Теплоход «Михаил Лермонтов» и его гибель

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Ответить
Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Теплоход «Михаил Лермонтов» и его гибель

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Газета "Водный транспорт" от 12 июня 1973 года.

Лайнер в Нью- Йорке.

Сегодня у причала нью-йоркского порта пришвартовался советский пассажирский лайнер БМП "Михаил Лермонтов". Этим рейсом открыто регулярное пассажирское сообщение на линии Ленинград- Нью- Йорк.

( ТАСС )
Последний раз редактировалось yan 10 фев 2021, 20:28, всего редактировалось 4 раза.
Причина: Название темы скорректировано, изначальное: " Теплоход "Михаил Лермонтов" и его гибель. Интересные ссылки "

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Теплоход «Михаил Лермонтов» и его гибель

Сообщение yan »

Повторная публикация заглавного сообщения темы, которое было удалено сегодня, по-неосторожности, во время исправления ситуации, вызванной атакой на форум, осуществлённой, предположительно - российскими, хакерами
yan 21 мар 2009, 18:24 писал(а): Теплоход "Михаил Лермонтов" Балтийского Морского Пароходства, порт приписки судна - Ленинград, СССР.
"Михаил Лермонтов" был построен и введен в эксплуатацию в 1972 году, затонул 16 февраля 1986 года в проливе Кука у берегов Новой Зеландии.


Ссылка на наиболее интересную страницу, повествующую о гибели теплохода "Михаил Лермонтов". Много интересных фотографий запечатлевших само судно и его гибель, схемы, чертежи, макетные рисунки:

http://www.nzmaritime.co.nz/lermontov.htm
Изображение
Теплоход «Михаил Лермонтов» в 1982-1986 гг в качестве круизного лайнера
( http://www.nzmaritime.co.nz/lermontov.htm )
Последний раз редактировалось yan 10 фев 2021, 20:58, всего редактировалось 2 раза.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Теплоход «Михаил Лермонтов» и его гибель

Сообщение yan »

35 лет со дня гибели лайнера "Михаил Лермонтов"
(форум-сайт "Круизник" и морское бюро Яна Пичиневского)

...
Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моём…


Михаил Лермонтов, "Одиночество"


Изображение
Пассажирский Трансатлантический лайнер «Михаил Лермонтов».
Фирменная открытка Балтийского Морского Пароходства, издания 1973-1980-го гг


Ровно три с половиной десятилетия тому назад, 16 февраля 1986 года, у побережья Новой Зеландии затонул круизный лайнер "Михаил Лермонтов", прежде бывший одним из последних действующих Трансатлантических пассажирских лайнеров, ушедший с линии Ленинград - Нью-Йорк в 1979/1980. "Михаил Лермонтов" погиб вследствие того что напоролся подводной частью корпуса на скалистое дно в месте, куда попал по причине навигационной ошибки и атмосферы халатности, что явилось результатом последовательности разных косвенных ошибок и попустительского отношения к своей работе большей и меньшей значимости, проявленной самыми разными людьми, в чьих руках была в то время и в тот момент в частности, судьба корабля. Не было в этом никакого злого умысла кого-то конкретного как и не было, собственно, даже и какой-то совершенно злостной халатности. Как говорят в таких случаях про такие происшествия - виноваты все, и вместе с тем никто конкретно.

В те последние годы существования СССР, в атмосфере начала процесса демократизации, в принципе, случившемуся была дана похожая оценка, и широкая общественность о гибели "Михаила Лермонтова" благополучно забыла, как и до того в общем-то даже и подозревала о существовании данного конкретного судна. Но начиная с начала 1990-х годов, когда бывшую советскую идеологию сменила стремительная воинствующая клерикализация постсоветского общества, особенно усилившаяся с 2000-го года, про гибель корабля вспомнили, снабдив её разными, не поддающимися канонам здравого смысла соответствующими теориями, базирующимися на убогих умозрительных заключениях и, видимо, откровенном вымысле. Это разные консперологические выводы, в которых "вина" в гибели судна возлагается на те категории стран, народов и даже этнических групп, которые традиционно особенно ненавидило российское общество - и до СССР, и в нём, и после него. Все эти теории ничтожны по своей форме и существу, они ничтожны достоверностью своих источников, они ничтожны своим крайне низким уровнем интеллектуальной честности и человеческой мысли - нет никакой надобности их приводить здесь лишний раз.

Что же касается тезиса о том, что теплоход "Михаил Лермонтов", якобы, не переносился конкурентами на круизном рынке до такой степени, что против него они действовали как-то особенно "не по-правилам" - отражает, скорее, полное непонимание принципов функционирования свободного круизного рынка вообще и конкуренции на нём между его участниками в частности. 1982 год, когда "Михаил Лермонтов" стал круизным лайнером и вышел на западный рынок в качестве передаваемого во фрахт теплохода - это период появления на рынке многих круизных лайнеров нового облика, величины и предлагаемого комфорта, несших в себе уже и некоторое качественное отличие от флота концепции начала 1960-х гг, к которому, в целом, принадлежал "Михаил Лермонтов". Начиналась некая "подвижка" флота, впервые после 1960-х гг стало появляться так много качественно новых судов и связанных с ними круизных предложений. Тем не менее, многие суда советского пассажирского флота продолжали выполнять свои круизы под фрахтом для туристов из западных стран и даже после гибели "Михаила Лермонтова", в той или иной степени - ещё на протяжении десятилетия. В период 1982-1986 гг, в бытность "Михаила Лермонтова" круизным судном, на круизных рынках США, Великобритании и ФРГ успешно работали такие советские суда, как турбоход "Максим Горький", теплоходы "Одесса", "Казахстан", "Леонид Брежнев". Никогда не приходилось слышать о таком выживании их с круизных рынков, как после 1991 и особенно после 1999 года стало публиковаться в достаточно большой части русскоязычной прессе о "Михаиле Лермонтове".

Изображение
Теплоход «Михаил Лермонтов»
Линия Ленинград - Нью-Йорк.
Почтовая марка СССР, 1973 года выпуска. Художник В. Прохоров


Изучая судьбы кораблей - будто читаешь чью-то людскую биографию, все её более или менее значимые вехи, выстраивая их в единый хронологический и логический ряд, словно знакомясь подробно с определённым человеком. Но так получается не со всеми судами в пассажирском флоте бывшего СССР - есть среди них и те, жизнь которых была окутана пеленой тумана неизвестности. И в этом смысле судьба лайнера "Михаил Лермонтов" в чём-то схожа с судьбами довоенных "Иосифа Сталина" и "Сванетии" - о многом с ними связанным в этот период, и в целом, и во многих деталях, не известно, толком, ничего. Кроме более или менее имеющих право на существование догадок. Всё это не удивительно - судно связывало Ленинград пассажирской линией с портами и городами тех стран, которые в правящей элите тогдашнего СССР и в толще его бывшего коренного населения считали врагами на психологическом уровне.

Но это только на первый взгляд в тумане... Как сказал известный классик философской миниатюры середины 20 века, знание того как функционирует система в целом, освобождает от знания всех её деталей в подробностях. И действительно - что же ещё есть такого в судьбе "Михаила Лермонтова" в целом, чего бы нам не могло быть понятно, даже не зная каких-то конкретных её подробностей. Несмотря на это всё же присутствует ряд моментов в судьбе этого, по-своему загадочного корабля, которые были бы интересны в выстраивании даже минимально-достаточной достоверной хронологии его судьбы. Их можно сформулировать, наверно, только вопросами, что и следует сделать.

- Кроме пропагандистских целей, рейсы лайнера на линии Ленинград - Нью-Йорк предусматривали перевозку пассажиров. Кем были эти люди ? Почему не удаётся найти практически никаких свидетельств тех рейсов - ни обычных воспоминаний кого-либо из пассажиров, ни непринуждённо-сделанных ими фотоснимков ? Действительно ли кому-нибудь всерьёз нужны были рейсы сравнительно тихоходного судна на маршруте, где уже не менее 10 лет до открытия которого почти все перевозки пассажиров осуществлялись трансконтинентальной авиацией ?

- За более семи лет работы на линии судно должно было регулярно появляться и в Ленинграде. Почему нет практически никаких свидетельств или фотоснимков его и там ?

- Был ли лайнер в этот период чем-нибудь ещё, чего мы не знаем в точности ? Было ли это его назначение более значимым чем пропагандистская популяризация СССР и перевозка явно немногочисленных, и видимо, в большей степени - случайных, пассажиров ?

- Почему так долго длился период неэксплуатации теплохода - с 1980 по 1982 год, что небывало много для того времени для советских судов. Ведь сам ремонт и переобустройство лайнера из пассажирского в круизный, с некоторыми достройками надстройки, длился сравнительно недолго в сравнении со всем вышеобозначенным периодом.

- Почему и затем, когда лайнер стал круизным, о нём также оставлено совсем мало воспоминаний его пассажиров, да и те немногие что имеются, мало напоминают обыденные туристские впечатления и воспоминания ? Несло судно и в этот период своей биографии какую-то особую, "невидимую" функцию ?

- Заходил ли "Михаил Лермонтов" в Одессу, Ялту, в Чёрное море вообще ? Нет практически никаких свидетелсьтв этого. Лишь с одним, уже ушедшим человеком, который заслуживает доверие и уважение, один из источников связывает информацию о том, что как минимум в одном из своих перегонных рейсов лайнер с целью снабжения и дозаправки однажды заходил в Одессу. Эту информацию пока не удаётся ни подтвердить, ни опровергнуть.

Хотелось бы, чтоб хоть на какие-то из этих вопросов удалось найти достоверные ответы. Такое в немалой степени прояснило бы больше печально туманную, загадочную судьбу судна, ставшего, видимо, в истории самым последним новым Трансатлантическим лайнером старого времени. Ведь для нас он в первую очередь - одухотворённый объект. Со своими особенностями - известными и нет, с этим ореолом его загадочной биографии, трагичностью судьбы, с представляемым ясным обликом но бывший многими никогда не увиденным наяву, будучи понятным вообще но 'недосказанным' в деталях. Недовысказавшийся. Недопонятый.

35 лет назад погиб (затонул у берегов Новой Зеландии) советский пассажирский теплоход, круизный лайнер "Михаил Лермонтов".


Ян Пичиневский
16 февраля 2021 года

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Теплоход «Михаил Лермонтов» и его гибель

Сообщение yan »

В конце февраля 2021 года, один из теперь бывших участников нашего форума под ником qwert936 сообщил нам о том, что в российской социальной сети "ВК", на странице работников Балтийского Морского Пароходства имеется отдельная суб-страница бывших членов экипажа теплохода "Михаил Лермонтов". qwert936 также сообщил нам и о том, что "Михаил Лермонтов" заходил в Одессу и Ялту - даты и подробности, с его слов, можно узнать на данной вышеупомянутой странице.

От себя лично хочу дополнить, что, очевидно, основной ресурс этой вышеупомянутой страницы - и фотоснимки, и информация, и возможность общения, открывается там лишь при регистрации в данной социальной сети - "ВК", являющейся российской. К сожалению, те материалы, которые открыты для просмотра во "внешнем" (не требующем регистрации) доступе этой страницы сотрудников теплохода "Михаил Лермонтов", на поставленные мной здесь выше вопросы, касающиеся подробностей ряда этапов судьбы этого корабля, ответов не дают. Регистрироваться в данной социальной сети - "ВК", я не стал.

Ответить