Азовский пароход "Карл Маркс" , ех. "Диана" .

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Ответить
Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Азовский пароход "Карл Маркс" , ех. "Диана" .

Сообщение Vitalis Merta »

НОВОСТИ

Изображение



Версия для печати
Винт с затопленного парохода «Диана» был доставлен в Бердянский порт
17 сентября 2009 17:36:04

Винт с затопленного парохода «Диана» был доставлен в Бердянский порт

Во вторник, 15 сентября, в нашем городе произошло историческое событие: в Бердянский морской торговый порт был доставлен гребной винт с парохода «Диана», на котором в свое время ходил легендарный капитан Петр Шмидт.



Ценную находку в наш город привезли члены морской экспедиции, состоящей из двадцати двух человек под руководством депутата городского Совета Григория Патея.

Членов морской экспедиции, которая была организована полностью на средства энтузиастов и при поддержке Бердянского порта, на причале встречала целая делегация: историки, студенты, горожане, руководство города и области, журналисты.

— Около ста лет винт «Дианы» бороздил моря и океаны, а после покоился на дне, и вот теперь он прибыл в Бердянский порт для того, чтобы винт истории находился в нашем городе, — рассказал непосредственный участник экспедиции, секретарь городского Совета Виктор Попов. — Кто не помнит прошлого, не имеет будущего, вот именно для того, чтобы мы помнили свое прошлое, и был доставлен в город этот винт.

Нужно сказать, что винт пытались поднять с морского дна около тридцати лет, о подобном экспонате мечтали многие музеи, экспозиции которых связаны с Петром Шмидтом, и вот теперь этот экспонат будет украшать наш город.

— Идея доставить винт в Бердянск принадлежала еще Корневу и Шаульскому, — сообщил Григорий Патей. — Потом ее подхватил Владимир Пикинер, но тогда это не получилось, а вот в этом году нам удалось найти этот пароход, обследовать его и привести винт сюда.

Как рассказали участники экспедиции, в походе было много приключений и довольно тяжелых испытаний, но благодаря слаженной работе всей команды все завершилось благополучно. Примечательно и то, что во время того, как винт поднимали, события происходили буквально мистические: несмотря на благоприятный прогноз погоды, на море разыгрался шторм, видимость под водой была минимальная, но только винт лег на палубу плавкрана — море успокоилось. Интересно и то, что внутренняя часть винта, после того как его сняли с крепления, была в смазке, которую как будто только нанесли. Образцы этой смазки передали для исследования в лабораторию.

Место установки

Теперь остается определиться, где будет установлен ценный исторический экспонат. Для начала участники экспедиции пообещали, что винт привезут в День города к ГДК. Создан организационный комитет, в который вошли люди, связанные с историей и непосредственно с самой экспедицией, членами оргкомитета стали также деятели культуры и представители городской власти.

— Будет проведен конкурс на лучший проект памятника винту «Дианы», — добавил секретарь городского Совета Виктор Попов. — Для участия в конкурсе приглашаются все желающие, свои предложения просьба приносить в кабинет исполкома №73.

Активно поддерживал наших мореплавателей и губернатор Запорожской области Александр Старух. Сейчас при его содействии специальную обработку винта проведут сотрудники заповедника «Хортица», так как после такого длительного нахождения под водой винт на свежем воздухе через несколько лет может просто рассыпаться.

Историческая справка

Пароход «Диана», заказанный в Германии Русским обществом пароходства и торговли, был спущен на воду в 1889 году в Киле. Имел 8 тысяч тонн водоизмещения, 1800 сил в машине и 8,5-узловый ход. Капитаном «Дианы» был назначен Петр Петрович Шмидт. «Диана» занималась перевозкой грузов по Чёрному, Балтийскому и Северному морям.

В конце ноября 1903 года «Диана» шла из Риги в Одессу, двое суток не утихал шторм, и двое суток капитан не покидал мостика. Но по небрежности вахтенного помощника «Диана» налетела на подводную гряду камней у острова Мен. Потерпевшие аварию не имели возможности сообщить о своем бедственном положении. На третий день, когда ситуация ухудшилась, Шмидт приказал экипажу покинуть судно, сам же с четырьмя помощниками остался. А заметили их лишь через несколько дней, когда стих шторм.

После 1917 года пароход получил имя «Карл Маркс». В 1956 году был списан и превращен в мишень для учебных бомбометаний военной авиации.

В 70-х годах у тогдашних руководителей города и порта Александра Корнева и Николая Шаульского возникла идея поднять сохранившийся винт парохода и установить его в Бердянске в музее Шмидта. В помощь бердянцам в 1979 году даже был снаряжён экипаж моряков-черноморцев из Севастополя. Тогда идею так и не смогли воплотить в жизнь.

Калинин Алексей, «Бердянские ведомости»













24

VEM
Новый человек на судне
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 07 ноя 2015, 21:16

Re: Азовский пароход "Карл Маркс" , ех. "Диана" .

Сообщение VEM »

Команда парохода "Карл Маркс" (быв."Диана") ,Одесса, 1951г.
Carla3.jpg
(238.35 КБ) 0 скачиваний

Ответить