Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"

Сообщение yan »

О теплоходах "Дагестан"(1933) и "Туркменистан" известно, к сожалению, не много. Нет точных сведений об завершении их биографий и даже в некоторых их основных данных пока есть то, что вызывает вопросы. Тем не менее, ведь оба эти судна были, они занимают и целую главу в истории линейного пассажирского судоходства в Каспийском Море и несут несколько важных титулов в истории морского пассажирского флота СССР в целом.

Оба судна были практически однотипные - теплоход "Туркменистан" был судном немного большим по тоннажу чем теплоход "Дагестан". Оба судна были построены по сконцептированной для Каспийского Моря модификации проекта судов типа "Абхазия"(1927) (т.е. т.н. "Крымчаков") и они вполне заслуживают наименования "Каспийские Крымчаки". И "Дагестан" и "Туркменистан" однако, существенно уступали по тоннажу классическим "Крымчакам" - судам типа "Абхазия"(1927).

О теплоходе "Дагестан" известно то, что его тоннаж составлял 2575 тонн, длина - 90 метров, ширина - 12,8 метров, судно обладало двумя дизельными моторами и могло развивать скорость до 14 узлов. В некоторых источниках судоверфью постройки "Дагестана" значится судоверфь "Коломна" в городе Коломна, СССР - что вызывает ряд вопросов о том, могло ли быть такое крупное судно построено на указанной судоверфи и могло ли оно по реке Ока пройти к впадению Оки в Волгу. Год постройки и ввода в эксплуатацию теплохода "Дагестан" - 1933.

О теплоходе "Туркменистан" известно то, что его тоннаж составлял 2825 тонн, длина - 90 метров, ширина - 12,8 метров, судно обладало двумя дизельными моторами и могло развивать скорость до 13,7 узлов. Судоверфь постройки - "Красное Сормово", Горький (ныне - Нижний Новгород), СССР. Год постройки и ввода в эксплуатацию теплохода "Туркменистан" - 1936. Есть сведения о том, что название "Туркменистан" было не первым названием судна. Возможно изначально оно называлось "Туркистан".

Оба судна вошли в состав Совторгфлота Баку (позже - Каспийское Морское Пароходство), их портом-приписки стал Баку. И "Дагестан" и "Туркменистан" приступили к регулярным пассажирским рейсам на почтовой линии Баку - Красноводск. Нужно ли говорить о всей значимости этой линии в те годы - она являлась составной частью практически единственного пути, связывавшего западную часть СССР со Средней Азией.

Если знаменитый турбоэлектроход "Вячеслав Молотов" (позже - "Балтика") стал последним морским пассажирским судном перед Войной 1941-1945, построенным для СССР заграницей, то теплоход "Туркменистан" стал последним крупным морским пассажирским судном, построенным перед Войной 1941-1945 в СССР. После этого в СССР не будут строить крупные морские пассажирские суда на протяжении как минимум двух десятилетий. И "Дагестан" и "Туркменистан" были одними из самых современных морских пассажирских судов, которыми обладал СССР к началу Войны 1941-1945. И к началу лета 1941 года - самыми современными и совершенными на Каспийском Море.

Есть также предположения, что теплоход "Дагестан" мог обслуживать и другие линии в Каспийском Море, например Баку - Махачкала и Баку - Астрахань.

Во время Войны 1941-1945 значение линии Баку - Красноводск и обоих судов, на ней работавших, ещё больше увеличилось, особенно в период 1942 - 1943 годов, когда эта была практически единственная относительно-безопасная дорога, связывавшее Закавказье с остальной страной. Суда перевозили военнослужащих, раненных, эвакуируемых, беженцев, доставляли почту и важные грузы.

С ноября 1941 года по сентябрь 1944 года капитаном теплохода "Туркменистан" была прославленный Одесский Капитан Берта Яковлевна Рапопорт (1914-1967).

На момент окончания Войны 1941-1945 теплоходы "Дагестан" и "Туркменистан" стали вместе с турбоэлектроходом "Вячеслав Молотов" (позже - "Балтика") и теплоходом "Крым" наиболее современными крупными морскими пассажирскими судами СССР, пережившими войну и двумя самыми современными в СССР, встретившими конец войны в эксплуатации.

После окончания войны оба судна возвратились к обычному ритму работы, который был до войны. В основном они работали на традиционной для них линии Баку - Красноводск, иногда совершая рейсы и между другими портами Каспийского Моря. По одной из версий, ряд деталий этих судов мог послужить прототипом к созданию в 1959 году пассажирского теплохода "Киргизстан" - головного судна известной серии из девяти судов.

Постепенно на Касийское Море пришли и новые суда более современной постройки. Это, во-первых и в 1959 году вышеупомянутый теплоход "Киргизстан", и пять железнодорожно-пассажирских паромов типа "Советский Азербайджан", построенных для обслуживания линии Баку - Красноводск и трансформации её в настоящую железнодорожно-пассажирскую паромную переправу. Начиная с 1962 года до конца 1960-х годов каждые два года новый паром этого типа вводился в эксплуатацию. И к середине 1960-х годов уже не требовалось наличие на линии Баку - Красноводск сразу двух судов - "Дагестан"(1933) и "Туркменистан", а к началу 1970-х годов уже не требовалось и их обоих.

После середины 1960-х годов следы теплохода "Дагестан" теряются. Долгое время о том, как завершилась судьба этого судна не было известно вообще ничего. Теплоход "Туркменистан" находился в эксплуатации на Каспийском Море ещё как минимум до 1970-го года включительно. После 1970-го года следы теплохода "Туркменистан" также теряются. Долгое время о том, как завершилась судьба и этого судна не было известно вообще ничего. И лишь недавно, по неподтверждённой версии одного из источников, теплоход "Дагестан" был разделан на металлолом в Баку в 1960-х годах, а теплоход "Туркменистан" был разделан на металлолом в Баку в 1970-х годах.

При этом следует указать то, что в северных регионах СССР на рубеже 1960-х - 1970-х годов существовало гражданское судно с названием "Дагестан" и того, что это был т.н. "Каспийский Крымчак", теплоход "Дагестан"(1933) исключать пока нельзя как и утверждать данный факт.

Пока более точно о завершении судьбы обоих судов ничего сказать нельзя. Точно можно сказать лишь то, что по состоянию на 1979 год в составе гражданского морского флота СССР не существовало судов с названиями "Дагестан" и "Туркменистан".


Вскоре здесь будут подключены фотографии судов "Дагестан" и "Туркменистан".

Мы просим пополнить наши сведения всех, кому что-нибудь известно о двух данных судах - теплоходах "Дагестан"(1933) и "Туркменистан", и об их судьбе.


ЯнПи
Штутгарт, 16.02.2010

Юрий
Пассажир 3-го класса
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 18:32

Re: Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"

Сообщение Юрий »

Здравствуйте Ян! Небольшое дополнение по "Дагестану" и "Туркменистану".
Экипаж теплохода «Дагестан» с первых месяцев войны перевыполнял план перевозки пассажиров и несколько месяцев подряд держал переходящее Красное знамя пароходства. В августе 1941 года «Дагестан» принимал участие в высадке десантных частей Красной Армии в Иране. В октябре 1941 года теплоходы «Дагестан» и «Туркменистан» были переданы медицинской службе КВФ. С 8 августа 1942 года они числились санитарными транспортами. Экипажи судов сумели увеличить грузоподъемность своих судов до 1600 т, обеспечив эвакоемкость транспортов в 200 человек. Команды своими силами в межрейсовый период проводили в 1942 году сложный ремонт арматуры, трубопроводов и двигателей.
До расформирования в феврале 1943 года «Дагестан» выполнил 39 эвакорейсов из Баку в Красноводск, перевезя 29673 человека. Иногда на борт принималось до 1100 эвакуируемых и раненых. «Туркменистан» за это же время выполнил 21 эвакорейс из Баку, Астрахани и Махачкалы в Красноводск. Общее количество эвакуированных –9900 человек. В 1943 году теплоходы активно использовались в буксировке несамоходных барж с воинскими грузами. За 1943 год они неоднократно выполняли все показатели Всесоюзного социалистического соревнования и завоевали вымпелы ГКО и Наркомморфлота. Так «Туркменистан» в течение года завоевывал первенство пять раз, а в 1944 году четыре раза. После окончания войны, капитально отремонтированные теплоходы снова вышли на линию Баку – Красноводск. В 1953 году они вошли в состав Каспийского морского пароходства. Теплоход «Дагестан» в 1959 году принимал на борт в одной каюте люкс 1 пассажира, в 13 каютах 1-го класса 26, в 23 каютах 3-го класса 190, в помещениях 4-го класса 86 и 229 палубных пассажиров. В 1963 году он был выведен из эксплуатации. Однако списанное судно еще несколько лет не передавалось на слом, а использовалось в качестве плавучей гостиницы (общежития). Теплоход «Туркменистан» пошел на слом в 1970 году.
С уважением Ю.Н.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"

Сообщение yan »

Юрий, большое Вам спасибо !

У меня вопрос. А есть ли утвердительные данные о том, что теплоход "Дагестан" был разделан на металлолом, и если есть, то где и примерно в каком году была произведена его разделка ?

С уважением и дружеским приветом
Ян

Юрий
Пассажир 3-го класса
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 18:32

Re: Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"

Сообщение Юрий »

Здравствуйте Ян! По "Дагестану" есть только данные по его использованию в качестве плавгостиницы. Время и место его разделки мне не известно. С уважением Ю.Н.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"

Сообщение yan »

Юрий !

Большое Вам спасибо за интересную информацию о теплоходах "Дагестан" и "Туркменистан" и за малоизвестные подробности их судьбы !

С уважением и дружеским приветом

Ян

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"

Сообщение yan »

Из обсуждения в аналогичной теме на Форуме Ассоциации речных путешественников "Мостурфлот" (www.forum.flot.su)


Александр Поперечный, 18.02.2010, 00:50 :

Изображение
Теплоход "Дагесатан"

Изображение
Теплоход "Туркменистан"


Пётр Горчаков, 18.02.2010, 20:51 :

И так - передо мной расписание СовМорФлота на навигацию 1971 года.
Линии Северного Морского пароходства обслуживают теплоходы:
Соловки
Буковина
Татария
Юшар
Акоп Акопян

линии Каспийского Морского пароходства - теплоходы
Киргизстан
Азизбеков
Гурьев (на время мотоочистки и ремонта т/х Азизбеков)
Названия паромов не приводятся.

Тоесть ни в Каспийском ни в Северном пароходствах Дагестана и Туркменистана нет.

По Балтийскому пароходству информация не приведена.

НО! В "Справочнике пассажира" (Трансжелдориздат, 1963) есть теплоход "Туркменистан", тоесть в 1963 - 1964 году т/х Туркменистан работал в Каспийском пароходстве.
Работал на экспресной линии Баку - Красноводск. Линия действовала с мая по сентябрь
Отправление из Баку - 18-00, Прибытие следующим утром в Красноводск - 7-00, отправление из Красноводска - 18-00, и после ночного перехода прибытие в Баку в 7-00.
Отпправление из Баку:
май - сентябрь - по четным дням.
Стоимость билета до Красноводска:
класс I - 7р 50к
класс II - 6р 30к
класс III - мягкий - 5р, жесткий 4р 20к
класс IV - 3р 40к
про т/х Дагестан - увы - ни слова.
В справочники пассажира (Транспорт, 1989) оба теплохода отсутствуют.
Надеюсь, что приведенная информация хоть немного поможет.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"

Сообщение yan »

В статье "Пассажирский Флот СССР" автора В.Басевича, опубликованной в журнале Морской Флот за 1972 год есть предложение, посвящённое теплоходам "Дагестан" и "Туркменистан":

Несколько позднее, в 1936 году, на заводе «Красное Сормово» построили два однотипных теплохода : « Дагестан » и «Туркменистан» вместимостью по 750 человек.

Здесь следует уточнить, что годом постройки теплохода "Дагестан" является 1933 год, и был ли он построен на судоверфи "Красное Сормово" или, всё же в Коломне на судоверфи "Коломна" - пока остаётся под вопросом.

Данные о том, что каждый из обоих теплоходов вмещал по 750 человек - вполне свидетельствуют об изначальной пассажировместимости этих судов.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"

Сообщение yan »

Алексей Сёмин, 27.02.2010, 23:23 :

По данным судам. Я сам сомневался сильно насчет Коломны, но хорошо что я сейчас в Измаиле и мой архив рядом со мной. Вот все сведения в документах, если там кто-то что-то сможет рассмотреть. Суть в том, что место постройки обоих судов Коломна. Года постройки только пляшут в разных источниках: 1932, 1933, 1935, 1936

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Источники по порядку:
1. История отечественного судостроения, том 4;
2,3,4 Морские транспортные суда (справочник) 1961 г.
5. Под флагом России

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"

Сообщение yan »

Алексей Сёмин, 27.02.2010, 23:41 :

А, вот выяснились и года постройки:
Цитата из книги "Теплоходы",Проф. Б.М. Лобач-Жученко Москва, 1938 г

Эти новые теплоходы на Каспийском море постройки Коломенского завода являются вполне современными, быстроходными и комфортабельными пассажирскими судами.
Теплоходы строились в 1932-1933 гг. в знаменитой "яме" Коломенского завода, давшего Волге и Каспию столько разнообразных теплоходов. Эти теплоходы до 1936 года достраивались в Баку.


Ну и дальше идет подробное техническое описание с чертежами, разрезами, видами и т.д.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"

Сообщение yan »

Алексей,

большое спасибо за твою уникальную информацию !

Могу предположить, что закладка первого судна в Коломне состоялась в 1933 году а завершение достройки второго судна в Баку - в 1936 году.

Ян

Ответить