Гибель теплохода "Белосток"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Гибель теплохода "Белосток"

Сообщение yan »

Гибель грузопассажирского теплохода "Белосток"
(Было составлено и впервые опубликовано в 2007 году к 65-Летию со дня гибели судна. Публикуется на Форуме "Круизник.Ру" 9 мая 2010 в ознаменование 65-Летия Победы)

Сегодня ночью (18. -19.06.2007) исполнится 65 лет со дня гибели грузопассажирского теплохода "Белосток".

Это судно было построено в 1933 году в Испании, изначально было Испанским и называлось "Ciudad de Ibiza". Его тоннаж составлял 2290 BRT, длина - 75,90 метров, пассажировместимость в мирное время - 75 человек ( в Испании ), максимальная скорость достигала 12 узлов. В СССР это судно было введено в эксплуатацию в 1938 году и получило новое название - "Белосток".

Изображение
Теплоход "Ciudad de Ibiza" (будущий "Белосток"). Фото 1930-х годов

Изображение
Теплоход "Ciudad de Ibiza" (будущий "Белосток"). Фото 1930-х годов

Шла Война 1941-1945, и судно было конвертировано в военно-транспортное. В этот период (июнь 1942 года) завершалась оборона Севастополя, и "Белосток" в числе других военно-транспортных судов осуществлял сообщение между осаждённым с суши городом и Советскими Черноморскими портами на Кавказе. Рейсы становились всё опаснее и труднее. В ночь с 17 на 18 июня 1942, "Белосток" буквально прорвался в Севастополь с грузом боеприпасов и продовольствия. Судно пришвартовалось к причалу в бухте Южная. "Белосток" стал последним чисто-транспортным судном, которое смогло прорваться в Севастополь до его оставления в начале июля 1942. К вечеру 18 июня на борт судна было принято несколько сот раненных и эвакуируемых. По различным данным, на этом небольшом судне находилось свыше 800 человек. В 21:30, 18.06.1942, "Белосток" вышел из Севастополя в составе судов сопровождения. В 01 час 48 минут 19.06.1942, в 20 милях к югу от мыса Фиолент, конвой судов в составе теплохода "Белосток" подвергся атаке торпедных катеров ВМФ Италии. В результате попадания одной из торпед "Белосток" получил большую пробоину и достаточно быстро затонул. Когда на суда сопровождения начали подбирать находившихся в воде людей, с Итальянских катеров был открыт пулемётный огонь по спасавшимся, но эта атака была отбита ( с судов сопровождения ). Удалось спасти и поднять на суда сопровождения 157 человек. По различным данным погибло свыше 680 человек.

Теплоход "Белосток" затонул в точке с координатами 44°08'Северной Широты и 33°35'Восточной долготы. Судно не поднято и до настоящего времени не обнаружено. Минимальная глубина Чёрного Моря в этом месте составляет 230 метров, и останки теплохода "Белосток" лежат в сероводородном слое.

Светлая память по всем погибшим в этой морской катастрофе...


ЯнПи
18.06.2007

Юрий
Пассажир 3-го класса
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 18:32

Re: Гибель теплохода "Белосток"

Сообщение Юрий »

Здравствуйте Ян! По "Белостоку" у меня есть небольшая справочка
Товаропассажирский теплоход
Черноморского государственного морского
пароходства «Белосток»
По заказу испанской средиземноморской компании «Cia Trasmediterranea» в 1933 году на верфи «Union Naval de Levante SA» в Валенсии (Испания) был построен товаропассажирский теплоход «Ciudad de Ibiza». Водоизмещение теплохода 2168 тонн (2034 брт), длина 75,9 м, ширина 11,14 м, осадка 5,2 м. Энергетическая установка из двух дизелей Круппа общей мощностью 1500 э.л.с. обеспечивала судну скорость хода в 12,5 узла. Дальность плавания экономическим ходом (10,7 узл.) составляла 4650 миль. Экипаж 35 человек. После ввода в строй теплоход совершал рейсы на Канарские острова, доставляя туда каждым рейсом 230 пассажиров и 260 тонн грузов. Во время гражданской войны с 1936 года теплоход использовался в качестве транспорта республиканского флота Испании. В июле 1938 года по договоренности правительств республиканской Испании и СССР «Ciudad de Ibiza» прибыл на Черное море с детьми, вывезенными из охваченной гражданской войной Испании. Детей распределили в детские дома Одессы и Херсона, а конфискованный Советским Союзом теплоход как транспорт передали Черноморскому флоту. Там он в июле 1938 года получил наименование «Транспорт № 4». В октябре 1939 года «Транспорт № 4» передали Черноморскому государственному морскому пароходству и переименовали в «Белосток». Он стал обслуживать Крымско-Кавказскую линию с заходом в небольшие порты – Евпаторию, Керчь, Анапу, Очамчире. Рейс длился 10 суток. После начала Отечественной войны теплоход, имеющий уютную кают-компанию, пассажирские каюты и кубрики, обставленные красивой мебелью из красного дерева, был мобилизован и переоборудован под плавучую базу 2-й бригады торпедных катеров Черноморского флота. С 12 августа 1941 года «Белосток» был переведен в отряд санитарных транспортов. Медицинский персонал состоял из 3 врачей, 10 медсестер и 2 санитаров. С 30 августа 1941 года теплоход начал доставлять в осажденную Одессу маршевые пополнения и боеприпасы, увозя раненых и эвакуируемых.
После оккупации Крыма огненные рейсы продолжились в Севастополь. При возвращении оттуда 12 июня 1942 года и, имея на борту более 400 раненых и 70 эвакуируемых, в 90 милях к югу от мыса Меганом, «Белосток» был атакован шестью торпедоносцами. Тральщики и сторожевые катера своим огнем сбили самолеты с боевого курса. Все 12 торпед прошли мимо цели. Устранив повреждения и приняв новое пополнение в Новороссийске, 17 июня 1942 года теплоход снова пошел в Севастополь. Там под обстрелом и бомбежкой, приняв на борт 500 раненых и 200 эвакуируемых, в 21 час 30 минут 18 июня «Белосток» в охранении базового тральщика «Т-408» и пяти сторожевых катеров вышел в море. На фарватере № 3, в 20 милях южнее мыса Меганом, конвой был атакован тремя немецким торпедными катерами. От одной торпеды судну удалось уклониться, но другая с ТК «S-102» разворотила борт теплохода и в 01 час 48 минут 19 июня 1942 года «Белосток» скрылся под водой. (44° 08' N, 33° 35' E). Корабли охранения подобрали из воды 79 моряков, 75 раненых и 3-х эвакуируемых. Погибло по различным данным от 651 до 680 человек. После этого трагического рейса в Севастополь пробивались только боевые корабли, а до конца обороны только подводные лодки и транспортные самолеты.
Всего «Белосток», выполнил 19 эвакорейсов, в 1941 году - 9, в 1942 году – 10. Из Одессы – 6 (1920 чел.), из Севастополя – 11 (3389 чел.), с Керченского полуострова – 2 (633 чел.). Общее количество эвакуированных 5942 человека, из них 615 (10,5 %) лежачих раненых и больных.

Нестыковки мелких деталей в справках у Вас и у Меня надо бы обговорить. И очень жаль отсутствие фото "Белостока". Если у кого то есть приличное его фотография не пожалейте ВЫЛОЖИТЕ.
С уважением Ю.Н.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Гибель теплохода "Белосток"

Сообщение yan »

Здравствуйте, Юрий !

Большое Вам спасибо за интереснейшие подробности о судьбе теплохода "Белосток" !

Нестыковок в наших версиях, кажется, нет - у Вас намного более полная версия чем у меня, фактов в Вашей версии намного больше. Фотографий судна именно как "Белосток" пока нет, но будем продолжать вести поиск.

С уважением и дружеским приветом
Ян

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Гибель теплохода "Белосток"

Сообщение yan »

Здравствуйте, Юрий !

В телефонном разговоре с Виталем Темнышовым из Одессы я спросил о том, чьи катера (Итальянские или Германские) произвели атаку на теплоход "Белосток", приведшую к его гибели.

Виталий Темнышов сообщил, что существуют обе версии, но всё же многие склоняются к тому мнению, что больше вероятности, что эти катера были Германскими.


С уважением и дружеским приветом
Ян

Юрий
Пассажир 3-го класса
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 18:32

Re: Гибель теплохода "Белосток"

Сообщение Юрий »

Здравствуйте Ян! Спасибо за подтверждение версии о причастности к гибели "Белостока" именно германского катера. С уважением Ю.Н.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Гибель теплохода "Белосток"

Сообщение yan »

Здравствуйте, Юрий !
Юрий писал(а):Спасибо за подтверждение версии о причастности к гибели "Белостока" именно германского катера.
О подтверждении потопления теплохода "Белосток" именно Германским катером сказать ничего не могу.

Речь идёт о том, что существуют две версии: одна - о потоплении Итальянскими катерами, другая - о потоплении Германскими катерами. И так как, скорее всего, обе версии существуют с момента самого потопления "Белостока", то какого-то 100% конкретного ответа на этот вопрос дать пока не возможно и врядли уже возможно когда-нибудь будет.

Но, видимо, в силу совокупности каких-то косвенных обстоятельств, можно говорить о том, что версия о потоплении Германскими катерами выглядит обоснованнее.


С уважением и дружеским приветом
Ян

Klaus
Новый человек на судне
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 22 май 2010, 15:04

Re: Гибель теплохода "Белосток"

Сообщение Klaus »

Извините, что вмешиваюсь.
А почему именно торпеда с S-102 не устраивает? Вроде как не подвергалось сомнению... Можно попросить уважаемых участников привести какие-либо данные о потоплении БЕЛОСТОКа итальянцами (кроме итальянских источников - ибо врут, как правило, всегда)? Хотелось бы ясности...

Klaus
Новый человек на судне
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 22 май 2010, 15:04

Re: Гибель теплохода "Белосток"

Сообщение Klaus »

Юрий писал(а): И очень жаль отсутствие фото "Белостока". Если у кого то есть приличное его фотография не пожалейте ВЫЛОЖИТЕ.
С уважением Ю.Н.
Когда-то отправлял это фото Б. Лемачко - у Вас наверняка есть. Увы, лучше пока не нашел.
Изображение

Юрий
Пассажир 3-го класса
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 18:32

Re: Гибель теплохода "Белосток"

Сообщение Юрий »

Здравствуйте Klaus ! Спасибо за фото "Белостока". Однако надеюсь, что найдется все таки оригинал с которого сделана эта копия. И если не трудно выложите фото Ардеала как Урал. Я раньше его не видел. С уважением Ю.Н.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Гибель теплохода "Белосток"

Сообщение yan »

Здравствуйте, Klaus !

Во-первых рад приветствовать Вас на форуме "Круизник" и поблагодарить Вас за то что пришли к нам. Оставайтесь с нами !

Во-вторых благодарю Вас за публикацию фотографии теплохода "Белосток" !

Что касается сосуществования двух различных версий о принадлежности катеров, совершивших торпедную атаку на теплоход "Белосток" в ночь с 18 на 19 июня 1942 года, приведшую к его гибели, то это, скорее всего по времени происходит (существование двух версий) с момента гибели судна. Вероятно, когда ночью происходила та атака, то однозначно установить принадлежность катеров не удалось. И затем одни из спасшихся свидетелей утверждали о том, что катера были Германскими, другие спасшиеся свидетелеи могли утверждать, что это были Итальянслкие катера. Скорее всего, впоследствии документально подтвердить или опровергнуть какую-либо из этих двух версий не оказалось возможным. И именно с тех пор и сосуществуют эти две версии. Стало быть, в данной ситуации можно делать какие-либо выводы лишь на основе косвенных сведений и их совокупности.

В последнее время энтузиасты считают, что логичнее - версия о том, что катера были Германскими.

Ответить