Речной теплоход "Иван Сусанин" (пр.588)

Речной флот. История, актуальные события, архивные материалы.

Модератор: yan

Ответить
Сатан
Staff
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 17 ноя 2007, 21:59
Откуда: г.Москва

Речной теплоход "Иван Сусанин" (пр.588)

Сообщение Сатан »

Речной пассажирский теплоход «Иван Сусанин» (новое название - "Петр Первый") смело можно выделить среди его «собратьев», прежде всего неожиданными поворотами в его судьбе.

Изображение
т/х "Иван Сусанин" у причала МСРВ

Теплоход «Иван Сусанин» (проект 588) был построен по серийному заказу для СССР на германской судоверфи «Mathias Thesen Werft Wismar» (ГДР) в 1960 году. В этом же году была начата перегонка судна из Германии в Москву. Учитывая, что трасса Волго-Балтийского канала была открыта для судоходства только в 1964 году, перегон теплоходов в те годы осуществлялся в несколько этапов, и занимал продолжительное время. Так и «Иван Сусанин» с караваном однотипных судов, прежде чем попасть в Москву, проделал долгий путь: сначала теплоход прибыл в Калининград, оттуда в Лениград, потом по Беломоро-Балтийскому каналу в Архангельск, откуда по Северной Двине теплоходы поднялись до Котласа, и уже только после этого, пройдя трассу Северо-Двинского канала, теплоходы попали на Волгу.
В навигацию 1961 года теплоход «Иван Сусанин» прибыл в Москву, где был закреплен за Московским речным пароходством и получил порт приписки «Москва».

Изображение
т/х "Иван Сусанин" у причала о.Валаам

В дальнейшем до 1991 года (возможно и до 1993 года) теплоход работал на туристических маршрутах из Москвы, в основном Москва – Ленинград – Москва. (Вот, для примера, расписание таких рейсов по состоянию на 1969 год - http://library.riverships.ru/Timetables/1969-mlm.htm).

Ничего особо примечательного с теплоходом за все это время не происходило. Он работал также как и остальные суда, если порыться в Интернете, можно найти отзывы туристов теплохода, в серьезных происшествиях теплоход тоже не отметился. Единственное упоминание в годы СССР о теплоходе «Иван Сусанин» в прессе датировано 1984-м годом, когда теплоход "Иван Сусанин" стал стотысячным судном, прошлюзованном Чебоксарским гидроузлом.

Изображение
т/х "Иван Сусанин" у причала Петрозаводска

«Приключения» (читать - «злоключения» теплохода) начались с «Иваном Сусаниным» в 90-е годы. В 1994 году теплоход был выведен из эксплуатации, снят с баланса Московского речного пароходства и продан неизвестной компании, которая почти сразу же увела теплоход за границу. Куда именно ушел теплоход точно почти никто не знал. Мнений о том, какая судьба ждет теплоход тоже было масса: кто-то говорил, что он перед перегоном был отремонтирован и должен был использоваться в Германии, как гостиница или клуб «на плаву», была в Интернете и такая информация, что вроде бы теплоход купила тогда какая-то западная киностудия для съемок фильма, и что по сценарию фильма «Сусанина» его должны были взорвать и утопить. Вот в таких, примерно, сплетнях стали постепенно забывать про некогда московский теплоход.
Однако в 2003-м году появилась информация о том, что «Иван Сусанин» находится в пригороде населенного пункта Наймеген на реке Вуаал в Голландии. Чуть позже появились и фотографии теплохода. Из этих фотографий сразу стало понятно, что не стал «Иван Сусанин» ни плавучей гостиницей, равно как и не утопили его западные кинематографисты. Все это время теплоход простоял на холодном отстое, то есть, проще говоря, был законсервирован. Внешне, некогда красавец «Иван Сусанин» являл собой весьма печальное зрелище.

Изображение

В 2004-м году «Иван Сусанин» был выкуплен в собственность «Русской пароходной компанией на паях» и был отбуксирован на Судоремонтное предприятие в Шлиссельбург (Невский судоремонтный работ), где были проведены работы по осмотру корпуса и механизмов, после чего временная команда речников из Москвы приступила в перегонке судна в Москву. На сайте Сергея Петухова (участника перегонки) есть много интересных фотографий.

http://www.riverstar.ru/gallery/susanin?page=1 - фотогалерея перегонки. Фотографии Сергея Петухова.

Удивителен тот факт, что, несмотря на 10 летнюю стоянку, теплоход отправился до Москвы своим ходом. Машинное отделение, во время перестоя в Голландии было заварено, что помогло уберечь основные механизмы судна.
Поздней осенью 2004 года, ровно через 10 лет как он покинул Россию, теплоход «Иван Сусанин» снова прибыл в Москву.

Изображение

Началась полная реконструкция судна, которая длилась больше года, и уже в навигацию 2006 года «Иван Сусанин» в новом обличье.

Изображение

Увы, теплоход не сохранил свое имя, теперь он называется «Петр Первый». В настоящее время теплоход работает с иностранными и русскими туристами, в основном на линии Москва – Санкт-Петербург, и является одним из наиболее комфортабельных российских речных судов.

Изображение

Информацию о сегодняшнем состоянии теплохода (его внутренних помещений) можно посмотреть на сайтах турфирм, продающих путевки на него, например, здесь: http://www.teplohod.net/petr1.php

Отдельная благодарность за материал - Михаилу Архипову, Сергею Петухову, порталу http://www.infoflot.ru

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Речной теплоход "Иван Сусанин" (пр.588)

Сообщение yan »

Александр, большое спасибо за интересную информативную работу и красивые фотографии судна !

Теперь у нас здесь на "Круизнике" у "одного причала" сошлись вместе в литературных заметках речной теплоход "Иван Сусанин" и морской пароход "Иван Сусанин".

Сатан
Staff
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 17 ноя 2007, 21:59
Откуда: г.Москва

Re: Речной теплоход "Иван Сусанин" (пр.588)

Сообщение Сатан »

yan писал(а):Александр, большое спасибо за интересную информативную работу и красивые фотографии судна !
Ян, рад что Вам понравилось.
Если в контексте данного формуа такая информация интересна, то я буду продолжать рассказывать про РЕЧНЫЕ суда России...

А вообще (больше вопрос к модератору) может выделить еще один - речной форум? Там ведь тоже круизы... 8-)

Аватара пользователя
koch
Staff
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 05 июл 2007, 22:50

Re: Речной теплоход "Иван Сусанин" (пр.588)

Сообщение koch »

А вообще (больше вопрос к модератору) может выделить еще один - речной форум? Там ведь тоже круизы...
у нас пока не возникало необходимости в модерации, но время, видимо, пришло. Т.к. форум Теплоходы на даный момент наиболее популярный, то:

1. Делим его на "Морские суда" и "Речные суда"
2. Яну, предоставлена возможность модерировать эти форумы. Ян, вы не против?
3. Если есть еще желающие рулить с модерацией, то пишите в личку мне или Яну и мы этот вопрос решим.
4. Остальные форумы пока дробить на подразделы, мне кажется лишним.

Ответить