Пароход "Анива" (1909)
Добавлено: 18 мар 2012, 11:54
Товаропассажирский пароход
Дальневосточного государственного морского пароходства
«Анива»
Железнодорожный морской паром «Deutschland», 1909год
17 февраля 1909 года на верфи «Stettiner Maschinebau AG "Vulcan"» в Штеттине-Бредов по заказу германской компании «Königlich - Preußische Eisenbahn-direktion (Deutsche Reichsbahn)» из Засница был спущен на воду морской железнодорожный паром «Deutschland» (строительный № 292). Судно водоизмещением 4200 т (2882 брт), длиной 113,8 м, шириной 16,26 м и осадкой 4,9 м. имело две паровые машины тройного расширения мощностью по 2850 л.с, обеспечивающих парому скорость хода в 16,5 узла. Паром мог принимать на борт 16-18 железнодорожных вагонов и 975 пассажиров. 15 июня 1909 года готовое судно было передано заказчику. Портом его приписки стал Засниц. С 7 июля этого же года паром стал ходить между Засницем и Треллеборгом.
В начале первой мировой войны 4 августа 1914 года паром был мобилизован и переоборудован во вспомогательный минный заградитель ВМС Германии. Вооруженный четырьмя 88-мм и двумя 50 мм орудиями, он принимал на борт 420 мин. «Deutschland» после переоборудования был отправлен на Балтийское море, где принимал активное участие в постановке минных заграждений. 17 августа 1914 года он скрытно выставил минное заграждение из 200 мин севернее острова Оденсхольм. На нем вскоре подорвались следующие из Ревеля голландские пароходы «Алисон» и «Гоферин», выходившие из Финского залива. При тралении этого заграждения 27 августа 1914 года погиб тральщик «Проводник» Балтийского флота, а 22 сентября на этом же заграждении подорвались и затонули российские тральщики № 7 и № 8. В начале декабря 1914 года «Deutschland» проник в Ботнический залив и выставил мины у портов. Пори и Раумо. В этот же день там подорвались 2 шведских парохода. 15 апреля 1915 года заградитель выставил у острова Даго 180 мин. В июне он совместно с другими заградителями выставил в Ирбенском проливе 580 мин. Летом 1915 года «Deutschland» также доставлял в порты Прибалтики, занятые германскими войсками, локомотивы и вагоны для переделанных под европейскую колею железнодорожных линий. По окончании войны 16 ноября 1919 года «Deutschland» был разоружен и снова переоборудован в морской железнодорожный паром компании «Eisenbahn Direktion», Sassnitz.
С 11 июля 1920 года «Deutschland» в паре с однотипным паромом «Preussen» открыл паромную линию между Штеттином и Пиллау. С 1923 года он числился в компании «Reichseisenbahndirektion», Sassnitz, а с 1926 года в компании «Deutsche Reichsbahn Ges. - Reichsbahndirektion Stettin, Sassnit. «Deutschland» снова стал ходить между Засницем и Треллеборгом.
Минный заградитель «Deutschland», 1915 год
Железнодорожный паром «Deutschland» в Заснице, май 1925 год
18 января 1929 года следуя очередным рейсом в Треллеборг, паром в условиях снежной бури в 6,5 милях от порта назначения попал на мель. На следующий день он был снят с мели шведским спасателем «Diana». С тяжелыми повреждениями днища «Deutschland» был отбуксирован на верфь «Deutschen Werke AG» в Киль. Там во время ремонта парома пассажирские помещения 3-го класса были перестроены под туристский класс. С 1933 года «Deutschland» эксплуатировался на линии Киль - Свинемюнде - Пиллау. После начала второй мировой войны в августе 1940 года «Deutschland» был мобилизован и 23 августа переименован в «Stralsund». Его переоборудовали в качестве минного заградителя и транспорта вторжения для операции «Seelöwe» (десант в Англию).
25 сентября 1940 года в районе Гавра (Франция) «Stralsund» был поврежден союзной авиацией. После разоружения и ремонта в Штеттине транспорт, возвращенный прежним владельцам, был 7 ноября 1940 года вновь переименован в «Deutschland» и начал эксплуатироваться как паром на линии Засниц - Треллеборг.
Морской железнодорожный паром «Deutschland», 1938 год
Транспорт вторжения «Stralsund», 1940 год
Следуя очередным рейсом в Швецию, 19 октября 1942 года близ Треллеборга судно было торпедировано советской подводной лодкой «Д-2». Кормовая часть парома, винты и руль были разрушены. «Deutschland» на буксире был уведен на шведскую верфь «Actiebolag Kockums Mekaniske Verkstad AB» в Мальме для ремонта. Во время его проведения на судне установили новые котлы. 14 марта 1943 года «Deutschland» снова вошел в строй. В ноябре 1944 года паром вывез из Норвегии шесть локомотивов с тендерами и 9 декабря вернулся в Засниц. 12 декабря судно было передано под контроль ВМФ. С 18 января по 16 апреля 1945 года «Deutschland» использовался для эвакуации немецких войск и беженцев из портов Восточной Пруссии, Либавы и Хелы.
1 мая 1945 года паром покинул Засниц и взял курс на датский порт Зондерборг. Вскоре судно было занято британскими подразделениями, передавшими его германской дирекции «Reichsbahndirektion» из Гамбурга Альтоны. Портом приписки парома стал Любек. С мая 1945 года по март 1946 года судно вывезло из Норвегии и Швеции в Травемюнде 18165 человек, в основном бывших немецких солдат, а также репатриированных польских граждан из Любека в Гдыню.
Пароход «Анива» 1951 год
В марте 1946 года «Deutschland» по репарации подлежал передаче Советскому Союзу. Поэтому по возвращении судна в Любек 12 марта 1946 года на «Deutschland» прибыла советская репарационная комиссия. В присутствии британских представителей в 8,00 утра 13 марта на бывшем пароме «Deutschland» был поднят советский флаг. На борту судна появилось новое название парохода – «Анива». 19 марта последние 13 человек из германской команды парома покинули борт судна, и пароход ушел на ремонт в Одессу для подготовки к сложному переходу на Дальний Восток. Как товаропассажирский пароход, принимающий на борт 90 пассажиров, «Анива» была включена в состав Сахалинского государственного морского пароходства. В конце 1946 года она отправилась из Одессы на Дальний Восток. При переходе на ее борту находилось несколько советских ученых, которые после прохода Суэцкого канала вели регулярные метеорологические и актинометрические наблюдения в деятельном слое Индийского океана до глубин 500 м. Они собрали весьма ценный материал малоисследованной северной части океана.
В июле 1950 года «Анива» была переведена в состав Дальневосточного государственного морского пароходства. Там судно стало перевозить до 1000 пассажиров за рейс. В 1959 году «Анива» пришла на ремонт в Находкинский судоремонтный завод. Из-за халатности вахтенной службы судно затонуло в акватории завода. «Анива» под водой легла на левый борт с креном до 40°. Отряду судоподъема и подводно-технических работ (АСПТР) пароходства пришлось сначала выровнять судно на дне, затем поднять и удерживать его на плаву. В мае 1960 года работы были успешно завершены. Больше судно в море не выходило, а использовалось для хозяйственных нужд Находкинского судоремонтного завода. В 1963 году пароход был списан на металлолом.
Использованы фотографии из коллекций Бориса Лемачко, А. А. Михайлова (Владивосток), Юрия Трифонова и из Интернета
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.
Дальневосточного государственного морского пароходства
«Анива»
Железнодорожный морской паром «Deutschland», 1909год
17 февраля 1909 года на верфи «Stettiner Maschinebau AG "Vulcan"» в Штеттине-Бредов по заказу германской компании «Königlich - Preußische Eisenbahn-direktion (Deutsche Reichsbahn)» из Засница был спущен на воду морской железнодорожный паром «Deutschland» (строительный № 292). Судно водоизмещением 4200 т (2882 брт), длиной 113,8 м, шириной 16,26 м и осадкой 4,9 м. имело две паровые машины тройного расширения мощностью по 2850 л.с, обеспечивающих парому скорость хода в 16,5 узла. Паром мог принимать на борт 16-18 железнодорожных вагонов и 975 пассажиров. 15 июня 1909 года готовое судно было передано заказчику. Портом его приписки стал Засниц. С 7 июля этого же года паром стал ходить между Засницем и Треллеборгом.
В начале первой мировой войны 4 августа 1914 года паром был мобилизован и переоборудован во вспомогательный минный заградитель ВМС Германии. Вооруженный четырьмя 88-мм и двумя 50 мм орудиями, он принимал на борт 420 мин. «Deutschland» после переоборудования был отправлен на Балтийское море, где принимал активное участие в постановке минных заграждений. 17 августа 1914 года он скрытно выставил минное заграждение из 200 мин севернее острова Оденсхольм. На нем вскоре подорвались следующие из Ревеля голландские пароходы «Алисон» и «Гоферин», выходившие из Финского залива. При тралении этого заграждения 27 августа 1914 года погиб тральщик «Проводник» Балтийского флота, а 22 сентября на этом же заграждении подорвались и затонули российские тральщики № 7 и № 8. В начале декабря 1914 года «Deutschland» проник в Ботнический залив и выставил мины у портов. Пори и Раумо. В этот же день там подорвались 2 шведских парохода. 15 апреля 1915 года заградитель выставил у острова Даго 180 мин. В июне он совместно с другими заградителями выставил в Ирбенском проливе 580 мин. Летом 1915 года «Deutschland» также доставлял в порты Прибалтики, занятые германскими войсками, локомотивы и вагоны для переделанных под европейскую колею железнодорожных линий. По окончании войны 16 ноября 1919 года «Deutschland» был разоружен и снова переоборудован в морской железнодорожный паром компании «Eisenbahn Direktion», Sassnitz.
С 11 июля 1920 года «Deutschland» в паре с однотипным паромом «Preussen» открыл паромную линию между Штеттином и Пиллау. С 1923 года он числился в компании «Reichseisenbahndirektion», Sassnitz, а с 1926 года в компании «Deutsche Reichsbahn Ges. - Reichsbahndirektion Stettin, Sassnit. «Deutschland» снова стал ходить между Засницем и Треллеборгом.
Минный заградитель «Deutschland», 1915 год
Железнодорожный паром «Deutschland» в Заснице, май 1925 год
18 января 1929 года следуя очередным рейсом в Треллеборг, паром в условиях снежной бури в 6,5 милях от порта назначения попал на мель. На следующий день он был снят с мели шведским спасателем «Diana». С тяжелыми повреждениями днища «Deutschland» был отбуксирован на верфь «Deutschen Werke AG» в Киль. Там во время ремонта парома пассажирские помещения 3-го класса были перестроены под туристский класс. С 1933 года «Deutschland» эксплуатировался на линии Киль - Свинемюнде - Пиллау. После начала второй мировой войны в августе 1940 года «Deutschland» был мобилизован и 23 августа переименован в «Stralsund». Его переоборудовали в качестве минного заградителя и транспорта вторжения для операции «Seelöwe» (десант в Англию).
25 сентября 1940 года в районе Гавра (Франция) «Stralsund» был поврежден союзной авиацией. После разоружения и ремонта в Штеттине транспорт, возвращенный прежним владельцам, был 7 ноября 1940 года вновь переименован в «Deutschland» и начал эксплуатироваться как паром на линии Засниц - Треллеборг.
Морской железнодорожный паром «Deutschland», 1938 год
Транспорт вторжения «Stralsund», 1940 год
Следуя очередным рейсом в Швецию, 19 октября 1942 года близ Треллеборга судно было торпедировано советской подводной лодкой «Д-2». Кормовая часть парома, винты и руль были разрушены. «Deutschland» на буксире был уведен на шведскую верфь «Actiebolag Kockums Mekaniske Verkstad AB» в Мальме для ремонта. Во время его проведения на судне установили новые котлы. 14 марта 1943 года «Deutschland» снова вошел в строй. В ноябре 1944 года паром вывез из Норвегии шесть локомотивов с тендерами и 9 декабря вернулся в Засниц. 12 декабря судно было передано под контроль ВМФ. С 18 января по 16 апреля 1945 года «Deutschland» использовался для эвакуации немецких войск и беженцев из портов Восточной Пруссии, Либавы и Хелы.
1 мая 1945 года паром покинул Засниц и взял курс на датский порт Зондерборг. Вскоре судно было занято британскими подразделениями, передавшими его германской дирекции «Reichsbahndirektion» из Гамбурга Альтоны. Портом приписки парома стал Любек. С мая 1945 года по март 1946 года судно вывезло из Норвегии и Швеции в Травемюнде 18165 человек, в основном бывших немецких солдат, а также репатриированных польских граждан из Любека в Гдыню.
Пароход «Анива» 1951 год
В марте 1946 года «Deutschland» по репарации подлежал передаче Советскому Союзу. Поэтому по возвращении судна в Любек 12 марта 1946 года на «Deutschland» прибыла советская репарационная комиссия. В присутствии британских представителей в 8,00 утра 13 марта на бывшем пароме «Deutschland» был поднят советский флаг. На борту судна появилось новое название парохода – «Анива». 19 марта последние 13 человек из германской команды парома покинули борт судна, и пароход ушел на ремонт в Одессу для подготовки к сложному переходу на Дальний Восток. Как товаропассажирский пароход, принимающий на борт 90 пассажиров, «Анива» была включена в состав Сахалинского государственного морского пароходства. В конце 1946 года она отправилась из Одессы на Дальний Восток. При переходе на ее борту находилось несколько советских ученых, которые после прохода Суэцкого канала вели регулярные метеорологические и актинометрические наблюдения в деятельном слое Индийского океана до глубин 500 м. Они собрали весьма ценный материал малоисследованной северной части океана.
В июле 1950 года «Анива» была переведена в состав Дальневосточного государственного морского пароходства. Там судно стало перевозить до 1000 пассажиров за рейс. В 1959 году «Анива» пришла на ремонт в Находкинский судоремонтный завод. Из-за халатности вахтенной службы судно затонуло в акватории завода. «Анива» под водой легла на левый борт с креном до 40°. Отряду судоподъема и подводно-технических работ (АСПТР) пароходства пришлось сначала выровнять судно на дне, затем поднять и удерживать его на плаву. В мае 1960 года работы были успешно завершены. Больше судно в море не выходило, а использовалось для хозяйственных нужд Находкинского судоремонтного завода. В 1963 году пароход был списан на металлолом.
Использованы фотографии из коллекций Бориса Лемачко, А. А. Михайлова (Владивосток), Юрия Трифонова и из Интернета
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.