Товаропассажирский пароход
Черноморского морского пароходства
«Игнатий Сергеев»
Пароход «Батум» (открытка 1900 г)
В 1896 году по заказу Русского общества Азовского пароходства из Санкт-Петербурга на верфи «Sir James Laing» Sunderland (Англия) строился двухпалубный двухвинтовой товаропассажирский пароход «БАТУМ» (строительный № 552). 1 ноября он был спущен на воду. Судно вместимостью 1354,46 брт, грузоподъемностью 60000 пудов, длиной 72,00 м, шириной 10,45 м, осадкой 5,10 м и высотой борта 5,06 м могло принимать на борт 42 пассажира в каютах 1-го и 2-го классов и 300 пассажиров в помещениях 3-го класса. Экипаж 31 человек. Две вертикальные паровые машины высокого давления, тройного расширения общей мощностью 1100 л.с. обеспечивали пароходу скорость хода в 10,5 узла. Порт приписки Одесса (№ 179). Судно эксплуатировалось на пассажирских линиях Азовско-Черноморского бассейна. В 1900-1901 году «БАТУМ» на судоверфи в Галаце (Румыния) прошел капитальный ремонт. 27 апреля 1901 года пароход был передан в длительную аренду Русскому Обществу Пароходства и Торговли (РОПиТ). Он продолжал ходить на Крымско-кавказской линии, делая за навигацию более 90 рейсов.
После начала первой мировой войны «БАТУМ» 20 декабря 1914 года был призван по военно-судовой повинности, передан для переоборудования в тральщик и включен в состав 1-го дивизиона бригады траления Черноморского флота. Тральщик был вооружен одной 152-мм гаубицей, двумя 75-мм орудиями и тралами. С 10 марта 1915 года он стал числиться пароходом-тральщиком. 1 мая 1918 года пароход в Севастополе был захвачен германскими войсками. В гражданскую войну «БАТУМ» находился под контролем белогвардейцев. Во время первого стремительного наступления Красной Армии на Севастополь 12 апреля 1919 года судно, груженное снарядами, было затоплено белогвардейцами в Балаклаве.
Пароход «Игнатий Сергеев» на линии Батум - Стамбул, 1928 год
Пароход «Игнатий Сергеев», открытка 1933 года
В конце года после повторного захвата Крыма белыми, судно усилиями Мариинской спасательной партии было поднято и отправлено на ремонт. При освобождении Крыма Красной армией в ноябре 1920 года аварийное судно было притоплено белыми. Однако красные его национализировали и передали Черномортрану. В честь начальника Центрального управления морского транспорта ВСНХ И.А. Сергеева «БАТУМ» в 1921 году получил новое наименование - «ИГНАТИЙ СЕРГЕЕВ». В 1922 году пароход был включен в состав Государственного Черноморско-Азовского пароходства. Порт приписки Одесса (№ 2).
Учебное судно ЧФ «Очаков»
Плавучая база «Очаков», 1939 год
В начале марта 1923 года, досрочно к 25-летию РКП (б), бывший «БАТУМ» был поднят. После ремонта судно вновь стало совершать мирные рейсы, принимая на борт до 800 пассажиров. В 1924 году оно входило в состав акционерного общества «Совторгфлот» По состоянию на 1926 год пароход имел 450 классных мест. В 1928 году «ИГНАТИЙ СЕРГЕЕВ», использовался на грузопассажирской линии Батум – Стамбул. Неожиданно мирная служба парохода закончилась. 13 июня 1935 года «Игнатий Сергеев» был принят от Черноморского морского пароходства Народного Комиссариата Водного Транспорта и 16 июля 1935 года в качестве учебного судна (УС) включен в состав Отряда учебных кораблей Черноморского флота. 16 февраля 1938 года судно было вновь переименовано, получив название «ОЧАКОВ». 28 апреля 1938 года его передали в состав плавучих средств Бригады подводных лодок Черноморского флота и переклассифицировали в плавбазу (ПБС). Во время Отечественной войны с 25 июля 1942 года судно стало штабным кораблем вновь сформированной Бригады траления и заграждения ЧФ, которая базировалась в Поти и селении Кулеви на левом берегу реки Хоби. После войны, прослужив пятьдесят семь лет, «ОЧАКОВ» в 1953 году был исключен из состава флота и передан в Отдел фондового имущества для разборки на металлолом.
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.
Пароход "Игнатий Сергеев"
Модератор: yan
Re: Пароход "Игнатий Сергеев"
Юрий Трифонов
Юрий, вновь огромное Вам спасибо за Вашу отличную статью об историческом пароходе "Игнатий Сергеев", за Ваше предложение и разрешение опубликовать статью на нашем Форуме !
С уважением и дружеским приветом
Ян
Юрий, вновь огромное Вам спасибо за Вашу отличную статью об историческом пароходе "Игнатий Сергеев", за Ваше предложение и разрешение опубликовать статью на нашем Форуме !
С уважением и дружеским приветом
Ян
Re: Пароход "Игнатий Сергеев"
Несколько уточняющих вопросов по статье о пароходе "Игнатий Сергеев", заданных мной Юрию Трифонову в личной переписке от 07. - 09.06.2011 :
...
1). Цитата из Вашей статьи: "27 апреля 1901 года пароход был передан в длительную аренду Русскому Обществу Пароходства и Торговли (РОПиТ). Он продолжал ходить на Крымско-кавказской линии, делая за навигацию более 90 рейсов."
Довольно оперативный оборот более быстроходных судов по Крымско-Кавказской линии составлял 7 дней. Того в году - около 50 рейсов. Верно ли исходя из этого число 90 ? Может быть, это были рейсы из Одессы не именно до Батуми ?
2). Цитата из Вашей статьи: "После ремонта судно вновь стало совершать мирные рейсы, принимая на борт до 800 пассажиров. В 1924 году оно входило в состав акционерного общества «Совторгфлот» По состоянию на 1926 год пароход имел 450 классных мест." У меня вопрос. Что в данном случае означает разница между количеством пассажиров (800 человек) и количеством классных мест (450 мест) ?
3). Вопрос по фотографиям судна. Что означала носовая наклонная мачта, на судне изначально планировали использование и паруса ?
...
Ответы, полученные от Юрия Трифонова на выше опубликованные уточняющие вопросы:
...
"Батум" действительно передали в длительную аренду РОПиТу. Даже в списке судов РТФ на 1914 год сохранилась эта сноска. 90 рейсов по линии Крым-Кавказ судно естественно не совершало, так как всегда были и укороченные маршруты, а цифра 90 их общее количество за навигацию. ...
В списке морских судов торгового флота РСФСР на 1 января 1922 года количество пассажиров на судне указано приблизительно 255/800, а в списке на 1 января 1926 года 450 классных мест без расшифровки количества по классам. Видимо составители ставя цифру 800 имели ввиду прием на борт помимо классных пассажиров еще и палубных (мешочников) как это было на всем транспорте в те времена. Но это чисто мое предположение.
Очень многие пароходы того времени имели дополнительно и какое-то парусное вооружение. Но конкретно по этому пароходу такой ссылки я не встречал.
...
Юрий, ещё раз огромное Вам спасибо и за прекрасную историческую статью и за ответы на вопросы !
...
1). Цитата из Вашей статьи: "27 апреля 1901 года пароход был передан в длительную аренду Русскому Обществу Пароходства и Торговли (РОПиТ). Он продолжал ходить на Крымско-кавказской линии, делая за навигацию более 90 рейсов."
Довольно оперативный оборот более быстроходных судов по Крымско-Кавказской линии составлял 7 дней. Того в году - около 50 рейсов. Верно ли исходя из этого число 90 ? Может быть, это были рейсы из Одессы не именно до Батуми ?
2). Цитата из Вашей статьи: "После ремонта судно вновь стало совершать мирные рейсы, принимая на борт до 800 пассажиров. В 1924 году оно входило в состав акционерного общества «Совторгфлот» По состоянию на 1926 год пароход имел 450 классных мест." У меня вопрос. Что в данном случае означает разница между количеством пассажиров (800 человек) и количеством классных мест (450 мест) ?
3). Вопрос по фотографиям судна. Что означала носовая наклонная мачта, на судне изначально планировали использование и паруса ?
...
Ответы, полученные от Юрия Трифонова на выше опубликованные уточняющие вопросы:
...
"Батум" действительно передали в длительную аренду РОПиТу. Даже в списке судов РТФ на 1914 год сохранилась эта сноска. 90 рейсов по линии Крым-Кавказ судно естественно не совершало, так как всегда были и укороченные маршруты, а цифра 90 их общее количество за навигацию. ...
В списке морских судов торгового флота РСФСР на 1 января 1922 года количество пассажиров на судне указано приблизительно 255/800, а в списке на 1 января 1926 года 450 классных мест без расшифровки количества по классам. Видимо составители ставя цифру 800 имели ввиду прием на борт помимо классных пассажиров еще и палубных (мешочников) как это было на всем транспорте в те времена. Но это чисто мое предположение.
Очень многие пароходы того времени имели дополнительно и какое-то парусное вооружение. Но конкретно по этому пароходу такой ссылки я не встречал.
...
Юрий, ещё раз огромное Вам спасибо и за прекрасную историческую статью и за ответы на вопросы !
Re: Пароход "Игнатий Сергеев"
Цитата:
""Батум" действительно передали в длительную аренду РОПиТу. Даже в списке судов РТФ на 1914 год сохранилась эта сноска. 90 рейсов по линии Крым-Кавказ судно естественно не совершало, так как всегда были и укороченные маршруты, а цифра 90 их общее количество за навигацию. ..."
Некоторые пояснения. «Батум» до начала первой мировой войны эксплуатировался практически все время на круговой крымско-кавказской линии и 90 рейсов в год, естественно, делать не мог. «Коротких» (т.е. чисто крымских рейсов) он практически не выполнял (по крайней мере, мне об этом ничего не известно). Иногда пароход отвлекался для разовой замены неисправных судов на других линиях (например, в июле 1905 г. подменял на болгарско-анатолийской линии «Принцессу Евгению Ольденбургскую»).
""Батум" действительно передали в длительную аренду РОПиТу. Даже в списке судов РТФ на 1914 год сохранилась эта сноска. 90 рейсов по линии Крым-Кавказ судно естественно не совершало, так как всегда были и укороченные маршруты, а цифра 90 их общее количество за навигацию. ..."
Некоторые пояснения. «Батум» до начала первой мировой войны эксплуатировался практически все время на круговой крымско-кавказской линии и 90 рейсов в год, естественно, делать не мог. «Коротких» (т.е. чисто крымских рейсов) он практически не выполнял (по крайней мере, мне об этом ничего не известно). Иногда пароход отвлекался для разовой замены неисправных судов на других линиях (например, в июле 1905 г. подменял на болгарско-анатолийской линии «Принцессу Евгению Ольденбургскую»).