Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий")

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий")

Сообщение yan »

Статья "Четыте сметри "Императора" ". Автор - Анатолий Галс

Изображение

Изображение
Из Одесской морской прессы начала 1997 года. Коллекция Яна Пичиневского


Изображение
Пароход "Император Пётр Великий"
Открытка. 1913 (после ввода в эксплуатацию) - середина 1914 (начало Первой Мировой Войны)

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий")

Сообщение yan »

Из книги "Флагманы океанов" авторов Г.Каймашников, Р.Короткий, М.Нейдинг
Издательство "Маяк", Одесса, 1986 год
Раздел "Под флагом Родины", глава "Возрождение", страницы 109, 110

Расскажем биографию ещё одного дальневосточного пассажирского парохода, который пришёл во Владивосток в 1953 г. после восстановительного ремонта в ГДР. Судьба его тоже необычна, а свою историю судно ведёт с 1913 г. Оно было построено по заказу РОПИТа в Глазго(Англия) и названо "Император Пётр Великий". В то время это было одно из лучших судов и ходило со скоростью 16 узлов. В первую мировую войну "Император Пётр Великий" стал госпитальным судном но был торпедирован и потоплен кайзеровской подводной лодкой, для командира которой ничего не значил отчётливо видный в перископ красный крест на безоружном судне. Долгое время пароход пролежал на дне Чёрного моря. После того, как водолазы ЭПРОНа подняли судно, его поставили на восстановительный ремонт в Одесском судоремонтном заводе.

В 1941 г. работы на пароходе были закончены, и он получил новое имя "Якутия". Однако судну не пришлось сделать ни одного рейса. По решению командования Одесского оборонительного района, пароход "Якутия" стал искусственной преградой на путях кораблей противника - судно затопили на подходе к порту. Во время временной оккупации Одессы пароход был поднят и уведён за границу.

После окончания войны судно отбуксировали в ГДР, отремонтировали, и оно вошло в состав пассажирского флота Дальневосточного пароходства.

Железный дорожник
STAFF, штурман
Сообщения: 623
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00

Re: Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий")

Сообщение Железный дорожник »

Правый столбец обрезан к сожалению.

Фото парохода "Император Петр Великий" - во время Первой Мировой Войны он был госпитальным судном:
Изображение
фото из коллекции Виталия Костриченко
Орда не дремлет! Орда зла!

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий")

Сообщение yan »

Пётр, большое тебе спасибо за красивую фотографию !

Ян

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий")

Сообщение yan »

Статья "Якутия"
Из книги: "Schiffe der Welt. Welt der Passazhierschiffe unter Hammer und Sichel".
Автор: Claus Rothe

Издательство: "Busse Seewald"/"DSV-Verlag GmbH", Hamburg (Гамбург).
Год издания: 1994.
Страница: 53.

5947 BRT; максимальная длина: 120,3 метров; ширина: 15,7 метров; две паровые машины "John Brown"; 5800 лош. сил (2800 кВт); скорость: 14 узлов; 2 винта; пассажиров: 418 человек; экипаж: 155 человек

Это пассажирское судно может по-праву быть названо ветераном в истории Советского пассажирского судоходства. По заказу Российского правительства судно "Император Пётр великий" было построено (завершено) в 1913 году на судоверфи John Brown & Co. Ltd. в Шотландском городе Clydebank. На той же самой судоверфи было спущено со стапеля ещё три однотипных с "Императором Петром Великим" судна. Судоходная компания "Russian Steam Navigation Co." предполагало эксплуатацию судна на грузопассажирской линии между Чёрным Морем и Ближним Востоком. Однако с началом Первой Мировой Войны в августе 1914 года поле деятельности "Императора Петра Великого" изменилось, потому что он стал использоваться как госпитальное судно. Летом 1916 года при возвращении в Одессу судно было торпедировано и затонуло возле Румынского побережья.

Здесь судно пролежало в течении 21 года на глубине 28 метров, до того как в 1937 году оно было поднято и отбуксировано на ремонтно-восстановительные работы в Одессу. В Советской газете "Морской Транспорт" от 4 апреля 1939 года было опубликовано следующее сообщение: " Как тяжелобольной, который благодаря героическим действиям врачей возвращается к жизни, пароход "Пётр Великий" был отбуксирован в Одессу после того как он был поднят с морского дна... Большие наросты ржавчины скрывают судовой корпус и все металлические детали. Целые колонии устриц покрывают киль, винты и дымовую трубу. Древесина поручней и лестниц изъедена". В таком состоянии капитан Владимир Яковлевич Плаушовский (Плаушевский ? - ЯП) перенял судно, которое после подъёма получило название "Пётр Великий".

Однако восстановителъные работы на "Петре Великом" были прерваны из-за начала Второй Мировой Войны (Войны 1941-1945 ? - ЯП). По стратегическим соображениям судно было потоплено на фарватере возле входа в Одесский Порт. Благодаря этому порт блокировался. После того как Одесса была оккуприрована, "Пётр Великий" в 1942 году был поднят и в качестве военного трофея переведен в Румынию. После окончания войны судно снова попало под юрисдикцию СССР. С 26 октября 1950 года по 31 декабря 1952 года на судоврефи "VEB Warnow-Werft" в Варнемюнде (ГДР - ЯП) было осуществлено восстановление судна. Переименнованное в "Якутия", оно было затем переведено на Дальний Восток. С Владивостоком как портом-приписки, "Якутия" стала эксплуатироваться на пассажирской линии Владивосток - Корсаков (на юге Сахалина). Кроме работы на линиях, где вместе с пассажирами перевозились и большие массы груза, судоходная компания (Дальневосточное Морское Пароходство - ЯП) иногда использовало судно-ветерана для выполнения круизов вдоль Тихоокеанского побережья СССР. 18 августа 1970 года "Якутия" (5878 BRT) была окончательно выведена из эксплуатации. Годом позже был осуществлён перевод судна из Владивостока в Находку, где судно, кроме прочего, использовалось как плавучее помещение для заключённых.
Последний раз редактировалось yan 25 апр 2010, 11:56, всего редактировалось 3 раза.
Причина: Коррекция змеченной ошибки, изначально допущенной при наборе текста перевода статьи

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий")

Сообщение yan »

Изображение
Пароход "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий")

Страница о пассажирском пароходе "Якутия" (бывший "Император Пётр Великий") на сайте исторического Реестра Флота Дальневосточного Морского Пароходства: http://ntic.msun.ru/ntic/exhibition/fes ... /f813.html

farmacevt
Новый человек на судне
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 15:03

Re: Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий")

Сообщение farmacevt »

Ян - спасибо за статью. Капитан, конечно, Плаушевский. Н.В.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий")

Сообщение yan »

Изображение
Пароход "Якутия"
На этой уникальной фотографии, сделанной в период с декабря 1952 по январь 1953 годов судно запечатлено в территориальных водах ГДР после ввода в эксплуатацию после завершения капитально-восстановительного ремонта и оставления судоверфи "Warnow-Wreft". Из архива судоверфи "Warnow-Wreft". Коллекция Клауса Роте (Claus Rothe)

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий")

Сообщение yan »

И всё же, у меня есть вопросы по истории парохода "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий"), которые пока остаются открытыми. Хочу их перечислить.

1). Какой был самый первый порт-приписки судна, в 1913-1914 годах, Одесса или Владивосток ?
2). Успел ли совершить "Император Пётр Великий" рейсы по линии Одесса - Владивосток, если успел, то сколько рейсов, и по сколько времени они длились ?
3). В первой статье (автор: Анатолий Галс) пишется, что судно затонуло вблизи Варны, а в третей (автор: Клаус Роте) пишется, что возле Румынского побережья. Согласуются ли эти два утверждения ? Не помню уже сейчас, и нет под рукой карт - в 1916 году побережье возле Варны могло ли принадлежать Румынии ? Может входе военных действий там была линия фронта ?
4). Возможно ли такое, что в 1938 году СССР мог быть допущен к выполнению работ по подъёму судна у побережья Болгарии или, тем более - Румынии ? Ведь на 1938 год и на начало 1939 года приходится период самых худших в довоенное время отношений между СССР и этими странами.
5). Как я понимаю, название "Якутия" судно получило уже после окончания Войны 1941-1945, когда было ясно, что бывший "Император Пётр Великий" будет работать на Дальнем Востоке. А вот, как предполагалось использовать судно в 1938-1941 годах после того, когда ремонт на нём завершится ? То есть, какие долгосрочные планы с ним были связаны в 1938-1941 годах (между тем как его подняли и тем, когда началась Война 1941-1945) ?

Может быть, кто-нибудь сможет ответить на эти вопросы - я буду признателен.

Ян
Последний раз редактировалось yan 24 апр 2010, 22:53, всего редактировалось 8 раз.
Причина: Вопросы по Владивостоку в качестве порта-приписки п/х "Имп. Пётр Великий" и возможности его работы на линии Одесса - Владивосток были подняты мной ошибочно, в результате ошибки, изначально допущенной при наборе текста перевода третьей статьи

farmacevt
Новый человек на судне
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 15:03

Re: Статьи о пароходе "Якутия" (бывш. "Император Пётр Великий")

Сообщение farmacevt »

1. Пароход "Император Петр Великий" получен РОПиТ от заказчика в декабре 1913 г. Порт приписки - Одесса (№ 701). Эксплуатировался на РОПиТовской Александрийской линии: Одесса - Константинополь - Пирей - Смирна - Александрия ("короткой" Александрийской). Информация - в том числе из современных событиям рекламных буклетов с расписанием. Возможно, что судно также выполняло рейсы на двухнедельной Александрийской линии, с большим числом заходов.
2. До ПМВ судно из Чернорморско-Средиземноморского региона не отлучалось. В одесских газетах этого периода об океанских вояжах всего семейства "Императоров" - ни гу-гу. Да и вообще походы пассажирских судов на Дальний Восток - не тема РОПиТа с конца 19 в. Можете поверить на слово.
3. 17 февраля (вот не знаю по какому стилю) 1920 года следуя из Варны в Одессу в районе, севернее мыса Калиакра, судно наскочило на мину и в результате полученной пробоины через 28 часов затонуло. Место затопления действительно находится на границе между Румынией и Болгарией.
4. Мне неоднократно попадались ЭПРОНовские источники (сейчас нет под рукой, поэтому со ссылками нужно обождать), которые, в том числе, указывали на прямое противодействие властей Болгарии и Румынии на всех этапах операции по подъёму судна, начавшейся с обследования летом 1936 г. Во всяком случае до августа 1937 года ждали высочайшего соизволения на производство работ от болгарского Бориса и румынского Кароля. Ну и "вредили" местные по-немногу: эпроновцев на берег не пускали, с водой и продовольствием тоже были проблемы по ценам, поэтому снабжались из Одессы. А вообще обо всем этом - у Фотия Крылова (начальник главного управления ЭПРОН) где-то писано... Когда осенью 1938 г. судно подняли - праздник, радости эпохальные... В те годы - пан или пропал, за подъемом-то не только профильные специалисты наблюдали.
5. Восстановительный ремонт судна производили на заводе Марти. Насколько я знаю весной 1941г. шла речь о готовности корпуса и установке главного двигателя. А вот с остальным не успели. Поэтому насчет долгосрочных планов - вопрос.
Буду очень рад, если оказался полезен. О самом судне довольно полно можно прочесть у Ю.Н.Трифонова и Б.В.Лемачко "Русское общество пароходства и торговли. 1856-1932 годы. Краткий исторический справочник". Санкт-Петербург, 2009, 180 с. С уважением Н.В.

Ответить