Пароход "Кречет"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Ответить
yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Кречет"

Сообщение yan »

Рубрика о небольших и/или малоизвестных судах морского пассажирского флота СССР
Пароход "Кречет"



Я продолжаю заметки в рубрике "Небольшие и / или малоизвестные суда Морского Пассажирского Флота СССР". Сегодняшняя заметка посвящена грузопассажирскому пароходу "Кречет", который в качестве грузопассажирского судна во второй половине 1920-х годов совершал рейсы на Чёрном и Средиземном Морях, а затем до середины 1941 года также в качестве грузопассажирского судна плавал на Дальнем Востоке. Но сначала, с 1914 по 1926 год "Кречет" был военным судном. А ещё раньше, до начала Первой Мировой войны - грузопассажирским судном "Polaris", совершавшим рейсы в Балтийском и Северном Морях.


Технические и пассажирские данные судна.

Судоверфь постройки: "Gourlay Brothers & Co.", Данди (восточное побережье Шотландии), Великобритания.
Строительный номер: 184.
Тоннаж: (в 1899 году): 2018 BRT.
Тоннаж: (в 1927 году): 2282 BRT.
Дедвейт (в 1899 году): 1280 tdw.
Длина судна (регистрационная): 86 метров.
Ширина судна: 11,7 метров.
Осадка судна: 6,3 метров.
Главная энергетическая установка: одна паровая машина трёхкратной экспансии.
Мощность энергетической установки (в 1899 году): 3500 индиксированных лошадинных сил.
Количество винтов: 1.
Средняя скорость(в 1899 году) : 13,5 узлов (примерно 25 км/час).
Средняя скорость(в 1927 году): 12 узлов (примерно 22,22 км/час).
Ледовый класс(в 1899 году): 1.
Пассажировместимость (в 1899 году): 80 человек (I класс), 18 человек (II класс), 167 человек (III класс).
Порт приписки (1899 – 31 декабря 1917): Хельсинки, Российская Империя.
Порт приписки (1 января 1918 – 11 апреля 1918): Хельсинки, Финляндия.
Порт приписки (1918 – 1927): Кронштадт, Р.С.Ф.С.Р. / СССР
Порт приписки (1927 - 1931): Одесса, СССР.
Порт приписки (1931 – 1941): Владивосток, СССР.



Грузопассажирский пароход "Polaris" был построен для Финской судоходной компании "Finska Ångfartygs Aktiebolaget" из Хельсинки, передан ей 26.3.1899, и до 1914 года находился в эксплуатации как пассажирское судно под Финским флагом. Основная грузопассажирская линия, на которой судно выполняло свои рейсы связывала порты Финляндии с Копенгагеном и городом Гулль (Халл) на восточном побережье главного острова Великобритании. Несмотря на свои незначительные размеры "Polaris" был однако достаточно комфортабельным судном в сравнении с другими судами, выполнявшими в то время грузопассажирские рейсы в регионе Балтийского и Северного Морей.

В 1914 году, с началом Первой Мировой Войны, "Polaris" попадает под управление военно-морского ведомства Российской Империи ( на тот период времени Финляндия была частью Российской Империи в качестве отдельного административно-политического образования ). "Polaris" начинает выполнять функции военно-транспортного судна. 5 апреля 1915 года пароход был принудительно куплен ВМФ Российской Империи у изначального судовладельца, и судно получает новое название - "Кречет". С 12 августа 1915 года "Кречет" официально становится посыльным судном. В ряде источноков сообщается, что судно использовалось и как штабное, и просто, "Кречет" базировался в Хельсинки и служил местом расквартировки для военослужащих ВМФ Российской Империи.

Вероятно, 25 октября 1917 года экипаж судна получил известие об успешном восстании в Петрограде, и воодушевлённый этим, принял решение о переходе на сторону новой власти большевиков, но при этом судно ещё оставалось дислоцироваться в Хельсинки. 31 декабря 1917 года Финляндия официально получила государственную независимость. 11 апреля 1918 года "Кречет", в числе ряда других судов ВМФ бывшей Российской Империи, отправился в плавание из Хельсинки в Кронштадт за несколько дней до прихода в Хельсинки Германских войск. Переход был очень сложным, было много неразберихи, действия флота были во многом несогласованными, это всё осложнялось ещё и тем обстоятельством, что в Балтийском Море ещё лежал лёд. Всё это приводило к происшествиям и даже к авариям. В результате плохих условий обеспечения навигации в Балтийском Море, "Кречет" сел на мель на отмели недалеко от маяка Ранкэ, при этом судно получило пробоину ниже ватерлинии и сильную течь. Однако удалось избежать гибели судна, и оно достигло Кронштадта.

По прибытии в Кронштадт в 1918 году "Кречет" был официально обьявлен собственностью новой Советской власти. Видимо на судне был произведён необходимый ремонт и оно снова вошло в строй. "Кречет" оставался военно-морским посыльным судном и базировался в Кронштадте.

В феврале - марте 1921 года в Кронштадте вспыхнуло восстание военных моряков, которые выступили против власти коммунистов, была принята Резолюция, призывавшая вернуть гражданские свободы, признать политические партии, провести новые выборы в Советы. 2 марта состоялось собрание членов команды военного парохода "Кречет". Было принято решение о поддержке справедливых требований восстания и общей Резолюзии. Также была принята и собственная резолюзия команды "Кречета", заходящая в своём устремлении к демократии даже ещё дальше, чем общая Резолюзия. 17 марта 1921 восстание в Кронштадте было жестоко подавлено.

После того как в самом конце 1922 года образовался СССР, "Кречет" становится Советским судном. С этого момента "Кречет" - посыльное судно Балтийского Военно-Морского Флота СССР. Вероятно, всё это время (1918-1927) пароход оставался в Балтийском Море, в Кронштадте или в Петрограде / Ленинграде. Постепенно внешнеполитическая ситуация в Европе нормализовалась, Гражданская и Первая Мировая Война остались позади, мирная жизнь возвращалась в своё прежнее русло, перестала существовать необходимость в большом количестве военно-транспортного флота, зато увеличилась надобность в гражданском грузопассажирском флоте. По официальным данным, в конце 1926 года, "Кречет" был демобилизован, и переведен из Военно-Морского Флота в "Совторгфлот" (как в то время официально назывался Советский государственный морской торговый флот).

В 1927 году "Кречет" передаётся в "Софторгфлот-Одесса" (позже эта компания стала называться Черноморским Морским Пароходством), при этом название судна не изменилось, портом приписки становится Одесса, и судно совершает переход вокруг Европы в свой новый порт-приписки на Чёрном Море - Одессу. Здесь "Кречет" снова становится грузопассажирским судном. Имеются сведения о том, что пароход "Кречет" выполнял рейсы по Крымско-Кавказской линии (Одесса- Батуми). Кроме того, это судно в те годы совершало грузопассажирские рейсы и по Ближневосточной линии (Одесса-Александрия).

В 1931 году "Кречет" переводится на Дальний Восток и отправляется в свой новый порт приписки – во Владивосток. Новым судовладельцем становится "Совторгфлот-Владивосток" (позже эта компания стала называться Дальневосточным Морским Пароходством), при этом название судна также не изменилось. До начала Второй Моировой Войны "Кречет" находился в эксплуатации в Дальневосточных регионах СССР. Пароход "Кречет" работал как на грузопассажирских линиях так и совершал различные единичные специальные рейсы. Известно, например, что в 30-е годы судно также совершало рейсы и на линии между Владивостоком и Петропавловском-Камчатским. Известно также и то, что в этот период ( начало 30-х годов ) судно находилось в неплохом состоянии, считалось достаточно комфортабельным, переход, например, из Владивостока в Петропавловск-Камчатский (в одну сторону) выполнялся за 1 неделю.

Сохранилось немного сведений об одном из таких грузопассажирских рейсов парохода "Кречет" из Петропавловска-Камчатского во Владивосток, состоявшегося с 12 по 19 октября 1931 года. Из литературного источника номер 1:
>
12 октября.
2 недели провели в Петропавловске, упаковывали к выезду вещи, ждали парохода. Я в основном сидел в комнате, чертил, рисовал, писал, даже ни разу не сходил на Никольскую. Сегодня погрузка на пароход. «Кречет» мне понравился. Приличные каюты, хорошая кают- компания и уютная верхняя палуба для отдыха. Только маленький он – в шторм, вероятно, будет изрядно качать, и все переболеют морской болезнью. Все наши 10 человек едут в каютах 1-ого класса. Особенно это радостно для меня.
19 октября.
Подходим к Владивостоку. 14 октября прошли мимо Парамушира и Онекотана. 16 октября шли мимо острова Сахалин или, вернее, японского Карафуто. Японское море гораздо богаче красками, чем Охотское море или Тихий океан у берегов Камчатки. Владивосток с моря производит не слишком яркое впечатление. Вдоль берега и холмов наляпаны низенькие серые и темного казенного цвета постройки.
<

25 июня 1934 года грузопассажирский пароход "Кречет" доставил в Советскую Гавань батальон и три первых изыскательских партии Особого корпуса железнодорожных войск. Это стало важной вехой в изысканиях и начале строительства Байкало-Амурской Магистрали.

Постепенно международная обстановка снова ухудшилась, в 1941 году в Тихоокеанском Регионе разворачивались широкомасштабные боевые действия.

В июле-августе 1941 года "Кречет" в числе нескольких других судов Дальневосточного Пароходства был направлен для прохождения капитального ремонта в Гонконг на Британские судоремонтные заводы. В декабре 1941 года начались военные действия между Японией и Великобританией. 8.12.1941 23-я Японская армия начала наступление с китайского побережья на Гонконг (Великобритания), началась оборона города. Ремонт судов был прекращен. Пароход "Кречет" находился на рейде в самой узкой части пролива. 11 декабря войска Японской Армии захватили полуостров Коулун. Достигнув самого берега, Японские подразделения приступили к артиллерийскому обстрелу акватории порта и рейда. 14 декабря Японская артиллерия с близкого расстояния прямой наводкой обстреляла пароход "Кречет". После нескольких десятков прямых попаданий снарядов судно загорелось, а через некоторое время огонь охватил всё судно. До наступления утра грузопассажирский пароход "Кречет" затонул. Экипаж судна благополучно перебрался на своих плавсредствах на берег.

Сперва экипаж с парохода "Кречет" оказался на острове Виктория у Англичан. 25.12.1941 войска Японской армии захватили Гонконг, оборона города завершилась, и экипаж с "Кречета" оказался на территории, занятой Японскими войсками. В декабре 1942 - 1943 году все Советские моряки с большими трудностями но всё-таки смогли возвратиться во Владивосток.

21.12.1941, в связи с гибелью "Кречета", Советское правительство заявило протест в МИД Японии, на Японскую сторону была возложена ответственность за обстрел судна, повлёкший за собой его гибель. После окончания Второй Мировой войны Япония понесла материальную ответственность за потопление "Кречета".

Судно пролежало на дне всю войну. После завершения Второй Мировой Войны в акватории Гонконгского порта и на рейде проводились работы по расчистке дна от множества затонувших и полузатонувших судов. Среди других судов был поднят и пароход "Кречет". Его разделали на металлолом. Это произошло в конце 1940-х - начале 1950-х годов.


Использованы материалы из Интернета:

1). Белоусов А., 2006, Институт Вулканологии и Сейсмологии ДВО РАН, 2006, ООО "ЛОГАТА", оформление, 2006
Дневники вулканолога Бориса Пийпа. Экспедиция с А.Н. Заварицким на Авачинский вулкан, 1931 г.
http://www.kscnet.ru/ivs/memory/piip/ek1931.htm

2). Сайт войсковой части 10905 ( Железнодорожные Войска Министерства Обороны Российской Федерации ).
История. История образования Железнодорожных Войск. Военные железнодорожники на строительстве БАМа
http://10905.by.ru/hystory/hysjdv/bam.html

3). Руднев Г.А. Огненные рейсы.
Часть I. Торговый флот Дальневосточного морского пароходства в годы войны с фашистской Германией (1941-1945 гг.)
http://militera.lib.ru/h/rudnev_ga/01.html


Я представляю ссылки на фотографии этого судна в Интернете.

Пароход "Polaris":
http://www.simplonpc.co.uk/FinlandSS/Po ... 899-01.jpg

Пароход "Кречет":
http://sovnavy-ww2.by.ru/depots/krechet.htm


Ян Пичиневский
20.08.2007

Ответить