Страница 1 из 1

Грузовой пароход "Комсомолец" (1920)

Добавлено: 24 дек 2012, 16:48
yan
Грузовой пароход
Дальневосточного государственного морского пароходства
«КОМСОМОЛЕЦ»


Изображение

Пароход «Dione» (I)

По заказу судоходной компании «Rederi AB Svenska Lloyd» (H.Metcalfe), Göteborg на шведской верфи «Eriksbergs Mek. Verkstads AB», Göteborg (строительный № 205) был построен в 1920 году пароход ледового класса под названием «GALLIA». 14 октября этого же года его передали заказчику. Судно имело валовую вместимость 1740 брт, дедвейт 3225 т, длину 92,40 м, ширину 13,17 м и осадку 2,30/5,70 м. Паровая машина тройного расширения мощностью 1500 л.с. обеспечивала скорость хода в 10,5 узлов.

В апреле 1926 года судно было продано другой шведской компании «Ångfartygs AB Tirfing» (S.G.Janson) из Гëтеборга и названо «SMÅLAND». С 1934 года управление судном передали компании «T E J son Brostrom, (Svenska Orient Linien)», Goteborg. В сентябре 1935 года оно было временно передано польской компании «Zegluga Polska S.A» и переименовано в «SARMACJA». В октябре 1936 года по истечении срока договора судну вернули название «SMÅLAND».

5 апреля 1937 года пароход был приобретен финской компанией «Suomen Höyrylaiva Oy-Finska Ångfartygs Ab» и переименован в «DIONE»(I). Порт приписки Хельсинки (№ 800). В ходе второй мировой войны 11 ноября 1939 года пароход с грузом целлюлозы и продуктов (2640 т) следовал рейсом Выборг-Котка-Антверпен. В Балтийском море в точке 55° 27' Nord/13° 44,5' Ost он был остановлен немецким дозорным кораблем «VP 1509» арестован и 13 ноября приведен в Свинемюнде. Оттуда пароход 15 ноября перевели в Киль, а 30 ноября в Гамбург. В начале января 1940 года после разгрузки пароход освободили. 30 января 1944 года пароход в районе Boisto подорвался на мине. Поврежденное судно довели до Хельсинки и поставили на ремонт и восстановление.

После капитуляции Финляндии в сентябре 1944 года «DIONE»(I) с повреждениями 9 октября 1944 года прибыл в шведский порт Trelleborg. В январе 1945 года пароход «DIONE»(I) по репарации был передан СССР. Там он с 22 января в составе Балтийского государственного морского пароходства (БГМП) служил под названием «ОРАНИЕНБАУМ». С 17 ноября 1946 года пароход проходил капитальный ремонт на верфи в Висмаре. При его проведении была капитально отремонтирована машина, установлены новые котлы. Отопление угольное. 15 июня 1947 года он выходил на ходовые испытания, а 25 июня в балласте вышел из Висмара в Росток.

Еще будучи на ремонте, «ОРАНИЕНБАУМ» приказом ММФ № 69 от 10 марта 1947 года был передан из БГМП в состав Дальневосточного государственного морского пароходства (ДВГМП). Однако с Балтики пароход с грузом ушел в Архангельск, а оттуда в Мурманск. Приказом ММФ № 376 от 16 октября 1947 года его передали Мурманскому морскому пароходству (ММП). Приказом ММФ № 698 от 29 ноября 1947 года «ОРАНИЕНБАУМ» с 5 ноября 1947 года передали с баланса ДВГМП на баланс ММП.

В 1948 году пароход из Мурманска совершил рейс обратно на Балтику. В этом же 1948 году судно было переименовано. В приказе ММП № 614 от 15 декабря 1948 года «О капитанском денежном фонде судов», в списке пароход уже носит название «КОМСОМОЛЕЦ».

Изображение

Пароход «Ораниенбаум»

В 1949 году его передали в состав Сахалинского государственного морского пароходства (СахГМП). В рейсе на Сахалин он 26 февраля 1949 года заходил в Гонконг. Приказом ММФ № 28 от 12 января 1950 года «О перераспределении транспортного флота», пароход «КОМСОМОЛЕЦ» был передан с баланса на баланс от СахМП в Камчатско-Чукотское государственное морское пароходство (КЧГМП). Там он стал числиться с 1 февраля 1950 года.
Однако 8 марта 1950 года в порту Невельск пароход навалился на причал, повредив корпус. Поэтому эксплуатация судна началась после аварийного ремонта в порту Владивосток с 29 июля 1950 года. «КОМСОМОЛЕЦ» вместе с пароходом «ЛИЗА ЧАЙКИНА» были поставлены на грузовую линию Петропавловск-Западная и Восточная Камчатка по доставке промышленных и продовольственных товаров и вывозу рыбопродукции. По итогам работы за 1953 год и выход на первое место за четвертый квартал 1953 года экипаж «КОМСОМОЛЬЦА» получил Вымпел Совета Министров СССР и денежную премию.

В соответствии с Приказом ММФ № 197 от 3 мая 1955 года, 14 июня 1955 года пароход «КОМСОМОЛЕЦ» был выведен из состава КЧГМП в связи с передачей судна ДВГМП на его баланс. Приказом ДВГМП № 1689 на баланс ДВГМП пароход был зачислен с 10 июня 1955 года и принят в его состав 13 июня этого же года. 28 января 1958 года пароход, выйдя из Владивостока в Корсаков, был вынужден зайти в Находку из-за возгорания бункерного угля. В результате пожара деформирована верхняя палуба, сгорела переборка между бункером и трюмом № 2, груз рубероида и автопокрышек в этом же трюме.

Изображение

Схема парохода «Комсомолец»

В списке судов Минморфлота на 1962 год пароход «КОМСОМОЛЕЦ» с позывными УКБЕ еще числился в составе ДВГМП. Однако в соответствии с записью в Реестре Регистрации Судов Владивостокского Торгового Порта на 1958 – 1964 годы пароход «КОМСОМОЛЕЦ» был снят с книги Реестра в 1961 году и списан 1 ноября 1961 года на металлолом.


© Ю.Н. Трифонов 2012 г

Re: Грузовой пароход "Комсомолец" (1920)

Добавлено: 24 дек 2012, 16:53
yan
Юрию Трифонову

Юрий, огромное Вам спасибо за интересную и познавательную статью, которой Вы с нами поделились и за то что предложили её для публикации !

Re: Грузовой пароход "Комсомолец" (1920)

Добавлено: 24 дек 2012, 17:07
yan
Для взаимосвязи тем о судах, носивших название "Комсомолец"

- тема о грузовом пароходе "Комсомолец" (1920 г. постройки): viewtopic.php?f=13&t=984

- тема о пароходе "Комсомолец" (пассажирское судно на озере Байкал): viewtopic.php?f=13&t=92