Вяйнемейнен строит лодку.

Куда поехать? Что успеть посмотреть? Круизник - особенный путешественник.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение


Поморское село Воргозоры.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 21:32, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Гордость и боль Сумпосада ( продолжение ).

Но вот еще одна особенность любимого детища поморов по Богословскому: крепление всех без исключения видов беломорских карбасов состояло почти из одной вицы- тонких корней сосны, которыми буквально прошивался, как нитками, весь корпус судна. Гвоздей поморы почти не применяли. Почему же этот экземпляр выполнен с помощью медных креплений ? Гвозди, привозная дубовая кокора должны были во много раз удорожить судно. Наконец, почему оно до сих пор носит розовую окраску в отличие от традиционного практичного черного цвета поморских судов ?
Бесспорно, судно было создано не для черной работы. Подтверждение этой догадки нашел сотрудник музея Северного морского пароходства, горячий энтузиаст истории северного мореплавания В. БРЫЗГАЛОВ. В "Архангельских губернских ведомостях" ему удалось отыскать сведения о том, что в 1844 году из Архангельска на Соловки совершил плавание брат Николая Первого генерал-адмирал русского флота великий князь КОНСТАНТИН на специально построенном для этого карбасе. А пятнадцать лет спустя те же "Губернские ведомости" сообщали, что в Сумском Посаде есть общественное судно, на котором местные жители перевозят богомольцев на Соловки.
Теперь уместно вспомнить о подарке посадчанам какого-то князя. Но почему именно этому селу, стоящему Бог знает где, досталось это дорогое, отлично сработанное судно ? Надо полагать, не случайно. Не исключено, что важный путешественник возвращался обратно из Соловецкого монастыря не через Архангельск, а, оказавшись в столь отдаленных краях, решил заодно осмотреть и другую достопримечательность Беломорья - знаменитую Осудареву дорогу и вернуться в Петербург кратчайшим путем через Повенец - Петрозаводск. ( продолжу )
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 21:40, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение



Гордость и боль Сумпосада. Продолжение.

Вспомним события, развернувшиеся на Поморском берегу Онежского залива летом 1702 года. Неугомонный Петр умудрился тогда перетащить через непролазные дебри и болотные топи волоком из Белого моря в Онежское , а затем в Ладожское озеро ( тут неточность у автора: корабли тащили только до Онежского озера, да и то -частично использовали систему озера Выг. Из Онего в Ладогу, как известно, несет свои не мелкие воды река Свирь. Название этой реки по-фински - Сувяйоки - Глубокая река. Даже до постройки на этой реке двух шлюзов, суда средних размеров беспрепятственно проходили из Ладоги в Онего и наоборот), и далее в Финский залив два построенных в Архангельске фрегата и провести два полка гвардейцев. Осенью они успешно штурмовали крепость шведов Нотебург. "Осударева дорога" начиналась неподалеку от Сумского Посада, у деревушки НЮХЧА. Известно, что Петр очень высоко оценил помощь именно сумпосадских поморов в этом чрезвычайном предприятии. И сейчас в окрестных селах живы легенды о пребывании здесь царя-адмирала.
Константин, наверняка осведомленный о былых заслугах сумчан, видимо, и сделал этот широкий жест. Тем более, что надобность в судне отпала, а тащить его волоком за тридевять земель, хоть и по дороге Петра Великого, не имело смысла... ( продолжу)
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 21:53, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Осударева дорога в наши дни.

Уж коли зашла речь об "Осударевой дороге", решил заглянуть в тему, посмотреть, что ныне в интернете пишут о легендарной трассе - предтече знаменитого Беломорканала... В пору молодую, во время учебы в Петрозаводском университете о петровской эпохе слышал часто даже на заполненных политической составляющей сполна, старших курсах. Петр Первый был из числа российских самодержцев, кого официально более восхваляли, нежели поругивали за "усиление крепостничества и эксплуатации крестьян". И всегда в связи с именем Петра всплывала его "Осударева дорога"- путь к "окну в Европу".
Ныне, как оказалось, Осударева дорога в моде совершенно в ином ракурсе. Путь, которым триста лет назад первый российский император переправлял два фрегата в тыл шведам, стал в наше время востребован любителями трофи на внедорожниках. Информации и фотографий - множество. Посему - интересующимся Дорогой, а точнее - полным бездорожьем, советую набрать в Гугле: ОСУДАРЕВА ДОРОГА и узнать, что путь этот к концу первого десятилетия этого века не только популярен среди любителей брутального бездорожья. Осудареву дорогу пора защищать от десятков ревущих монстров, перемалывающих колесами нежную красоту северной природы.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 21:56, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

ПОМОРЫ. Фото с форума Архангельска



Продолжение. Не исключено, что история этого судна иная. Но факт есть факт - жители Сумского Посада сохранили, сами не ведая того ( вспомните: " памятник местного значения") единственный из известных теперь, уникальнейший, говоря современным языком, выставочный образец морского судна поморов первой половины 19 века. Если учесть консервативность жителей Беломорья в вопросах судостроения, то по этому кораблю можно судить о мореходных и архитектурных достоинствах карбаса как наиболее распространенного здесь в прошлом морского судна и более ранних эпох.
Но неожиданности в Сумском Посаде на этом не закончились. Мы много беседовали со старожилами села и активистами сельского Совета. Все они с болью душевной говорили о нынешнем состоянии судна. Сделать полный или даже поддерживающий ремонт карбаса-памятника у сельского Совета нет ни средств, ни возможностей - смогут это лишь специалисты-реставраторы.
- Если наш корабль - ценность для науки, - говорят старожилы, - пусть уж увезут его поскорей да отремонтируют, хоть и жалко с ним расставаться... А не увезут, будущей зимы ему, пожалуй, и не пережить.

Вместе с моими новыми друзьями мы пробирались по полусгнившему, полуразрушенному льдом мосту к историческому судну. И вдруг - это было неожиданностью и для моих спутников - увидели на столбе, поддерживающем кровлю, прихваченную гвоздем, мятую и ржавую жестяную доску с надписью: "Памятник истории судоходства на Белом море. Мореходная лодка. 18 век. Село Сумский Посад. Подлежит охране как всенародное достояние. Министерство культуры КАССР". ( продолжу )
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 22:08, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Поморки. 19 век.

Вот уж не знали, не гадали, что у судна есть еще один хозяин ! О существовании этой доски давно забыли. Как выяснилось, ее случайно отыскал в траве гостивший здесь месяц назад архангельский художник Р.КУННИКОВ и прибил подвернувшимся под руку камнем: а вдруг прочтет кто да усовестит Министерство культуры Карелии !
Сама эта надпись, сделанная добротным стандартным шрифтом, показалась нам злой насмешкой над памятником. Как уже говорилось, в прогнившем днище образовалась огромная дыра, в которой можно косить метровую траву...Можно с уверенностью сказать, что об уникальном памятнике в Министерстве культуры КАССР не вспоминали с тех пор, как была прибита табличка об охране "всенародного достояния" . Недаром, он и сегодня не значится ни в одном туристическом проспекте среди достопримечательностей карельского Беломорья.. (продолжу
)
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 22:15, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Современные поморские карбасы тоже внешне такие же, как и много лет назад.


Гордость и боль Сумского Посада . ( продолжение )

Легенды о Петре Первом, его изречения в Карелии в большом ходу, их рассказывает и цитирует каждый гид. Будет уместно подарить им еще одно. Когда в 1722 году создатель российского военного флота посетил Переславль и увидел здесь полуразрушенные корабли, вроде нашего розового карбаса, то издал гневный указ: "Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галер, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомков ваших, яко пренебрегшим сей указ".
Вопрос о судьбе счастливо обнаруженного розового карбаса остается открытым. Думается, что она должна заинтересовать не только специалистов по истории отечественного судостроения. Администрация Северного морского пароходства формирует сейчас экспозицию для своего строящегося в Архангельске Музея северного мореплавания. Судно стало бы жемчужиной этого музея, своеобразным мемориалом поморам Сумского Посада, сохранившим его для потомков. Архангельский музей деревянного зодчества только подходит к созданию экспозиции морского отдела быта поморов. Розовый карбас может стать украшением и гордостью и этого музея под открытым небом.
Почему Архангельск, а не Петрозаводск ? Судя по всему, создано судно руками многоопытных архангельских корабелов, и место ему здесь, в крупном морском и речном порту страны, где ценителями судостроительного искусства поморов станут многие тысячи людей. И второй, пожалуй, не менее важный довод в пользу этого города заключается в том, что восстанавливать судно здесь есть кому. В Архангельске и поныне существует знаменитая Соломбальская судоверфь, поставляющая свою продукцию во многие страны мира. Она специализируется на строительстве малых морских промысловых судов типа "Дори". Лучших реставраторов, чем мастера этой верфи, хранящие судостроительные традиции предков, найти, пожалуй, трудно. (продолжу ).


Парадокс ситуации заключается в том, что и сейчас, через тридцать лет после публикации статьи в "Водном транспорте" ( сентябрь 1979 года), останки карбаса находятся в Сумпосаде, а строительство деревянных судов, какие строили поморы, было возрождено именно в Петрозаводске в 1990-е годы. А в Архангельске гибнет на берегу шхуна "Запад", тоже образец деревянного судостроения середины 20-го века. ( В.М.)
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 22:22, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Еще одна фотография современного состояния "Осударевой дороги".
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 22:28, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Гордость и боль Сумского Посада. (окончание статьи из газеты "Водный
транспорт от 6 сентября 1979 года)
.


Высказывается опасение, что снять старое судно с Мельничного порога,
окруженного клокочущим водопадом, невозможно. Это не совсем так.
Достаточно подвести под него прочную площадку с кильблоками, которую
можно застропить, поднять вертолетом и перенести на железнодорожную
платформу, благо до станции всего около трех километров.
В конце концов не в том суть, кому быть обладателем уникального
корабля, как его транспортировать. Это дело специалистов. Важно сделать
все возможное, чтобы продолжить благородное дело жителей Сумского
Посада, спасти корабль для потомков. Дни судна сочтены. Розовый карбас
ждет помощи.

Ю.Колмаков. Наш соб. корр. Архангельск.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 21:46, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Сумпосад. Розовый Карбас.

Подводя итоги.

Автор статьи о розовом карбасе Ю.Колмаков ошибся касательно того, что "дни судна сочтены". Карбас жив и ныне. И по-прежнему находится в Сумском Посаде. Правда, самая свежая информация о нем на сайтах российской Карелии датирована 2008 годом, о карбасе сказано мельком. В августе 2006 года в Беломорском районе побывала экспедиция Петрозаводского государственного университета. В экспедиции принял участие профессор архитектуры В.П. ОРФИНСКИЙ, человек много сделавший для сохранения исторического наследия Карелии. Целью работы экспедиции был сбор материалов по теме "История и современное состояние традиционного судостроения и судоходства Карельского Поморья".
Участники экспедиции знакомились с имеющейся в деревнях побережья информацией о местном судостроении и лодочных мастерах, уточняли использование и ареал распространения лодок местной постройки и выявление новых типов лодок. Конечно, это только первый шаг по изучению интереснейшей страницы истории Карельского Поморья, сделанный в наше время.
Надежды на Соломбальскую судоверфь, о которой писал Ю. Колмаков, также не оправдались. Верфь в настоящее время строит достаточно качественные деревянные яхты Кэч, начало было положено еще в 1991 году, когда парусная яхта "Елена" ценой 50 тысяч евро была продана в Санкт-Петербург. А в 2009 году соломбальские корабелы построили копию яхты принца Уэльского - "Британия". Яхта весит 120 тонн, имеет длину 38 метров и высоту мачты 50 метров. ( http://www.harmony-yachts.ru )
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 29 авг 2018, 21:45, всего редактировалось 3 раза.

Ответить