месторасположение - Городское поселение Приводино, Архангельская область, Котласский район
река - Северная Двина.
Сегодня прогулялся немного по селу Приводино. Еще во время прошлой прогулки обнаружил улицу Водников. Раз есть такая улица - значит есть и что-то с водниками связанное.
Как уже выяснил, лазая по сети - существовала и Приводинская РЭБ флота. Видимо это ее руины. Из всего комплекса строений на берегу Приводинского затона (залив Северной Двины) действует только котельная - она принадлежит местным комунальщикам.
В пользу того, что это останки РЭБ флота говорит:
1. к ней как раз выходит улица Водников
2. Есть сооружение, напоминающее слип.
Первый признак конечно косвенный. А вот второе - требует по хорошему более детального обследования когда сойдет снег.
Для начала на глаза попалась вот такая надстройка - явно от чего-то наливного. Баржа, танкер, бункер база...
перила моста через овраг
один из уголков поселка
руины на берегу
этот корпус пристроен к небольшому зданию. В одном помещении - останки шестициллиндрового судового дизеля, причем фундамент агрегата явно похож на фундамент дизель-генератора, заводской таблички на блоке я не увидел
за стеной - что-то похожее на котлы или печи
собственно все это внутри этого здания
корпус, за ним действующая котельная
в нем перемещаться можно только на коньках
тут один фундамент остался
причал 30 метров
и на последок - единица несамоходного флота, причем явно в не брошенном состоянии
Приводинский затон
Модератор: yan
-
- STAFF, штурман
- Сообщения: 622
- Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00
Приводинский затон
Орда не дремлет! Орда зла!
-
- STAFF, штурман
- Сообщения: 622
- Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00
Re: Приводинский затон
18 числа я вновь прибыл в село Приводино. Прибьли уже после окончания рабочего дня, потому выдалось немного свободного времени. Еще с прошлого визита мне не давал покой берег Приводинского затона. Потому - практически сразу рванул туда. Теперь территорию можно было осмотреть боле менее подробно.
Собственно говоря - сомнений нет в том, что все сооружения относятся к порту. Но! То что я принял за слип (уже потом дошло - больно уж берег крутоват) при ближайшем рассмотрении оказалось скатом для бревен. То есть плоты здесь формировали - это уже понятно. К чему относится производственный корпус, и наличие останков паровых котлов - пока для меня загадка.
Так же на месте пристани обнаружил следы шпал. Причем двух типов. С короткими все стало понятно после внимательного осмотра территории и останков шпал (увидел одну или две целых) - это колея портального подьемного крана - она шла вдоль кромки и выходит к спуску для бревен. Так же нашел следы от шпал явно широкой железнодорожной колеи - 1520 мм.
Это вполне объясняется тем, что Приводино находится относительно недалеко от станции Ядриха - 15 км. Так что вполне возможно на территорию приводинской пристани когда доходила железная дорога.
к терриории пристани два спуска. Один представляет разваливающуюся бетонку, а на втором видны останки булыжной мостовой. На нем же вот эти руины - видимо бывший КПП
останки фундаментов - видимо это были деревянные строения (в траве временами просматриваются характерные элементы) складского типа - точно сказать невозможно
вполне вероятно это и были склады - они идут вдоль всей длины пристани
тут с зимы ничего не изменилось. Вполне вероятно была контора и/или здание вокзала - раньше по Северной Двине пассажирский флот ходил
зимой этот артефакт был под снегом - судя по внешнему виду - днищевый набор. предположу, что это была баржа
укрепление берега
собственно здесь я предположил, что подходило полотно широкой (1520 мм) колеи - характерная длина шпал, на полуразбитой шпале с обеих сторон выдны остатки костыльного крепления рельса (шапала деревянная)
это строение находится у начала рельсовой колеи козлового крана
правая половина колеи - видны следы от характерных коротких шпал
на переднем плане видна сохранившаяся деревянная шпала - для узкоколейной она большевата по сечению (сечение более характерно для широкой колеи), а ее длина мала для колеи в 750 мм. ТАк же на ней виден след подрельсовой прокладки, находящийся по середине
жутковатый регномер
на заднем плане видна балка и стальное крепление к основанию. Судя по состоянию останков - берег размывает потихоньку
либо народ растаскивает останки и уцелевшие бетонные детали
эти следы шпал идут поперек основного направления - их назначение для меня осталось загадкой
с левого крана от колеи козлового крана остались лишь следы
производственное здание
возможно как раз тут и была судоремонтная мастерская
внутри корпуса - справа и слева у стен видны бетонные тумбы - к ним явно крепились станины оборудования
административные помещения - лестницы туда не сохранилось - марши кто-то уже явно спер
на другом берегу - корпус дебаркадера
сразу за цеховым зданием - явно более старый корпус
тут с зимы ничего также не изменилось - все на месте - и останки котлов, и судового дизеля
коленвал дизеля
действующая котельная
Собственно говоря - сомнений нет в том, что все сооружения относятся к порту. Но! То что я принял за слип (уже потом дошло - больно уж берег крутоват) при ближайшем рассмотрении оказалось скатом для бревен. То есть плоты здесь формировали - это уже понятно. К чему относится производственный корпус, и наличие останков паровых котлов - пока для меня загадка.
Так же на месте пристани обнаружил следы шпал. Причем двух типов. С короткими все стало понятно после внимательного осмотра территории и останков шпал (увидел одну или две целых) - это колея портального подьемного крана - она шла вдоль кромки и выходит к спуску для бревен. Так же нашел следы от шпал явно широкой железнодорожной колеи - 1520 мм.
Это вполне объясняется тем, что Приводино находится относительно недалеко от станции Ядриха - 15 км. Так что вполне возможно на территорию приводинской пристани когда доходила железная дорога.
к терриории пристани два спуска. Один представляет разваливающуюся бетонку, а на втором видны останки булыжной мостовой. На нем же вот эти руины - видимо бывший КПП
останки фундаментов - видимо это были деревянные строения (в траве временами просматриваются характерные элементы) складского типа - точно сказать невозможно
вполне вероятно это и были склады - они идут вдоль всей длины пристани
тут с зимы ничего не изменилось. Вполне вероятно была контора и/или здание вокзала - раньше по Северной Двине пассажирский флот ходил
зимой этот артефакт был под снегом - судя по внешнему виду - днищевый набор. предположу, что это была баржа
укрепление берега
собственно здесь я предположил, что подходило полотно широкой (1520 мм) колеи - характерная длина шпал, на полуразбитой шпале с обеих сторон выдны остатки костыльного крепления рельса (шапала деревянная)
это строение находится у начала рельсовой колеи козлового крана
правая половина колеи - видны следы от характерных коротких шпал
на переднем плане видна сохранившаяся деревянная шпала - для узкоколейной она большевата по сечению (сечение более характерно для широкой колеи), а ее длина мала для колеи в 750 мм. ТАк же на ней виден след подрельсовой прокладки, находящийся по середине
жутковатый регномер
на заднем плане видна балка и стальное крепление к основанию. Судя по состоянию останков - берег размывает потихоньку
либо народ растаскивает останки и уцелевшие бетонные детали
эти следы шпал идут поперек основного направления - их назначение для меня осталось загадкой
с левого крана от колеи козлового крана остались лишь следы
производственное здание
возможно как раз тут и была судоремонтная мастерская
внутри корпуса - справа и слева у стен видны бетонные тумбы - к ним явно крепились станины оборудования
административные помещения - лестницы туда не сохранилось - марши кто-то уже явно спер
на другом берегу - корпус дебаркадера
сразу за цеховым зданием - явно более старый корпус
тут с зимы ничего также не изменилось - все на месте - и останки котлов, и судового дизеля
коленвал дизеля
действующая котельная
Орда не дремлет! Орда зла!
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Приводинский затон
Насколько помню, во времена моей учебы в Великом Устюге, Приводинская РЭБ флота принадлежала Северо-двинскому БУПу ( бассейновому управлению водных путей). На базе ремонтировался путейский флот Северной Двины и там же зимовал. Жаль, все заброшено. Поэтому и Двина становится все менее судоходной...
-
- STAFF, штурман
- Сообщения: 622
- Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00
Re: Приводинский затон
увы.... вообще учитывая, насколько гуляет уровень Северной Двины и размеры песчаных кос у Котласа - у меня вообще есть сомнение о судоходности Северной Двины выше Котласа.Vitalis Merta писал(а):Насколько помню, во времена моей учебы в Великом Устюге, Приводинская РЭБ флота принадлежала Северо-двинскому БУПу ( бассейновому управлению водных путей). На базе ремонтировался путейский флот Северной Двины и там же зимовал. Жаль, все заброшено. Поэтому и Двина становится все менее судоходной...
Зимой разговаривал с продавцом и одновременно владельцем антикварного магазина под зданием РВ - он говорил, что работал раньше в Котласском техуучастке - дноуглубительных работ у Котласа не проводилось с середины 90-х.
А речной училище имени Зосимы Шашкова в Великом Устюге живо и работает - сегодня постараюсь разместить небольшую фотодобивку по Устюгу.
Виталис, а вам не приходилось в те годы бывать в Приводино? Меня все же мучает вопрос о желзнодорожной ветке - была ли и с какой станции приходила (ближайшая - ст. Ядриха)
Орда не дремлет! Орда зла!
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Приводинский затон
Виталис, а вам не приходилось в те годы бывать в Приводино? Меня все же мучает вопрос о желзнодорожной ветке - была ли и с какой станции приходила (ближайшая - ст. Ядриха)
Петр, на Двине я был на практике на устюгском плотоводе в 1968 году. В Приводино мы не заходили и вообще плоты водили в основном от запаней ниже Котласа. И в те времена Малая Двина была и более мелкая и судовой ход был уже, чем на Большой Двине. Но, все большие буксиры базировались на Устюг, там же зимовали пассажирские пароходы, в том числе здравствующий ныне "Н.В.Гоголь".
В Устюг железной дороги не было, мы доезжали до Ядрихи, далее - автобусом. О ветке в Приводино ничего не знаю. Надобно посмотреть старые карты...
Петр, на Двине я был на практике на устюгском плотоводе в 1968 году. В Приводино мы не заходили и вообще плоты водили в основном от запаней ниже Котласа. И в те времена Малая Двина была и более мелкая и судовой ход был уже, чем на Большой Двине. Но, все большие буксиры базировались на Устюг, там же зимовали пассажирские пароходы, в том числе здравствующий ныне "Н.В.Гоголь".
В Устюг железной дороги не было, мы доезжали до Ядрихи, далее - автобусом. О ветке в Приводино ничего не знаю. Надобно посмотреть старые карты...
-
- STAFF, штурман
- Сообщения: 622
- Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00
Re: Приводинский затон
В Устюг то сейчас одноколейка есть - идет от Ядрихи, проходит в трех километрах от границы ПГТ Приводино (по сути от автодороги) - т.е. она идет практически сразу за охранной зоной газопровода (по которому сейчас и мотаюсь)
Орда не дремлет! Орда зла!
-
- STAFF, штурман
- Сообщения: 622
- Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00
Re: Приводинский затон
Что могу сказать - железнодорожный транспорт приходил в Приводино - узкоколейка, по крайней мере на американской карте восточной европы (карта составлена в 1946-1947 годах, стащил с сайта rutracker.org)
Согласно этим листам - судя по всему это была торфо и лесовозная узкоколейка - иначе как объяснить, то что она не связана с основной ЖД и "теряется" в лесах. Да и ответвлении в Красавино - либо деревообработка, либо подвоз топлива и сырья к льнокомбинату. ТЭЦ была пущена лишь в 1957 году. Вообщем вопросы, вопросы...
старица же напротив Котласа сейчас заросла, да и похоже ее уменьшили при сооружении автодорожного моста.
Теперь карты.
Условные обозначения
лист 1 (смотрим по нижнему краю у Северной Двины)
лист 2 (тут как раз виден "хвост" узкоколейки до Красавино)
Согласно этим листам - судя по всему это была торфо и лесовозная узкоколейка - иначе как объяснить, то что она не связана с основной ЖД и "теряется" в лесах. Да и ответвлении в Красавино - либо деревообработка, либо подвоз топлива и сырья к льнокомбинату. ТЭЦ была пущена лишь в 1957 году. Вообщем вопросы, вопросы...
старица же напротив Котласа сейчас заросла, да и похоже ее уменьшили при сооружении автодорожного моста.
Теперь карты.
Условные обозначения
лист 1 (смотрим по нижнему краю у Северной Двины)
лист 2 (тут как раз виден "хвост" узкоколейки до Красавино)
Орда не дремлет! Орда зла!