Товаропассажирский теплоход
Азовского государственного морского пароходства
«Георгий Седов»
Пароход «Возрождение», 1908 год
В 1898 году по заказу российского «Общества пароходства по Дону, Азовскому и Черному морю» на судостроительной верфи «Stabilimento Tecnico Triestino» в Триесте (Австро-Венгрия) был построен стальной двухвинтовой товаропассажирский пароход «ВОЗРОЖДЕНИЕ» (строительный № 312). Судно водоизмещением 1515 т (858,9 брт), длиной 71,86 м, шириной 9,60 м и осадкой 3,04 м. могло принимать на борт 48 пассажиров в каютах 1-го класса, 40 в каютах 2-го класса и 56 в каютах 3-го класса. Двухвальная энергетическая установка с двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения общей мощностью 900 л.с. обеспечивала судну скорость хода в 12,0 узлов. Экипаж – 27 человек. Порт приписки Ростов на Дону (№ 1161).
В 1906 году в Пирее пароход «ВОЗРОЖДЕНИЕ» прошел капитальный ремонт. В 1908 году он перешел в собственность судовладельца И. Я. Древицкого. В 1912 году «ВОЗРОЖДЕНИЕ» прошел ремонт в Адмиралтействе РОПиТа в Севастополе. После его завершения он мог принимать на борт 36 пассажиров в каютах 1-го класса, 36 в каютах 2-го класса и 77 пассажиров в помещениях 3-го класса. Всего 149 пассажиров. С февраля 1913 года судно числилось в составе пароходства Л.Л. Андрейса. В начале 1914 года его включили в состав судов образованного в 1913 году «Азовско-Черноморского пароходного Общества». Бывший владелец парохода Л.Л. Андрейс стал одним из учредителей этого общества.
Во время первой мировой войны 6 февраля 1915 года пароход был по военно-судовой повинности вытребован из Керчи и зачислен в состав 2-го дивизиона Подводной бригады Черноморского флота в качестве плавбазы. Во время переоборудования в трюме № 1 устроили жилые помещения для команд подводных лодок, в трюме № 2 – кладовые имущества и расходных материалов кораблей дивизиона. В ноябре 1916 года судно получило новое наименование – «Е.И.В. BЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ». Приказом по морскому ведомству № 238 от 25 сентября 1917 года судну вернули прежнее название – «ВОЗРОЖДЕНИЕ». В мае 1918 года пароход в Севастополе был захвачен германскими войсками, в ноябре – белогвардейцами, а в декабре 1918 года англо-французскими интервентами.
Пароход «Феодосия», 30-е годы
Теплоход «Георгий Седов» на линии Ростов-Ялта, 1952 год
Во время гражданской войны с апреля 1919 года пароход, возвращенный прежним владельцам, был привлечен белогвардейцами для перевозки военных грузов. В феврале 1920 года в Батуми во время погрузки на судно боеприпасов, переданных белой армии англичанами, на «ВОЗРОЖДЕНИИ» произошел взрыв, сильно повредивший пароход. По приходу в Севастополь он стал на ремонт. В ноябре 1920 года из-за плохого технического состояния его оставили в Севастополе при эвакуации врангелевских войск, где 15 ноября 1920 года «ВОЗРОЖДЕНИЕ» захватили части РККА. Пароход был национализирован и передан Черномортрану.
Теплоход «Георгий Седов»
Теплоход «Георгий Седов»
В 1921 году «ВОЗРОЖДЕНИЕ» на Одесском судоремонтном заводе был поставлен на капитальный ремонт и 17 марта 1922 года переименован в «ФЕОДОСИЮ». Пароход в 1922 году был включен в состав Государственного Черноморско-Азовского пароходства. С 1924 года он числился в составе Черноморско-Азовской главной конторы Совторгфлота. В 1925 году пароход вошел в строй. Порт приписки Одесса (№ 7). С 13 января 1927 года он служил в составе Черноморской главной конторы Совторгфлота, а с 1934 года в состав Черноморского морского пароходства. В 1934 году прошел новый ремонт. За ударную работу в 1935 году команда парохода была отмечена денежными премиями. Пароход в 1936 году был передан Азовскому государственному морскому пароходству и 22 апреля 1940 года переименован, получив название «ГЕОРГИЙ СЕДОВ». Портом его приписки стал Ростов на Дону. Судно, бравшее на борт 239 пассажиров, стало работать на грузопассажирской линии Ростов – Ялта.
Теплоход «Георгий Седов» прибыл на ремонт, 1967 год
В начале Великой Отечественной войны судно находилось на ремонте в Таганроге. Однако его мобилизовали и с 27 июля 1941 года зачислили в состав транспортов Черноморского флота. 12 октября 1941 года в связи с невозможностью вывода при отходе наших войск транспорт был взорван по приказу командования и затоплен личным составом в порту Таганрог. Поднятый 23 марта 1943 года немецкими саперами, «ГЕОРГИЙ СЕДОВ» 28 августа 1943 года на буксире был уведен на ремонт в румынский порт Сулина, где восстанавливался под временным наименованием «РLOESTI». По окончании ремонта пароход с новым названием «JANINA» 19 ноября 1943 года был введен в строй и начал службу под немецким флагом. 5 мая 1944 года при налете ВВС Черноморского флота на Севастополь «JANINA» была потоплена. (В некоторых советских источниках существует версия, что судно было захвачено советскими войсками 29 августа 1944 года в Констанце. Однако это не соответствует действительности). После войны пароход в 1945 году был поднят Аварийно-спасательной службой Черноморского флота как корпус № 29. По проекту ЦПКБ-8 на Туапсинском судоремонтном заводе «ГЕОРГИЙ СЕДОВ» прошел капитальный ремонт и перестройку. На нем вместо паровых машин установили два дизель-генератора мощностью по 719 л.с. В 1951 году новый пассажирский теплоход «ГЕОРГИЙ СЕДОВ» Азовского морского пароходства водоизмещением 1325 т (1163 брт), длиной 76,85 м, шириной 9,45 м и осадкой 2,85 м начал службу на пассажирской линии Ростов – Керчь. Он принимал на борт 24 пассажира в каютах 1-го класса, 32 в каютах 2-го класса и 58 в каютах 3-го класса, а также 56 палубных пассажиров. Вскоре судно было переведено на линию Мариуполь – Сочи. Позже теплоход был переоборудован в учебное судно Ростовского мореходного училища. Портом его приписки в 1964 году был Жданов. С 1965 года теплоход стал базой Новороссийского учебно-курсового комбината управления нефтеналивного флота. После ремонта на заводе имени 61 коммунара с января 1968 года теплоход числился учебным судном морской школы (детской флотилии) в Николаеве. Однако в Регистровой книге морских судов Союза ССР за 1970 год «ГЕОРГИЙ СЕДОВ» все еще числился как товаропассажирский теплоход. В 1978 году судно было списано, но находилось у стенки морской школы до 1989 года. В 1990 году оно было уведено для разделки на Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ).
© Трифонов Ю.Н. 2005 г.
Статья о теплоходе "Георгий Седов"
Модератор: yan
Re: Статья о теплоходе "Георгий Седов"
От всей души благодарю Юрия Трифонова за прекрасную статью и редкие исторические фотографии и желаю ему крепкого здоровья, которое ему сейчас очень нужно !
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Статья о теплоходе "Георгий Седов"
Хочется выяснить маленькую неточность: если установили дизель-генераторы, значит силовая установка была дизель- электрической ? И судно стало дизель-электроходом... Вопрос возник из-за того, что работал на таком судне...
И,конечно,спасибо за интересный материал !
P.S.: В Регистровой книге морских судов 1976-1977 г.г. "Георгий Седов" - учебное судно - числится теплоходом. Значит, все же установили просто дизеля. В книге - 2 двухтактных дизеля установлены в 1954 году. Указан год постройки судна: 1898-й.
И,конечно,спасибо за интересный материал !
P.S.: В Регистровой книге морских судов 1976-1977 г.г. "Георгий Седов" - учебное судно - числится теплоходом. Значит, все же установили просто дизеля. В книге - 2 двухтактных дизеля установлены в 1954 году. Указан год постройки судна: 1898-й.
Re: Статья о теплоходе "Георгий Седов"
Уважаемый Vitalis Merta! Вы правы. Полученные Туапсинским СРЗ дизель-генераторы предусмотренные для "Георгия Седова", срочно установили на строящиеся мелкосидящие танкеры - бывшие нефтеналивные баржи "Тендра" в 1949 году и "Апшерон" (Бывшая баржа № 2003) в 1950 году. "Георгий Седов" по ПЛАНУ завода вошел в строй в 1951 году. Но на чем он ходил до 1954 года история умалчивает, так как только в 1954 году на нем установили советские дизеля 2Д 2Т. (Из архивных материалов по истории Туапсинского СРЗ). С уважением ЮН.
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Статья о теплоходе "Георгий Седов"
Спасибо, уважаемый Юрий ! Будем считать, что разобрались... Всего доброго. В.М.Юрий писал(а):Уважаемый Vitalis Merta! Вы правы. Полученные Туапсинским СРЗ дизель-генераторы предусмотренные для "Георгия Седова", срочно установили на строящиеся мелкосидящие танкеры - бывшие нефтеналивные баржи "Тендра" в 1949 году и "Апшерон" (Бывшая баржа № 2003) в 1950 году. "Георгий Седов" по ПЛАНУ завода вошел в строй в 1951 году. Но на чем он ходил до 1954 года история умалчивает, так как только в 1954 году на нем установили советские дизеля 2Д 2Т. (Из архивных материалов по истории Туапсинского СРЗ). С уважением ЮН.
Re: Статья о теплоходе "Георгий Седов"
Подскажиете, какую роль играл данный предмет на теплоходе Г.Седов ? Мог ли он быть посадочным талоном, или это выпиленная часть какого-либо инвентаря ?
- Вложения
-
- DSC01138.jpg (165.18 КБ) 16553 просмотра
Re: Статья о теплоходе "Георгий Седов"
romario
Здравствуйте ! Приветствуем Вас на нашем форуме, большое спасибо за интересный вопрос ! Оставайтесь с нами !
Интересная вещь ! Перебрал несколько логических вариантов того, чем бы это могло быть - всё, как-то, не то. Более всего видится, что эта вещь могла служить чем-то вроде предшественника пассадочных талонов на судне (теперяшних бортовых карточек), выдаваемых пассажиру при регистрации в порту отправления, но уверенности в правильности этой точки зрения пока нет.
Не знаю пока ответа на Ваш вопрос, но и самому было бы интересно его узнать Надеюсь, что другие участники форума смогут нам подсказать, чем же служил такой жетон многоразового использования.
Здравствуйте ! Приветствуем Вас на нашем форуме, большое спасибо за интересный вопрос ! Оставайтесь с нами !
Интересная вещь ! Перебрал несколько логических вариантов того, чем бы это могло быть - всё, как-то, не то. Более всего видится, что эта вещь могла служить чем-то вроде предшественника пассадочных талонов на судне (теперяшних бортовых карточек), выдаваемых пассажиру при регистрации в порту отправления, но уверенности в правильности этой точки зрения пока нет.
Не знаю пока ответа на Ваш вопрос, но и самому было бы интересно его узнать Надеюсь, что другие участники форума смогут нам подсказать, чем же служил такой жетон многоразового использования.