron (это, вероятно, частное лицо) в Антверпене.
В 1968 году судно продано G.Tzortzis, K.Sykias и P.Bouldourinis (это, вероятно, всё - частные лица) в Пирей, Греция. Там следует перестройка судна, теплоход получает новое название - "Eftychia". В 1970 году переименование в "Phaedra". До 1993 "Phaedra" находилась в эксплуатации той же самой компанией из Пирея.
К сожалению, установить судьбу этого судна с 1993 года, дожило ли оно до наших дней и существует ли ещё или нет - пока не поддаётся возможности.
С тех пор как я писал первую версию этой статьи в 2006 году прошло 11 лет, и в Интернете появилась солидная страница, посвящённая бывшему пароходу "Estonia". Энтузиасты -составители страницы проделали много работы, смогли уточнить старые данные, открыть некоторые новые, аналитически сопоставить, откорректировать и системтизировать ряд сведений. В ней присутствует возможность эксплуатации судна до середины 1990-х годов и даже регистрации его в Греции до 1997 года, но и там нет ни подтверждений этого, ни данных о каком-нибудь конкретном завершении жизненного пути бывшего небольшого лайнера.

Пароход "Estonia" в Таллине в 1936-1939 гг.
Картина неизв. автора, выполнена в неуст. время.
Фото из Интернета
Страница в Википедии, посвящённая пароходу "Estonia" / "Эстония", бывшему "Kong Gudrød":
https://de.wikipedia.org/wiki/Kong_Gudr%C3%B8d
Ян Пичиневский
Составлено и впервые опубликовано: 10.07.2006
Улучшено: 26.07.2007
Улучшено, дополнено, уточнено и частично перефразировано: 10.07.2017
Пароход "Estonia" / "Эстония"
Технические и статистические данные судна
Судоверфь постройки: "Trondheim Mekaniske Verksted", Норвегия.
Строительный номер: 143.
Тоннаж: 1181 BRT.
Длина судна: 66 м.
Ширина судна: 9,4 м.
Энергетическая установка: одна паровая машина трёхкратной экспансии.
Мощность энергетической установки: 902 лошадинные силы.
Средняя скорость: 12 узлов ( примерно 22,2 км/час ).
Стоимость постройки судна: 432000 Крон.

Пароход "Kong Gudrød" (будущ. "Estonia"). Фото 1910-1935 гг. Из Интернета
Это судно было построено в 1910 году под названиыем "Kong Gudrød" для Норвежской компании NFDS (одна из компаний, образующих "Hurtigrute", позже полностью вошедшая в её состав). Пароход строился как грузопассажирский, кроме пассажирских каютных и общественных помещений на нём были грузовые трюмы и подъёмные лебёдки.
21 января 1912 года при движении по реке Эльба "Kong Gudrød" столкнулся со Шведским пароходом "Norge". С 1929 по 1935 год следует периодическая эксплуатация судна в "Hurtigrute". Но "Kong Gudrød", видимо, не совсем подходил для тогдашних потребностей компании "Hurtigrute".

Пароход "Estonia". Фрагмент открытки 1936-1939 гг. Фото из Интернета
В январе 1936 года судно было продано в Эстонию, компании "Pärnu Laeva AS" из города Пярну. Там пароход получает новое название – "Estonia". Небольшой лайнер стал выполнять рейсы на морской линии Таллин - Стокгольм.
После Советской агрессии в Эстонию летом 1940 года, её оккупации и последовавшей незаконной аннексии Эстонии Советским Союзом (06.08.1940) в ходе II Мировой войны, пароход "Estonia" переходит де-факто в Советское владение. С лета 1940 по лето 1941 года "Эстония" используется как Советское морское пассажирское судно. К сожалению, мне не известно, на каких маршрутах оно использовалось в этот период времени, но известно точно, что названиые "Эстония" ему было оставлено. Видимо, судно эксплуатировалось под флагом ВМФ СССР - что было в те годы распространённой в подобных случаях практикой в СССР, а название на борту вполне возможно что было оставлено в латинском написании - судно эксплуатировалось в СССР с точки зрения международного права незаконно.
Известно, что поздним вечером, 21.06.1941, пароход "Эстония", шедший из Швеции возможно в один из портов аннексированной Советским Союзом Эстонии, был задержан и захвачен катерами ВМФ Германии. Судно было отправлено в один из портов Финляндии, а экипаж его интернирован. Поскольку и СССР, и затем - Третий Рейх (Германия), являлись незаконными владельцами судна, то данный его захват следует считать незаконным посягательством одной стороны (Третьим Рейхом) на Эстонскую собственность (государственную или частную), захваченную и удерживавшуюся незаконно другой стороной (СССР). Тем не менее данный эпизод, произошедший в бассейне Балтийского моря за несколько часов до официально признаваемого времени начала Германско-Советской войны 1941-1945 гг, имеет полное основание считаться также начальным событием этой войны.
Почему именно пароход был захвачен - мне, к сожалению, не известно. По всей видимости, он попал в поле зрения судов ВМФ Германии, проводивших подготовку к началу боевых действий - например, минирование акватории. И с точки зрения командиров этих боевых судов было нецелесообразно отпускать судно будущего противника, люди на борту которого могли заметить ещё не желательные для огласки к данному времени действия. Возможно, могли быть и другие, оставшиеся до сих пор неизвестныеми обстоятельства.
Пароход "Эстония" был обнаружен в городе Киль в 1945 году. Много лет судно находилось в Киле вне эксплуатации.
В 1954 году следует покупка судна "Landesbank"-ом и "Girozentrale" (земельные, государственные финансовые институты ) Schleswig-Holstein (Федеральная земля ФРГ со столицей в городе Киль). Здесь же, в ФРГ, судно перестраивается из парохода в теплоход на верфи "Werft Nobiskrug" в Рендсбурге и следует его переименование в "Volker Waap". В 1954 году судно продано S. Stein (это, вероятно, частное лицо) из Гамбурга и переименновано в "Mönkedamm". В 1956 году постройка и оснащение судна главным дизельным мотором фирмы "Sulzer". В 1963 году судно продано компании "Lübeck Linie AG" и переименновано в "Overbeck". В 1967 году продано в "Antwerpe Kustvaart Mij" в Антверпене и переименновано в "Boom". В 1967 году продано в F.Carron (это, вероятно, частное лицо) в Антверпене.
В 1968 году судно продано G.Tzortzis, K.Sykias и P.Bouldourinis (это, вероятно, всё - частные лица) в Пирей, Греция. Там следует перестройка судна, теплоход получает новое название - "Eftychia". В 1970 году переименование в "Phaedra". До 1993 "Phaedra" находилась в эксплуатации той же самой компанией из Пирея.
К сожалению, установить судьбу этого судна с 1993 года, дожило ли оно до наших дней и существует ли ещё или нет - пока не поддаётся возможности.
С тех пор как я писал первую версию этой статьи в 2006 году прошло 11 лет, и в Интернете появилась солидная страница, посвящённая бывшему пароходу "Estonia". Энтузиасты -составители страницы проделали много работы, смогли уточнить старые данные, открыть некоторые новые, аналитически сопоставить, откорректировать и системтизировать ряд сведений. В ней присутствует возможность эксплуатации судна до середины 1990-х годов и даже регистрации его в Греции до 1997 года, но и там нет ни подтверждений этого, ни данных о каком-нибудь конкретном завершении жизненного пути бывшего небольшого лайнера.

Пароход "Estonia" в Таллине в 1936-1939 гг.
Картина неизв. автора, выполнена в неуст. время.
Фото из Интернета
Страница в Википедии, посвящённая пароходу "Estonia" / "Эстония", бывшему "Kong Gudrød":
https://de.wikipedia.org/wiki/Kong_Gudr%C3%B8d
Ян Пичиневский
Составлено и впервые опубликовано: 10.07.2006
Улучшено: 26.07.2007
Улучшено, дополнено, уточнено и частично перефразировано: 10.07.2017