Пароход "Гоголь"
Добавлено: 28 июл 2007, 15:29
Рубрика о небольших и/или малоизвестных судах морского пассажирского флота СССР
Пароход "Гоголь"
Технические и пассажирские данные судна
Судоверфь постройки: "Reiherstieg Schiffswerft & Maschinenfabrik", Гамбург, Германия.
Строительный номер: 518.
Тоннаж (в 1922 году): 4696 BRT.
Тоннаж (в 1946 году): 4701 BRT.
Тоннаж (в 1969 году): 4825 BRT.
Длина судна (регистрационная длина): 110,1 метров.
Ширина судна: 15,3 метров.
Главная энергетическая установка: одна паровая машина четырёхкратной экспансии.
Мощность энергетической установки: 2100 лошадинных сил.
Количество винтов: в разных источниках указывается как 1 винт (англ. ист.), так и 2 винта (нем. ист.).
Средняя скорость: 10 узлов (примерно 18,5 км/час).
Пассажировместимость (в 1922 году): 250 пассажиров.
Пассажировместимость (в 1931 году): 75 пассажиров.
Пассажировместимость (в 1946 году): 190 пассажиров и многочисленные палубные пассажиры.
Пассажировместимость (с 1964 или с 1968 годa): 250 курсантов мореходного училища.
Экипаж (в 1946 году): 83 человека.
Порт приписки (1922 – 1939): Гамбург, сначала - Веймарская Республика, позже - германский Третий Рейх.
Порт приписки (1946 – не позже 1968): Владивосток, СССР.
Порт приписки (не позже 1968 – 1970): Петропавловск-Камчатский, СССР.
Пароход "Wadai" (будущий "Гоголь"). Довоенное фото
17 августа 1920 года грузопассажирский пароход "Wadai" был спущен со стапеля для компании "Woermann Linie AG" из Гамбурга. Новое судно предназначалось для работы на линии между Гамбургом и портами на западно-африканском побережье. 2 декабря 1922 "Wadai" был передан в эксплуатацию своей судоходной компании. Ещё через 8 дней пароход ушёл в свой первый рейс из Гамбурга. На "Wadai" размещались 250 пассажиров в трёх различных классах. В 1931 году "Wadai" и однотипное с ним судно "Wahehe" были перестроены ("Wahehe" был построен в 1923 году на той же судоверфи и для той же судоходной компании как и "Wadai", в 1941 году был потоплен). В результате на пароходе "Wadai" пассажиры могли теперь размещаться только на 75 местах в каютном классе - судно стало ещё больше грузовым чем пассажирским. До самого начала II Мировой Войны пароход "Wadai" выполнял рейсы на вышеупомянутой линии, связывавшей Гамбург с Африкой.
30.08.1939 пароход "Wadai" оставил порт Лас Пальмас, и по дороге в Гамбург его застало известие о начале войны и морской блокаде Германии. Возвратиться в Германию "Wadai" не мог, и судно взяло курс вокруг Норвегии в порт Мурманск, куда смогло благополучно добраться. А позже, из Мурманска, "Wadai" отошёл в Германию. Переход прошел успешно, и 7.10.1939 судно благополучно прибыло в свой порт приписки - Гамбург. С 6.11.1939 Военно-морское ведомство Германии приступило к использованию парохода в качестве судна-казармы для торпедной школы. Название судна при этом не изменилось и осталось прежним - "Wadai".
До конца войны судно находилось во Фленсбургских Фьордах, оно не получило повреждений во время боевых действий. 26.06.1945 пароход в качестве военного трофея попадает под юрисдикцию Великобритании и получает новое название – "Empire Yare", владельцем судна официально значится Британская компания/служба "Shipbuilding Controller". А в 1946 году, после официального раздела трофейного флота, доставшегося странам антигитлеровской коалиции после победы над Германией, пароход передаётся СССР и переименовывается в "Гоголь".
Пароход "Гоголь"
"Гоголь" вошёл в состав флота компании "Совторгфлот - Владивосток" (позднее - Дальневосточное Морское Пароходство). Новым портом приписки судна стал Владивосток. Пароход, видимо, не подвергся серьёзному ремонту, который бы привёл к ощутимому изменению его облика. Хотя на послевоенной фотографии, в сравнении с довоенной, хорошо заметны более современные контуры локальных деталей надстройки судна. Корпус "Гоголя" был перекрашен в чёрный цвет.
Местом работы судна стали грузопассажирские линии небольшой протяжённости в Охотском Море. Во второй половине 1940-х - первой половине 1960-х годов рейсы на таких линиях были единственной доступной транспортной и почтовой связью между небольшими посёлками на побережье Охотского Моря, и между ними - и внешним миром. Пассажировместимостью судна стало значиться 190 пассажиров и также многочисленные палубные пассажиры: пассажирское назначение судна снова увеличилось, а грузовое – уменьшилось.
Пароход "Гоголь"
По одним данным – в 1964 году, по другим – в 1968, пароход "Гоголь" был переведён в Петропавловск-Камчатский, который стал новым портом приписки судна. "Гоголь" стал учебным судном для около 250 курсантов Петропавловск-Камчатского мореходного училища рыболовного флота.
В 1970 году пароход "Гоголь" был разделан на металлолом в Японии.
Применённая литература
1). Claus Rothe "Schiffe der Welt. Welt der Passazhierschiffe unter Hammer und Sichel".
Издательство: "Busse Seewald"/"DSV-Verlag GmbH", Hamburg (Гамбург).
Год издания: 1994.
Применённые страницы: 57 – 58.
2). E.A.Wilson "Soviet Passenger Ships 1917 - 1977".
Издательство: "World Ship Society".
Год издания: 1978.
Применённые страницы: 49.
Ян Пичиневский
Составлено и впервые опубликовано: 22.09.2006
Улучшено, дополнено и уточнено: 29.11.2013
Пароход "Гоголь"
Технические и пассажирские данные судна
Судоверфь постройки: "Reiherstieg Schiffswerft & Maschinenfabrik", Гамбург, Германия.
Строительный номер: 518.
Тоннаж (в 1922 году): 4696 BRT.
Тоннаж (в 1946 году): 4701 BRT.
Тоннаж (в 1969 году): 4825 BRT.
Длина судна (регистрационная длина): 110,1 метров.
Ширина судна: 15,3 метров.
Главная энергетическая установка: одна паровая машина четырёхкратной экспансии.
Мощность энергетической установки: 2100 лошадинных сил.
Количество винтов: в разных источниках указывается как 1 винт (англ. ист.), так и 2 винта (нем. ист.).
Средняя скорость: 10 узлов (примерно 18,5 км/час).
Пассажировместимость (в 1922 году): 250 пассажиров.
Пассажировместимость (в 1931 году): 75 пассажиров.
Пассажировместимость (в 1946 году): 190 пассажиров и многочисленные палубные пассажиры.
Пассажировместимость (с 1964 или с 1968 годa): 250 курсантов мореходного училища.
Экипаж (в 1946 году): 83 человека.
Порт приписки (1922 – 1939): Гамбург, сначала - Веймарская Республика, позже - германский Третий Рейх.
Порт приписки (1946 – не позже 1968): Владивосток, СССР.
Порт приписки (не позже 1968 – 1970): Петропавловск-Камчатский, СССР.
Пароход "Wadai" (будущий "Гоголь"). Довоенное фото
17 августа 1920 года грузопассажирский пароход "Wadai" был спущен со стапеля для компании "Woermann Linie AG" из Гамбурга. Новое судно предназначалось для работы на линии между Гамбургом и портами на западно-африканском побережье. 2 декабря 1922 "Wadai" был передан в эксплуатацию своей судоходной компании. Ещё через 8 дней пароход ушёл в свой первый рейс из Гамбурга. На "Wadai" размещались 250 пассажиров в трёх различных классах. В 1931 году "Wadai" и однотипное с ним судно "Wahehe" были перестроены ("Wahehe" был построен в 1923 году на той же судоверфи и для той же судоходной компании как и "Wadai", в 1941 году был потоплен). В результате на пароходе "Wadai" пассажиры могли теперь размещаться только на 75 местах в каютном классе - судно стало ещё больше грузовым чем пассажирским. До самого начала II Мировой Войны пароход "Wadai" выполнял рейсы на вышеупомянутой линии, связывавшей Гамбург с Африкой.
30.08.1939 пароход "Wadai" оставил порт Лас Пальмас, и по дороге в Гамбург его застало известие о начале войны и морской блокаде Германии. Возвратиться в Германию "Wadai" не мог, и судно взяло курс вокруг Норвегии в порт Мурманск, куда смогло благополучно добраться. А позже, из Мурманска, "Wadai" отошёл в Германию. Переход прошел успешно, и 7.10.1939 судно благополучно прибыло в свой порт приписки - Гамбург. С 6.11.1939 Военно-морское ведомство Германии приступило к использованию парохода в качестве судна-казармы для торпедной школы. Название судна при этом не изменилось и осталось прежним - "Wadai".
До конца войны судно находилось во Фленсбургских Фьордах, оно не получило повреждений во время боевых действий. 26.06.1945 пароход в качестве военного трофея попадает под юрисдикцию Великобритании и получает новое название – "Empire Yare", владельцем судна официально значится Британская компания/служба "Shipbuilding Controller". А в 1946 году, после официального раздела трофейного флота, доставшегося странам антигитлеровской коалиции после победы над Германией, пароход передаётся СССР и переименовывается в "Гоголь".
Пароход "Гоголь"
"Гоголь" вошёл в состав флота компании "Совторгфлот - Владивосток" (позднее - Дальневосточное Морское Пароходство). Новым портом приписки судна стал Владивосток. Пароход, видимо, не подвергся серьёзному ремонту, который бы привёл к ощутимому изменению его облика. Хотя на послевоенной фотографии, в сравнении с довоенной, хорошо заметны более современные контуры локальных деталей надстройки судна. Корпус "Гоголя" был перекрашен в чёрный цвет.
Местом работы судна стали грузопассажирские линии небольшой протяжённости в Охотском Море. Во второй половине 1940-х - первой половине 1960-х годов рейсы на таких линиях были единственной доступной транспортной и почтовой связью между небольшими посёлками на побережье Охотского Моря, и между ними - и внешним миром. Пассажировместимостью судна стало значиться 190 пассажиров и также многочисленные палубные пассажиры: пассажирское назначение судна снова увеличилось, а грузовое – уменьшилось.
Пароход "Гоголь"
По одним данным – в 1964 году, по другим – в 1968, пароход "Гоголь" был переведён в Петропавловск-Камчатский, который стал новым портом приписки судна. "Гоголь" стал учебным судном для около 250 курсантов Петропавловск-Камчатского мореходного училища рыболовного флота.
В 1970 году пароход "Гоголь" был разделан на металлолом в Японии.
Применённая литература
1). Claus Rothe "Schiffe der Welt. Welt der Passazhierschiffe unter Hammer und Sichel".
Издательство: "Busse Seewald"/"DSV-Verlag GmbH", Hamburg (Гамбург).
Год издания: 1994.
Применённые страницы: 57 – 58.
2). E.A.Wilson "Soviet Passenger Ships 1917 - 1977".
Издательство: "World Ship Society".
Год издания: 1978.
Применённые страницы: 49.
Ян Пичиневский
Составлено и впервые опубликовано: 22.09.2006
Улучшено, дополнено и уточнено: 29.11.2013