Страница 1 из 1

Пароход "Гоголь"

Добавлено: 28 июл 2007, 15:29
yan
Рубрика о небольших и/или малоизвестных судах морского пассажирского флота СССР
Пароход "Гоголь"


Технические и пассажирские данные судна

Судоверфь постройки: "Reiherstieg Schiffswerft & Maschinenfabrik", Гамбург, Германия.
Строительный номер: 518.
Тоннаж (в 1922 году): 4696 BRT.
Тоннаж (в 1946 году): 4701 BRT.
Тоннаж (в 1969 году): 4825 BRT.
Длина судна (регистрационная длина): 110,1 метров.
Ширина судна: 15,3 метров.
Главная энергетическая установка: одна паровая машина четырёхкратной экспансии.
Мощность энергетической установки: 2100 лошадинных сил.
Количество винтов: в разных источниках указывается как 1 винт (англ. ист.), так и 2 винта (нем. ист.).
Средняя скорость: 10 узлов (примерно 18,5 км/час).
Пассажировместимость (в 1922 году): 250 пассажиров.
Пассажировместимость (в 1931 году): 75 пассажиров.
Пассажировместимость (в 1946 году): 190 пассажиров и многочисленные палубные пассажиры.
Пассажировместимость (с 1964 или с 1968 годa): 250 курсантов мореходного училища.
Экипаж (в 1946 году): 83 человека.
Порт приписки (1922 – 1939): Гамбург, сначала - Веймарская Республика, позже - германский Третий Рейх.
Порт приписки (1946 – не позже 1968): Владивосток, СССР.
Порт приписки (не позже 1968 – 1970): Петропавловск-Камчатский, СССР.



Изображение
Пароход "Wadai" (будущий "Гоголь"). Довоенное фото

17 августа 1920 года грузопассажирский пароход "Wadai" был спущен со стапеля для компании "Woermann Linie AG" из Гамбурга. Новое судно предназначалось для работы на линии между Гамбургом и портами на западно-африканском побережье. 2 декабря 1922 "Wadai" был передан в эксплуатацию своей судоходной компании. Ещё через 8 дней пароход ушёл в свой первый рейс из Гамбурга. На "Wadai" размещались 250 пассажиров в трёх различных классах. В 1931 году "Wadai" и однотипное с ним судно "Wahehe" были перестроены ("Wahehe" был построен в 1923 году на той же судоверфи и для той же судоходной компании как и "Wadai", в 1941 году был потоплен). В результате на пароходе "Wadai" пассажиры могли теперь размещаться только на 75 местах в каютном классе - судно стало ещё больше грузовым чем пассажирским. До самого начала II Мировой Войны пароход "Wadai" выполнял рейсы на вышеупомянутой линии, связывавшей Гамбург с Африкой.

30.08.1939 пароход "Wadai" оставил порт Лас Пальмас, и по дороге в Гамбург его застало известие о начале войны и морской блокаде Германии. Возвратиться в Германию "Wadai" не мог, и судно взяло курс вокруг Норвегии в порт Мурманск, куда смогло благополучно добраться. А позже, из Мурманска, "Wadai" отошёл в Германию. Переход прошел успешно, и 7.10.1939 судно благополучно прибыло в свой порт приписки - Гамбург. С 6.11.1939 Военно-морское ведомство Германии приступило к использованию парохода в качестве судна-казармы для торпедной школы. Название судна при этом не изменилось и осталось прежним - "Wadai".

До конца войны судно находилось во Фленсбургских Фьордах, оно не получило повреждений во время боевых действий. 26.06.1945 пароход в качестве военного трофея попадает под юрисдикцию Великобритании и получает новое название – "Empire Yare", владельцем судна официально значится Британская компания/служба "Shipbuilding Controller". А в 1946 году, после официального раздела трофейного флота, доставшегося странам антигитлеровской коалиции после победы над Германией, пароход передаётся СССР и переименовывается в "Гоголь".

Изображение
Пароход "Гоголь"

"Гоголь" вошёл в состав флота компании "Совторгфлот - Владивосток" (позднее - Дальневосточное Морское Пароходство). Новым портом приписки судна стал Владивосток. Пароход, видимо, не подвергся серьёзному ремонту, который бы привёл к ощутимому изменению его облика. Хотя на послевоенной фотографии, в сравнении с довоенной, хорошо заметны более современные контуры локальных деталей надстройки судна. Корпус "Гоголя" был перекрашен в чёрный цвет.

Местом работы судна стали грузопассажирские линии небольшой протяжённости в Охотском Море. Во второй половине 1940-х - первой половине 1960-х годов рейсы на таких линиях были единственной доступной транспортной и почтовой связью между небольшими посёлками на побережье Охотского Моря, и между ними - и внешним миром. Пассажировместимостью судна стало значиться 190 пассажиров и также многочисленные палубные пассажиры: пассажирское назначение судна снова увеличилось, а грузовое – уменьшилось.

Изображение
Пароход "Гоголь"

По одним данным – в 1964 году, по другим – в 1968, пароход "Гоголь" был переведён в Петропавловск-Камчатский, который стал новым портом приписки судна. "Гоголь" стал учебным судном для около 250 курсантов Петропавловск-Камчатского мореходного училища рыболовного флота.

В 1970 году пароход "Гоголь" был разделан на металлолом в Японии.


Применённая литература

1). Claus Rothe "Schiffe der Welt. Welt der Passazhierschiffe unter Hammer und Sichel".
Издательство: "Busse Seewald"/"DSV-Verlag GmbH", Hamburg (Гамбург).
Год издания: 1994.
Применённые страницы: 57 – 58.

2). E.A.Wilson "Soviet Passenger Ships 1917 - 1977".
Издательство: "World Ship Society".
Год издания: 1978.
Применённые страницы: 49.


Ян Пичиневский

Составлено и впервые опубликовано: 22.09.2006
Улучшено, дополнено и уточнено: 29.11.2013

Re: Пароход "Гоголь"

Добавлено: 29 ноя 2013, 21:28
yan
Заметка об историческом пароходе "Гоголь" (бывший "Wadai") была дополнена фотографиями судна и уточнена информационно. Дополненная и оптически улучшенная заметка представлена в вводном постинге данной темы, вместо предыдущей версии заметки.

Re: Пароход "Гоголь"

Добавлено: 03 дек 2013, 12:04
yan
Юрий Трифонов

Товаропассажирский пароход
Дальневосточного государственного морского
пароходства «Гоголь»



Изображение
Пароход «Wadai»

В 1920 году судоходная компания «Woermann-Linie AG» Hamburg заказала на верфи «Reiherstieg Schiffswerft & Maschinenfabrik» в Гамбурге два однотипных двухпалубных одновинтовых парохода «WARIGO» и «WARANGI» для перевозки пассажиров и грузов между метрополией и немецкими колониями в Западной Африке. Водоизмещение пароходов составляло 4666 брт, длина 114,2/110,1 м, ширина 15,3 м и осадка 6,85 м. Они могли принимать на борт 250 пассажиров в трех классах. Экипаж 80 человек. Одновальная энергетическая установка с одной паровой машиной четырехкратного расширения мощностью 2100 л.с. обеспечивала судам скорость 10 узлов.

17 августа 1922 года «WARANGI» (строительный № 519) был спущен на воду под новым именем «WADAI» и 2 декабря 1922 года передан заказчику. Через 8 дней он ушел в первый рейс из Гамбурга к берегам Западной Африки. В 1931 году «WADAI» перестроили, уменьшив количество классных кают для размещения лишь 75 пассажиров. Эти же работы провели и на однотипном «WAHEHE» (бывшем «WARIGO»). Начало второй мировой войны, застало их вне Германии. Для возвращения на Родину судам пришлось прорывать блокаду, созданную союзниками на море.

Капитан парохода «WADAI», стоящего под погрузкой в порту Фритауна, 25 августа 1939 года получил предупреждение о начале войны. Приняв дополнительно 727 т жидкого топлива, пароход 30 августа покинул гавань. Через Датский пролив, мимо острова Ян-Майен судно 14 сентября добралось до Мурманска, а 7 октября 1939 года «WADAI» вдоль норвежского побережья пробился в родной Гамбург. Пароходу «WAHEHE» этого сделать не удалось. Захваченный союзными военно-морскими силами, он был включен в состав английского транспортного флота и 3 февраля 1941 года потоплен торпедами немецкой подводной лодки «U-107». Через месяц после возвращения в Гамбург «WADAI» 6 ноября 1941 года был передан Кригсмарине и переоборудован в плавбазу-цель для школы торпедистов. Название судна при этом не изменилось и осталось прежним – «WADAI». В июне 1945 года, реквизированный англичанами пароход получил название «EMPIRE YARE». Владельцем судна официально значился BR «Ministry of Transport». Министерство поручило управление им английской компании «Elder Dempster Lines, Ltd», London. Регистровый № 180651. Однако британский флаг развевался на судне недолго.

Изображение
Пароход «Wadai», 1937 год

Изображение
Пароход «Гоголь» 1949 год

В 1946 году пароход по репарации передается СССР и получает новое имя «ГОГОЛЬ». Переданный Дальневосточному государственному морскому пароходству, 16 марта 1946 года он вышел из Ливерпуля в Нью-Йорк. Пробыв там с 4 по 9 апреля, пароход вышел в Новый Орлеан. Пройдя его 16 апреля, последовал в Кристобаль (6 мая) и, совершив переход Панамским каналом, прибыл 7 мая в Бальбоа. Оттуда через Мансанильо (Мексика) последовал во Владивосток, зайдя с 27 по 30 мая в Гонолулу.

Новым портом приписки судна стал Владивосток (M-11752). Пароход не подвергся никакому серьёзному ремонту, ни модернизации. Только корпус был перекрашен в чёрный цвет. Местом работы судна стали грузопассажирские транспортные линии небольшой протяжённости в Охотском Море. Во второй половине 40-х - первой половине 60-х годов для небольших посёлков на побережье Охотского Моря, рейсы на таких линиях были единственной доступной транспортной и почтовой связью между этими населёнными пунктами, и между ними и внешним Миром.

Изображение

Изображение
Пароход «Гоголь»

К этому времени «ГОГОЛЬ» имел 88 мест в каютах 1-го и 2-го классов и оборудованные в твиндеках койки на 500 мест. Экипаж 83 человека. Судно принимало до 3000 тонн груза. В 1949 году экипаж парохода был отмечен денежными премиями за досрочное выполнение пятилетнего плана и взятых социалистических обязательств. Приказом начальника ДВМП № 523 от 18 мая 1950 года «О повышении пассажировместимости судов, перевозящих пассажиров на летний период 1950 года» пароходу «ГОГОЛЬ» предписывалось принимать на борт 600 классных пассажиров. 15 июня 1955 года судно было передано Камчатско-Чукотскому государственному морскому пароходству (КЧГМП). В 1955 году по проекту ЦПКБ-7 на судоремонтном заводе в Дальнем (Китай) «ГОГОЛЬ» прошел модернизацию. После окончания ремонтных работ судно стало принимать на борт в 26 каютах 1-го класса 77 пассажиров, в четырех помещениях твиндеков 342 пассажира и в каюте 3-го класса 20 пассажиров, в том числе 10 детей.

Изображение
Пароход «Гоголь»

Вместимость парохода увеличилась до 4825 брт. Вступив в строй, «ГОГОЛЬ» с апреля по ноябрь ходил на Западнокамчатской скорой линии (Петропавловск – Ича). Расстояние 528 миль (заход в Северо-Курильск), переход 3 –6 суток. При следовании в Джакарту, 26 сентября 1960 года у парохода «ГОГОЛЬ» обломилась лопасть гребного винта. Экипаж, не заходя в док, заменил ее своими силами. 7 марта 1958 года ММФ СССР утвердило список судов КГМП, переводимых на хозяйственный расчет с правом образования фонда капитана. Среди этих судов был и «ГОГОЛЬ». 27 сентября 1959 года пароход в течение пяти часов оказывал помощь самоходной барже «АНИВА» Озерновского рыбокомбината. Благодаря четкой и слаженной работе экипажа баржу и находившихся на ней людей спасли и отбуксировали в безопасное место. За навигацию 1960 года «ГОГОЛЬ» принес пароходству приличную прибыль.

В 1961 году пароход прошел плановый ремонт в Дальнем (КНР) и 8 июня вышел на Восточно-Камчатскую линию. После закрытия навигации он использовался как грузовое судно. В 1962 году по недосмотру машинной команды на «ГОГОЛЕ» 17 февраля произошла авария среднего котла. Во исполнение приказа ММФ СССР № 249 от 19 декабря 1963 года 15 января 1964 года пароход был безвозмездно передан с баланса КГМП на баланс Камчатрыбпрома. «ГОГОЛЬ» стал учебным судном для 250 курсантов Петропавловск-Камчатского среднего мореходного училища рыболовного флота.

В 1965 году на судне стараниями экипажа был проведен текущий ремонт. Были получены регистровые документы на годность плавания парохода до наступления тяжелого навигационного периода. Судно сделало несколько рейсов в Охотоморскую экспедицию и продолжало перевозить грузы и рыбопродукцию, что способствовало улучшению финансового бюджета Управления тралового и рефрижераторного флота (УТРФ).

25 апреля 1968 года на основании приказа объединения «Дальрыба» № 533 от 7 декабря 1967 года пароход «ГОГОЛЬ» был поставлен под переоборудование в учебное судно для прохождения учебной практики курсантов Петропавловск-Камчатского мореходного училища (ПКМУ). Переоборудование должно было завершиться к 5 июня 1968 года.

Изображение
Учебное судно ПКМУ «Гоголь», 1964-1967 гг

Начальнику службы связи следовало установить на пароходе радионавигационную аппаратуру для учебных целей. 1 ноября 1968 года в штат учебного судна «ГОГОЛЬ» была введена должность помощника капитана по учебной части. Однако 24 июня 1969 года на нем произошел пожар. Да и время брало свое. Устаревший пароход, прослуживший более 48 лет, в конце 1970 года из-за физического износа был выведен из эксплуатации и продан на слом. Однако пароход еще два года находился в порту приписки - Петропавловске и продолжал использоваться в качестве учебного судна.


Москва, 2002 и 2007 годы

Re: Пароход "Гоголь"

Добавлено: 03 дек 2013, 21:16
yan
Юрий, соболезную и сочувствую Вам в связи с постигшей Вас тяжёлой утратой - смертью супруги !

Огромное Вам спасибо за очередную интересную и познавательную статью об историческом судне, за Ваше внимание к форуму, за отзывчивость даже в такой трудный для Вас час !