Пароход "Державин"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Ответить
yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Державин"

Сообщение yan »

Пассажирский пароход
Северного государственного
морского пароходства
«Державин»


Изображение

Пароход «Nordland»

В 1923 году пароходное общество «Stettin-Rigaer Dampfschiff-Gesellschaft» заказало Штеттинскому машиностроительному предприятию постройку на верфи ««Vulkan» парохода для пассажирского сообщения между портами восточной части Балтийского моря. Для плавания судна в суровых зимних условиях проектом было предусмотрено усиление корпуса и устройство «ледокольного носа» - мощного кованого форштевня. Машина должна была обеспечивать необходимую мощность для преодоления пароходом ледовых полей.
12 сентября 1924 года судно (строительный № 675) благополучно было спущено со стапеля на воду. Пассажирский пароход, получивший название «Nordland», водоизмещением 3043 т (1902 брт), длиной 79,00 м и шириной 11,25 м и осадкой 4,28 м мог принимать на борт 120 пассажиров в каютах улучшенного класса. Экипаж состоял из 36 человек. Паровая машина тройного расширения мощностью 1400 л.с. обеспечивала судну скорость хода в 13 узлов.
Новый пароход был принят пароходной компанией «R.C.Gribel» из Штеттина и уже в декабре 1924 года «Nordland» открыл зимнее пассажирское сообщение с Гельсингфорсом. В дальнейшем судно до 1937 года обеспечивало перевозку пассажиров между Штеттином, Данцигом, Пиллау, Либавой, Ригой и Хельсинки.
Во время второй мировой войны пароход был мобилизован и переоборудован в плавбазу - цель ВМС Германии. За время военных действий «Nordland» не пострадал и после капитуляции фашистского рейха 10 марта 1946 года был передан Советскому Союзу.

Изображение

Пароход «Nordland» 1937 год.

Переименованный в «Державин», пароход ушел в Мурманск, где открыл летнюю навигацию на пассажирском каботажном маршруте Мурманск-Печенга с заходом в Полярное, порт Владимир, Озерко, Лиинахамари. Однако для постоянной эксплуатации за полярным кругом на судне необходимо было провести работы по адаптации парохода к условиям Севера.

Изображение

Пароход «Державин»

Для их проведения «Державин» перешел на Балтику, где на верфи в Висмаре с 17 мая по 17 декабря 1947 года на нем провели соответствующие работы, обеспечивающие службу судна в Северном Ледовитом океане. После ремонта пароход мог принимать на борт 215 классных пассажиров.

Изображение

Пароход «Державин», 1950-е годы

Изображение

Пароход «Державин», остров Шпицберген, Баренцбург, 1953 год

Вернувшись в порт приписки Мурманск, «Державин» долгие годы эксплуатировался на пассажирских каботажных линиях.
За досрочное выполнение плана четвертой пятилетки экипаж судна был отмечен денежными премиями. В 1959 году «Державин» совместно с пароходом «Илья Репин» работал на линии Мурманск-Архангельск. Работа парохода «Державин» в полярных водах закончилась в 1966 году.

Изображение

Пароход «Державин» перед списанием, 1965 год

Прослужившее более сорока лет судно было выведено из эксплуатации и продано на слом датской фирме «Poul Christensen» из Накскова. Следуя на буксире к месту разборки, «Державин» попал в сильный шторм и затонул вблизи Норвежского побережья.


Использованы фотографии из коллекций Бориса Лемачко, Юрия Трифонова и из Интернета


© Трифонов Ю.Н. 2002 г.

yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Державин"

Сообщение yan »

Юрию Трифонову

Юрий, огромное Вам спасибо за интересную статью, инфо- и фотоматериалы, за участие !

yan
Staff
Сообщения: 5014
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Державин"

Сообщение yan »

Если кому-нибудь что-нибудь известно подробнее о дате и обстоятелствах гибели парохода "Державин" при его перегоне на разделку на металлолом, мы будем рады такой информации. Спасибо !

Ответить