Судьба теплохода "Аджигол"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Ответить
yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Судьба теплохода "Аджигол"

Сообщение yan »

Недавно стали известны некоторые сведения о судьбе одного из т.н. "высоких Ай-ай-айчиков"(судов типа "Алупка"), бывшего теплохода "Аджигол", 1961 года постройки (тоннаж судна - 1002 BRT, длина - 63,8 метра). "Аджигол", как и все однотипные с ним суда, был построен в Болгарии для тогдашнего СССР. С момента ввода в эксплуатацию до начала-середины 1970-х годов судно находилось в составе Черноморского Морского Пароходства (порт-приписки - Одесса).

Затем (начало-середина 1970-х годов) теплоход "Аджигол" переводится в Северное Морское Пароходство (порт-приписки - Архангельск). Там судно работало на различных внутрирегиональных морских пассажирских линиях пароходства, в частности - на линии, связывавшей Архангельск с Соловецкими Островами.

Позже лайнер был выведен из состава пассажирского флота и передан Детскому Морскому Пароходству в Архангельске. Затем следы судна терялись и на протяжении какого-то времени об "Аджиголе" не было ничего известно, и даже того, существует ли судно, или прекратило своё существование.

И вот, о судьбе судна стало известно.

Сергей (Sirdg) из Архангельска 23.06.2009 сообщил нам о судьбе судна следующее:

тх Анджигол был передан Детскому морскому пароходству позднее был выброшен на мель у острова Краснофлотский в п Архангельск где пролежал на боку несколько лет и в дальнейшем разобран на металлолом.


Интересно, что существует литературное воспоминание о плавании на теплоходе "Аджигол" из Севастополя в Одессу в 1962 году. Из главы номер 9 романа Владислава Крапивина "Пять скачков до горизонта":

...
После нескольких чудесных дней в Севастополе мы с Олегом сели на теплоход «Аджигол» и поплыли в Одессу, чтобы уже оттуда отправиться поездом в обратный путь, на Урал.
В отличие от знаменитых тогда лайнеров – «России», «Адмирала Нахимова», «Петра Великого», «Молдавии», «Победы» – «Аджигол» был суденышком небольшим, тесноватым, не очень комфортабельным. Однако, мы были довольны. Неплохо устроились в двухместной каюте и приготовились к морскому путешествию.
Но случилось непредвиденное. В середине рейса, вдали от берегов, «Аджигол» стало ощутимо покачивать. Под безоблачным небом шла пологая, совсем не штормовая, но все-таки заметная зыбь, маленький теплоход охотно, словно играючи, переваливался с борта на борт среди ее склонах. Вроде бы сплошное развлечение для любителей морской экзотики. Однако моего братца, увы, стало укачивать. Да так, что он даже раза два сбегал в туалет, чтобы вернуть Нептуну недавно съеденный в корабельном салоне обед.
Я сочувствовал. Сидел на краю Олеговой койки, утешал, как мог, заставлял грызть полусухой, купленный в буфете лимон. Олег бледно и виновато улыбался…
Иногда я все же выходил на палубу, чтобы полюбоваться открытым морем. Здесь был единственный отрезок линии Батуми-Одесса, где берега со всех сторон скрывались за горизонтом. Можно представить, что ты в Атлантике, а не вблизи от черноморских гаваней. Я уже не первый раз плыл этим рейсом. Заранее предвкушал, как удивлю и обрадую Олега «безбрежной» синей картиной. И вот на тебе!..
Наконец я не выдержал. Очередной раз спустился в каюту и сказал авторитетным тоном старшего брата.
– Вот что, дорогой мой, ты должен пересилить себя. Сейчас вокруг судна чистый круговой горизонт. Где и когда ты еще сможешь увидеть открытое море? Потом будешь жалеть и выть от досады, что пропустил такое. Поднимись!
– М-м… – сказал брат и помотал головой на скомканной подушке.
– Не «м-м», а собери силы и вставай. Мужчина ты или тряпка?
Олег явно не считал себя мужчиной, потому что снова сказал «м-м…» и попытался отвернуться. Но я ухватил его за плечо. И… да, тряпкой он все-таки не был. Сжал зубы, встал на гнущихся ногах, ухватил меня за локоть, икнул и вместе со мной выбрался по трапу на воздух.
Мы оказались на пассажирской палубе недалеко от кормы. К счастью, никого не было (видимо, не только Олега уложили на койки безобидные волны). Мой братец обвел измученным взглядом синее пространство с редкими белыми барашками, лег животом на планшир и отдал владыке морей последнюю дань. Потом выпрямился и глянул укоризненно: «Этого ты хотел?»
Я хотел не этого. Я сказал:
– Тебе надо представить, что ты часть моря. Рассчитай раскачку зыби так, будто сам вызываешь ее. Впишись в ее ритм. И тогда перестанешь обращать на волны внимание…
– Ага, только что вписался в… ик… ритм, – отозвался брат с жалким остатком язвительности. Но… ветер уже сушил на его лице невольные слезинки и капли пота. Трепал волосы. Шевелил ресницы. И Олежек вздохнул по-новому. Неуверенно повертел головой.
– А ведь правда… открытое море…
– Пойдем выше…
С верхней палубы видны были все стороны горизонта. Лицо брата все еще казалось измученным, однако появилась и улыбка. Кажется, он и правда начал «вписываться в ритм». В нем даже проклюнулась склонность к метафорам:
– Мы будто посреди громадной синей тарелки. Она будто летала, летала в космосе и бухнулась на планету…
В те времена разговоры о летающих тарелках были не столь распространенными, как сейчас. Если и просачивались какие-то слухи, то сразу объявлялись происками буржуазной пропаганды. Но я зацепился за эту тему – с единственной целью: отвлечь Олега от оставшихся ощущений морской болезни. Поговорили о загадках вселенной, о недавних полетах космонавтов, о том, что «и на Марсе будут яблони цвести» (верилось тогда в такое).
...


( http://www.litportal.ru/genre6/author30 ... 18646.html )


Остаётся подвести небольшой промежуточный результат того, что нам на сегодня известно о судьбе судов типа "Георгий Димитров" и типа "Алупка".

1). Суда указанных типов, о которых известно, что они существуют:

"Пицунда" - вне эксплуатации (Запорожье, Украина)
"Алушта" - (?)вне эксплуатации (Северодвинск, Россия)
бывш. "Гурьев" - назначение неизвестно (Баку, Азербайджан)
"La Sultana" бывш. "Ай-Петри" - частная яхта (порт приписки и судовладелец неизвестны)

2). Суда указанных типов, о которых известно, что они больше не существуют:

"Георгий Димитров" (разделан на металлолом)
"Василь Коларов" (разделан на металлолом)
"Абрау-Дюрсо"/"Юность" (разделан на металлолом)
"Кара-Даг"/"Адмирал Лунин"/"Senorita"/"Game Boy" (затонул)
"Аджигол" (разделан на металлолом)

3). О судьбе теплоходов "Сарыч", "Аю Даг", "Ай Тодор", "Алупка" и "Артек" по прежнему остаётся ничего не известно в том смысле, что неизвестно дожили ли они до наших дней или нет, и отсутствуют хоть какие-нибудь минимальные подробности кроме их нескольких переименнований, сделанных ещё в СССР в 1960-е - 1990-е годы.


16.08.2009

yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Судьба теплохода "Аджигол"

Сообщение yan »

Для взаимосвязи тем об однотипных пассажирских судах типа "Алупка"

- тема о теплоходе "Алушта" (1960 г. постр., второе судно серии): viewtopic.php?f=13&t=646

- тема о теплоходе "Аджигол" (1961 г. постр., третье судно серии): viewtopic.php?f=13&t=636

- тема о теплоходе "Ай-Петри" (1962 г. постр., пятое судно серии): viewtopic.php?f=13&t=629

- тема о теплоходе "Гурьев", ныне "Veten" (1963 г. постр., седьмое судно серии): viewtopic.php?f=13&t=644

- тема о теплоходе "Юность", бывш. "Абрау-Дюрсо" (1964 г. постр., девятое судно серии): viewtopic.php?f=13&t=978

- тема о теплоходе "Соловки"(1964), бывш. "Ванемуйне", бывш. изначально "Артек" (1964 г. постр., десятое судно серии): viewtopic.php?f=13&t=1226

- тема о теплоходе "Кара-Даг", позже "Адмирал Лунин" (1965 г. постр., одиннадцатое судно серии): viewtopic.php?f=13&t=700
Последний раз редактировалось yan 18 сен 2014, 19:25, всего редактировалось 1 раз.
Причина: Внесение дополнения. Модератор

Ответить