Подобные силовые установки уже давно и прочно заняли место под капотами автомобилей. Сейчас на дорогах России куда проще встретить Газель или ПАЗик с газовым оборудованием, нежели на бензине или дизтопливе. Газ доказал свою экономическую эффективность на коммерческом автотранспорте. В Евросоюзе тут безусловные лидеры итальянцы. Сейчас в России многие машины используют газовое оборудование именно итальянского производства. Причем многие автолюбители переводят свои машины на газ.
Основным видом газового топлива сейчас является пропан-бутановая смесь, получаемая либо при переработке нефти, либо как отход при газодобычи. В последнее десятилетие крайне расширилось применение метана в качестве топлива. Метан (или природный газ) в отличии от пропан-бутановой смеси хранится в сжатом а не сжиженном состоянии (процесс ожижения метана требует значительных энергозатрат и используется только там, где нет возможности транспортировать его по трубопроводам в сжатом состоянии). Причем многие зарубежные моторостроительные компании уже серийно строят дизельные двигатели, использующие в качестве топлива метан (НЯП - лидеры здесь шведы - Volvo и все теже итальянцы - FIAT). Уже не первый год по улицам европейских столиц ходят автобусы, использующие в качестве топлива метан.
В последние годы и в РФ начинается развитие сети газовых заправочных станций для машин, использующих в качестве топлива метан (сеть АГЗС для заправки машин пропан-бутановой смесью существует в России еще со второй половины 80-х годов).
Но несмотря на наличие вполне обоснованных технологических норм на использование газового топлива, Российский Речной Регистр достаточно отрицательно относился к газовому топливу. Что там говорить, что если использование бензиновых подвесных моторов на коммерческих судах (речь идет о речных такси) резко усложняло постановку таких судов на учет (ГИМС не в счет, так как по действующему законодательству суда, зарегистрированные в ГИМСе не могут использоваться для коммерческой работы).
В настоящее время Зеленодольский Судостроительный и Судоремонтный завод (республика Татарстан, г. Зеленодольск) подготовил два проекта (причем судя по их сайту - эти суда заказаны и вот-вот начнется их строительство) скоростных теплоходов для обслуживания туристических линий Казань - Свияжск и Казань - Булгары:
вот что сообщает сайт завода
Как показывает практика - конвертовка обычного бензинового или дизельного ДВС на газовое топливо приводит к некоторому снижению ресурса. То есть вопрос в базовом двигателе. Мне лично непонятно другое - почему не пытаются использовать газовые дизеля.Судно предназначено для перевозок пассажиров (туристов) на линии Казань – Свияжск протяженностью 30 км.
Общее расположение
Для размещения пассажиров на судне предусмотрены, салон в корпусе на 40 мест (пассажиры размещаются в комфортабельных креслах авиационного типа), ресторан — бар на главной палубе на 100 посадочных мест, прогулочная палуба. Для экипажа предусмотрена комната отдыха. Пассажирские помещения оснащены современным интерьером, системой кондиционирования воздуха, видео и аудио техникой.
Основные характеристики
Длина наибольшая, м. - около 44,1
Ширина наибольшая, м. - около 10,0
Высота борта, м. - около 3,85
Осадка габаритная, м. - около 2,0
Экипаж, чел. - 12
Скорость, км/ч. - 23-25
Пассажировместимость, чел. - 142
Материал корпуса: Сталь марки РСА
Алюминиевый сплав 1561
Преимущества двигателей, работающих на СПГ:
— октановое число газа (пропан-бутана, метана) –105-112, но сгорает он более мягко, что приводит к меньшей нагрузке на поршни двигателя;
— увеличение межремонтного периода работы двигателя в 1,5 раза;
— увеличение срока службы моторного масла в 1,5–2 раза;
— снижение уровня шума работы двигателя на 3–8 дБ (минимум в два раза);
— увеличение срока службы свечей зажигания на 40%; снижение токсичности выхлопных газов.
Когда я работал на Киринском ГКМ там электростанция собственных нужд (ЭСН) мощностью 10 тыс. кВт построена на базе газовых дизелей Cummins. Оборудование поставлялось и монтировалось компанией Звезда-Энергетика. Технически станция собиралась из блокбоксов - 10 дизель-генераторов, распределительная подстанция и служебные помещения. Увы, я не сфотографил сами ДГ (а зря). Это достаточно компактные аппараты.
То есть - специально изготовленные дизеля на газовое топливо уже есть. Остается выбрать нужный агрегат.
кроме того есть еще одна версия данного проекта - для линии Казань - Болгары
источник - сайт предприятияСудно предназначено для перевозок пассажиров (туристов) на линии Казань – Булгары протяженностью 140 км.
Общее расположение:
Для размещения пассажиров на двух палубах судна предусмотрены 30 двух- четырехместных кают, одна каюта для инвалидов и 6 кают повышенного комфорта. На палубе рубки расположен бар- ресторан и зоны для прогулки на свежем воздухе. Экипаж размещается в 11 одно-двухместных каютах. Каюты снабжены индивидуальными санузлами. Все жилые помещения оснащены современным интерьером, системами кондиционирования, видео и аудио техникой.
Основные характеристики
Длина наибольшая, м. - около 61,7
Ширина наибольшая, м. - около 11,6
Высота борта, м. - около 3,3
Осадка габаритная, м. - около 1,7 – 1,8
Экипаж, чел. - 20
Скорость, км/ч. - 23-25
Пассажировместимость, чел. - 114
Материал корпуса:
Сталь марки РСА
Алюминиевый сплав 1561
Преимущества двигателей, работающих на СПГ:
— октановое число газа (пропан-бутана, метана) –105-112, но сгорает он более мягко, что приводит к меньшей нагрузке на поршни двигателя;
— увеличение межремонтного периода работы двигателя в 1,5 раза;
— увеличение срока службы моторного масла в 1,5–2 раза;
— снижение уровня шума работы двигателя на 3–8 дБ (минимум в два раза);
— увеличение срока службы свечей зажигания на 40%; снижение токсичности выхлопных газов.
Проект в плане технической реализации несколько спорный. Ведь если планируется использовать в качестве топлива метан - почему не используются дизельные двигатели на газовом топливе? Собственно вопрос сейчас в другом - как обстоят дела с использованием газового топлива в странах европы (тем более что в старушке европе сосредоточенна основная масса производителей как газового оборудования, так и самих двигателей) и как относятся к таким новшествам регистровые органы.