Пароход "Белоостров"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Белоостров"

Сообщение yan »

Рубрика о небольших и/или малоизвестных судах морского пассажирского флота СССР
Пароход "Белоостров"


Я продолжаю заметки в рубрике "Небольшие и/или малоизвестные суда Морского Пассажирского Флота СССР". Сегодняшняя заметка посвящена грузопассажирскому пароходу "Белоостров". После окончания Войны 1941–1945, пароход "Белоостров" стал первым пассажирским судном, приступившим к выполнению регулярных рейсов на международной линии Ленинград – Лондон. "Белоостров" был одним из первых Ленинградских морских пассажирских судов в послевоенный период.


Технические и пассажирские данные судна

Судоверфь постройки: "Helsingors J.& M., Helsingor", Дания.
Строительный номер: 242.
Тоннаж (в 1937 году): 2915 BRT.
Тоннаж (в 1945 году): 2916 BRT.
Дедвейт (в 1899 году): 1345 tdw.
Длина судна (максимальная): 90,05 метров.
Длина судна (регистрационная): 84,5 метров.
Ширина судна: 13,81 метров.
Осадка судна: 5,94 метров.
Главная энергетическая установка: одна четырёхцилиндровая паровая машина.
Мощность энергетической установки (в 1937 году): 3160 индексированных лошадиных сил.
Количество винтов: 1.
Средняя скорость(в 1937 году): 14 узлов (примерно 25,9 км/час).
Средняя скорость(в 1945 году): 14 узлов (примерно 25,9 км/час).
Ледовый класс(в 1937 году): IA.
Пассажировместимость (в 1937 году): 97 человек (I класс), 84 человек (II класс).
Пассажировместимость (в 1945 году): 183 человека.
Порт приписки (1937 – 1945): Хельсинки, Финляндия.
Порт приписки (1945 – 1956): Ленинград, СССР.
Порт приписки (1956 – 1968): Одесса, СССР.
Порт приписки (1968 – 1975): Холмск, СССР.



Изображение
Пароход "Aallotar". Открытка

Грузопассажирский пароход "Aallotar" был построен для Финской судоходной компании "Finska Ångfartygs Aktiebolaget" из Хельсинки, передан ей 22.5.1937, и до первой половины 1945 года находился в эксплуатации как пассажирское судно под Финским флагом. До самого начала II Мировой Войны небольшой грузопассажирский лайнер совершал регулярные рейсы по линии Хельсинки – Копенгаген – Халл (город на восточном побережье главного острова Великобритании). Несмотря на свои незначительные размеры "Aallotar" был комфортабельным судном.

Ещё интересно отметить тот факт, что пароход "Aallotar" строился на той же судоверфи и практически в то же время, когда и знаменитый лайнер "Сванетия"(1937), постройку которого заказал тогда СССР. Строительный номер у "Сванетии" был всего на две единицы выше, чем у "Aallotar". Если внимательно приглядеться к фотографиям обоих судов, то можно заметить у них некоторые отдельные сходные элементы в логике конструкции надстройки. Но "Aallotar" не был прогрессивным судном для своего времени, скорее наоборот - вцелом внешне в его конструкции просматривались силуэты судна 1910-х – 1920-х годов.

К сожалению, не найдено никаких сведений о том, в каком качестве и как использовалось судно во время войны, но, понятно, что оно осталось в основном невредимым, и благополучно дожило до завершения боевых действий.

Вместе с Германией также и Финляндия потерпела военное поражение Великобритании и СССР. Часть её торгового флота подлежала репарационным требованиям победителей. Однако, Великобритания, вероятно, вообще отказалась от своей части репарационного флота от Финляндии. СССР, надо сказать, отнёсся к Финляндии достаточно великодушно, забрав лишь не больше 10-15 судов.

Тем не менее, пароход "Aallotar" попал под Советские репарационные требования, и перешёл по репарации к СССР в 1945 году, предположительно 28.6.1945. Судно вошло в состав Ленинградского "Совторгфлота" (позже эта компания стала называться Балтийским Морским Пароходством), получило новое название – "Белоостров", портом приписки стал Ленинград.

После ремонта пароход "Белоостров" приступил (в 1946 году ) к выполнению регулярных рейсов на международной грузопассажирской линии Ленинград – Хельсинки – Стокгольм – Лондон. В те годы перевозки на этой линии были очень востребованы, эта линия была тогда самым важным средством пассажирского сообщения между СССР и Великобританией. Воспоминания о тех рейсах парохода "Белоостров" по линии Ленинград – Лондон сохранились в мемуарах и различных литературных трудах. При необходимости, на открытой палубе передней части судна перевозились даже легковые автомобили. Таким образом, "Белоостров" стал первым пассажирским судном, связавшим Ленинград с заграницей после окончания войны, и наравне с "Ильёй Репиным" – одним из первых пассажирских судов, базировавшихся в Ленинграде в послевоенное время.

Изображение
Пароход "Белоостров"

На линии между Ленинградом и Лондоном "Белоостров" работал вплоть до 1956 года включительно, и был заменён возвратившимся в Балтийское Морское Пароходство лайнером "Вячеслав Молотов".

В 1956 году "Белоостров" передаётся в "Совторгфлот–Одесса" (позже эта компания стала называться Черноморским Морским Пароходством), при этом название судна не изменилось, портом приписки становится Одесса, и судно совершает переход вокруг Европы в свой новый порт-приписки на Чёрном Море – Одессу. Здесь "Белоостров" в основном обслуживает международную грузопассажирскую линию, связывавшую Одессу с портами на побережье Адриатического Моря.

К концу 1960-х годов конъюнктура изменилась. Черноморское Морское Пароходство пополнилось современным серийным пассажирским флотом, изменился и ряд политических реальностей в Приадриатических странах: взаимоотношения с Югославией и Албанией заметно охладели. Ряд грузопассажирских линий был переструктурирован в одну, более пассажирского, чем грузопассажирского содержания: Одесса – Венеция. В Европейских регионах СССР больше не было надобности в "Белоострове".

В 1968 году " Белоостров" переводится на Дальний Восток и отправляется в свой новый порт приписки – Холмск. Новым судовладельцем становится Сахалинское Морское Пароходство, при этом название судна также не изменилось. Здесь "Белоостров" выполнял различные отдельные рейсы по регулярным линиям, совершал единичные специальные рейсы, использовался в качестве плавучего общежития.

В 1975 году пароход "Белоостров" был выведен из состава флота Сахалинского Морского Пароходства и продан заграницу для разделки на металлолом. 6 июня судно прибыло к месту разделки в Японии. Ещё до конца 1975 года пароход "Белоостров" был полностью разделан и прекратил своё существование.


Ян Пичиневский
04.01.2008

Рамзес

Re: Пароход "Белоостров"

Сообщение Рамзес »

Ян - Вы делаете огромную и очень полезную работу по истории нашего флота , но в судьбе ряда кораблей от Вас есть местами серьезные ошибки - это касается конца жизни Аэгны да и по Аалотар - Белоострову кое - что тоже смогу дополнить
Если не сложно - чиркните на ramzes_35@mail.ru
у меня послевоенные да в принципе и советские суда не профильные в розысках , что найду Вам отправлю , а там сами решайте что стоит вставлять - что нет (источники инфы весьма серьезные и думаю явной туфты нет)
малость в сторону - для Дорожника , сам давно ищу столь красивый байкальский Комсомолец , но на фотах с озера похоже 2 разных судна, если есть желание тоже чиркни в личку - у нас поле розысков по речникам во многом пересекается и кое - чего по нему нашел правда пока не много

yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Белоостров"

Сообщение yan »

Рамзес, я очень рад Вас приветствовать, большое спасибо за добрые слова !

1). Что касается парохода "Аэгна", на момент написания этой заметки в позапрошлом году мне было известно 2 версии гибели этого судна. Одна - та которую я выбрал для заметки. Была и другая - по ней судно затонуло во время шторма, или примерно что-то такое, где-то в году 1944, если мне сейчас не изменяет память. Обе версии происходили из заслуживающих уважения источников. Я находился в растерянности и не знал какой из них отдать предпочтение, изучал все сопоставимые детали, и как-то опубликованная мной версия показалась мне логичнее. При выборе версий, к сожалению, у меня отсутствовали свидетельства очевидцев по обеим версиям. Это мне пришлось принять во внимание. Если бы удалось найти хоть одно свидетельство очевидца в пользу версии о шторме и 1944 годе, я бы безусловно склонился бы именно к этой версии. Но такового я пока не увидел.

Примером такового подхода может служить наше позапрошлогоднее обсуждение темы с лайнером "Иосиф Сталин" и окончания жизненного пути этого судна на форуме "Инфофлот". Мы рассматривали сначала другую версию, но затем появились версии, подкреплённые свидетельствами очевидцев, причём несколько различных, их суть совпадала, а в случае спорной ситуации это - очень весомый довод в пользу такой версии.

Таков был мой подход и при решении проблемы с различными версиями окончания жизненного пути "Аэгны".

2). Что касается дополнений о пароходе "Белоостров" - опубликуйте их, пожалуйста, я буду Вам очень признателен. Данные об этом судне я начал собирать впервые ещё в 1991 году, когда узнал о его существовании, фотографию парохода "Белоостров" приобрёл уже в "наше время", в салоне Вольфганга Фухса в Гамбурге. Это - фотография из его архива.

3). В любом случае буду рад Вашим дополнениям и уточнениям по любой теме, по электронной почте свяжусь с Вами завтра же.

С уважением, Ян Пичиневский

КИРИЛЛ

Re: Пароход "Белоостров"

Сообщение КИРИЛЛ »

Моя бабушка Курт Мария Леонтьевна после смерти своего мужа Курт Николая Титовича в 1945году по назначению начальника параходства БМП попала на зтот параход "Белоостров"на должность связанной с бельёмо.Параход встал на линию Лондон-Ленинград.Все фотографии у меня остались и даже "вкладыш" к рейсу Лондон-Ленинград.К сожелению бабушка 20 февраля умерла в возрасте 94 года.Но многое осталось у меня её внукаКурт Кирилла Вячеславовича.

yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Белоостров"

Сообщение yan »

Здравствуйте, Кирилл !

Благодарим Вас что написали постинг и проявили интерес к Форуму и теме.

Примите наши искренние соболезнования по поводу смерти Вашей бабушки.

Был бы очень признателен, если бы Вы смогли дополнить имеющуюся информацию о пароходе "Белоостров" Вашими материалами и знаниями.

С уважением и дружеским приветом, Ян Пичиневский

КИРИЛЛ

Re: Пароход "Белоостров"

Сообщение КИРИЛЛ »

Ян,сейчас я только достаю фото и письма.Там связанно с А.Щетининой капитаншей они были смоей бабушкой друзья.Егоровым-я не знаю кто это. Моя бабушка отдала 5 лет "Белоострову"в качестве бельевщицей с 1946года.Представляла общество КрасногоКреста на судне.А её муж Курт Николай Титович был
механиком на судах "Циолковский" и Был Директором интерклуба в Мурианске.Только всё что писали газеты это всё враньё.В те времена там была и бабушка ,а она врать не любила.В её письмах упоминается капитанша Брызгина Лидия Михайловна и многие другие фамилии.Похронили мы нашу морячку со всеми почестями уж поверте

Гость

Re: Пароход "Белоостров"

Сообщение Гость »

Ян,а как мне разместить фото на вашем сайте.Я,лично с интернетом недавно начал заниматься,поэтому не очень пока быстро соображаю.Если не трудно,то подскажите

yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Белоостров"

Сообщение yan »

Приветствую Вас, Гость !

Сообщите, пожалуйста, как Вы хотите загрузить изображение: по ссылке на уже имеющееся изображение в Интернете или загрузить его непосредственно на сайт (не как ссылку на показ существующего изображения) ?

Курт Кирилл

Re: Пароход "Белоостров"

Сообщение Курт Кирилл »

Ян,я хочу просто передать так же легко фотографии, как я Вам пишу письмо.Я ищу сноску загрузить фото но не нахожу.На моём сайте kurt-kirill@mail.ru в Мой мир в папке Курт Мария есть эти фотографии-смотрите

yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Белоостров"

Сообщение yan »

Добрый день !

простите, пожалуйста за некоторую задержку с ответом.

Попробуйте просто скопировать сюда полный адрес картинки. Затем промаркируйте его. А затем кликните на "кнопку"-свойство "URL". Посмотрим, получится ли.

Ответить