Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Речной флот. История, актуальные события, архивные материалы.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Порт Пехлеви

Изображение

Иранский порт Энзели, до 1980 года - тот самый Пехлеви, куда с грузами из Европы линейно заходили суда советских пароходств, в том числе и БОПа. Мне тоже довелось несколько раз бывать в этом порту на юге Каспия. Фотографировать в Иране тогда было категорически запрещено, поэтому удивляюсь, как появился в сети этот снимок.

Утром теплоход Виктора поставили к причалу и началась выгрузка. Свободные от вахты моряки отправились в город. Виктору было не до увольнения. Процесс сдачи груза подразумевал обязательное присутствие грузового помощника. Двадцать пять коносаментов требовали внимательности и Виктора и матросов- тальманов.
Подняли и передали заказчику элегантный "Мерседес". Радовало, что автомобиль не пострадал во время злополучного рейса. Потом пошли на причал мешки. " Нас в Гамбурге четыре немца грузили, а здесь -смотри сколько их в трюм набилось !" - хихикнул боцман. Неожиданно стоящий рядом пожилой перс заговорил по - русски:
- Э, парень, зачем смеешься. Посмотри, все эти
люди кушать хотят, а у них еще дети дома голодные ! Хорошо вам, хорошо немцам - жизнь у вас сытая !

Виктор впервые слышал, что и у западных немцев и у советских работяг одинаково хорошая жизнь. Обычно именно западным немцам, шведам, норвегам, бельгийцам советские моряки, чувствовавшие себя в Европе совсем не равными по толщине кошельков с обывателями буржуйской Европы, тайно завидовали. И хотя еще вчера представитель Каспийского пароходства во время инструктажа о правилах поведения в Иране предупредил: никаких контактов с иранцами вне делового поля, Виктор поинтересовался у докера:
- Неужели ты считаешь, что советские люди живут не хуже западных немцев ?
- Знаю, раньше в Баку бывал, хорошо, очень хорошо у вас живут ! Мы ведь тоже азербайджанцы, я молодым был, когда у нас ваши солдаты стояли. У них я и русскому языку выучился...
- Вон оно что ! Да, бакинцы живут небедно. Но не все !
- Тот, кто не ленится, живет хорошо. Обувь шьют, костюмы, торговать умеют. А у нас - бедный народ. Жаль, что ваши солдаты ушли отсюда. СССР - хорошо !

Докер опасливо оглянулся и сбежал по трапу к грузовику, куда кран грузил мешки с привезенным из ФРГ алебастром.

За семь дней выгрузки Виктору только раз удалось сбегать в город и отоварить выданные капитаном персидские 70 "туманов". Двадцать метров яркой иранской ткани: красивый гипюр с золотыми блестками, плотная цветастая чесуча, все, что предполагалось на 80 процентов продать в Союзе, дабы иметь хоть какую-то материальную пользу от долгого и трудного рейса.
В городе у дверей каждой лавчонки, а улица целиком состояла из небольших лавчонок, стояли экзотические торговцы и навязчиво зазывали к себе, обещая качество и дешевизну. Когда продавец отмерял нужное количество метров каждой ткани, он щедро добавлял еще метр, сладко улыбался и на сносном русском провозглашал: "Это тебе "на поход", дорогой !"
- Ты ради интереса на пароходе перемеряй, ни сантиметра лишнего он тебе не отстегнул !- улыбнулся старпом, когда моряки покинули лавчонку.
- А как же ему удается этот жест осуществлять ?
- Так у него линейка-метр на десять сантиметров короче. С десяти метров - лишний метр. А то, что больше - это уже его "поход", - улыбнулся чиф.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение yan »

Виталис, спасибо Вам большое за интересное и познавательное продолжение !

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

yan писал(а):Виталис, спасибо Вам большое за интересное и познавательное продолжение !
Спасибо, Ян ! Опять уеду на дней десять.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Из Ирана в Красноводск.

Изображение

На старом снимке - подготовка к швартовке в Красноводске после одного из рейсов в Иран. Начало 1970-х. Сухогрузы БОПа частенько заходили в этот каспийский порт на восточном берегу моря-озера, где брали щебень куда-нибудь на Волгу. Естественно, погрузка щебня восторга у экипажей никогда не вызывала. Пылящие адски транспортеры забивали пылью самые недоступные уголки судна, липкая серая масса просачивалась в надстройку, казалось даже чай и кофе содержали в себе щебеночную пыль. Сам порт во всех отношениях был совершенно неинтересен. Огромная гора нависала над неуютным городком, а там, наверху, по утверждению знатоков, начиналась бескрайняя пустыня.

После первого трюма, докеры приступили к выгрузке третьего. Портовые краны, управляемые кареглазыми крановщицами, поднимали и укладывали в автовозы профильный германский металл. Лил дождь, но выгрузка не прекращалась: металл - груз не капризный.
На следующий день, 24-го открыли второй трюм. Дождь прекратился и снова стало жарко. Молодежь еще прогуливалась в город, втихаря меняя имевшийся в наличии одеколон на жвачку. Действо, естественно было противоправным, но помполит смотрел на исчезающий из кают одеколон сквозь пальцы, хотя, вероятно, и взял на карандаш пару самых активных мотористов, таскавших маклакам "Светлану" и "Сашу", слитые из неполных флаконов в единую, якобы непользованную тару.
Рулевой Серега со смехом рассказывал:
- Я ей воздушный поцелуйчик послал, а этот бес, что железяги считает, мне очень наглядно показал, как ему горло мое перерезать хочется.
- А ничего девицы на кранах рычаги дергают, прямо есенинские Шаганэ, - смеялся третий помощник.
- Трепался мой тезка Есенин, этих Шаганэ стерегут как овец и тут ему не Рязань, бОшку сразу бы отделили от остальных частей тела, - улыбался рулевой.

Двадцать шестого выгрузку закончили и утром двадцать седьмого вышли в Каспий. До Красноводска - сутки ходу. Море спит и горизонт пустынен. Путь на Баку остался западнее. За вахту Виктору не встретился даже маленький рыбачок, только иранский пограничник запросил по-английски подтверждение названия теплохода.
Двадцать восьмого в 16 часов пришли в Красноводск, и вечером начали погрузку сразу двумя транспортерами. Густое облако пыли окутало теплоход.
- Следи за марками, штурман, они быстро грузят, боцмана в город не отпускай, сам не справишься, - предупредил капитан.

Погрузка шла всю ночь, и утром две тысячи тонн щебня заполнили все три трюма. Щебень лежал в проходах палубы и между трюмами, пыльные дорожки, несмотря на все старания вахты тянулись в коридоры и каюты. Виктор подписал грузовые документы и теплоход пополз на выход из порта, расходясь с бакинским паромом. Через двое суток сухогруз Виктора встал на рейде Астрахани, ожидая плавмагазин. Продукты в провизионке изрядно подъели.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

И СНОВА - ВОЛГА. ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС.

Изображение

Начало 1970-х. Теплоход Беломорско- Онежского пароходства "Балтийский -16" выходит из порта Красноводск.

И снова - долгий путь по Волге. Стояли теплые солнечные дни начала августа. Вверх по реке спешили в крупные города Верхней Волги, в Москву и Ленинград небольшие самоходки с помидорами и арбузами. Красавцы "пассажиры" торопились в Астрахань, на "зеленых стоянках" загорелые отпускники волокли на борт огромные арбузы.
Капитан пообещал стоянку в Волгограде. В Астрахани не получилось взять бункер полностью, да и плавмагазин ассортиментом не обрадовал. К счастью, в Волго-Каспийском канале купили у браконьеров рыбы и икры, чем несколько разнообразили надоевший рацион колпита. Надеялись также после Волгограда взять под борт самоходочку с арбузами. Щебень предназначался в Тольятти, и посему конечно же желающие буксироваться овощевозы до Камского водохранилища найдутся.Маломощным ГТ-шкам буксировка под бортом "Балтийского" выгодна: и топливо экономится, и скорость выше. А значит - план, премии и меньше испортившихся арбузных ягод. Конечно, экипаж сухогруза-буксировщика за услугу безлимитно допускается к арбузам... Но много ли съедят речные мореходы ? Даже тонны из семи сотен не осилят.

- Погуляем наконец-то по Руси, - мечтал патриотически настроенный третий помощник.- Во где у меня сидят эти басурмане ! В Баку трешку в автобусе водителю подал, так он и не подумал сдачу дать...
- И ты не спросил ? - улыбнулся кэп.
- Ага, боцман рассказывал, как, было дело, он спросил. ВодилА сгреб из банки горсть мелочи и высыпал ему в карман: "Это тебе на бедность !" Добро, не в морду !
Весь автобус ржал, не знал боцман, что в Баку не принято сдачу сдавать ! Это у него тогда первый рейс на Каспий был. Теперь он ученый: большие бумажки за мелкую покупку не дает.
- Зато у этой традиции есть и хорошая сторона, - отозвался из угла рубки молчавший старпом. Как-то мы пиво покупали в прошлом году. Там, у входа в порт, есть кран пивной. Прямо из стены торчит. Поэтому, клиентам не видно, что в бочку заливают. В отличие от Пиндушей, где Маня-продавщица как-то выдала: "Мужики, сегодня не разбавляла, поэтому- не доливаю !".
Так вот, шли мы из города в Баку. И перед проходной решили пивка испить. А поистратились, на десять парней рубль медяками всего-то и наскребли... И что вы думаете... Продавец-бакинец, наблюдая, как мы по карманам скребем, молча налил нам по кружке и не считая наши жалкие копейки, высыпал их в тарелку с медяками.
-Благородно, но совсем без убытка для торговца, я думаю. Сейчас наших пароходов в Баку - десятки за месяц границу проходят, да в очереди ждут. Плюс- СЗРП-шники, волгари "Сормачей" наполучали. Поэтому и кран пивной в стену вмуровали. И частенько наша братва в начале пребывания в Баку только на крупные купюры пиво берет, - отметил капитан. - Ладно, заканчиваем мемуары, тут узкость начинается, а я еще за две прошлые аварии по шапке не получил.
Вечер быстро опускался на реку. Прошли мимо стоявшей носом в берег "Волгонефти". Эта особенность волжских судоводителей казалась Виктору странной: "Понятно, когда носом в берег, как рыбацкая лодка, ночует небольшая самоходка или буксирчик. Но "Волгонефть" - немаленькое даже для Волги судно ... Невозможно представить, чтобы так ночевал какой-нибудь БОПовский "Балтийский" или "Волго-Балт". Хотя... Танкер - без груза, дно здесь песчаное, место - вне судового хода. Куда опаснее стоять на якоре у самого фарватера.. Совсем недавно, по пути вниз судоводители наши в этом убедились" - подумалось Виктору.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Путь домой.

Изображение

На Нижней Волге во время очередного рейса в Иран в 1970-х встретился теплоход "Ленинская смена". А в сети прочел газетную заметку о судьбе этого теплохода. Ныне уже не существующего.

С борта «Ленинской смены»
Опубликовано 17.08.2014 автором admin

«10 августа из Керчи на Венецию с грузом 2700 тонн серного колчедана отправился в первый заграничный рейс теплоход «Ленинская смена» – судно смешанного плавания «река – море» Волго-Донского речного пароходства», – писала газета «Ленинская смена» 14 августа 1969 года От Таганрога до Камбоджи

В конце шестидесятых годов судостроительный завод «Красное Сормово» начал постройку серии больших сухогрузных судов класса «река – море», получивших известность как тип «Сормовский». Эти суда являлись продолжением серии сухогрузов смешанного плавания, начатых типом «Балтийский» (проект 781) и «Волго-Балт» (проект 791).

К этому времени в Советском Союзе завершалось создание единой глубоководной системы, соединяющей северные и южные моря с центром страны. В связи с этим речному флоту требовалось все больше судов, способных плавать как в условиях водохранилищ и каналов, так и в море.

Сухогрузы типа «Сормовский» (основная серия – проект 1557) имели четыре трюма с люковыми закрытиями, с баком и ютом, с двойными бортами и двойным дном. Машинное отделение и надстройка, как и у знаменитых «Волго-Донов», размещались в кормовой части. Суда предназначались для насыпных и навалочных грузов, а также могли перевозить лес в бревнах.

Длина «сормовичей» составляла 114 метров, а водоизмещение 4200 тонн. В 1967 году на «Красном Сормове», которое в тот период строило еще и атомные подводные лодки, было спущено на воду головное судно проекта 1557 – «50 лет советской власти». А через год уже на судостроительном заводе им. Володарского в Рыбинске спустили сухогруз «Вознесенск».

Всего на обоих предприятиях будет построено 122 судна этого типа. 30 мая 1969 г. в Сормове был готов сухогруз под номе- ром 10. Первоначально, на стадии постройки, он получил условное обозначение «Сормовский-8», однако незадолго до спуска на воду судну присвоили имя «Ленинская смена»! И это не было случайностью.

Печатный орган Горьковского областного комитета ВЛКСМ как раз отмечал свой полувековой юбилей. В знак признания многочисленных заслуг издания и было принято решение назвать в его честь один из первых теплоходов проекта 1557. В течение июня – июля «Ленинская смена», получившая регистровый номер С-30143, совершила несколько пробных рейсов по Волго-Донскому каналу и Нижней Волге, после чего отправилась в первое морское путешествие.

«Прошло два месяца после ввода судна в эксплуатацию, – сообщал в редакцию газеты с борта теплохода третий помощник капитана Э. Баженов. – Перевыполнение месячных заданий стало обычным явлением для экипажа. Через неделю теплоход доставит груз в порт назначения. Открыта новая страница в истории Волго-Донского речного пароходства».

«Ленинская смена», имевшая порт приписки Таганрог, совершала рейсы по рекам и морям (в основном Черному и Средиземному) без малого 30 лет. При этом вскоре после распада СССР, в 1993 году, судно было переименовано. В духе времени ему вернули первоначальное название – «Сормовский-8». Затем, в 2000 году, теплоход был переименован уже в «Триал» и «переехал», точнее – переплыл, в новый порт приписки – Санкт-Петербург.

А в 2008-м бывшую «Ленинскую смену» продали в Камбоджу. Последним портом приписки судна стала столица этого государства Пномпень, расположенная на реке Тонлесап. В октябре 2010 года «Триал» был списан и отправился на утилизацию в порт Алиаг (Турция).


Такое вот ностальгическое отступление. В 1980-е годы теплоходы типа "Сормовский" работали не только в СЗРП и БОПе. Появились они и у волгарей, и в пароходствах Минморфлота. Некоторые из "сормачей" до сих пор перевозят грузы и на Черном море и на Балтике. Дойдут руки - опубликую материалы о судьбах этих трудяг. Не формально и сухо - такой информации в сети масса. О работе каждого теплохода, его экипажах, дальних рейсах, о людях, в честь которых названы были некоторые из сухогрузов. С названиями типа "Ленинская смена" или "Горьковская пионерия" все понятно. Но, был, к примеру, в БОПе "сормач" "Савва Лошкин". Искренне жаль, что новые владельцы судно переименовали.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Погрузка в Камском Устье на Данию. 1970-е годы.

ЭПИЛОГ.

После выгрузки щебня в Тольятти, теплоход поставили под погрузку гипсовым камнем в Камском Устье. Это был последний рейс Виктора по Волге. Всю зиму его теплоход работал на Балтике и в Северном море. А весной Виктор вышел в отпуск для защиты диплома и получил оный в июне. В море больше не пошел. Несколько лет работал мастером на плавмастерской и искал школу, где, его мечте о поприще сельского учителя суждено будет сбыться. Предложения о работе на судах категорически отвергал, и посему кадровики пароходства держали его в должности мастера, будучи уверены, что упрямый штурманец с дипломом филолога сдастся.

Не дано было Виктору тогда понять, что нет в стране такой деревни, где ему будет так же беззаботно хорошо и радостно, как это было в деревне его детства. Встречаются такие люди на российских просторах: верят почти в чудо, в несбыточное, в химер киносказок и наивных советских повестей, в героев "Доживем до понедельника", в образы давно исчезнувшие или придуманные.

Упрямо и спокойно, возил бревна из Архангельска в Калининград убежденный карел Васселей. До самого развала советской империи. А после развала, когда тихо растащили по частным кампашкам самое крупное предприятие российской Карелии, Васселей тоже купил себе пару сухогрузов по цене металлолома. Не повезло: фирма разорилась и Васселей ушел капитанить "к буржуям". Благо, виза советского типа тогда, в 1990-х стала не нужна.
Порыбачил в ББГЛ и Эстрыбпроме несколько лет старпомом Тимо, а потом, в начале все тех же вольных 1990-х, вслед за старым товарищем Тойво, уехал в чистенькую, благополучную Финляндию, где, еще раз пройдя путь от матроса до капитана, обошел на финляндских судах полмира, и к шестидесяти годам купил домик на берегу озера Саймаа, летом катал ( и до сих пор катает !) туристов на прогулочном теплоходике, зимой иногда уходил в дальнее плавание на рейсик-другой, а потом забросил дальние рейсы совсем и наслаждается тихой размеренной жизнью в уютной и во всем ему близкой стране.

Виктор все же устроился учителем русского языка и литературы в небольшом поселке в Приладожье. Поселок, некогда, в далекие финляндские времена, благоустроенный и цветущий, в 1990-е превратился в нагромождение трущоб, сараев и помоек. Но Виктору ( не слыханное дело !) выделили новенькую, хотя и коряво слепленную квартиру с унитазом и водопроводом, что до сих пор в российской Карелии, в глубинке - эдакое неординарное чудо. И жена не стала слушать доводы Виктора о том, что ему роднее вологодское Кубеноозерье, что там все же можно купить неплохую избу, а унитаз и вода -дело умелых рук... Жена настояла на своем.... Есть у Виктора записки о тех десяти годах новых разочарований и потерь. Показывал он мне их. Отпечатано в электронном варианте, скачано на диски. На коробке начертано:"Если нет другой дороги..."
Виктор мечтал превратить электронную версию в книгу. Филолог ведь. Не довелось. Умер год назад в маленькой вологодской деревушке, куда он, в осуществление своей мечты, переехал все-таки уже в нулевые.. Но, как завершает свои неординарные детективные истории Леонид Каневский, "это уже совсем другая история". К речному флоту отношения не имеющая.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 07 дек 2016, 00:22, всего редактировалось 1 раз.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение yan »

Спасибо Вам большое, Виталис, за эту тему - интересный, необычный, глубокий и многогранный Труд !

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

yan писал(а):Спасибо Вам большое, Виталис, за эту тему - интересный, необычный, глубокий и многогранный Труд !
Спасибо, Ян ! Если получится с фотографиями, так, чтобы фотоснимки не исчезали непредсказуемо, постепенно могу сделать еще две темы: " Мы с товарищем работали на Северной Двине" о практикантах Великого Устюга 1960-х и " Пароход "Иван Беринг" - странник Онежского озера". Форум Круизник развивает добрую традицию: по-возможности подробно рассказывать о судьбе малоизвестных пароходов и теплоходов минувшего. Это вселяет надежды на добрые перемены и мирное развитие судоходства в местах, где доныне война и кровопролитие вынесены на первый план в исторических событиях прошлого.

Ответить