Страница 1 из 1

Лайнер "Иосиф Сталин"

Добавлено: 01 апр 2012, 11:13
yan
Товаропассажирский турбоэлектроход
Балтийского государственного морского пароходства
«Иосиф Сталин»


Изображение

Турбоэлектроход «Иосиф Сталин», 1940 год

По заказу Центрального управления морского флота Народного Комиссариата Водного Транспорта СССР в Голландии на верфи «N.V. Nederlandsche Schepsbouw Maatschappij» в Амстердаме (Голландия) в 1938 году были заложены два однотипных семипалубных турбоэлектрических товаропассажирских парохода ледового класса «Иосиф Сталин» (строительный № 275) и «Вячеслав Молотов» (строительный № 276). Их технико-эксплуатационные характеристики были рассчитаны на обслуживание экспрессной грузопассажирской линии, связывающей Владивосток с Петропавловском-Камчатским.
Суда вместимостью 7646 брт, дедвейтом 3219 тонн, грузоподъемностью 1272 тонны, длиной 135,7 м, шириной 18,35 м и осадкой 6,32 м были спроектированы с учетом самых современных по тому времени достижений кораблестроительной науки и техники. Корпуса пароходов были клепаными с ледовыми подкреплениями и девятью водонепроницаемыми переборками. Общая численность комфортабельных каютных пассажирских мест предусматривалась 508, из них 48-1 класса, 164-2 класса и 296-3 класса. К услугам пассажиров были музыкальные салоны, кинозалы, библиотеки, рестораны. Экипаж насчитывал 108 человек. Главная энергетическая установка «Иосифа Сталина» из двух активно-реактивных паровых турбин общей мощностью 12800 л.с., двух гребных электродвигателей (11800 л.с.) и четырех паровых котлов обеспечивала судну скорость хода в 20,00 узлов. Запас топлива доходил до 1600 тонн (уголь).
В 1939 году лайнер был спущен на воду, в январе 1940 года на нем закончили ходовые испытания и в марте этого же года турбоэлектроход «Иосиф Сталин» был передан Балтийскому государственному морскому пароходству. Портом приписки судна стал Ленинград. В 1940 году лайнер совершил несколько рейсов в Германию. Однако, учитывая, что в Европе уже полыхала вторая мировая война, с весны 1941 года турбоэлектроход «Иосиф Сталин» стал ходить по внутренней линии Ленинград – Таллин – Ханко – Ленинград. Прибыв очередным рейсом на Ханко 20 июня 1941 года, лайнер был задержан на базе командиром ВМБ генералом Кабановым. После объявления войны в 18 часов 22 июня 1941 года «Иосиф Сталин», приняв на борт около 5000 эвакуированных с базы женщин и детей, в сопровождении эсминца «Смелый» вышел в Таллин.

Изображение

Турбоэлектроход «Иосиф Сталин», 1940 год

Турбоэлектроход шел в кильватер эсминцу. Проводя «Иосифа Сталина» со скоростью около 20 узлов, «Смелый» в 20 ч. 20м. в восьми милях северо-западнее маяка Пакри захватил параванным охранителем мину типа ЕМС, взорвавшуюся примерно в 15—20 м от борта корабля. Следовавший за миноносцем турбоэлектроход, не останавливаясь, прошел в протраленном проходе через заграждение. «Смелый» и проведенный им турбоэлектроход пришли на Таллинский рейд около 22 ч. 30м. В Таллине за неимением кабеля не удалось установить размагничивающие обмотки даже на таком ценном судне, как турбоэлектроход «Иосиф Сталин», который считался флагманом советского торгового флота.
В ночь на 2 июля турбоэлектроход «Иосиф Сталин», приняв на борт грузы учреждений КБФ второго эшелона, 3000 пассажиров, вышел из Таллина в Кронштадт. В море был густой туман, в связи с чем он оторвался от проводивших его БТЩ «Гафель» и сторожевого корабля «Буря», самостоятельно обошел с севера опасный район и, придерживаясь затем прибрежного мелководья, благополучно прибыл на Кронштадтский рейд. БТЩ «Гафель» и сторожевой корабль «Буря», после бесплодных попыток разыскать его, вернулись в Таллин. По прибытии в Кронштадт судно было мобилизовано и под наименованием «ВТ-521» вошло в состав КБФ в качестве военного транспорта. До конца ноября 1941 лайнер находился в Ленинграде и и•спользовался для выработки с помощью своих турбин электроэнергии для нужд блокированного города.
26 ноября 1941 года лайнер был направлен в составе конвоя на Ханко для окончательной эвакуации оттуда советских войск. Однако до 29 ноября корабли конвоя находились на Гогланде, пережидая непогоду, а затем двинулись на Ханко. Утром 30 ноября около 4 ч. 30м была обнаружена возвращавшаяся от острова Осмуссар канонерская лодка «Лайне» с находившимся на ней военным лоцманом, который и провел отряд к 7 ч. 30м. на рейд Ханко.
Погрузив 5589 человек, боеприпасы и продовольствие, лайнер в составе последнего отряда судов в 21 час 2 декабря 1941 года вышел из Ханко в сторону острова Гогланда. Впереди шли пять БТЩ («Гафель», «Рым», «Шпиль», «215» и «218») за ними в кильватерной колонне эсминец «Стойкий» (с командиром отряда), транспорт «№ 521», ЭМ «Славный» и БТЩ-217 (без трала). В 1 ч. 9м. взрывами двух мин были один за другим оторваны оба паравана головного БТЩ-«218». Попавшими в трал БТЩ «Рым» минными защитниками были оторваны оба полутрала, таков же был результат пересечения линии мин БТЩ-«215», и, наконец, взрывом одной мины был оторван правый параван БТЩ «Шпиль».

Изображение

Корабли противника подходят к «ВТ-521» (рисунок)

В общем, в течение четырех минут у трех БТЩ были оторваны шесть тралящих частей, а у четвертого БТЩ вышел из действия один полутрал. Ширина тральной полосы сократилась менее чем на одну треть, и впереди проводившихся кораблей остался один БТЩ «Гафель» с исправным тралом. Идя ему в кильватер, эскадренный миноносец «Стойкий» держался примерно в шестидесяти метрах от кромки тральной полосы, а транспорт «№ 521», сносившийся ветром сильнее «Стойкого» и имевший малую поворотливость, шел по змеевидной кривой, периодически выходя за кромку тральной полосы БТЩ «Гафель».
Примерно в 1 ч. 17 м. в параване транспорта без существенного вреда для судна взорвалась мина. Другая мина, захваченная правым параваном транспорта, взорвалась с некоторой затяжкой, около 1 ч. 18 м. В момент, когда она взорвалась, судно медленно катилось влево. Транспорт так и продолжал потом уклоняться влево от курса, потому что от сотрясения, вызванного близким взрывом мины, была повреждена электропроводка, электрическое управление рулем выключилось и, руль оказался заклиненным в положении «лево». Одновременно в машинном и котельном отделениях выключились приводившиеся в действие электромоторами вспомогательные механизмы, из-за чего одна за другой остановились главные и вспомогательные турбины. Теряя ход, судно все же прошло по инерции около 3 кабельтовых, из-за чего вышло за кромку тральной полосы и примерно в 1 ч. 22 м. подорвалось кормой на мине, получив при этом тяжелые повреждения. На судне началась энергичная борьба за его непотопляемость, появившийся крен выровняли, запустили один турбогенератор и главную турбину правого борта. В 3 час 30 мин с эсминца «Славный» на «ВТ-521» удалось подать буксиры, но через минуту их оборвало мощным взрывом, происшедшим в районе трюма № 2, где детонировал груз артиллерийских боеприпасов. Детонацию вызвало либо попадание 305 мм снаряда финской береговой батареи, обстреливающей конвой, либо подрыв на очередной мине.

Изображение

«ВТ-521» на мели у полуострова Сууроп, декабрь 1941 года

Взрыв привел к дополнительному повреждению корпуса перед ходовым мостиком и гибели около 600 человек. Судно начало погружаться в воду. При таких условиях бесполезно было бы пытаться буксировать судно. По приказанию его капитана были спущены на воду шлюпки и несколько десятков заблаговременно заготовленных плотов, а командир «Славного» приказал обоим БТЩ и катерам МО снимать с транспорта людей. Тральщикам и катерам удалось снять с транспорта и поднять из воды 1740 человек. Эсминец «Славный», принявший в Ханко 600 пассажиров и поэтому не участвовавший в снятии людей с транспорта, простоял на якоре в течение 3 1/2 часов. Ввиду приближения рассвета командир «Славного» около 6 часов приказал по УКВ базовым тральщикам присоединиться к миноносцу. В 7 ч. 5м. «Славный» снялся с якоря и пошел к Гогланду за тралами БТЩ «Гафель» и БТЩ-«215». Катер МО-237, имея на борту комиссара отряда транспортов, в 8 ч. 30м. в третий раз подошел к дрейфовавшему судну, с которого сообщили, что оно может еще долго продержаться на плаву, и просили поскорее прислать от Гогланда корабли для снятия людей, а также авиацию для прикрытия с воздуха. В 8 ч. 50 м. катер МО-237 отошел от транспорта, и с этого времени связь с судном была потеряна. После ухода кораблей охранения «ВТ-521», осев в воду по главную палубу, прекратил погружаться и начал дрейфовать к побережью Эстонии, где сел на мель у мыса Лохусалу полуострова Сууроп. 4 декабря 1941 года к нему подошли два корабля противника, а затем буксир с баржами. Под угрозой расстрела из корабельных орудий, оставшихся на судне военнослужащих и членов экипажа пересадили на баржи и доставили в Палдиски. Более 3000 человек оказались в плену, откуда после войны вернулись лишь немногие. Во время немецкой оккупации все вспомогательные механизмы на выступающих из воды шлюпочной и прогулочной палубах бывшего лайнера демонтировали. Прогулочная палуба с левого борта была снесена ледоходом.

Изображение

Турбоэлектроход «Иосиф Сталин» на отмели в бухте Копли-Лахт

Обследование затонувшего турбоэлектрохода «Иосиф Сталин» началось вскоре после освобождения Эстонии от немецкой оккупации в ноябре 1944 года. Оно продолжилось после вскрытия ото льда Финского залива в мае 1945 года. Судно лежало на расстоянии одной мили от берега на глубине 11-14 метров. Высота столба воды над верхней палубой 1,5 м. Кормовая оконечность и особенно носовая часть транспорта до ходовой рубки были сильно разрушены. Несмотря на тяжелые повреждения корпуса, и бесперспективность в связи с этим восстановления турбоэлектрохода, командованию Балтийского флота было предложено принять все меры к скорейшему подъему судна. Для этого привлекли главные силы Таллиннского отряда Аварийно-спасательной службы КБФ. Работы по подъему начались 14 мая 1945 года с герметизации и заделки водотечных отверстий. Изуродованную носовую часть отделили от корпуса с помощью направленных взрывов. 10 июля 1945 года турбоэлектроход «Иосиф Сталин» был поднят и отбуксирован на отмель в бухту Копли-Лахт к западу от Таллина. Вскоре после окончания подъема для осмотра судна с целью оценки перспектив его восстановления прибыла экспертная комиссия с участием представителей нидерландской фирмы-строителя. В результате обследования представители фирмы заявили, что построить новое судно будет значительно дешевле, чем восстановить поднятое.
Однако «гипнотическое» действие названия лайнера оказалось столь велико, что для оценки возможностей его восстановления по прошествии нескольких месяцев был проведен повторный осмотр поднятой части турбоэлектрохода. Вывод был прежний - восстанавливать судно нецелесообразно. Через несколько лет поднятую часть бывшего красавца-лайнера разобрали на металлолом


© Трифонов Ю.Н. 2002 г.

Лайнер "Иосиф Сталин"

Добавлено: 01 апр 2012, 11:17
yan
Схема палуб турбоэлектрохода "Иосиф Сталин", присланная Юрием Трифоновым, автором вышеопубликованной статьи об истории этого судна

Изображение

Изображение

Изображение

Re: Лайнер "Иосиф Сталин"

Добавлено: 01 апр 2012, 11:26
yan
Юрий, огромное Вам спасибо за интересную статью об историческом Балтийском пассажирском лайнере "Иосиф Сталин", одном из трёх самых лучших и современных судов морского пассажирского флота СССР в предвоенный период, за отклик на мою просьбу и своевременное предложение статьи к публикации на нашем Форуме ! Самых добрых Вам пожеланий !

Re: Лайнер "Иосиф Сталин"

Добавлено: 01 апр 2012, 17:35
Железный дорожник
Огромное спасибо за статью. Но что интересно - неоднократно мне попадались статьи про однотипную "Балтику" (бывший "Вячеслав Молотов") - там везде сказанно, что место затопления "сталина" неизвестно и что скорей всего судно погибло под огнем береговых батарей немцев у побережья Эстонии.

Re: Лайнер "Иосиф Сталин"

Добавлено: 03 апр 2012, 10:41
yan
Привет, Пётр !
Железный дорожник писал(а):Но что интересно - неоднократно мне попадались статьи про однотипную "Балтику" (бывший "Вячеслав Молотов") - там везде сказанно, что место затопления "сталина" неизвестно и что скорей всего судно погибло под огнем береговых батарей немцев у побережья Эстонии.
Когда мы лет 5-7 тому назад разбирали ещё на форуме "Инфофлот" историю этого судна, то спорным было тогда лишь то, кто и когда разбирали судно на металлолом: Германия до конца войны, или СССР после окончания войны. Тогда же были представлены серьёзные доказателства того, что судно было разобрано на металлолом СССР после войны, и мы все тогда сошлись на той версии. Немалую роль сыграли и фотографии и свидетельства очевидцев.

Лайнер "Иосиф Сталин"

Добавлено: 03 апр 2012, 13:22
yan
Публикую ещё одну фотографию лайнера "Иосиф Сталин", она похожа на вторую фотографию 1940 года, опубликованную в статье Юрия Трифонова, но сделана немного под другим углом съёмки

Изображение
Турбоэлектроход "Иосиф Сталин"

Re: Лайнер "Иосиф Сталин"

Добавлено: 04 апр 2012, 12:12
yan
Ссылка на интересный материал о судне. Рассказы свидетелей гибели турбоэлектрохода: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2572/


Ещё одна ссылка на материал о судне включая и упоминания о непосредственном месте гибели судна по описанию людей, увлекающихся погружениями. Сама заметка очень интересна с исторической точки зрения, в ней описываыется очевидцем гибель людей и военного транспорта "ВТ-521" (бывший лайнер "Иосиф Сталин"). В заметке есть неточности, связанные с самим судном:

http://www.diving.ee/articles/art098.html

Re: Лайнер "Иосиф Сталин"

Добавлено: 24 сен 2013, 20:25
yan
Для взаимосвязи тем о самых современных морских пассажирских судах СССР последнего превоенного периода

В последние предвоенные годы для СССР были построены и введены в эксплуатацию три новых современных для того времени морских пассажирских судна, по прогрессивности своих проектов очень отличавшиеся в положительную сторону от остальных судов тогдашнего морского пассажирского флота страны. Это были однотипные Балтийские турбоэлектроходы "Иосиф Сталин" и "Вячеслав Молотов"(позже - "Балтика"), порт-приписки обоих - Ленинград (ныне - Санкт-Петрбург) и меньший размерами и неоднотипный ни с какими другими судами Черноморский теплоход "Сванетия"(1937 г. постройки), порт приписки - Одесса:


- тема о турбоэлектроходе "Иосиф Сталин", 1940 года постройки: http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=891

- тема о турбоэлектроходе "Балтика", бывш. "Вячеслав Молотов", 1940 года постройки: viewtopic.php?f=13&t=1116

- тема о теплоходе "Сванетия", 1937 года постройки: http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=49