Историки Карельского Поморья отмечают такую особую черту мореходного училища в Сумпосаде еще царских времен, как демократичность. Поморье в целом в старые времена было особой территорией огромной империи. Отсюда и демократичность морского образования. В морские училища в дореволюционную пору принимали в основном и как правило, сыновей судовладельцев и моряков торгового флота. Этому есть свидетельства известного капитана тех времен Дмитрия ЛУХМАНОВА. А в мореходку в Сумском Посаде принимали детей простых рыбаков.
Из рыбацкой семьи пришли в мореходку шесть братьев ВОРОНИНЫХ, ставших в последствии капитанами дальнего плавания. Их отец, простой рыбак, и не помышлял о таком пути своих сыновей. А вот мать будущих капитанов, выросшая в шкиперской семье поморов ВЯЗЬБИНЫХ, видела своих сыновей в будущем именно капитанами. Три брата ВЯЗЬБИНЫХ ходили на парусниках и были известны как хорошие судоводители. "Именно мать,- писал в своих воспоминаниях Владимир Иванович ВОРОНИН, - настояла на том, чтобы все мы поступили на суда и зимой учились в местной мореходке."
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 23 авг 2018, 23:18, всего редактировалось 2 раза.
Тема деревянного судостроения в Карельском Беломорье проиллюстрирована в рассказах о российской Карелии крайне слабо. Лодки, конечно, на берегах Белого моря строят. Без лодок нельзя помору. Но малое частное судостроение никак не влияет на развитие региона. Фотографии российского Поморья рассказывают о пронзительно прекрасной природе этих мест. Они особо хороши в тех случаях, когда нет на фотографиях этих следов человеческой жизнедеятельности. Но они и правдивы в отображении того запустения, что присутствует ныне на берегах Белого моря как результат деятельности, а точнее бездеятельности человека.
В конце 19 века в России пробудился общественный интерес к Поморью. Появились путеводители по этим местам. В 1859 году начинающий писатель, студент второго курса Императорской медико-хирургической академии Сергей МАКСИМОВ по итогам "литературной экспедиции" на берега Белого моря выпустил в свет двухтомную книгу "Год на Севере", рассказавшую о российском Поморье. В Санкт-Петербурге вышел известный "Путеводитель по Северу" Д.Н.Островского.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 23 авг 2018, 23:43, всего редактировалось 3 раза.
Долгие годы работал на Севере построенный в Финляндии ледокол, названный в честь уроженца поморского села Сумпосад, полярного капитана Владимира Ивановича Воронина.
В "Письме молодым землякам" 25 февраля 1937 года Владимир Иванович ВОРОНИН писал: "И вот я побывал в родном селе и посмотрел, как живете вы, сумпосадские дети, юноши и девушки. Заходил я к вам в школу, в интернаты, в сельскую библиотеку, в избу-читальню, беседовал с учителями, беседовал с молодыми земляками. И скажу вам откровенно, что недоволен я вами, мои друзья... Возьмем интернаты. В них неопрятно, тесно. В столовой никто не следит за порядком и чистотой.. У ребят нет элементарных навыков гигиены... И еще об одном хочу сказать. Это о благоустройстве села. Ведь почти повсеместно молодежь выступает застрельщиком озеленения сел...Вы к этому делу относитесь совершенно равнодушно..."
Смелое письмо для тех жестоких времен. Но видим: уже тогда, в годы беспрекословных побед режима, на древнюю землю поморов пожаловало запустение...
В Живом журнале выставляет свои фотографии талантливый фотомастер varandej. Не могу не согласиться с ним в его оценке Поморья: "Таинственный мир, абсолютно открытый и абсолютно непонятный при этом ! Вообще, фотографировать эти края нужно именно в плохом качестве - так лучше понимаешь, как медленно здесь течет время, как мало здесь изменилось с 1970-х, 1930-х, 19 века". http://varandej.livejournal.com.
Скажу лишь, что в сравнении с 19 веком - налицо регресс .
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 23 авг 2018, 23:20, всего редактировалось 2 раза.
Фото от varandej. Современное состояние школы в Сумпосаде.
В 1886-1887 годах от Соловков, Кеми и далее вдоль Карельского берега, в Заполярье до Баренцева моря пройдет в качестве летописца великого князя Владимира Александровича Константин СЛУЧЕВСКИЙ. Итогом его путешествия станут очерки "По Северо-Западу России".
В очерках - вольнолюбивый, не ведавший крепостного права, хранящий вековые традиции края, свободный в труде помор. О Сумпосаде читаем: " По узкой, извилистой реке, преодолев с трудом три порожистых места, путники достигли посада. Если есть где-либо в Северной России такой вид на поселение, который французы охарактеризовали бы словом pittoresque, а немцы - romantisch, который прелестен, типичен, собран в одно удивительно красивое целое и художественен вдоль и поперек, так это Сумский Посад.
Не только сам Сумпосад, мореходы-поморы, но и их жены привели в восторг путешественников 19 века: К. Случевский: "Говорят, к Рождеству сумлянка изготовляет себе наряд в несколько сот рублей стоимостью, вышивать они большие мастерицы, что нисколько не мешает им за все полугодовое отсутствие мужей на промысле исполнять в Сумпосаде обязанности десятских, сотских и возить на веслах почту.."
"Между сумскими бабами,- писал С.МАКСИМОВ, -бывали такие, которые кормщиками хаживали на Терский берег."
К.Случевский: " Может быть жив еще тот Михаил НИКИТИН и его жена, которые в 1850 году вдвоем ходили на своем карбасике на Новую Землю".
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 23 авг 2018, 23:49, всего редактировалось 2 раза.
Шняка, шитая вицей, в Соловецком музее.
Зимой поморы строили лодьи, кочмары, шняки, раньшины. При строении судов мастера руководствовались "только навыками и каким-то архитектурным чутьем, которые ..надо считать прирожденной особенностью". Сумляне, в частности, во второй половине 19 века, имели около 30 крупных судов, построенных собственными руками. Спуск на воду нового судна был торжественным событием для всего посада. Рано поутру разбегались по Сумпосаду мальчишки. По свидетельству Сергея Максимова,"Все деревенские и городские гости, знакомые и благоприятели хозяина влезают на палубу и ждут молитвы. Придет священник с крестом и чтением молебна - раскольник ли хозяин или нет. Прочтется последняя молитва, дрогнет сердце хозяина, дрогнет и сердце мастера... Мастер с помощником спускаются вниз, и с крестным знамением подрубают разом с уханьем и вздохами два бревна, поддерживающие корму лодьи. Судно качнется и раз и два и, наклонившись несколько набок, ползет по двум другим бревнам, положенным параллельно килю, прямо в воду. Рявкнет свое заветное "ура" весь народ на палубе раз, другой, третий... И лодья уже на воде оселась благополучно: не умереть в тот год хозяину, не потерпеть большого несчастья ему, ни всем соседям его, спустившимся на новом судне на вешнюю воду. Хозяина целуют, поздравляют, кланяются в пояс. Честят местными приговорами мастера, и все это время ни хозяева, ни гости не надевают шапок..."
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 23 авг 2018, 23:52, всего редактировалось 2 раза.
Намеревался было перейти к рассказу о поморском городке Кемь и некогда процветавшем там деревянном судостроении. Подбирал материал. Одновременно просматривал подшивку "Водного транспорта" за 1979 год. И в номере от 4 сентября 1979 года на странице четыре вдруг нашел под рубрикой "Отечество мое" материал собственного корреспондента "ВТ" Ю.Колмакова "Гордость и боль Сумского Посада". Я выписывал "ВТ" на протяжении более 20 лет. Сначала, как работник речного транспорта, затем, получив диплом историка, интерес к газете не утратил, хотя постепенно сменил профессию. "Водный транспорт" был газетой своеобразной. Среди огромного объема материала ни о чем ( стандартная политика, разбавленные словесной тарабарщиной колонки о проблемах водников), встречались, хотя и политизированные, но достаточно интересные материалы про суда, портовые городки, про интересных людей флота. Достаточно часто писала газета про нарастающие проблемы нашего карельского Беломорско-Онежского пароходства. Материал про Сумский Посад - редкий. Я приведу в этой теме его полностью. Ибо, спец. корреспондент "ВТ" пишет о боли старинного поморского села. Увы, с тех пор прошло тридцать лет,страна поменяла название и флаг, но проблемы Сумпосада стали еще более острыми...
"ВТ" от 4 сентября 1979 года. Ю.Колмаков.Отечество мое. Гордость и боль Сумского Посада.
БЕЛОМОРЬЕ- удивительный край. Второе столетие археологи продолжают открывать здесь загадочные сооружения дохристианской культуры- сейды - целые пантеоны каменных существ и гигантские спирали лабиринтов, так и не сделав вывода об их назначении. Восхищают и удивляют своей красотой и гармонией сооружения русского деревянного зодчества, возведенные без единого гвоздя.
Ошеломленный турист застывает перед замшелыми стенами Соловецкой обители- некогда крупнейшего и богатейшего феодала России, монастыря-крепости, фанатичного бунтаря и жестокого жандарма, мракобеса и просветителя, застывает, пытаясь понять и осмыслить это уникальное явление российского Севера. Этнографы, фольклористы, климатологи, гидробиологи, представители самых разных отраслей современной науки почитают Беломорье даром небесным, нивой познания. И только исследователи истории русского судостроения и мореплавания по совершенно непонятной причине обходят его стороной. А ведь здесь родина отечественного морского судостроения. ( продолжу)
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 23 авг 2018, 23:55, всего редактировалось 2 раза.
Велика роль Архангельска в развитии русского мореплавания ( и карельского ! V.M.) Но тщетно искать здесь какой- либо материальный памятник судостроительного искусства предков. В городе с многовековой морской историей, сыгравшем важную роль в полярных экспедициях, нет даже мемориала, посвященного морякам и кораблям, чьи имена прославили этот край.
И на фоне всего этого вдруг новость, которая заставила тотчас собраться в дорогу: жители села Сумский Посад, что на поморском берегу ( Карельском ! V.M.) Белого моря, более ста лет сохраняют старинное судно. Знатоки-краеведы утверждают, что никакого мемориала в архивах за Посадом не значится.
Село это древнее. Известно, что посадница Великого Новгорода Марфа БОРЕЦКАЯ ( Марфа-Посадница) в 1450 году подарила его Соловецкому монастырю. Издревле и до самой революции сумчане вели самостоятельный торг с Норвегией и содержали у себя таможенный кордон, занимались морским промыслом. Недаром здесь была основана мореходная школа, которая подарила русскому флоту немало знаменитых мореходов, среди которых - замечательный ледовый капитан Владимир Иванович ВОРОНИН. Морем жили, в нем нередко завершали свой жизненный путь, и тогда на месте последнего прощания с семьей воздвигали огромный лиственичный крест.
Что же за судно хранит село ? Какой эпохи ? Чем оно дорого поморам ? (продолжу)
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 24 авг 2018, 00:02, всего редактировалось 3 раза.
И вот Сумский Посад. С высокого берега хорошо виден каменный порог на середине реки Сумы, разделивший село надвое. На пороге под дощатым навесом- выкрашенный в розовый цвет корпус небольшого судна с изящно выгнутым дугой массивным форштевнем и развалом бортов.
Председатель поселкового Совета Ю. СВИНЬИНА в ответ на вопрос, что это за судно, показывает решение сельсовета от 30 августа 1977 года. Повестка заседания приятно удивила: в великом множестве хозяйственных забот сельский Совет считает необходимым рассмотреть вопрос об охране памятников истории культуры, среди которых - Петропавловская церковь постройки 1625 года и, как значится в этом документе, "старинная мореходная лодка- памятник судоходства 17-19 веков на Белом море", которая стоит на камнях Мельничного порога уже свыше 150 лет и является памятником местного (Ю.К.) значения.
Дело в том, что старинное судно оказалось на грани гибели. Зимой напором льда его сбросило с порога ( увы, не первый раз !), проломило прогнившее днище, не выдержал и киль. Кое-как судно подняли на место, опять соорудили над ним крышу. Большего сделать не могли.
Но самое неожиданное было впереди. Столь трогательно оберегаемый памятник оказался без паспорта - легенда о его появлении и причина водворения судна на самое видное в селе место, прочно и по всей вероятности навсегда забыты. С помощью Ю. СВИНЬИНОЙ, горячего патриота своего дела, и библиотекаря Л. ЕРЕТИНОЙ, нам удалось опросить едва ли не всех долгожителей Сумского Посада, которых здесь немало. Девяностолетняя А.СУСЛОНОВА вспомнила рассказ своей матери, прожившей 75 лет, что та в молодости ходила на этом паруснике в Архангельск и, что судно, единственное во всей многочисленной флотилии села, всегда красили в розовый цвет. Восьмидесятилетняя М. ЕРЕМИНА припомнила рассказ стариков о том, что судно было подарено селу кем-то из царской фамилии за какие-то заслуги.
Директор школы З.ЕВШИНА, А. ЕВСТЮГИН, А. ОВСЯННИКОВА - племянница капитана В.ВОРОНИНА - высказали предположение, основанное на смутных воспоминаниях их родителей, что памятник этот каким-то образом связан с именем Петра Первого. ( продолжу)
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 24 авг 2018, 00:11, всего редактировалось 2 раза.
Вот и все сведения. Определить тип судна на месте так и не удалось. Прежде всего поражают совершенство форм и мастерство , тщательность исполнения. Наибольшая длина почти десять с половиной метров. Мощные форштевень и ахтерштевень изготовлены из дубовой кокоры. Дубовый же киль высотой без малого 40 сантиметров. Обшивка из сосновых досок набрана на тридцать один тонкий гнутый шпангоут тоже из дуба и крепится к ним коваными гвоздями красной меди путем расклепа с внутренней стороны на медную шайбу. Мелкие железные гвозди посажены на свинцовую прокладку. Набор обшивки столь плотный, что судно не нуждалось в конопатке. У него никогда не меняли досок - для этого пришлось бы срубать расклепы.
Тип судна удалось определить только в Архангельском краеведческом музее по чертежам и рисункам корпуса корабельных инженеров штабс-капитана П.БОГОСЛОВСКОГО, выполненных им в качестве приложения к своей книге "О купеческом судостроении в России" (1859 год). Этот корабел определяет его особым видом КАРБАСА, самого почитаемого поморами типа судов. Объясняет он и появление в наборе тонких изящных шпангоутов. Наружная обшивка по традиции обтягивалась первоначально по установленным на киле фальшивым шпангоутам или лекалам. Настоящие же шпангоуты вводились после, когда корпус судна был уже сшит. (продолжу).
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 24 авг 2018, 00:20, всего редактировалось 2 раза.
Из всех судов Архангельской губернии ( Сумпосад до революции входил территориально в состав Архангельской губернии ( В.М.)- пишет БОГОСЛОВСКИЙ, - карбас заслуживает особого внимания как по отличительной конструкции, так и по лучшим мореходным качествам . В тихий и свежий ветер , на веслах и под парусами он равно хорош и безопасен. Длина его, значительно превосходящая ширину, ватерлинии, простирающиеся к носу и корме в согласных кривых линиях, полный при грузовой ватерлинии и острый при киле мидель-шпангоут - все это делает карбас остойчивым, легким при поворотах и дает возможность круто держать к ветру.."
Его любовное описание карбаса дает и образное представление о самом процессе строительства беломорских судов:
"Любопытно смотреть на этих самоучек, как они строят свои корабли: о чертежах и разбивке они, конечно, не имеют никакого понятия. О вычислениях - подавно. На его ПОДЕЛЕ, т.е. эллинге, видите только сажень, разделенную на аршины и вершки, ватерпас, пилу да топор - вот инструменты, в которых заключается вся его разбивка, все вычисления.
Желающий построить судно дает мастеру главные размерения: длину, ширину, глубину и назначает то количество груза, какое судно поднять должно. Мастер, поразведя умом, закладывает судно, создает его, несмотря на то, что все соображения в этом деле руководятся не наукой, а одним практическим навыком...Между такими строителями по большей части из крестьян Архангельской губернии, Кемского и Онежского уездов был более других известен архангельский крестьянин Василий ХАБАРОВ, который сам даже составлял чертежи и делал разбивку. Работники при судостроении исключительно бывают архангелогородцы, онежане и кемляне, как народ, сведующий в деле и с малолетства к тому привыкший..." (продолжу)
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 24 авг 2018, 00:27, всего редактировалось 3 раза.