Пароход "Ильич" (1895)
Добавлено: 20 июн 2011, 18:22
Товаропассажирский пароход
Дальневосточного государственного морского пароходства
«Ильич» (1)
Пароход «Император Николай II»
В октябре 1895 года по заказу Русского общества Пароходства и Торговли (РОПиТ) на верфи «Wm. Denny & Brothers» в Думбартоне (Англия) был построен стальной винтовой, двухмачтовый почтово - пассажирский пароход «ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II» (строительный № 510). Судно водоизмещением 7785т (4166 брт), длиной 118,87 м, шириной 13,71 м и осадкой 7,68 м. имело 61 пассажирское место 1-го класса, 39 мест 2-го класса и 245 мест 3-го класса. Одна вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 3400 л.с. обеспечивали судну скорость хода в 12,5 узла. Порт приписки Одесса (№ 49). 18 ноября 1895 года пароход вышел первым рейсом из Одессы в Александрию.
В 1897-1898 годах «ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II» отвлекался с этой линии для перевозки переселенцев из Одессы во Владивосток. В 1909-1910 годах пароход использовался в качестве плавучей выставки российских товаров с посещением крупных портов Болгарии, Турции, Греции, Сирии, Ливана и Египта. Во время первой мировой войны 25 февраля 1915 года пароход был мобилизован и 10 марта в качестве военного транспорта № 29 включен в состав Черноморского флота.
Во время военных действий транспорт использовался для перевозки войск. В апреле 1917 года судну было дано новое имя «ВЕЧЕ». 16 декабря 1917 года экипаж судна перешел на сторону Советской власти. В мае 1918 года транспорт был захвачен немцами, в ноябре 1918 года белогвардейцами, а в декабре этого же года англо-французскими интервентами. С апреля 1919 года пароход вновь был включен в состав белогвардейского флота и вскоре возвращен прежним владельцам. Судно поставили на ремонт.
Пароход «Вече»
Пароход «Вече» в Одессе, 1920 год
За десять дней до освобождения Одессы Красной Армией, группа рабочих подпольщиков проникла в трюм парохода и открыла кингстон.
Через 15 минут «ВЕЧЕ» лег на борт в акватории судоремонтного завода. Это не позволило белогвардейцам угнать ремонтирующееся судно за рубеж. 7 февраля 1920 года в Одессе установилась советская власть. Пароход был поднят и капитально отремонтирован, получив новое имя - «ИЛЬИЧ». 27 декабря 1921 года пароход вышел из Одессы в Севастополь и далее на Батум. Однако из-за неполадок в машине он с трудом вернулся обратно в порт приписки Одессу (№ 43). Судно снова отправили на завод. После ремонта 25 июля 1922 года пароход вышел на Крымско-Кавказскую линию. В 1922 году его включили в состав Государственного Черноморско-Азовского пароходства. Во время одного из рейсов пароход чудом не утонул, попав в зимний жесточайший шторм вблизи Ялты. Однако экипаж и капитан оказались на высоте, сохранив судно и находящихся на его борту более 3 тысяч пассажиров.
К концу 1923 года после докования судно совершило два рейса с зерном в Грецию, а в феврале 1924 года в Триест, Венецию и Бари. В 1924 году его включили в состав Черноморской Главной конторы Совторгфлота. Летом этого же года «ИЛЬИЧ» был поставлен, как и до революции, на линию Одесса-Александрия.
Пароход «Ильич», бухта Золотой Рог, Стамбул
В декабре 1925 года пароход отправили на капитальный ремонт и замену котлов в Англию. В июне 1926 года обновленный «ИЛЬИЧ» вернулся в Одессу и сразу же вышел на экспрессную грузопассажирскую линию Одесса – Батуми. С 1930 года, после выхода на курортную линию новых теплоходов – «крымчаков», «ИЛЬИЧ» был переведен на скорую линию этого маршрута.
В декабре 1931 года, приняв на борт в турецком порту Измир 2000 тонн чая, в ночь на 13 число пароход направился в Одессу. Судно, пройдя всего 40 миль, во время сильного шторма на полном ходу выскочило на прибрежные скалы острова Буюк - Сагиб в Эгейском море. Ураганным ветром и волнами пароход развернуло лагом к берегу. Судно билось о скалы всю ночь и весь следующий день. Были разрушены руль, винт и ахтерштевень.
Пароход «Ильич» в Петропавловске-Камчатском
Пароходы «Ильич» и «Франц Меринг» во Владивостоке, 1939 г
Трюмы, кочегарка и машины были залиты водой. Пассажиры и команда судна перебрались на берег. Группа ЭПРОНа на ледоколе «ТОРОС» и буксир «ШАЛВА ЭЛИАВА» пробились через штормовое море к терпящему бедствие судну лишь 18 декабря. К этому времени на корпусе судна было множество пробоин, одна из которых имела огромные размеры 5х1,5 метра. Несмотря на усиливающийся шторм, спасатели приступили к работе. 2 января 1932 года пароход стащили со скалы, поставили пластыри и отбуксировали в док Стамбула. Через семь дней после укрепления корпуса, судно увели в Севастополь. Рабочие морского завода в короткий срок возродили пароход «ИЛЬИЧ». Судно перевели на жидкое топливо. В начале ноября 1932 года его в Херсоне загрузили лесом. Из-за неисправности руля на выходе из реки Днепр пароход на полном ходу выскочил на мель. Пришлось снова становится на ремонт.
В 1935 году «ИЛЬИЧ» был передан Дальневосточному морскому пароходству. Судно в 1936 году принимало на борт 54 пассажира в каютах 1-го класса, 30 в каютах 2-го класса и 172 в помещениях 3-го класса. Пароход эксплуатировался на экспрессной грузопассажирской линии Владивосток – Советская Гавань – Петропавловск (Камчатский). 23 мая 1937 года «ИЛЬИЧ» доставил в Петропавловск первую партию девушек, откликнувшихся на призыв В. Хетагуровой ехать на Дальний Восток. В период военного конфликта у озера Хасан пароход был мобилизован и переоборудован в санитарный транспорт. Он вывозил из Посьета поступающих туда раненых. После окончания военных действий «ИЛЬИЧ» был возвращен пароходству и снова начал перевозить пассажиров и грузы.
Пароход «Ильич» во время Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны судно совершало рейсы между Владивостоком и портами США. 17 апреля 1944 года судно прибыло в Портленд и стало на ремонт для замены котлов. Через два месяца в разгар ремонта пароход потерял остойчивость и 23 июня затонул у стенки судоремонтного завода. Погиб один из членов команды парохода. Администрация завода, признав свою вину в гибели парохода, тем не менее, отказалась восстанавливать «ИЛЬИЧА». В качестве компенсации за убытки, Советскому Союзу безвозмездно были переданы два товаропассажирских парохода «OTSEGO» и «GENERAL W.C. GORGAS», переименованных соответственно в «УРАЛ» и «МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ».
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.
Дальневосточного государственного морского пароходства
«Ильич» (1)
Пароход «Император Николай II»
В октябре 1895 года по заказу Русского общества Пароходства и Торговли (РОПиТ) на верфи «Wm. Denny & Brothers» в Думбартоне (Англия) был построен стальной винтовой, двухмачтовый почтово - пассажирский пароход «ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II» (строительный № 510). Судно водоизмещением 7785т (4166 брт), длиной 118,87 м, шириной 13,71 м и осадкой 7,68 м. имело 61 пассажирское место 1-го класса, 39 мест 2-го класса и 245 мест 3-го класса. Одна вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 3400 л.с. обеспечивали судну скорость хода в 12,5 узла. Порт приписки Одесса (№ 49). 18 ноября 1895 года пароход вышел первым рейсом из Одессы в Александрию.
В 1897-1898 годах «ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II» отвлекался с этой линии для перевозки переселенцев из Одессы во Владивосток. В 1909-1910 годах пароход использовался в качестве плавучей выставки российских товаров с посещением крупных портов Болгарии, Турции, Греции, Сирии, Ливана и Египта. Во время первой мировой войны 25 февраля 1915 года пароход был мобилизован и 10 марта в качестве военного транспорта № 29 включен в состав Черноморского флота.
Во время военных действий транспорт использовался для перевозки войск. В апреле 1917 года судну было дано новое имя «ВЕЧЕ». 16 декабря 1917 года экипаж судна перешел на сторону Советской власти. В мае 1918 года транспорт был захвачен немцами, в ноябре 1918 года белогвардейцами, а в декабре этого же года англо-французскими интервентами. С апреля 1919 года пароход вновь был включен в состав белогвардейского флота и вскоре возвращен прежним владельцам. Судно поставили на ремонт.
Пароход «Вече»
Пароход «Вече» в Одессе, 1920 год
За десять дней до освобождения Одессы Красной Армией, группа рабочих подпольщиков проникла в трюм парохода и открыла кингстон.
Через 15 минут «ВЕЧЕ» лег на борт в акватории судоремонтного завода. Это не позволило белогвардейцам угнать ремонтирующееся судно за рубеж. 7 февраля 1920 года в Одессе установилась советская власть. Пароход был поднят и капитально отремонтирован, получив новое имя - «ИЛЬИЧ». 27 декабря 1921 года пароход вышел из Одессы в Севастополь и далее на Батум. Однако из-за неполадок в машине он с трудом вернулся обратно в порт приписки Одессу (№ 43). Судно снова отправили на завод. После ремонта 25 июля 1922 года пароход вышел на Крымско-Кавказскую линию. В 1922 году его включили в состав Государственного Черноморско-Азовского пароходства. Во время одного из рейсов пароход чудом не утонул, попав в зимний жесточайший шторм вблизи Ялты. Однако экипаж и капитан оказались на высоте, сохранив судно и находящихся на его борту более 3 тысяч пассажиров.
К концу 1923 года после докования судно совершило два рейса с зерном в Грецию, а в феврале 1924 года в Триест, Венецию и Бари. В 1924 году его включили в состав Черноморской Главной конторы Совторгфлота. Летом этого же года «ИЛЬИЧ» был поставлен, как и до революции, на линию Одесса-Александрия.
Пароход «Ильич», бухта Золотой Рог, Стамбул
В декабре 1925 года пароход отправили на капитальный ремонт и замену котлов в Англию. В июне 1926 года обновленный «ИЛЬИЧ» вернулся в Одессу и сразу же вышел на экспрессную грузопассажирскую линию Одесса – Батуми. С 1930 года, после выхода на курортную линию новых теплоходов – «крымчаков», «ИЛЬИЧ» был переведен на скорую линию этого маршрута.
В декабре 1931 года, приняв на борт в турецком порту Измир 2000 тонн чая, в ночь на 13 число пароход направился в Одессу. Судно, пройдя всего 40 миль, во время сильного шторма на полном ходу выскочило на прибрежные скалы острова Буюк - Сагиб в Эгейском море. Ураганным ветром и волнами пароход развернуло лагом к берегу. Судно билось о скалы всю ночь и весь следующий день. Были разрушены руль, винт и ахтерштевень.
Пароход «Ильич» в Петропавловске-Камчатском
Пароходы «Ильич» и «Франц Меринг» во Владивостоке, 1939 г
Трюмы, кочегарка и машины были залиты водой. Пассажиры и команда судна перебрались на берег. Группа ЭПРОНа на ледоколе «ТОРОС» и буксир «ШАЛВА ЭЛИАВА» пробились через штормовое море к терпящему бедствие судну лишь 18 декабря. К этому времени на корпусе судна было множество пробоин, одна из которых имела огромные размеры 5х1,5 метра. Несмотря на усиливающийся шторм, спасатели приступили к работе. 2 января 1932 года пароход стащили со скалы, поставили пластыри и отбуксировали в док Стамбула. Через семь дней после укрепления корпуса, судно увели в Севастополь. Рабочие морского завода в короткий срок возродили пароход «ИЛЬИЧ». Судно перевели на жидкое топливо. В начале ноября 1932 года его в Херсоне загрузили лесом. Из-за неисправности руля на выходе из реки Днепр пароход на полном ходу выскочил на мель. Пришлось снова становится на ремонт.
В 1935 году «ИЛЬИЧ» был передан Дальневосточному морскому пароходству. Судно в 1936 году принимало на борт 54 пассажира в каютах 1-го класса, 30 в каютах 2-го класса и 172 в помещениях 3-го класса. Пароход эксплуатировался на экспрессной грузопассажирской линии Владивосток – Советская Гавань – Петропавловск (Камчатский). 23 мая 1937 года «ИЛЬИЧ» доставил в Петропавловск первую партию девушек, откликнувшихся на призыв В. Хетагуровой ехать на Дальний Восток. В период военного конфликта у озера Хасан пароход был мобилизован и переоборудован в санитарный транспорт. Он вывозил из Посьета поступающих туда раненых. После окончания военных действий «ИЛЬИЧ» был возвращен пароходству и снова начал перевозить пассажиров и грузы.
Пароход «Ильич» во время Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны судно совершало рейсы между Владивостоком и портами США. 17 апреля 1944 года судно прибыло в Портленд и стало на ремонт для замены котлов. Через два месяца в разгар ремонта пароход потерял остойчивость и 23 июня затонул у стенки судоремонтного завода. Погиб один из членов команды парохода. Администрация завода, признав свою вину в гибели парохода, тем не менее, отказалась восстанавливать «ИЛЬИЧА». В качестве компенсации за убытки, Советскому Союзу безвозмездно были переданы два товаропассажирских парохода «OTSEGO» и «GENERAL W.C. GORGAS», переименованных соответственно в «УРАЛ» и «МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ».
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.