Вяйнемейнен строит лодку.

Куда поехать? Что успеть посмотреть? Круизник - особенный путешественник.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Фотография С.М.Прокудина-Горского называется "Вид на дамбу в Сорочьей Губе". В начале 20 века не такой уж и глухой выглядело старинное поморское село. Но, железнодорожные пути пришли в Сорокку уже во время первой мировой войны, когда была построена Мурманская железная дорога. А до этого - Сумский Посад был значительнее. Именно это поселение встречается в исторических источниках как центр карельского судостроения на Белом море. А севернее Сорокки строила морские суда знаменитая Кемь.
Преподаватель Петрозаводского университета, у которого довелось 30 лет назад слушать лекции по истории Олонецкой губернии ( так, более честно при царях именовали нынешнюю "республику Карелия" ), сотрудник Карельского филиала АН СССР Николай Александрович КОРАБЛЕВ в монографии своей, изданной в 1980 году и названной автором не слишком лаконично "Социально-экономическая история Карельского Поморья во второй половине 19 века", все же отметил: "Во второй половине 19 века Карельское Поморье являлось крупнейшим районом судостроения в Архангельской губернии ( тогда и Кемь, и Сорокка и Сумский Посад относились именно к губернии Архангельской. В.М.) Сооружались суда зимой во многих населенных пунктах края, но наиболее сложились как центры судостроения Кемь, Сумский Посад, Шуерецкое, Сорокка, Шижня, Колежма и Нюхча. Транспортные корабли ( лодьи, шхуны, кочмары, клипера) строились поморами -предпринимателями преимущественно для себя или по заказу. Промысловые же суда ( шняки, тройники, морские карбасы) нередко строились и на продажу."

Вопрос о клиперах - спорный. Вряд ли строились эти суда на берегах Белого моря. А вот Сорокка в числе мест судостроения - с этим согласен. Хотя, повторюсь, не сравнимо было село это как центр судостроения ни с Кемью, ни с Сумским Посадом. А еще строили суда монахи могущественного Соловецкого монастыря.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 30 авг 2018, 23:24, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

С опозданием, но нашел у себя фотографию, сделанную в Сумском Посаде в 1978 году. Тогда надпись на знаменитом в Карельском Поморье амбаре была еще в хорошем состоянии...
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 31 авг 2018, 23:27, всего редактировалось 2 раза.

yan
Staff
Сообщения: 5053
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение yan »

Виталис, благодарю Вас за продолжения ведения очень интересной темы !

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Спасибо, Ян ! Я ее делаю достаточно медленно, т.к. мало материала даже в моей библиотеке. А хочется еще и проиллюстрировать.. Сейчас подбираю материал по городу Кемь, потом - по деревянному судостроению на Онежском озере и малым озерам Карелии... Тему про Беломорско-Онежское пароходство сделаю строго хронологически и только тогда, когда просмотрю весь материал. А его - описательного материала - нахожу все больше и он довольно интересен...
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 05 ноя 2015, 21:15, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Фотография С.М. Прокудина-Горского называется "Сорокка. 1916 год".

Н.А.КОРАБЛЁВ пишет о развитии Карельского Поморья: " В первые пореформенные десятилетия условия для развития судостроения в крае были довольно благоприятными. Успешно развивались рыбные промыслы, в первую очередь- мурманские. Постоянно росла потребность в морских перевозках. Вместе с тем парового флота на Белом море по существу еще не было. Все это побуждало поморов уделять большое внимание поддержанию, пополнению и совершенствованию своего парусного флота. Если в 1851 - 1855 годах в Карельском Поморье было построено в общей сложности 60 транспортных и 150 промысловых судов, то в 1876 - 1880 годах - 66 транспортных и 168 промысловых." ( Данные приведены по отчетам АГСК за 1876 - 1880 годы.)

Существенно изменились типы сооружаемых транспортных судов. Еще в 1850-е годы в крае главным образом строились лодьи и кочмары. Из 60 транспортных судов, вступивших в строй в 1851 - 1855 годах, 46 судов ( 76,7 % ) принадлежали к этим двум типам. В последующие десятилетия основное место среди строящихся судов заняли шхуны, которые обладали серьезными преимуществами перед лодьями и кочами: лучшим парусным вооружением, способностью лавировать, большей остойчивостью и мореходностью. Так, среди 52 судов, сооруженных с 1856 по 1875 год, в Сумском Посаде было 42 шхуны и только 4 лодьи.
К началу 20 века в Сорокке, в устье Выга работали два лесопильных завода петербургских фабрикантов Беляевых. Это способствовало дальнейшему развитию деревянного судостроения, хотя появились на Белом море и паровые суда - успешные конкуренты и шхун и кочей...
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 31 авг 2018, 23:31, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение


Еще одна фотография С.М.Прокудина-Горского называется " на острове Сорокке". Начало 20 века.


В связи с появлением на Белом море паровых судов, в конце 19-начале 20 века в Карельском Поморье и в Беломорье в целом,начинается спад деревянного судостроения. Журнал "Русское судоходство" № 5 -1912 год в статье Б.НИКОЛАЕВСКОГО " К вопросу о судьбах парусного флота. Судовладение Кемского уезда" пишет: В 1897 - 1901 г.г. в Карельском Поморье было построено 44 транспортных и 142 промысловых судна. Происходило дальнейшее качественное улучшение транспортного парусного флота. с 1880-х годов строительство лодей полностью прекратилось.
Наряду с обычными шхунами стали сооружать барк-шхуны и гафель-шхуны. Эти суда отличались более совершенным парусным вооружением, а следовательно, и большей скоростью, особенно при боковых и встречных ветрах. Повышалась грузоподъемность сооружаемых парусников. Так, в 1885 году она составляла в среднем 38,8 тонн на судно, а в 1900 году поднялась до 45,7 тонн.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 31 авг 2018, 23:52, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Схема поморской шняки.

Рассказывая о деревянном судостроении в Карельском Поморье нельзя не упомянуть, что все поморы: и сороккские, и сумпосадские и кемские и терские - все жители побережья Белого моря строили свои суда в значительной степени для промысловых нужд. Рыба считалась с давних пор основным природным богатством всего Поморья. В Белом море и ныне, несмотря на экологические проблемы, вызванные использованием акватории, как военного полигона, водится свыше 60 различных пород рыб, причем две трети из них - промысловые. Основные нерестилища и места обитания важнейших промысловых рыб Белого моря - сельди и наваги -находятся непосредственно в береговой зоне Карельского Поморья.
Быстрые порожистые реки края: Кемь, Выг, Шуя, Кереть и другие, несущие воды к Белому морю, -богаты разнообразной пресноводной рыбой. Поморы определяли первостепенное значение морских промыслов в своей жизни краткой, но емкой поговоркой: "Море-наше поле."
Постепенно развивалось такое направление рыбных промыслов, как отхожее рыболовство на Мурманском берегу Северного Ледовитого океана. А для рыболовства на Мурманском берегу требовались прочные и мореходные суда.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 31 авг 2018, 23:56, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

На фотографии С.М. Прокудина - Горского - панорама города Кемь. 1916 год.

КЕМЬ - последний из примечательных городов Карельского Поморья, о котором пойдет речь в данной теме. Этот, ныне малозаметный беломорский городок, стал широко известен в Советском Союзе после выхода на экраны кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию". Есть в фильме эпизод, где лже- Иван Грозный отдает Швеции "Кемску волость". И еще: среди русского населения Карелии бытует легенда,что само название городка появилось при Петре Первом. Преобразователь России, якобы отправлял неугодных бояр куда подальше от себя приговаривая: "Катись к едрене матери...", что в аббревиатуре и означает "Кемь". Но это не более, чем легенда. Кемь - слово саамское. Есть и в соседней Финляндии северный городок Kemi. В древности берега Белого моря заселяли даже не карелы - СААМЫ. Первые их поселения археологи датируют ДЕВЯТЫМ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕМ ДО Н.Э. В тридцати километрах от нынешней Кеми, на островах, называемых Кузовами, сохранилось древнее святилище. Лабиринты и каменные сложения отдаленно напоминают животных и птиц. Это -сейды -священные камни саамов.
В 10 - 11 веках нашего тысячелетия на берега Белого моря пришли новгородцы. Море было богато зверем и рыбой. Весной со льда добывали тюленей и других морских зверей, ловили треску, семгу, сельдь.
В 1429 году на Соловках, что всего в 45 километрах от Кеми, появились первые монахи. И уже в 1450 году Марфа БОРЕЦКАЯ (ПОСАДНИЦА) пожаловала Соловецкому монастырю свои кемские владения.
Шли годы, столетия. Кемь набирала силу, воевала с западными соседями, способствовала росту богатства монастыря на Соловецких островах.
16 мая 1785 года указом Екатерины Второй Кемь получила статус города как самое большое поселение на побережье Белого моря...
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 01 сен 2018, 00:02, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Старинная фотография называется "Кемские поморы".

Про современный город Кемь рассказывать нет смысла. Единственное, что полноценно функционирует в этом городе из достойных упоминания предприятий - железнодорожная станция. В Кеми меняются бригады электровозов железнодорожной магистрали, связывающей Мурманск с центральной Россией. Для севера Карелии Кемь - крупный железнодорожный узел. Фотографии современной Кеми очень похожи на фотоснимки Беломорска: на фоне невыразимо прекрасной природы Беломорья - трущобы, неухоженность, запустение.
Кемь была знаменита в период развития Карельского Поморья и мореходами и судостроителями. Наиболее известен и в наше время - Савва ЛОШКИН. Этот кемский мореход родился в самом центре этнической Карелии - в Олонце в 1760 году. Он первым из поморов обогнул с севера Новую Землю и прошел вдоль ее восточного побережья, сделав описание огромного острова. Про Савву Лошкина известно не много. Жаль, что работавший в Беломорско-Онежском пароходстве сухогруз "САВВА ЛОШКИН" ныне уже не несет на борту имя отважного помора-карела.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 01 сен 2018, 00:11, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение


Город Кемь на карте.

Ученый и литератор Борис Иванович КОШЕЧКИН изучил в свое время Европейский Север России досконально: от Онего до Новой Земли пролегли маршруты его путешествий в 1970-е - 1980-е годы. В 1992 году вышла его книга "Боже, дай нам ветра", ее второе название - "Кемские полярные мореходы" . Книга издана в Петрозаводске.
В частности Б.И.Кошечкин отмечает: " Вместе с новгородцами в освоении северных территорий принимали участие и карелы, земли которых к этому времени уже входили в состав новгородских пятин. Оказавшись на новых, почти не обжитых территориях, они получили возможность расширить свои промыслы белок и бобров, меха которых выгодно сбывали в Новгороде.."
Из древнерусских источников известно о боярине "корелянине" Иване Федоровиче ВАЛИТЕ, возглавившем борьбу с западными соседями...
Исследователь Севера И.П. ШАСКОЛЬСКИЙ в начале 1990-х годов опубликовал "Рассказ карела Ноусиа"- описание путей из Ладоги к Ботническому заливу, в бассейн реки Кеми и к Белому морю. Швеция и Норвегия не только воевали с новгородцами, но и успешно с ними торговали.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 01 сен 2018, 00:16, всего редактировалось 2 раза.

Ответить