Статья о теплоходе "Николай Островский", бывш. "Чайка"(1931)
Добавлено: 18 апр 2011, 18:38
Товаропассажирский теплоход
Азовского государственного морского пароходства
«НИКОЛАЙ ОСТРОВСКИЙ»
Теплоход «Чайка» перед спуском на воду, 1930 год
1 августа 1928 года по заказу Совторгфлота на Севастопольском морском заводе был заложен товаропассажирский теплоход для Азовско-Черноморской линии, получивший наименование «ЧАЙКА» (строительный № 80/36). Судно имело водоизмещение 2625 т (2121,5 брт), грузоподъемность 742 т, длину наибольшую 79,9 м, ширину наибольшую 12,04 м и осадку в полном грузу 4,0 м. Оно принимало на борт 24 человека в 1-м классе, 76 – во 2-м, 242 – в 3-м, а также 50-100 туристов на палубу. Экипаж составлял 62 человека. Четыре трюма были рассчитаны на 964 куб. м груза. Главные двигатели (2х715 л.с.) Харьковского паровозостроительного завода, построенные по системе Зульцера, обеспечивали теплоходу скорость хода в 12,4 узла.
15 апреля 1930 года «ЧАЙКА» была спущена на воду и 2 декабря 1931 года передана заказчику – Наркомводу СССР. Портом приписки судна стал Ростов на Дону (№ 202). В апреле 1932 года, после соответствующего освидетельствования, «ЧАЙКА» получила высший класс регистра СССР. С 15 марта 1934 года теплоход вошел в состав вновь образованного Азовского государственного морского пароходства. В этом же 1934 году экипаж теплохода показал образцы ударной работы. 7 января 1937 года в соответствии с директивой НКВТ «ЧАЙКА» получила новое имя, став теплоходом «НИКОЛАЙ ОСТРОВСКИЙ». До конца 1939 года судно в паре с теплоходом «ДЕЛЬФИН», получившем в 1936 году название «АНТОН ЧЕХОВ», эксплуатировалось на экспрессной линии Ростов – Батуми. Совершались также единичные рейсы в Турцию.
По просьбе командования Черноморским флотом 29 октября 1939 года теплоход «НИКОЛАЙ ОСТРОВСКИЙ» из АГМП был передан военным морякам, переименован в «ОСТРОВСКИЙ» и поставлен на переоборудование в минный заградитель. До 8 июля 1940 года, когда теплоход вошел в состав боевых кораблей Черноморского флота, на нем установили два 76,2 мм и четыре 45 мм орудия, оборудовали минные погреба на 200 мин «КБ-3», а также смонтировали необходимую аппаратуру связи, химической защиты, управления огнем и т.д.
После начала Отечественной войны минный заградитель «ОСТРОВСКИЙ» в конце июня и июле 1941 года активно использовался в постановке минных заграждений на подходах к базам и побережью. Так в период с 17 по 19 июля 1941 года в районе озера Устричное минный заградитель совместно с БТЩ «ЯКОРЬ» и «ИСКАТЕЛЬ» выставили 510 мин образца 1926 года и 160 минных защитников. Всего за два месяца войны корабль произвел одиннадцать оборонительных постановок. Однако, в связи с изменившейся обстановкой, с конца июля ЗМ «ОСТРОВСКИЙ» был полностью переключен на военно-транспортные перевозки в Севастополь, Феодосию, Керчь и порты Кавказа.
Теплоход «Чайка»
В начале 1942 года корабль был поставлен на ремонт в ковше Туапсинского судоремонтного завода. 23 марта 1942 года досрочно отремонтированный ЗМ «ОСТРОВСКИЙ» готовился к проведению испытаний на швартовых. На судне кроме команды находились бригады ремонтников и подростков из ремесленных училищ, заканчивающих отделочные работы.
Неожиданно, в 16 часов начался массированный налет немецкой авиации. В корабль сразу попало две бомбы, одна из них взорвалась под судном. Подброшенное, а затем опрокинутое взрывом, оно легло бортом на грунт. Оставшаяся над водой часть корабля загорелась. Прибывшие на двух машинах пожарные бросились спасать людей и начали тушение, но очередная бомба разметала людей и технику. Одна пожарная машина была посечена осколками, а вторая сгорела. Водолазы также пытались спасти людей с корабля, однако спасти удалось только 3 человек. Спасательная шлюпка с теплохода «ГРУЗИЯ», стоящего на ремонте рядом с минным заградителем, подобрала с воды восемь раненых и обожженных моряков. Около сотни рабочих, членов экипажа и пожарных погибло.
В 1946 году обгоревший остов минного заградителя «ОСТРОВСКИЙ» лежал правым бортом на грунте, а левый был над водой. Военные моряки-спасатели в августе-сентябре этого года с помощью взрывов разделили судно на части, подняли их и передали на металлолом.
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.
Азовского государственного морского пароходства
«НИКОЛАЙ ОСТРОВСКИЙ»
Теплоход «Чайка» перед спуском на воду, 1930 год
1 августа 1928 года по заказу Совторгфлота на Севастопольском морском заводе был заложен товаропассажирский теплоход для Азовско-Черноморской линии, получивший наименование «ЧАЙКА» (строительный № 80/36). Судно имело водоизмещение 2625 т (2121,5 брт), грузоподъемность 742 т, длину наибольшую 79,9 м, ширину наибольшую 12,04 м и осадку в полном грузу 4,0 м. Оно принимало на борт 24 человека в 1-м классе, 76 – во 2-м, 242 – в 3-м, а также 50-100 туристов на палубу. Экипаж составлял 62 человека. Четыре трюма были рассчитаны на 964 куб. м груза. Главные двигатели (2х715 л.с.) Харьковского паровозостроительного завода, построенные по системе Зульцера, обеспечивали теплоходу скорость хода в 12,4 узла.
15 апреля 1930 года «ЧАЙКА» была спущена на воду и 2 декабря 1931 года передана заказчику – Наркомводу СССР. Портом приписки судна стал Ростов на Дону (№ 202). В апреле 1932 года, после соответствующего освидетельствования, «ЧАЙКА» получила высший класс регистра СССР. С 15 марта 1934 года теплоход вошел в состав вновь образованного Азовского государственного морского пароходства. В этом же 1934 году экипаж теплохода показал образцы ударной работы. 7 января 1937 года в соответствии с директивой НКВТ «ЧАЙКА» получила новое имя, став теплоходом «НИКОЛАЙ ОСТРОВСКИЙ». До конца 1939 года судно в паре с теплоходом «ДЕЛЬФИН», получившем в 1936 году название «АНТОН ЧЕХОВ», эксплуатировалось на экспрессной линии Ростов – Батуми. Совершались также единичные рейсы в Турцию.
По просьбе командования Черноморским флотом 29 октября 1939 года теплоход «НИКОЛАЙ ОСТРОВСКИЙ» из АГМП был передан военным морякам, переименован в «ОСТРОВСКИЙ» и поставлен на переоборудование в минный заградитель. До 8 июля 1940 года, когда теплоход вошел в состав боевых кораблей Черноморского флота, на нем установили два 76,2 мм и четыре 45 мм орудия, оборудовали минные погреба на 200 мин «КБ-3», а также смонтировали необходимую аппаратуру связи, химической защиты, управления огнем и т.д.
После начала Отечественной войны минный заградитель «ОСТРОВСКИЙ» в конце июня и июле 1941 года активно использовался в постановке минных заграждений на подходах к базам и побережью. Так в период с 17 по 19 июля 1941 года в районе озера Устричное минный заградитель совместно с БТЩ «ЯКОРЬ» и «ИСКАТЕЛЬ» выставили 510 мин образца 1926 года и 160 минных защитников. Всего за два месяца войны корабль произвел одиннадцать оборонительных постановок. Однако, в связи с изменившейся обстановкой, с конца июля ЗМ «ОСТРОВСКИЙ» был полностью переключен на военно-транспортные перевозки в Севастополь, Феодосию, Керчь и порты Кавказа.
Теплоход «Чайка»
В начале 1942 года корабль был поставлен на ремонт в ковше Туапсинского судоремонтного завода. 23 марта 1942 года досрочно отремонтированный ЗМ «ОСТРОВСКИЙ» готовился к проведению испытаний на швартовых. На судне кроме команды находились бригады ремонтников и подростков из ремесленных училищ, заканчивающих отделочные работы.
Неожиданно, в 16 часов начался массированный налет немецкой авиации. В корабль сразу попало две бомбы, одна из них взорвалась под судном. Подброшенное, а затем опрокинутое взрывом, оно легло бортом на грунт. Оставшаяся над водой часть корабля загорелась. Прибывшие на двух машинах пожарные бросились спасать людей и начали тушение, но очередная бомба разметала людей и технику. Одна пожарная машина была посечена осколками, а вторая сгорела. Водолазы также пытались спасти людей с корабля, однако спасти удалось только 3 человек. Спасательная шлюпка с теплохода «ГРУЗИЯ», стоящего на ремонте рядом с минным заградителем, подобрала с воды восемь раненых и обожженных моряков. Около сотни рабочих, членов экипажа и пожарных погибло.
В 1946 году обгоревший остов минного заградителя «ОСТРОВСКИЙ» лежал правым бортом на грунте, а левый был над водой. Военные моряки-спасатели в августе-сентябре этого года с помощью взрывов разделили судно на части, подняли их и передали на металлолом.
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.