Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходства.
Модератор: yan
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходства.
Этот пароход в те времена в Беломорско-Онежском пароходстве был флагманом буксирного флота. Настоящий морской буксир. Самый мощный буксирный пароход БОПа. Беломорский спасатель, в активе которого дальние рейсы в Арктику и несколько сложных операций по спасению судов. И поэтому, когда мне, курсанту Петрозаводского речного училища нужно было пройти очередную практику, я выбрал "Титан". На судах типа-река-море я уже поработал. Но душа по-прежнему тянулась к буксирам. И я уехал в Беломорск. Диспетчер поведал, что "Титан" находится в Кандалакше и рекомендовал догонять его на попутном "Волго-Балте". Тогда, в начале 1970-х "Волго-Балты" из Череповца в Кандалакшу ходили как рейсовые автобусы. Несколько судов в сутки. И проблемы добраться на очередном следующем в Заполярье рудовозе для направленного училищем практиканта, не было. Вскоре я уже дремал в отдельной каюте "Волго-Балта-16", гостеприимно устроенный на 18 часов пути старшим помощником попутного сухогруза.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 03 май 2018, 21:48, всего редактировалось 7 раз.
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходст
Я догнал "Титан".Он стоял на якоре на рейде Кандалакши. А эти снимки сделаны в Беломорске. В 1970-е годы Беломорский эксплуатационный участок Беломорско-Онежского пароходства был жалован громким статусом морского порта. Вероятно, это было связано с резко возросшим потоком судов. выходящих в Белое море. Именно администрация морского порта имела право разрешения выхода в море множеству "Волго-Балтов", "Балтийских", "Онежских" . Ежегодно целые караваны судов перегоняла в Сибирь и на Дальний Восток Экспедиция специальных морских проводок Министерства речного флота РСФСР. Нередко шли каналом рыболовные суда: и те, что строили в Петрозаводске, и перегоняемые с Балтики на Север.
Шли с Волги в Кандалакшу и обратно специализированные "Нефтерудовозы".
Впрочем, облик морского порта Беломорск изменился в 1970-1980-е годы мало. Несмотря на солидное наименование, порт выглядел невзрачно: несколько деревянных причалов, поселок Шижня, состоящий из неблагоустроенных деревянных домиков, мастерские, сохранившиеся со времен ГУЛАГа и все это на противоположном городу, правом берегу Беломорско-Балтийского канала. На фотографиях заметен захламленный фон причала морского порта. Кстати, акватория порта находилась перед последним 19 шлюзом канала и для выхода в море нужно было прошлюзоваться. Далее шел достаточно длинный морской канал, справа от канала, если идти с моря, располагался Беломорский морской рыбный порт,где базировалась часть судов Беломорской базы гослова.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 08 сен 2016, 15:41, всего редактировалось 4 раза.
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходст
Еще один снимок буксирного парохода "Титан", сделанный в июле 1973 года в морском порту Беломорск. "Титан" принадлежал к серии судов проекта 854. Его характеристики даны в теме "Морские буксиры, построенные в Финляндии". Проект был разработан в СССР еще до второй мировой войны, однако буксиры довоенной постройки приобрела Германия. Только после подписания мирного договора между СССР и Финляндией пароходы проекта 854 стали массово поставлять в Советский Союз сначала как репарационные, а после 1952 года - по торговому соглашению. Всего в СССР Финляндия поставила во второй половине 1940-х - 1950-х годах около 200 буксиров. Шли эти суда работать в ММФ, МРХ, МРФ и как вспомогательные обеспечения - в Военно-морской флот. Рыбаки называли буксиры по названию головного - "МУРМАНРЫБА", в Минморфлоте это были суда типа "АПОЛЛОН", в Минречфлоте прижилось название серии - "большие финны".
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 03 май 2018, 22:07, всего редактировалось 3 раза.
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходст
Снимок несколько в ином ракурсе. Виден левый берег Беломорско-Балтийского канала. На корме парохода - порт приписки Архангельск, хотя при ближайшем рассмотрении под надписью видны наваренные буквы: Ленинград. Вероятно, первоначально пароход предназначался балтийцам, хотя по другим данным он два года работал в Северном морском пароходстве и успел сходить в Магадан. Год постройки судна - 1954-й.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 03 май 2018, 22:11, всего редактировалось 2 раза.
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходст
Порт Кандалакша летом 1973 года. Именно отсюда возили многочисленные "Волго-Балты" железно-рудный концентрат в Череповец. Зачастую до Кандалакши эти сухогрузы шли в балласте. Проблему дальних балластных пробегов решили, построив серию судов типа "Нефтерудовоз". "Нефтерудовозы" в Кандалакшу доставляли топливо с Волги и их рентабельность была выше, чем у теплоходов типа "Волго-Балт". Стояли в порту под обработкой и морские сухогрузы. "Титан" брал в этом порту лихтеры-двухтысячники с лесом на Беломорск.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 03 май 2018, 22:12, всего редактировалось 2 раза.
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходст
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 03 май 2018, 22:21, всего редактировалось 2 раза.
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходст
Так выглядят на морской навигационной карте подходы к 19 шлюзу Беломорско- Балтийского канала. К сожалению, у меня нет морской навигационной карты всего Белого моря.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 05 май 2018, 03:25, всего редактировалось 3 раза.
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходст
Чаще всего "Титан" бывал в недальней Кеми, точнее, в Рабочеостровске. Там находился достаточно крупный лесозавод. Продукция лесозавода шла во многие страны и в Рабочеостровске всегда грузились лесовозы различных морских пароходств и карельского Беломорско-Онежского пароходства. Морские суда шли из Белого моря направо, вокруг Скандинавии, БОПовские - через канал, Онего и Ладогу - в Балтику, либо через Волго-Балт и Волгу в Черное и Средиземное моря
. "Титан" брал в Кеми лихтеры до Беломорска, далее эстафету принимали буксиры типа "Шлюзовой" и вели лихтеры по ББК в Сегежу или Кондопогу. В лихтерах перевозили т.н. "балансы" - круглый лес для целлюлозно-бумажной промышленности Карелии.
На снимке - в порт Кемь пришел за грузом лесовоз СМП "Колымалес"
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 06 май 2018, 22:23, всего редактировалось 3 раза.
Re: Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходства.
Виталис, большое Вам спасибо за интересную новую тему о необычном и красивом судне, буксире "Титан" !
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходства.
Спасибо, Ян. "Титан" действительно был лаконично красив. Сейчас я вернулся из Суоми. Впечатлений много. Был в Савонлинна на старинной паровой шхуне "Салама". Придется открыть еще одну тему...